СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ОБЖ по теме "Тактическая подготовка"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока по ОБЖ по теме "Тактическая подготовка"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОБЖ по теме "Тактическая подготовка"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»


Преподаватель: Игорь Вячеславович Починин


Учебная дисциплина

Основы безопасности жизнедеятельности

Дата урока

26.02.2018 г

№ группы, профессия/специальность обучающихся

ТМ-17У, Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства


Раздел/тема Программы

Основы военной службы

Тема урока

Тактическая подготовка

Цели урока

Обучающая: Ознакомление обучающихся в общих чертах с основными понятиями, характеризующими предназначение тактической подготовки военнослужащих.

Развивающая: продолжение привития физической выносливости и способностей быстро принимать решения в быстроменяющейся обстановке, развитие умений работать с картой

Воспитательная: воспитание у обучающихся дисциплинированности, ответственности и стремления к выполнению боевой задачи

Тип урока

комбинированный

Технологии, методы, приёмы обучения

словесные, наглядные, исследовательский методы

ИКТ, педагогика сотрудничества, урок - игра


Формы организации деятельности обучающихся

фронтальная, групповая

Основные понятия, термины

Тактическая подготовка, современный бой, наступательный бой, оборонительный бой

Оснащение урока

Медиапроектор, раздаточный материал, презентация план урока

Планируемые результаты

Личностные

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

готовность к служению Отечеству, его защите; 


Метапредметные

развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

формирование умений взаимодействовать с окружающими

развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:  принимать обоснованные  решения и вырабатывать план  действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Предметные

получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

Учебные действия

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

1.1. Организационный момент

организовать направленное внимание на начало урока, определить готовность группы к занятию

Приветствие студентов, гостей, подготовка рабочих мест


Приветствие педагога, гостей, подготовка рабочих мест


1.2.Целевая установка

осознание обучающимися основной цели урока в общей системе учебных занятий изучаемой темы 

Формулировка цели урока

Цели урока:

  1. Обучающая: Ознакомление обучающихся в общих чертах с основными понятиями, характеризующими предназначение тактической подготовки военнослужащих.

  2. Развивающая: продолжение привития физической выносливости и способностей быстро принимать решения в меняющейся обстановке, развитие умений работать с картой

  3. Воспитательная: воспитание у обучающихся дисциплинированности, ответственности и стремления к выполнению боевой задачи.


совместно с педагогом выявляют цели урока

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

сформировать представления обучающихся о том, что нового они узнают уроке, чему научатся

Введение обучающихся в историю развития тактической подготовки. Напоминание о великих русских полководцах, их вкладе в развитие тактики ведения боя.

Тактика является составной частью военного искусства. Она охватывает теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями и частями.

Глубокое знание тактики, умение действовать в бою и наилучшим образом использовать своё оружие и технику, позволят воинам добиться победы над сильным противником.

Большой вклад в развитие тактики внесли военачальники и полководцы разных времён, такие как: Александр Македонский, Александр Невский, Петр Первый, Александр Васильевич Суворов, Г.К.Жуков.

ВОПРОС:

Что вы знаете о перечисленных полководцах, в каких сражениях они участвовали?


Слушают преподавателя

Делают краткий конспект
















Отвечают на вопрос




2. Основной этап

2.1. Формирование новых знаний и умений

сформировать представление о тактической подготовке военнослужащих

ВОПРОС:

Кто может ответить на вопрос: что такое тактика?

Тактическая подготовка – это система обучения личного состава подразделения, частей и соединений, а также командиров и органов управления ведения боевых действий. Тактическая подготовка – один из важнейших предметов боевой подготовки.

Тактическая подготовка солдата включает: изучение характеристик современного боя, приемов и способов действий в бою, воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств.

Тактика является составной областью военного искусства, охватывающей теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями и соединениями всех видов ВС, родов войск и специальных войск. Теория тактики исследует закономерности, характер, содержание и способы ведения боевых действий.

Современный бой — основная форма тактических действий войск авиации и флота, организованное вооруженное столкновение соединений, частей и подразделений воюющих сторон, представляющее собой согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр в целях уничтожения (разгрома) противника и выполнения других тактических задач в определенном районе в течение короткого времени. 
     Современный бой по своему характеру является общевойсковым. Он ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск с применением танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов и другой боевой техники и вооружения. 
     Общевойсковой бой может вестись с применением оружия массового поражения или с применением только обычного оружия. 

ВОПРОС:

Вспомним материал, изученный ранее:

Что относится к оружию массового поражения?  

    
Современный общевойсковой бой характеризуется, решительностью, высокой маневренностью, напряженностью и скоротечностью, быстрыми и резкими изменениями обстановки и разнообразием применяемых способов его ведения. 
     

ВОПРОС:

Знаете ли вы какие виды боев бывают?

БОЙ 


Наступательный Оборонительный

Вопрос:

Чем, по вашему мнению, отличается наступательный бой от оборонительного?

Бой наступательный – одна из основных форм тактических действий войск (сил флота). Применяется в целях разгрома противостоящей тактической группировки войск противника и овладения важным районом (рубежом, объектом) на его территории. Заключается в огневом поражении противника, решительной атаке, стремительном продвижении войск в глубину его расположения, уничтожении живой силы и военной техники и в выходе на установленные рубежи. Разновидностями наступательного боя являются прорыв, встречный бой и преследование.

Бой оборонительный – одна из основных форм тактических действий войск, применяемая для срыва или отражения наступления превосходящих сил противника, удержания занимаемых позиций, предотвращения прорыва противника к прикрываемым объектам и создания условий для перехода в наступление.

Организуется и ведется с опорой на созданную систему обороны, которая может готовиться заблаговременно или поспешно в короткие сроки, осуществляться на нормальном или широком фронте, в позиционных или маневренных формах.

Включает нанесение огневых ударов по противнику в начале и в ходе его наступления, упорное удержание обороняемых позиций и рубежей, проведение контратак для восстановления утраченного положения, ведение борьбы с прорвавшимися группировками и десантами противника.

В современных условиях в связи с появлением разнообразных высокоэффективных средств борьбы, различных систем управляемого и самонаводящегося оружия, роботизированных и автоматизированных систем тактика всех родов войск (сил флота), а особенно общевойсковая тактика резко усложнилась, что требует творческого и искусного примениения войск, сил и средств, разработки и внедрения новых нетрадиционных приемов и способов ведения боя.

    
В наступлении и во встречном бою подразделения, используя открытые фланги, промежутки, а также складки местности, должны совершать охваты, обходы противника и стремительно проникать в его тыл.
 
Демонстрирует на слайдах примеры карт боевых действий из мировой истории

Пытаются дать обоснованный ответ.




Слушают преподавателя, принимают участие в обсуждении.







































Отвечают на вопрос.

(Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие противника принято называть оружием массового поражения (ОМП).) 




Пытаются назвать виды боев.







Высказывают свои предположения
























































Совместно с педагогом обсуждают карты боевых действий.

2.2. Применение (закрепление, развитие, углубление) усвоенных знаний и освоенных умений

сформировать умение применять теоретические знания, умений работать с картой боевых действий


Вопрос:

Как вы считаете, что является критерием правильности выбора тактики ведения боя?

Критерием правильного выбора тактики является победа в бою. Чем выше искусство тактики и чем разнообразнее приемы и действия, которыми владеют войны, подразделения и части, тем больше вероятность победы.

Сейчас мы с вами проведем мини – игру, заключающуюся в разработке планов нападения и обороны на объект. В роли объекта – выступит здание нашего техникума.

По окончании игры, нужно будет обсудить и провести анализ предложенных планов.

Время на разработку плана – 10 мминут.

Составление мини-проекта «Разработка плана обороны\нападения на условный объект» - работа в группах.

Разделить группу на две подгруппы, выбрать командиров. Раздать схему местности (приложение 1). Задание для команд:

1 команда – разработать план наступления на техникум

2 команда – разработать план обороны техникума.

В случае затруднения преподаватель консультирует группы

Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения.


















Обучающиеся делятся на 2 группы, выбирают командира. Составляют карту\схему нападения\отражения атаки


Работа в группах под руководством командиров.

Обсуждают, рекомендуют.

2.3. Выдача домашнего задания

Обеспечить обучающимся понимание цели, содержания и способов выполнения Д/З

Привести из истории современных конфликтов примеры наступательного и оборонительного боев

Записыват Д\З, при возникновении вопросов – консультируются у преподавателя.

3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов урока

сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.


Анализ работы в группах.

Самооценка, самоанализ действий.

Что вы узнали нового на уроке? Как эти знания могут пригодиться в будущем?

Анализирует деятельность обучающихся на уроке, подводит итоги (выставляет отметуи за работу на уроке)

Анализирует свою деятельность на уроке

Самоанализ и анализ плана команды – противника.

Выявляют положительные и отрицательные моменты в работе.



Самоанализ урока теоретического занятия,

проведенного преподавателем ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологическийтехникум – казачий кадетский корпус», Уйский филиал 26 февраля 2018 года Почининым Игорем Вячеславовичем


Группа – ТМ-17У, курс обучения – первый

ОУДБ.011 Основы безопасности жизнедеятельности

Раздел 2. Основы военной службы

Тема урока: «Тактическая подготовка»

Тип урока: комбинированный


Теоретическое занятие по ОБЖ, проведенное мной по  теме «Тактическая подготовка», рассчитано на группу обучающихся в количестве 30 человек в возрасте 15-16лет. Занятие входит в рабочую программу 1 года обучения по ППКРС профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист с/х производства 2017-2018 учебного года, рассчитано на 2 часа (уроки по 45 минут, 10-минутный перерыв между уроками). Согласно перспективно-тематическому плану рассматриваемому разделу отведено 42 часа.

При подготовке занятия была поставлена цель:

-   ознакомление обучающихся в общих чертах с основными понятиями, характеризующими предназначение тактической подготовки военнослужащих;

- продолжение привития физической выносливости и способностей быстро принимать решения в быстроменяющейся обстановке, развитие умений работать с картой;

- воспитание у обучающихся дисциплинированности, ответственности и стремления к выполнению боевой задачи

Для достижения данной цели в ходе учебного занятия были реализованы  следующие задачи:

1. сформировать представление обучающихся о тактической подготовке для применения полученных знаний и умений в дальнейшем при прохождении службы в рядах РА;

3. сформировать умение применять теоретические знания через развитие ОК, необходимых при освоении ОУДБ ОБЖ на примере решения практико-ориентированной задачи по работе с картой боевых действий;

3. привлечь внимание студентов к значимости проявления личной ответственности за результаты своей деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО ППКРС профессии «Тракторист-машинист с/х производства» обучающиеся по окончании изучения данной темой должны знать:

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения.

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью.

Применяемые методы и приемы обучения (словесный - беседа с обучающимися по повторению и обобщению ранее изученного теоретического материала; использование наглядного пособия; практическая работа в малых группах; выполнение работы с использованием методических указаний; проблемное изложение полученных результатов – анализ и самоанализ), рефлексия занятия позволяют проследить развитие общих компетенций при формировании универсальных учебных действий. Подобранные методы обучения соответствуют  возрасту обучающихся, их потребностям, интересам и возможностям.  

Время, отведенное на изложение нового для понимания обучающихся теоретического материала и выполнение практического задания в виде игры с применением выше указанных методов и приемов, позволило мне продуктивно использовать учебное занятие.

Структура урока, считаю, соблюдена. План занятия, комбинированного по типу урока, разработанный в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, определил их деятельность в течение каждого этапа урока:

1. Организационный этап (5 минут) направлен  на создание положительного настроя и мотивацию обучающихся на учебную деятельность (приветствие, объявление темы занятия, постановка цели). Проведена актуализация опорных знаний и имеющегося практического опыта обучающихся из курса истории.

2. Основной этап  (70 минут) проведен согласно методике проведения урока комбинированного по типу: включает краткий обзор теоретического материала, первичное закрепление; объяснение основных понятий и терминологии и вторичное закрепление, развитие, углубление усвоенных знаний и освоенных умений через контроль готовности обучающихся к выполнению практико-ориентированной задачи и методические рекомендации по подготовке анализа обучающимися по выполненной работе в минигруппах.

3. Заключительная часть (15 минут) позволила проконтролировать у обучающихся сформированность личной ответственности за результаты своей деятельности; проведена рефлексия; были подведены итоги занятия и выдано домашнее задание.

Данная  структура вполне оправдана, все этапы учебного занятия взаимосвязаны, подчинены заданной теме "Тактическая подготовка» и цели занятия. Смена деятельности обучающихся на каждом этапе занятия позволила выслушивать ответы, давать им объяснение, материал выдавать дозировано, во избежание возникновения усталости обучающихся.

Для качественного усвоения теоретического материала обучающимися мной использована межпредметная связь с историей по развитию метапредметных компетенций и практико-ориентированная задача, взятая из комплекта компетентностно-оценочных средств учебной дисциплины ОУДБ.011 Основы безопасности жизнедеятельности, и включенной в комплект методических разработок практических заданий. Задание, не спорю, для восприятия обучающимися в возрасте 15-16 лет – сложное, но вызывающее интерес для решения. Поэтому особое внимание контроля готовности обучающихся по его выполнению уделил устному анализу учебных действий обучающихся.

По ходу занятия мной проводилась коррекция деятельности обучающихся, я направлял и инструктировал отдельных обучающихся, которые затруднялись в выполнении заданий. К концу занятия деятельность обучающихся была успешно завершена. В заключение работы обучающиеся представили анализ и самоанализ подготовленного плана наступления и обороны.

При подведении итога урока среди обучающихся проведена рефлексия, на которой обучающиеся единогласно высказали свое мнение о сложности и большом объеме проделанной ими работы.

Логичность построения различных видов деятельности обучающихся на уроке позволила провести учебное занятие, не выходя за рамки отведённого времени - 1 пара (2 урока по 45 минут, перемена 10 минут между уроками, что соответствует нормам СанПиНа).

Анализируя итог проведенного учебного занятия, могу сказать, что образовательная деятельность обучающихся на занятии была построена с использованием элементов современных педагогических технологий с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого обучающегося учебной группы. Считаю, что применяя дифференцированный подход к минигруппам обучающихся, в выполнении практико-ориентированного задания с целью сохранения жизни военнослужащих я постарался показать сложность действий в новой ситуации, которая в условиях современного боя быстро меняется.

Рабочие места  к занятию были готовы.      Обучающиеся на занятии были активны, организованы, помогали друг другу. Считаю, что поставленная цель достигнута, запланированный объём теоретического занятия выполнен. Качество усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенный практический опыт соответствует требованиям ФГОС СОО.





Преподаватель _____________ И.В.Починин







6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!