СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обществознанию 10 класс по теме: "Образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для проведения обществознания в 10 классе, разработан в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обществознанию 10 класс по теме: "Образование"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Составитель

Коростылева Юлия Евгеньевна, учитель истории и обществозания МБОУ СОШ №17 им.маршала Г.К.Жукова п.Советский МО Ейский район

Дата

22.11.2021г.

Класс

10

Тема урока

Образование

Тип урока

Открытия новых знаний

Цель урока

Сформировать у учащихся представления об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 10 класс, Боголюбов Л.Н., 2010. Презентация, раздаточный материал

План урока

  1. Приоритетность образования

  2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества

  3. Основные элементы системы образования в РФ.

  4. Непрерывность образования.

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная

Основные понятия

Образование,приоритетность образования, общее и профессиональное образование в РФ, самообразование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения,; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

1)

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Доброе утро, ребята, меня зовут Юлия Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок.

Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь и пожелайте мысленно друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.Садитесь.


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


2)Этап актуализации и пробного учебного действия


5


Беседа с учащимися


Слайд№1.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Что объединяют эти картинки?

Слайд№2.

Запишите число и тему урока в тетради

Слайд №3.Давайте, ребята попробуем выделить проблему над которой мы сегодня будем работать? Все вы знаете такую фразу «В споре рождается истина». Давайте прочтем на слайде мнения учеников и попробуем выделить мнение каждого ученика, а потом выделить из этого проблему.

После прочтения 1 мнения учитель задает вопрос: И так какая точка зрения у ученика?

После прочтения 2 мнения учитель задает вопрос: Вторая точка зрения какая?


Ответы учащихся (обучение, знание, процесс, образование…).



Ответы учащихся.










Учащиеся делают выбор.



Индивидуальная работа.


Индивидуальная работа.




Индивидуальная работа.




Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух, работают в диалоге с учителем рассуждают над поставленной проблемой


Устные ответы



Устные ответы

Записи в тетради.

Работа с раздаточным материалом

3) Этап выявления места и причины затруднения

4


Слайд №4.Теперь давайте определим проблему?


После определения учащиеся с помощью раздаточного материала делают выбор:

У вас на столе лежат цветные кружки. Поднимите красный, если вы считаете образование в современном обществе значимым и синий – если вы считаете что и без образования можно стать успешным.


Слайд№5.

Знакомство с планом урока. Что мы будем разбирать согласна этого плана?








Учащиеся слушают учителя и ведут с ним диалог





Индивидуальная работа






Устные ответы



Устные ответы


4) Этап построения проекта выхода из затруднения

20

Работа в парах

Слайд№6.

Посмотрите на следующий слайд и прочтите высказывание Уилла Дюранта, американского писателя, историка и попробуйте кратко раскрыть его смысл.

Учитель читает высказывание и задает вопрос: Как вы понимаете его? Что такое невежество (недостаток знаний)?

Скажите пожалуйста, а кого вообще можно назвать образованным человеком?(это разносторонне развитый человек, который обладает обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями, умеет критически мыслить и способный понимать окружающую жизнь)


Слайд №7. Теперь я предлагаю Вам выяснить что такое образование с помощью приёма «Понятийное колесо».

Учитель: Ребята, начертите в ваших тетрадях круг, в центре которого вы напишите слово «образование». Я прошу вас подобрать три ассоциации к этому слову, это могут быть не только существительные, но и глаголы , прилагательные.


Рассмотрим ваши ответы. (Учитель пишет три слова на доске)

Добавить есть что? От чего мы будем отталкиваться в определении? Только ли мы знания получаем? Мы с Вами упустили что-то важное…

Для этого обратимся к Закону об образовании РФ, к ст.2. Чтобы мы могли составить правильное понятие, найдите определение.

Показать главные слова в определении.

Запишите определение в тетрадь. (Приложение 1)

А теперь поговорим с Вами о приоритетности образования. Кто понимает что такое приоритет (значимость, стоит на 1 месте)?

Физкультминутка

Прием «Деловая игра»

Сегодня мне очень хочется стать президентом РФ. Но находясь в школе на уроке мне никак не обойтись без министра образования. А станет им……..(выбор активного ученика)

Остальные делятся на группы по 4 человека – вы – эксперты образования. Ваша задача – написать два приоритетных направления в современном образовании. В завершении группы передают министру свои листочки, которые он читает. (Приложение 4)

Слайд №10.Скажите, в чем самый главный приоритет образования? (непрерывность). Почему это характерно для постиндустриального общества?(информация главная).

Слайд №11.Давайте проверим ваши доводы, поработаем в парах. 1 ряд - заполните шаблон, работая со ст.10 Закона «Об образовании» РФ; 2 ряд – со ст.17; 3 ряд – с текстом о конкурентоспособности нашего образования.(Приложение 2-3)

Слайд№12-13

Рассмотрим ваши ответы.

Слайд №14. Какой принцип должно преследовать государство и его граждане в образовании для создания такой личности?

Учащиеся читают высказывание и формулируют краткий смысл






Учащиеся ведут диалог с учителем


Учащиеся заполняют круг и пишут то, что знают об образовании.





Учащиеся работают в тетради.









Ответы учащихся, работают с текстом закона











Учащиеся повторяют за действиями учителя



Учащиеся работают в группах.









Ответы учащихся.



Учащиеся работают в парах.





Ответы учащихся

Индивидуальная работа.



Фронтальная работа









Индивидуальная









Фронтальная работа




Фронтальная работа









Групповая работа

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют
и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск существенной информации

Регулятивные: учитывают
выделенные учителем ориен-
тиры действия, принимают
и сохраняют учебную задачу.

Личностные:понимают
значение образования для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Проверка выполнения заданий

5) Итоги урока. Рефлексия

7

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Слайд №15- Вернемся к вопросу который мы ставили вначале урока.

Слайд №16-17 Проверка усвоенного по презентации.

Слайд №18 Прием «Продолжи фразу».

Министр, помогите мне, назовите мне тех,кто по вашему мнению сегодня работал на отлично и хорошо.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)


Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

1-2


Слайд 19

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: ответить на вопрос «Как сделать российскую школу лучшей?», конспект в тетради, параграф 9, составить план

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ |

Выдержки из ст.2.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, изиического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;


Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;

3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.































Приложение №2

У ровни образования



















Ф ормы образования

































Приложение 3

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании - забота о будущем всей России.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается."

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.





















Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________




Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________




Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________




Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________



Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!