ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Составитель | Коростылева Юлия Евгеньевна, учитель истории и обществозания МБОУ СОШ №17 им.маршала Г.К.Жукова п.Советский МО Ейский район |
Дата | 22.11.2021г. |
Класс | 10 |
Тема урока | Образование |
Тип урока | Открытия новых знаний |
Цель урока | Сформировать у учащихся представления об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире |
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания, 10 класс, Боголюбов Л.Н., 2010. Презентация, раздаточный материал |
План урока | Приоритетность образования Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная |
Основные понятия | Образование,приоритетность образования, общее и профессиональное образование в РФ, самообразование |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения,; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1) Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Доброе утро, ребята, меня зовут Юлия Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок. Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь и пожелайте мысленно друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.Садитесь. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
2)Этап актуализации и пробного учебного действия | 5 | Беседа с учащимися | Слайд№1. Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Что объединяют эти картинки? Слайд№2. Запишите число и тему урока в тетради Слайд №3.Давайте, ребята попробуем выделить проблему над которой мы сегодня будем работать? Все вы знаете такую фразу «В споре рождается истина». Давайте прочтем на слайде мнения учеников и попробуем выделить мнение каждого ученика, а потом выделить из этого проблему. После прочтения 1 мнения учитель задает вопрос: И так какая точка зрения у ученика? После прочтения 2 мнения учитель задает вопрос: Вторая точка зрения какая? | Ответы учащихся (обучение, знание, процесс, образование…). Ответы учащихся. Учащиеся делают выбор. | Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух, работают в диалоге с учителем рассуждают над поставленной проблемой | Устные ответы Устные ответы Записи в тетради. Работа с раздаточным материалом |
3) Этап выявления места и причины затруднения | 4 | | Слайд №4.Теперь давайте определим проблему? После определения учащиеся с помощью раздаточного материала делают выбор: У вас на столе лежат цветные кружки. Поднимите красный, если вы считаете образование в современном обществе значимым и синий – если вы считаете что и без образования можно стать успешным. Слайд№5. Знакомство с планом урока. Что мы будем разбирать согласна этого плана? | Учащиеся слушают учителя и ведут с ним диалог | Индивидуальная работа | Устные ответы Устные ответы |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения | 20 | Работа в парах | Слайд№6. Посмотрите на следующий слайд и прочтите высказывание Уилла Дюранта, американского писателя, историка и попробуйте кратко раскрыть его смысл. Учитель читает высказывание и задает вопрос: Как вы понимаете его? Что такое невежество (недостаток знаний)? Скажите пожалуйста, а кого вообще можно назвать образованным человеком?(это разносторонне развитый человек, который обладает обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями, умеет критически мыслить и способный понимать окружающую жизнь) Слайд №7. Теперь я предлагаю Вам выяснить что такое образование с помощью приёма «Понятийное колесо». Учитель: Ребята, начертите в ваших тетрадях круг, в центре которого вы напишите слово «образование». Я прошу вас подобрать три ассоциации к этому слову, это могут быть не только существительные, но и глаголы , прилагательные. Рассмотрим ваши ответы. (Учитель пишет три слова на доске) Добавить есть что? От чего мы будем отталкиваться в определении? Только ли мы знания получаем? Мы с Вами упустили что-то важное… Для этого обратимся к Закону об образовании РФ, к ст.2. Чтобы мы могли составить правильное понятие, найдите определение. Показать главные слова в определении. Запишите определение в тетрадь. (Приложение 1) А теперь поговорим с Вами о приоритетности образования. Кто понимает что такое приоритет (значимость, стоит на 1 месте)? Физкультминутка Прием «Деловая игра» Сегодня мне очень хочется стать президентом РФ. Но находясь в школе на уроке мне никак не обойтись без министра образования. А станет им……..(выбор активного ученика) Остальные делятся на группы по 4 человека – вы – эксперты образования. Ваша задача – написать два приоритетных направления в современном образовании. В завершении группы передают министру свои листочки, которые он читает. (Приложение 4) Слайд №10.Скажите, в чем самый главный приоритет образования? (непрерывность). Почему это характерно для постиндустриального общества?(информация главная). Слайд №11.Давайте проверим ваши доводы, поработаем в парах. 1 ряд - заполните шаблон, работая со ст.10 Закона «Об образовании» РФ; 2 ряд – со ст.17; 3 ряд – с текстом о конкурентоспособности нашего образования.(Приложение 2-3) Слайд№12-13 Рассмотрим ваши ответы. Слайд №14. Какой принцип должно преследовать государство и его граждане в образовании для создания такой личности? | Учащиеся читают высказывание и формулируют краткий смысл Учащиеся ведут диалог с учителем Учащиеся заполняют круг и пишут то, что знают об образовании. Учащиеся работают в тетради. Ответы учащихся, работают с текстом закона Учащиеся повторяют за действиями учителя Учащиеся работают в группах. Ответы учащихся. Учащиеся работают в парах. Ответы учащихся | Индивидуальная работа. Фронтальная работа Индивидуальная Фронтальная работа Фронтальная работа Групповая работа | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск существенной информации Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные:понимают значение образования для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. | Проверка выполнения заданий |
5) Итоги урока. Рефлексия | 7 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: Слайд №15- Вернемся к вопросу который мы ставили вначале урока. Слайд №16-17 Проверка усвоенного по презентации. Слайд №18 Прием «Продолжи фразу». Министр, помогите мне, назовите мне тех,кто по вашему мнению сегодня работал на отлично и хорошо. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 1-2 | | Слайд 19 Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: ответить на вопрос «Как сделать российскую школу лучшей?», конспект в тетради, параграф 9, составить план | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ |
Выдержки из ст.2.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, изиического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приложение №2
У ровни образования
Ф ормы образования
Приложение 3
Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании - забота о будущем всей России.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается."
Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.
Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.
Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:
1) высокий уровень работоспособности;
2) стремление к качественному конечному результату;
3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;
4) творческое отношение к делу, труду;
5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;
6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;
7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;
8) способность к быстрому освоению нового дела;
9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Приложение №4
Приоритетные направления образования в РФ:
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
Приложение №4
Приоритетные направления образования в РФ:
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
Приложение №4
Приоритетные направления образования в РФ:
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
Приложение №4
Приоритетные направления образования в РФ:
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
Приложение №4
Приоритетные направления образования в РФ:
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________