СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по МХК "Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живопись Северного Возрождения (XV–XVI вв.)  представлена работами нидерландских и  немецких мастеров. Творчество художников работавших в странах севернее Италии по мастерству приравнивается к  титанам  Итальянского Возрождения.   Северяне подобно итальянским художникам  стремились к реалистическому изображению человека и окружающего мира. Однако искусство этих стран очень самобытно. Поэтому цель данного урока – не только познакомиться с художественной культурой Северного Возрождения, но и разобраться в ее особенностях.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по МХК "Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров"»

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров

Автор: Рябкова Светлана Геннадьевна

Учитель МХК

МАОУ Школа № 178 г.Нижний Новгород


Разработка урока по предмету Мировая художественная культура с применением технологии фасилитации

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров

 

        Живопись Северного Возрождения (XV–XVI вв.)  представлена работами нидерландских и  немецких мастеров. Творчество художников работавших в странах севернее Италии по мастерству приравнивается к  титанам  Итальянского Возрождения.   Северяне подобно итальянским художникам  стремились к реалистическому изображению человека и окружающего мира. Однако искусство этих стран очень самобытно. Поэтому цель данного урока – не только познакомиться с художественной культурой Северного Возрождения, но и разобраться в ее особенностях.

 

         При разработке урока «Северное Возрождение» были использованы  технологии: «фасилитации», компьютерные технологии ( на примере использования программы FotoMorth»). Использованные технологии направленны на повышение интереса учащихся, а также позволяют погрузиться в мир искусства.

 

 Технологическая карта урока

 

Тема: Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Вид урока: изучение нового материала (1-ый из двух по плану).

Аудитория:учащиеся 10-х классов

Форма урока:урок-исследование, урок-беседа.

Цели:

Развитие эстетического вкуса

Формирование УУД

Формирование индивидуального восприятия художественного произведения

Задачи:

дать представление о  достижениях нидерландских и немецких мастеров;

расширить представление об эпохе Возрождения как качественно новом периоде развития человечества;

создать условия для осознанного восприятия материала;

способствовать развитию ассоциативного мышления, речи и восприятия;

формировать эстетический вкус;

.

Оборудование: проекционное и компьютерное оборудование, презентация «Северное Возрождение», видео ролик ( созданный в программе fotoMorph), раздаточный материал ( карточки с вопросами на закрепление нового материала).

 

Учебное пособие:Учебник "Мировая художественная культура" 10 класс ( в 2-х частях). Л.А.Репацкая. М.:Валдос, 2012 г.

 

 

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

 

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

разминка

2

Повторение пройденного материала, подготовка перехода к новой теме

На интерактивной доске демонстрируется видео ролик по теме «Возрождение»

Работа

по плану урока

Организует устный опрос учащихся

 

Устные ответы на вопросы учителя, запись ответов в рабочие тетради.

Постановка темы и цели

урока

3

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

 

 

Наблюдение,

проблемная

ситуация. Работа

по плану урока

Организует диалог

с обучающимися, в ходе которого

конкретизирует

понятие "Возрождение",

формулирует некоторые задачи урока.

Записывают понятие «Северное Возрождение»

 

Освоение   нового   материала

 

4

 

 

Знакомство учащихся с искусством Северного Возрождения, основными мастерами.

Просмотр презентации, работа с карточками с вопросами

Наблюдение,

работа с карточками  - самостоятельная

Указывает объект, наблюдения, представляет презентацию

Работают с материалом  презентации, находят ответы на вопросы. Записывают ответы на вопросы в тетради.

закрепление

нового материала

5

Беседа по картинам мастеров Северного Возрождения.

Просмотр презентации с работами мастеров С. Возрождения, беседа и анализ картин.

Коллективная, групповая

Проводит инструктаж

обучающихся.

Организует выступле­ние групп, обмен мнениями

Коллективно обсуждают картину, работают в группах, с целью описать  произведение.

 

Подведение итогов

6

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

 

Рефлексия, написание эссе,

контроль

Задает вопросы

о задачах урока.

Дает задание на следующий урок

Пишут эссе, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения

 

7

Домашнее задание

 

 

Дает задание к следующему уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Ход урока

1. Организационный этап ( 2 минуты)

На прошлых урока мы с вами познакомились с итальянским Возрождением. Сегодня, продолжая работу по теме «Возрождение», мы познакомимся  еще одним  этапом развития данного направления в искусстве. Это - «Северное Возрождение». На уроке мы познакомимся с живописью  нидерландских и немецких мастеров, постараемся определить ее характерные черты и особенности восприятия.

 

2.     Разминка (5 минут)

 

         Для проведения разминки мы посмотрим ролик сделанный в программе  fotoMorph. Для его создания были использованы фрагменты известных вам картин. Давайте попробуем вспомнить, что это за произведения и главное, что  их объединяет:

 

1)Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды

2) Мазаччо.Мадонна с младенцем

3)Сандро Ботичелли. Рождение Венеры

4)Мона Лиза. Леонардо да Винчи

5)Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна

6)Рафаэль Санти. Афинская школа

7)Микеланджело. Страшный суд

8)Джотто. Юдифь

9)Тициан.Святой Себастьян

10)Тициан.Несение креста

 

 

Итак, мы смогли идентифицировать все картины, но что же их объединяет?

 (Ожидаемый ответ:они все были созданы мастерами Итальянского Возрождения)

Конечно, давайте еще раз назовем наиболее известные имена эпохи Возрождения, работы мастеров?

(Ожидаемый ответ: Микеланджело, Рафаэль, Донателло; Мадонна Бенуа.)

В чем, по вашему мнению, заключается уникальность живописи Итальянского Возрождения?

(Ожидаемый ответ: Непревзойденность техники, неординарность мышления и т.д.)

         Действительно, работы итальянских мастеров по сей день продолжают восхищать исследователей и ценителей искусства. Однако нужно сказать, что работы живописцев Северного Возрождения  также занимают особое место истории искусства. Их значимость мы установим в ходе урока.

 

3. Сообщение темы и цели урока  (3 минуты)

         Сегодня тема нашего занятия «Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров». Термин  «Северное Возрождение»  относят к странам, которые расположены к северу от Италии. Это Нидерланды, Германия, Франция и Англия.  Возрождение в этих странах имело разные временные рамки и носило особый национальный характер.

        

4. Изучение нового материала ( 9 минут)

     Сейчас прозвучит материал о Северном Возрождении (презентация  подготовленная инициативной группой учащихся заранее) Прослушав его, найдите ответы на следующие вопросы      (карточки, приложение 1).

Главная особенность Северного Возрождения?

Актуальные жанры эпохи?

Художники Северного Возрождения?

 

Презентация «Северное Возрождение. Живопись». Знакомство с произведениями мастеров Северного Возрождения.

Первичное закрепление  пройденного: на партах  - карточки с вопросами, предполагающие устный ответ.

 

 

5.Беседа и рассмотрение произведений мастеров Северного Возрождения (15 минут)

         Наиболее яркие представители Северного Возрождения – это Ян ван Эйк, Иероним Босх, Албрехт Дюрер. Давайте посмотрим на некоторые их работы и обсудим.

 

Презентация ( слайд 1)

П.Брейгель ( Старший). Охотники на снегу. 1565 г. – коллективное обсуждение.

Посмотрите внимательно на картину? – Что (кого) вы видите?

– А что еще? Кто видит что-то другое?

– Что происходит на этой картине?

– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

– Кто главный герой (и) картины?

– Где это происходит? (Кто, что и где?)

– Когда это происходит? (Где и когда?)

Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Каков смысл происходящего?

Как бы вы назвали эту картину?

 

Слово учителя. Обобщение сказанного учениками.

Эта картина называется «Охотники на снегу» 1565 г.

 Серое небо, сумеречный зимний день. Мы видим несколько голых темных деревьев, глубокий снег, покрывающий холмистую местность.  Слева у края холста группа людей, по их одежде и ружьям мы понимаем, что это охотники, возвращающиеся домой. В низине мы видим небольшое селение, различаем  домики и людей. Люди катаются на коньках на замерзшем пруду,

 

Презентация ( слайд 2,3. Карточка 1,2)

И.Босх .Несение креста. 1515г. - Работа учащихся ( 1 группа)

 

Тициан. Несение креста.1565- Работа учащихся ( 2 группа)

 

Учащиеся делятся на группы и   организуют обсуждение.  Во главе группы заранее выбранный  лидер – фасилитатор направляет обсуждение, задавая вопросы по заданному алгоритму (приложение 2).  В конце обсуждения публично обобщает сказанное участниками группы.

 

 

Составление технологической карты в ходе коллективного обсуждения ( технологическая карта понадобится для написания эссе)

Кто, что? (объект)

Когда? (время)

Где? (пространство)

Как? (образ действия)

Зачем? (установление причинно-следственных связей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя. Обобщение.Вечный сюжет «Несение креста» был освоен столь разными художниками – Тицианом и Босхом, при всем внешнем различии, оба произведения бесспорно считаются шедеврами мировой живописи.  На полотне Тициана Христос  не спокойный и благостный властитель мира, а измученный, истерзанный, но душевно стойкий человек, мужественно переносящий физические страдания.Два лица - Христа, несущего крест, и Иосифа Аримафейского, пытающегося ему помочь, - сильно приближены к зрителю. Герои «Несения креста» Босха  тоже прижаты к холсту, однако все полотно выполнено в очень оригинальной манере, это своего рода карикатура на толпу людей с отталкивающей внешностью, которые олицетворяют все худшие пороки человечества. Выделяются из этой массе лишь двое - измученный Христос и Вероника. Их глаза закрыты, словно они не в силах взирать на окружающую их мерзость.

 

 6.  Итог урока (10 минут)

1.  Творческое задание.

         А теперь, чтобы обобщить полученные знания, выполним творческую работу. Напишите  эссе, ответив на вопрос: «Почему Северное Возрождение занимает видное место в мировом искусстве?» ( Несколько  предложений).

 

         Вывод: Таким образом, мы аргументированно решили проблему, выдвинутую в начале урока: несомненно, Северное Возрождение – это общепризнанное искусство, которое явилось завершающим этапом Высокого Возрождения.

2. Выставление оценок.

 

7. Домашнее задание. (1 минута)

         Тема следующего урока – архитектура эпохи Северного Возрождения. Задание: подобрать материалы по архитектуре европейских стран  Северного Возрождения.

 

Урок в данной форме предполагает развитие внутреннего мира учащихся, способствует эстетическому восприятию действительности, ориентирует на мировые ценности.

 

 

 

Приложение 1

  Первичное закрепление  пройденного материала.

1) Главная особенность Северного Возрождения?

2) Актуальные жанры эпохи?

3) Какие идеи оказали влияние на развитие искусства?

 

 

 

Приложение 2

Посмотрите внимательно на картину? – Что (кого) вы видите?

– А что еще? Кто видит что-то другое?

– Что происходит на этой картине?

– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

– Кто главный герой (и) картины?

– Где это происходит? (Кто, что и где?)

– Когда это происходит? (Где и когда?)

Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Каков смысл происходящего?

Как бы вы назвали эту картину?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

Литература: «Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров» Петр Гнедич.

Интернет-ресурсы:

 http://www.openclass.ru/node/102284  - Использование технологии фасилитации в преподавании предметов эстетического цикла

 

http://festival.1september.ru/articles/592975/   - Северное Возождение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!