1. Мотивация к учебной деятельности. | Визуальный контроль готовности кабинета и учащихся к уроку. Создание положительного настроя на продуктивную работу. Здравствуйте, ребята! (слайд 1) Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Эмблемой нашего урока пусть будет этот орешек знаний. Орешек знаний тверд, Но все же, мы не привыкли отступать. Чтоб расколоть его сегодня Мы будем истину искать! (слайд 2) Глядя на следующий слайд («хочу, могу, умею, делаю»): «Хочу» - я хочу пожелать вам увеличить объем ваших знаний в два раза. «Могу» - сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться. «Умею» - мы с вами умеем применять изученные правила в решении упражнений. « Делаю» - делаем каждый себе установку: « Понять изучаемый сегодня материал и быть тем первым, который увидит ход рассуждений и ход решения». | Выполняют самооценку готовности к уроку: наличие тетрадей, учебника, инструментов. Включаются в деловой ритм урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация и первичное планирование своей учебной деятельности Личностные: развитие познавательного интереса, учебного мотива. |
2. Актуализация знаний и пробного учебного действия. | (слайд 3) -Ребята, какую тему мы изучали на предыдущих уроках? С какими числами познакомились? Что вы уже знаете и умеете делать, используя обыкновенные дроби? Как вы думаете, можно ли нам с вами узнать еще что-то новое о дробных числах? Я сейчас буду показывать на слайде числа, а вы будете хлопать, если я покажу обыкновенную дробь 2/3, 1/4, 5, 6/7, 9 Назовите числители и знаменатели этих дробей и объясните свой ответ Хорошо, молодцы! Ребята! Русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе то, что он есть на самом деле». Как бы вы объяснили его слова? Так, значит мы с вами можем сделать вывод о том, что человек, который себя недооценивает, имеет числитель, который … Человек, который понимает, что его мнение о том, что он о себе думает совпадает с тем , что он есть на самом деле, имеет числитель, который … И человек, который переоценивает свои знания и возможности имеет числитель, который … (слайд 4) Сейчас я буду называть вам дроби, а вы объясните мне, куда я должна буду их записать 1/2, 7/3, 6/6, 4/5, 8/8, 5/4 Человек недооценивает себя | Адекватен по отношению к себе | Человек переоценивает себя | 1/2, 4/5 | 6/6, 8,8 | 7/3, 5/4 | А с позиции математики, можно ли распределить эти дроби на те же группы? Скажите как вы думаете, что можно сказать о величине дробей 6/6 и 8/8? А как вы думаете, как называются группы дробей, которые мы получили? Хорошо, ребята! Итак, действительно дроби 1 группы называются правильными, а дроби 2 и 3 групп – неправильными Тогда какова сегодняшняя тема урока? Слайд 5 . Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? -Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Правильные и неправильные дроби» Хорошо. Ребята, так какие дроби называются правильными, неправильными? Слайд 6 . Посмотрите на слайд. Какие из дробей являются правильными? Неправильными? Ответ объясните. 6/1, 3/7, 3/2, 6/19, 9/19, 19/18, 19/19, 4/3, 7/5 | Обыкновенные дроби, с дробными числами Находить часть от целого и целое по его части Можно Хлопают на 2/3, 1/4, 6/7 Числители 2, 1 и 6, т.к. находятся над чертой дроби Знаменатели 3, 4 и 7, т.к. находятся под чертой дроби Высказывания учащихся Меньше знаменателя Равен знаменателю Больше знаменателя. Проговаривают, куда записать дроби и почему. Да, можно. 1 группа – дроби, у которых Ч меньше ЗН 2 группа – дроби, у которых Ч=ЗН 3 группа – дроби, у которых Ч больше ЗН Эти дроби будут равны 1 Называют различные варианты, в том числе и ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ Правильные и неправильные дроби Ответы учащихся: 1.Узнать какая дробь называется правильной, какая - неправильной 2.Научиться определять, какая дробь правильная, а какая неправильная 3.Сравнивать эти дроби с 1 Записывают число, классная работа и тему урока «Правильные и неправильные дроби» Ответы учащихся. | Познавательные: умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; классификация объектов; подведение под понятие. Коммуникативные: умение задавать вопросы; формулирование собственного мнения Регулятивные: умение соотносить свои действия с полученным результатом, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: оценивание усваиваемого материала, определение границ собственного знания и "незнания". |
3. Выявление места и причины затруднения. | Слайд 7. Отметьте дроби 1/4, 4/4, 7/4,3/4 на координатном луче и сравните все дроби с единицей. Чему может быть равен минимальный единичный отрезок данного координатного луча? Кто покажет расположение этих дробей на координатном луче на доске? Пожалуйста. У кого это задание выполнено верно? У кого неверно? Почему мы затруднились отметить положение каких- то дробей? Что нужно сделать, чтобы отметить положение дроби 7/4 на координатном луче? Вспомните, как мы сравнивали 2 числа при помощи координатного луча. Какой вывод мы теперь сделаем для сравнения данных дробей? А по отношению этих дробей к 1? | Чертят координатный луч (ед. отрезок равен 4 клеткам тетради) и отмечают дроби На доске показывают расположение этих дробей на координатном луче. Отмечают затруднения по ходу решения. Не знаем, как это сделать. Взять еще ¾ от второго единичного отрезка Из 2х чисел на координатном луче больше то, которое расположено правее. Правильная дробь всегда меньше неправильной. Правильная дробь меньше 1; неправильная дробь больше или равна 1 | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения на основе анализа собственных действий; создание способов решения проблемы. Личностные: установление границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Откройте учебник на стр.151 и прочитайте приведенные там определения. Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с теми, что вывели вы? Вспомните, какие задачи стоят сегодня перед нами? Тему урока? Воспроизведите их. Давайте все наши выводы оформим в алгоритм определения правильных и неправильных дробей и их сравнением с 1. На доске оформляется алгоритм.(слайд 8) После создания алгоритма проговорить сам алгоритм всем вместе как правило | Работают с учебником Отвечают на вопросы учителя. Составляют алгоритм с помощью учителя Проговаривают алгоритм хором | Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Познавательные: Формулирование проблемы; Структурирование знаний. |
5. Реализация построенного проекта. | Слайд 9 . Ребята, ответьте на вопрос: Правильной или неправильной будет дробь у/12, если: У=10 у=1 у=20 у=12? Слайд 10. Какие координаты имеют точки Е, А, В, С, D ? Какие из этих точек лежат справа от Е; слева от Е; справа от А; Итак, видим, что: все правильные дроби меньше 1, а неправильные больше или равны 1; | -Правильная,т.к.Ч меньше ЗН - Правильная,т.к.Ч меньше ЗН -Неправильная,т.к.Ч больше ЗН -Неправильная,т.к.Ч = ЗН Е(1) или Е ; A ; В ; C ; D ; справа от Е: С и D; слева от Е: А и В; справа от А: В; Е; С; D; | Познавательные: Анализировать и выделять главное, обобщать и доказывать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: формирование готовности к самообразованию на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования границ собственного знания и незнания Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, обнаружение проблемы, выдвижение версии и оценивание способов достижения цели. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Перед вами Слайд 13 с заданиями. Выполните их. Задание 1: Даны дроби 2/7, 5/9, 3/7, 4/7, 9/9, 7/9, 7/7, 9/7, 11/7, 12/9 -Разделите эти дроби на 2 группы -По какому признаку разделили дроби? Проверьте себя. (Слайд 14) Правильные дроби неправильные дроби 2/7, 5/9, 3/7, 4/7, 7/9 9/9, 7/7, 9/7, 11/7, 12/9 У кого это задание выполнено верно? У кого неверно? Почему? Задание 2: Сравните: 1 вариант 2 вариант 2/5 ? 1 3/20 ? 1 9/9 ? 1 15/15 ? 1 1 ? 4/15 1 ? 13/11 1 ? 9/5 40/93 ? 1 Проверьте себя: 1 вариант | 2 вариант | 2/5 9/9 = 1; 1 4/15; 1 | 3/20 15/15 = 1; 1 40/93 | Кто из вас верно выполнил задание? Какие были затруднения? Почему? | Выполняют самостоятельную работу Выполняют задание в тетради Выполняют проверку по эталону Ответы учащихся Выполняют задание в тетради Выполняют проверку по эталону Ответы учащихся | Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь индивидуально работать. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата; внесение необходимых корректив после завершения действия на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Слайд 16,17,18 1. Какой был главный вопрос сегодня на уроке? Получили ли мы на него ответ? 2. На уроке я работал активно /пассивно 3. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 4. Урок для меня показался коротким /длинным 5. Материал урока мне был понятен/не понятен 6. За урок я не устал / не устал 7. Д/з мне кажется легким /трудным, интересным/скучным 8. Возвращаясь к высказыванию Л.Н.Толстого, скажите, а какой числитель сегодня у каждого из вас? Наш орешек знаний оказался расколотым. Спасибо за урок, ребята! Все свободны | Отвечают на вопросы. Формулируют правила. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. | Личностные: Формирование адекватной самооценки, самоуважения и самопринятия; формирование границ собственного знания и незнания. Регулятивные: Восприятие оценки учителя; адекватная самооценка. Познавательные: Построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; синтез; установление причинно-следственных связей |