СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике 5 класс»

Технологическая карта урока

Учитель: Пузанова Светлана Александровна

Предмет – Математика.  Класс 5

Базовый учебник – Н.Я. Виленкин «Математика - 5»

Тема урока – Среднее арифметическое

 Цель урока – формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить  учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического».

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со  сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; формировать правильную математическую речь; развивать логику, мышление, внимание учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формируемые УУД:

Регулятивные:1) организация своей учебной деятельности

2)выделение и осознание того, что уже пройдено

3) волевая саморегуляция в ситуации затруднения

4) выдвижение гипотез,целеполагание

5) умение обрабатывать информацию ; представлять информацию в  виде схемы

6) умение самостоятельно адекватно анализировать  правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

7) оценивание собственной деятельности на уроке



Личностные:1) мотивация учения

2) оценивание усваиваемого материала

3) смыслообразование

4) ) развивать мышление, воображение внимание, наблюдательность

5) осознание ответственности за общее дело

6) развитие самостоятельности учащихся на теории и практике

7) формирование позитивной самооценки


Коммуникативные: 1)планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

2) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

3) поддержание здорового духа соперничества для

поддержания мотивации учебной деятельности


Тип урока - Урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль

Необходимое оборудование – Компьютер, учебники по математике,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Приветствие, проверяет готовность обучающихся к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,"-" - не справился с задачей. (приложение 1)

 

Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. (слайд№1)

«Рано или поздно всякая правильная математическая

идея находит применение в том или ином деле».

                                                    А.НКрылов

- Как вы понимаете эти слова?

-Побуждает к высказыванию своего мнения.

Включаются в деловой ритм урока. Знакомство с листом контроля, уточнение критериев оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

2

Актуализация знаний 

(устная работа)

1.Организует устную работу, повторение системы опорных знаний.

 

-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета:

Устный счет (слайд №2)

1.      6,7 + 2,3 = 9

2.      5 + 0,04 = 5,04

3.      3,08 + 0,2 = 3,28

4.      36,6 : 6 = 6,1

5.      4,5 : 5 = 0,9

- Какое действие вы выполняли в первых трех примерах?

- Как называется результат сложения?

- Какое действие вы выполняли в четвертом и пятом примере? 

- Как называется результат деления?

 

Отвечают напоставленные вопросы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(сложение)

(сумма)

 

(деление)

(частное)

3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1.Создает ситуацию «разрыва» , недостаток знаний, предлагает задачу, выдвигает проблему.

«Однажды Леша захотел узнать расстояние от дома до школы. Выйдя из дома он начал считать шаги и у дверей школы остановился на числе 217. На обратном пути домой он насчитал 231 шаг. « Вроде бы ни дом, ни школа не двигались с места, а стали дальше друг от друга на целых 14 шагов!- удивился Ваня.

На следующий день Леша снова сосчитал все свои шаги. И получил ещё два результата: 206 шагов и 226 шагов. Тут он вконец растерялся.

А как вы думаете, почему у Леши каждый раз получались разные результаты? 

На самом деле ничего удивительного не произошло. Ведь длина шага не остаётся всё время одинаковой. Когда идешь быстро, шаги делаются длиннее. Когда спешить некуда, шаги становятся короче. Поэтому на одном и том же пути в разных условиях можно насчитать разное количество шагов.

Но как тогда узнать расстояние, которое хочет измерить Леша? Проблема.

.Какое из чисел нужно всё-таки взять?

-Ребята, а как оценивают спортсменов в настоящем спорте?

- А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».

 

Высказывают предположения,  как решить задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

- Находят среднюю оценку

 

-«Средняя температура, среднее образование, средняя цена, средняя заработная плата  и т.д.»

4

Целеполагание

Задает вопросы. Организует введение соответствующей терминологии. Вместе с учениками определяет цель урока.

А что «среднее» в математике можно найти?

- Назовите тему урока.

- Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел».(слайд№3)

-Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел?

- Что вы хотите узнать?

Это и будет нашими целями на урок.

(уточняет понимание учащимися поставленных целей урока).

1.Отвечают на вопросы

2.Формулируют тему и задачи  урока, записывают в тетрадь.

 

Среднее чисел.

 

 

 

 

Ничего

 

-узнать, что такое “среднее арифметическое”

-научиться его вычислять

-определить где и для чего применяется среднее арифметическое.

5

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

(работа в группах)Организует поисковую работу по выводу определения среднего арифметического.

ЗАДАЧИкарточки на столах)

№1.Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4.Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?

 №2. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?

  №3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А” 22 ученика, в 5 “Б” 26 учеников, в 5 “В” 24 ученика, в 5 “Г” 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в шестых классах.)

 -Похожи ли решения этих задач? Почему мы сумму делили на 2,3,4? Ведь этих данных в задаче нет? Что обозначают эти числа? Составьте план решения таких задач.

 

2.  Работа над  определением «среднего арифметического» .

 

Прочитать определение в учебнике п.38.

Итак, какой цели мы достигли?

Работают в группах. Решают задачи, составляют план решения задач. Высказывают свои предположения в группе.

 

Анализируют, самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Составляют алгоритм в тетради. Выводят  формулу нахождения среднего арифметического, опираясь на определение и алгоритм.

 

 

 

1.Найти сумму всех слагаемых.

 2.Разделить полученную сумму на количество слагаемых.

Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел:

Ср. арифметическое = (сумма слагаемых):  (количество слагаемых)

Слайд №4,

 

Читают определение в учебнике.

Узнали, что такое Среднее арифметическое.

6

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач

Организует работу в парах.

1.Давайте вернемся к задаче и найдем среднее количество шагов Леши. 

(работа в парах)

 

2. Среднее арифметическое можно вычислять не только для конкретной задачи, но и для нескольких чисел.

Задание: Найдите среднее арифметическое чисел а) 12 и 18; б) 0,1; 0,2 и 0,3. Выполните необходимые вычисления в тетради.

Организует взаимопроверку.

(Взаимопроверка по ответам на экране.) Слайд №5.

 

Итак, достигли ли мы цели?

Учащиеся, используя алгоритм, находят среднее арифметическое, проговаривая друг другу порядок выполнения действий.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют взаимную проверку записей в тетради

 

Научились вычислять среднее арифметическое, но не рассмотрели практическое применение.

7

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Раз – поднялись потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

8

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу.

1.      Практическая работа.

Сейчас мы с вами выполним практическую работу по вычислению индивидуального среднего балла и составления рейтинга успеваемости за 2 четверть. 

Откройте дневники где выставлены оценки за четверть.  Давайте найдем среднее арифметическое ваших отметок.

 Прочитайте инструкцию по выполнению работы.

     План выполнения работы.

1.         Найдите сумму отметок за 2 четверть.

2.         Разделите ее на количество предметов. Деление выполните до сотых, результат округлите до десятых.

Подведение итогов работы. Заслушивание нескольких учащихся.

 

 

3. –Давайте вернемся к спорту и оценим   результаты настоящих спортсменов.

( Слайд №6).

Достигли ли мы цели урока?

Выполняют практическую работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают решение задачи в тетради.

 

Выполняют задание со слайда. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Проверяют по образцу.

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

9

 

Первичный контроль полученных знаний

 

Контролирует выполнение работы. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические сведения – Выполнив следующее задание вы узнаете  имя выдающегося астронома, физика и математика, который ввел понятие среднего арифметического. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического.

(Слайд№8)- Иоганн Кеплер.

Отвечают на вопросы теста, проверяют по образцу. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Выполняют задание со слайда.

 

Слайд№7

 

10

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

2.№ 1504 –один на доске, остальные в тетради .

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.  Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.     

Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока, Соотносят   цель урока и результаты ими полученные, фиксируют степень их соответствия.

Учащиеся заполняют пропуски в определении:

(Слайд №9)

11

Домашнее  задание

Задает дозированное домашнее задание и комментарий к заданию.

 П.38(учить всем)

Базовый . №1524, №1525.

Повышенный .  №1526, №1528

Творческое задание.

 Я  предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: «Определить  среднюю заработную плату ваших родителей.»

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

12

Рефлексия

(Слайд №10)

Проводят самооценку   собственной учебной деятельности. Показывают соответствующий смайлик.

 

 

 

 

 

 

 










 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!