Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
1 | 2 | 3 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. | Сообщают о готовности к уроку (есть ли в нали- |
| Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте И решенье принимайте. Не пройдет ваш даром труд – Пользу знанья принесут | чии рабочая тетрадь, учебник, ручка, простой и цветные карандаши, ластик, указка). Определение самоготовности («на-строен ли я внимательно слушать учителя, воспринимать материал урока») |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Сравните стихотворения Л. Квитко и М. Исаковского в рабочей тетради (с. 64). Каким вы представили ветер в стихотворении М. Исаковского? (Ветер небольшой и несильный, так как он вышел, постучал, пробежал.) – А у Л. Квитко? (Ветер сильный, сбивает с ног, так как он воет, завывает, гнет, сбивает, тащит.) Проводит упражнения на дыхание: «Свеча» – глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи. «Погаси свечу» – вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу). «Проколотая шина» – вдох через нос и медленный выдох на звук «с». «Надоедливый комар» – продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте выразительно. – Прочитайте с вопросительной интонацией. – Объясните пословицы. Родина – мать, умей за нее постоять. Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Сравнивают стихотворения. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Решите кроссворд и прочитайте выделенные слова (см. ресурсный материал). – Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. (Люби живое.) – Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»? (Береги все живое – растения, животных...) – Мы начинаем изучать произведения нового раздела «Люби живое». Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией М. М. Пришвина | Решают кроссворд. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомст- во с биографией автора | – Что узнали о жизни Пришвина? – Каких животных особенно любил автор и чему завидовал? – Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой.) – Где побывал М. Пришвин? | Рассказывают о творчестве автора, свой рассказ сопровождают показом фотографий из Фото архива семьи М. Пришвина (см. ресурсный материал) |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию прослушанного | Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Кладова́я, -ой, ж. 1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая в доме. Особая кладовая Эрмитажа. 2. Перен., чаще мн. ч. Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых). – В тексте произведения встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами. со-кро-ви-ща – сокровища кла-до-ва-я – кладовая встре-чал-ся – встречался про-буж-да-ет-ся –пробуждается Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Какое по жанру произведение? Докажите. – Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толко- | Работают с толковым словарем. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос учителя, определяют жанр произведения. Аргументируют свою точку зрения. |
| вом словаре: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.». – С чего начиналась Родина для маленького Пришвина? – Чем угощала мать будущего писателя? – Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? – Обратите внимание, как автор очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. Природа на латинском языке переводится как «натура». Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты | – Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери. «Мать угостила меня чаем с молоком». – Научился вставать рано, до солнца |
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Повторное чтение произведения. 2. Беседа по содержанию прочитанного | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Всегда ли Пришвин жил в деревне? – В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте. – Михаил Пришвин пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чем это говорит? – Какое значение он придает раннему подъему? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. – «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать. – Он очень любил природу.Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни |
| – Куда уходил Пришвин после чая? – В чем заключалась охота писателя? – Что это за находки? – Мы не раз говорили о том, что без растений и животных жизнь на Земле невозможна. Что значит «охранять природу»? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – К кому же обращается писатель в конце очерка? – Что значит «кладовая солнца»? – Что называет Пришвин «сокровищами жизни»? | «После чаю я уходил на охоту». «Моя охота была тогда и теперь – в находках». «Старался найти в природе то, чего еще никогда не видел». – «Охранять природу – значит охранять Родину». Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Писатель обращается к детям, которые читают его книги. – Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому. – «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных. |
3. Работа в рабочей тетради | – К чему призывает Пришвин? Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль? – Очерк М. М. Пришвина заканчивается пословицей: «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете смысл этой пословицы – Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл. • Одна у человека мать родная, одна у него и Родина. • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит. • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. • Родная сторона – мать, чужая – мачеха. • Родина – мать, сумей за нее постоять. • Человек без Родины что птица без крыльев. • На чужой сторонушке рад своей воронушке. • Своя земля и в горсти мила. Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы. – Вспомните произведения, которые вы прочитали о животных и природе. Составьте список произведений, которые вы советовали бы прочитать своим друзьям. Проверяет ответы учащихся. «Синичкин календарь» В. В. Бианки, «Подводная газета» Н. И. Сладков, «Колюшка-храбрюшка» Г. Я. Снегирев, «Про больших и маленьких» Е. И. Чарушин | – Пришвин призывает охранять Родину. «Охранять природу – значит охранять Родину». Вывод: писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину. Выполняют задание в рабочих тетрадях. Отвечают на вопрос |
VII. Самостоятельная работа | Проводит тестирование. – Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте | Выполняют задания теста (см. ресурсный материал) |
VIII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике. • Пересказать текст, выучить последний абзац. • Подобрать однокоренные слова к слову «Родина» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
IX. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаете нужным: были активными участниками – закрасьте верхний сектор слева, было понятно – закрасьте другой сектор и т. д. (см. ресурсный материал) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |