СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме "М.М. Пришвин Моя родина" 3 класс УМК Школа России.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению  по теме "М.М. Пришвин "Моя Родина"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению по теме "М.М. Пришвин Моя родина" 3 класс УМК Школа России.»

Урок 61. Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина»
(учебник, с. 57–59; рабочая тетрадь, с. 65)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план
и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения; создать условия для формирования навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением норм

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
М. М. Пришвина «Моя Родина»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; последовательно воспроизводить содержание рассказа о писателе

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: оформляют 3–4 слайда, письменно фиксируя основные положения устного высказывания

Личностные:

ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя
М. Пришвина; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

1

2

3

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (есть ли в нали-

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте

И решенье принимайте.

Не пройдет ваш даром труд –

Пользу знанья принесут 

чии рабочая тетрадь, учебник, ручка, простой и цветные карандаши, ластик, указка). Определение самоготовности («на-строен ли я внимательно слушать учителя, воспринимать материал урока»)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика


Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Сравните стихотворения Л. Квитко и М. Исаковского в рабочей тетради (с. 64).

Каким вы представили ветер в стихотворении М. Исаковского? (Ветер небольшой
и несильный, так как он вышел, постучал, пробежал.)

– А у Л. Квитко? (Ветер сильный, сбивает с ног, так как он воет, завывает, гнет, сбивает, тащит.)

Проводит упражнения на дыхание:

«Свеча» – глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.

«Погаси свечу» – вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).

«Проколотая шина» – вдох через нос и медленный выдох на звук «с».

«Надоедливый комар» – продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте выразительно.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Объясните пословицы.

Родина – мать, умей за нее постоять. 

Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку. Сравнивают стихотворения.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Решите кроссворд и прочитайте выделенные слова (см. ресурсный материал).


– Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. (Люби живое.)

– Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»? (Береги все живое – растения, животных...)

– Мы начинаем изучать произведения нового раздела «Люби живое». Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
М. М. Пришвина

Решают кроссворд. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомст-

во с биографией автора

– Что узнали о жизни Пришвина?

– Каких животных особенно любил автор и чему завидовал?

– Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой.)

– Где побывал М. Пришвин?

Рассказывают о творчестве автора, свой рассказ сопровождают показом фотографий из

Фото архива семьи М. Пришвина (см. ресурсный материал)

V. Работа над содержанием текста.


1. Работа с толковым словарем.











2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию прослушанного

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Кладова́я, -ой, ж.

1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая
в доме. Особая кладовая Эрмитажа.

2. Перен., чаще мн. ч. Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых).

– В тексте произведения встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами.

со-кро-ви-ща – сокровища

кла-до-ва-я – кладовая

встре-чал-ся – встречался

про-буж-да-ет-ся –пробуждается

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Какое по жанру произведение? Докажите.

– Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толко-

Работают с толковым словарем.















Прослушивают текст. Отвечают на вопрос учителя, определяют жанр произведения.

Аргументируют свою точку зрения.





вом словаре: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.».

– С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

– Чем угощала мать будущего писателя?

– Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

– Обратите внимание, как автор очень точно описывает и называет природу. Как

хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. Природа на латинском языке переводится как «натура». Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты



– Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.

«Мать угостила меня чаем с молоком».

– Научился вставать рано, до солнца

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Повторное чтение произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.


– Всегда ли Пришвин жил в деревне?

– В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.





– Михаил Пришвин пробуждался вместе с животным и растительным миром.

О чем это говорит?

– Какое значение он придает раннему подъему?

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

– «Потом и в городе

я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.


– Он очень любил природу.Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни

– Куда уходил Пришвин после чая?


– В чем заключалась охота писателя?


– Что это за находки?



– Мы не раз говорили о том, что без растений и животных жизнь на Земле невозможна. Что значит «охранять природу»?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.


– К кому же обращается писатель в конце очерка?

– Что значит «кладовая солнца»?

– Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?


«После чаю я уходил
на охоту».

«Моя охота была тогда
и теперь – в находках».

«Старался найти в природе то, чего еще никогда не видел».

– «Охранять природу – значит охранять Родину».

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Писатель обращается
к детям, которые читают его книги.

– Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

– «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.






















3. Работа в рабочей тетради

– К чему призывает Пришвин? Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?


– Очерк М. М. Пришвина заканчивается пословицей: «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете смысл этой пословицы


– Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.

• Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

• Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

• Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

• Родина – мать, сумей за нее постоять.

• Человек без Родины что птица без крыльев.

• На чужой сторонушке рад своей воронушке.

• Своя земля и в горсти мила.

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Вспомните произведения, которые вы прочитали о животных и природе. Составьте список произведений, которые вы советовали бы прочитать своим друзьям.

Проверяет ответы учащихся.

«Синичкин календарь» В. В. Бианки, «Подводная газета» Н. И. Сладков, «Колюшка-храбрюшка» Г. Я. Снегирев, «Про больших и маленьких» Е. И. Чарушин

– Пришвин призывает охранять Родину. «Охранять природу – значит охранять Родину».

Вывод: писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.










Выполняют задание

в рабочих тетрадях.

Отвечают на вопрос

VII. Самостоятельная работа

Проводит тестирование.

– Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте

Выполняют задания теста (см. ресурсный материал)

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике.

• Пересказать текст, выучить последний абзац.

• Подобрать однокоренные слова к слову «Родина»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаете нужным: были активными участниками – закрасьте верхний сектор слева, было понятно – закрасьте другой сектор и т. д. (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!