СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по химии: Реакции разложения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ФГОС. Удобна для использования на уроках химии в 8 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по химии: Реакции разложения»

автор-разработчик:

Ксенчина Ольга Васильевна

должность:

учитель географии, биологии, химии


место работы:

МКОУ “ Медвежьегорская СОШ №1”, г. Медвежьегорск, Республика Карелия


название конкурсной работы:

Технологическая карта урока по теме “Реакции разложения”


авторы УМК:

О.С. Габриелян. Химия. 8 класс.

Оборудование и реактивы:

На столе учителя: бихромат аммония, пероксид водорода, оксид марганца (IV), спиртовка, колбы, пробирки, держатель для пробирок, лучинка, спички, компьютер, видеопроектор, электронное приложение ActivInspire, видеопроигрыватель (mp4).

На столах учеников: раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусочки картофеля и моркови, пробирки, спички, лучинки, раздаточный материал, учебник, тетрадь.

Технологическая карта.

Предмет

химия

Класс

8 класс

Тема урока

Реакции разложения

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Сформировать представления о реакциях разложения; дать понятие о катализаторах, ферментах.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • повторить, скорректировать и закрепить знания по теме “Физические и химические явления”;

  • закрепить умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты;

  • познакомить учащихся с классификацией химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

  • дать понятие о сущности реакции разложения и научить их определять; ознакомить с понятиями «катализатор», «фермент».

  • сформировать представление о значении реакций разложения в организме человека и его повседневной жизни.

  • научиться определять реакции разложения;

  • продолжать развивать навыки самостоятельной работы, делать выводы и обобщения.

  • создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения);

  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);

  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий (работают с текстом учебника, дополнительным текстом по теме: Ферменты, выполняют практическую работу).

  • продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты экспериментов;

  • способствовать формированию вербального мышления как предпосылки речевой компетентности учащихся;

  • развитие критического мышления как аспекта учебно-интеллектуальных умений и навыков;

  • развитие у школьников умения структурировать информацию.

Основные понятия, изучаемые на уроке

реакции разложения, катализаторы, ферменты.

Организационная структура урока

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время



учителя

учащихся

1

Проверка

домашнего задания. Мотивация


Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования

Здравствуйте ребята!

- Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется.

- Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ.

- Он сделал выдох – и в воздух выделился углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы.

- Что такое химическая реакциия?

- Какие признаки протекания химической реакции вы знаете?

- Приведите примеры химических реакций, происходящих в быту.

- На предыдущих уроках вы изучили чем отличаются физические явления от химических явлений.

- Посмотрим, как вы теперь разбираетесь в этом вопросе. Проверим ваши знания в этой теме?

выполнение задания по ссылке:

https://learningapps.org/display?v=pj1h96yet

- работа в парах

- проверка всем классом


Хорошо. Молодцы.

Используют индивидуальные карты (приложение)

1)Выставляют оценку готовности к уроку. Выполнение задания и его проверка в парах.











Задание: https://learningapps.org/display?v=pj1h96yet





Презентация слайд 1-7 (приложение 1)



5 мин.

2

Актуализация субъективного опыта


Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- А теперь посмотрим, подготовленный мною видеоролик.

видеоолик: https://yadi.sk/i/ubJ2f0Uv3SHFg5

- Ответьте мне на такой вопрос: Что изучает химия? (превращения веществ)

- В окружающем мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы химических реакций. Получить представление о них помогает классификация реакций.

С одной из классификаций вы уже познакомились – “по признаку поглощения и выделения теплоты”.

- Как называются реакции, протекающие с поглощением тепла? (эндотермические)

- Подскажите мне формулировку экзотермической реакции (реакции, протекающие с выделением тепла)

Хорошо. Молодцы.

- Отгадайте загадку. О чём идёт речь?

Один нырнул, а всплыло – двое.

(Реакция разложения)

- Попробуем ответить на неё в конце урока.

- Согласны ли вы начать нашу работу по новой теме с экспериментов?

Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Просмотр видеоматериала.


Презентация слайд 8 10 (приложение 1); видеоролик по ссылке: https://yadi.sk/i/ubJ2f0Uv3SHFg5






Презентация слайд 11-12 (приложение 1)

5 мин.

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

познавательные – поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные – планирование, прогнозирование.


- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Для темы оставьте свободную строчку.

Попробуем её обозначить после проведения экспериментов. Не забываем про загадку.

- Первый опыт я проведу сама, остальные два проведёте вы.


- Опыт №1 “Химический вулкан”

Реактивы: кристаллы бихромата аммония ((NH4)2Cr2O7), металлическая пластинка или лист асбестового картона, 1-2 мл этилового спирта, спички.

Уравнение реакции:


(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O + Q


оксид хрома (III)(грязно зелёный цвет) - компонент пасты ГОИ, которая используется для шлифования и полирования стали, цветных металлов, полимеров, стекла (в том числе оптического), а также керамических материалов.


- Пришла ваша очередь выполнить небольшую практическую работу.

Перед этим вспомним “Технику безопасности на практической работе”


- Опыт №2 “Получение кислорода путём разложения перексида водорода”

Реактивы: раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), кусочки картофеля и моркови, пробирки, спички, лучинки.


- Проведите эксперимент с перекисью водорода Н2O2, строго соблюдая правила по ТБ и придерживаясь инструкции учителя (приложение 2)

- Известно, что перекись водорода – это сложное вещество, состоящее из 2 атомов водорода и 2 атомов кислорода

– Возьмите пробирку с перекисью водорода, наблюдаем признаки реакций?

– Нет.

– Какие условия необходимо создать для разложения перекиси водорода (нагреть)

- Попробуем нагреть.

–А если добавить оксид марганца (IV) MnO2, то в пробирке происходит бурная реакция с выделением газа.

- Давайте внесём тлеющую лучину в пробирку. - Что наблюдаем? (Тлеющая лучина загорается)

– Какой газ выделяется из пробирки? (кислород)

- Кислород, газ, поддерживающий горение. А на стенках пробирки видны капельки воды.


Уравнение реакции:

MnO2

2H2O2 = 2H2O + O2


- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока (реакции Разложения)

- Запишем тему нашего урока в тетрадь.

- Это ещё одна классификация реакций, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

- Запишем понятие “Реакции разложения” в тетрадь со слайда

- В опыте, проделанном вами произошло разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

- Что такое катализатор?

- Запишем понятие в тетрадь из учебника (стр. уч. 175)

(Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными.)

Опыт

- Проведите опыт №2 строго, соблюдая инструкцию учителя и правила ТБ

- Возьмите 2-ую и 3-ью пробирку с перекисью водорода Н2О2.

- В пробирку с перекисью водорода №2 положите кусочек картофеля, в пробирку с перекисью водорода № 3 положите кусочек моркови.

- Что наблюдаете? (видимый эффект реакции)

- Почему сырые картофель и морковь ускоряют химическую реакцию?

- В состав сырых овощей входят ферменты.

- Большинство химических процессов в живых организмах протекает с участием ферментов. - Ферменты входят в состав качественных стиральных порошков, и помогает отстирывать пятна крови, белков, чая и других загрязнителей. С помощью ферментов изготавливают сыры и лекарства.

- Посмотрим в учебнике, что такое ферменты и запишем понятие в тетрадь (стр. уч.175)


Работа с учебником (работа в парах и), фронтальная работа с классом, работа с реактивами (в парах)




Презентация слайд 13-14 (приложение 1)

















Презентация слайд 15 (приложение 1); инструкции (приложение 2)






Презентация слайд 17-18 (приложение 1); инструкции (приложение 2)




















Презентация слайд 19-20 (приложение 1);








Презентация слайд 21-22 (приложение 1);



















Презентация слайд 24 (приложение 1);

25 мин.

4

Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.

- Вспомним о загадке?

- Наверное, теперь вы уже сможете ответить на вопрос, поставленный в ней.

О чём идёт речь?

Один нырнул, а всплыло – двое.

(Реакция разложения)


- Теперь выполним интересное задание по изученной теме

  1. реакции разложения: https://learningapps.org/display?v=pt1geicfj18

  2. сумма коэффициентов: https://learningapps.org/display?v=r5xs24hk

  3. ребусы: https://learningapps.org/display?v=piwb844ck



Работа с текстом.

(работа в парах)


Презентация слайд 25 (приложение 1);



5 мин.


5

Первичное закрепление

Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.

Фронтальная работа.



Презентация слайд 26 (приложение 1);

задания по ссылкам.



5 мин


6

Анализ

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.

- Реакции разложения играют большую роль в жизни планеты.

-Ведь именно они способствуют уничтожению отходов жизнедеятельности всех биологических организмов.

Кроме того, этот процесс ежедневно помогает человеческому телу усваивать различные сложные соединения путем расщепления их на простые (катаболизм).

Помимо всего перечисленного, данная реакция способствует образованию простых органических и неорганических веществ из сложных

Фронтальная работа с классом.




2 мин

7

Рефлексия

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные – смыслообразование, целеполагание.

На цветных стикерах изобразите смайлик, соответствующий вашему состоянию после урока. Приклейте его на доску перед выходом из класса.

Индивидуальная работа.

Презентация слайд 28 (приложение 1);


2мин.


8.

Домашнее задание


Изучить текст учебника п.26;

- Вы знаете, что очень многие замораживают тертую морковь в морозильниках. Дома (у кого есть) проверьте, пожалуйста, сохраняются ли ферментативные свойства в замороженной моркови? Итак, вам нужны будут перекись водорода и кусочки тертой замороженной моркови. Будут ли выделяться пузырьки газа?


Презентация слайд 27 (приложение 1);

2 мин



Список литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2016.

Интернет – ресурсы:

1. http://zakluet.ru/ryby-udilschiki

2. http://www.oilngases.ru/problemi-zemli/globalnie-problemi-c

3. http://ru.savefrom.net/#url=http://youtube.com/watch?v=qfy7






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!