Оборудование и реактивы: | На столе учителя: бихромат аммония, пероксид водорода, оксид марганца (IV), спиртовка, колбы, пробирки, держатель для пробирок, лучинка, спички, компьютер, видеопроектор, электронное приложение ActivInspire, видеопроигрыватель (mp4). На столах учеников: раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусочки картофеля и моркови, пробирки, спички, лучинки, раздаточный материал, учебник, тетрадь. |
повторить, скорректировать и закрепить знания по теме “Физические и химические явления”; закрепить умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты; познакомить учащихся с классификацией химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; дать понятие о сущности реакции разложения и научить их определять; ознакомить с понятиями «катализатор», «фермент». сформировать представление о значении реакций разложения в организме человека и его повседневной жизни. научиться определять реакции разложения; продолжать развивать навыки самостоятельной работы, делать выводы и обобщения. | создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения); создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности); создать условия для формирования познавательных универсальных действий (работают с текстом учебника, дополнительным текстом по теме: Ферменты, выполняют практическую работу). | продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты экспериментов; способствовать формированию вербального мышления как предпосылки речевой компетентности учащихся; развитие критического мышления как аспекта учебно-интеллектуальных умений и навыков; развитие у школьников умения структурировать информацию. |
1 | Проверка домашнего задания. Мотивация | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования | Здравствуйте ребята! - Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. - Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ. - Он сделал выдох – и в воздух выделился углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. - Что такое химическая реакциия? - Какие признаки протекания химической реакции вы знаете? - Приведите примеры химических реакций, происходящих в быту. - На предыдущих уроках вы изучили чем отличаются физические явления от химических явлений. - Посмотрим, как вы теперь разбираетесь в этом вопросе. Проверим ваши знания в этой теме? выполнение задания по ссылке: https://learningapps.org/display?v=pj1h96yet - работа в парах - проверка всем классом Хорошо. Молодцы. | Используют индивидуальные карты (приложение) 1)Выставляют оценку готовности к уроку. Выполнение задания и его проверка в парах. | Задание: https://learningapps.org/display?v=pj1h96yet Презентация слайд 1-7 (приложение 1) | 5 мин. |
2 | Актуализация субъективного опыта | Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | - А теперь посмотрим, подготовленный мною видеоролик. видеоолик: https://yadi.sk/i/ubJ2f0Uv3SHFg5 - Ответьте мне на такой вопрос: Что изучает химия? (превращения веществ) - В окружающем мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы химических реакций. Получить представление о них помогает классификация реакций. С одной из классификаций вы уже познакомились – “по признаку поглощения и выделения теплоты”. - Как называются реакции, протекающие с поглощением тепла? (эндотермические) - Подскажите мне формулировку экзотермической реакции (реакции, протекающие с выделением тепла) Хорошо. Молодцы. - Отгадайте загадку. О чём идёт речь? Один нырнул, а всплыло – двое. (Реакция разложения) - Попробуем ответить на неё в конце урока. - Согласны ли вы начать нашу работу по новой теме с экспериментов? | Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. Просмотр видеоматериала. | Презентация слайд 8 10 (приложение 1); видеоролик по ссылке: https://yadi.sk/i/ubJ2f0Uv3SHFg5 Презентация слайд 11-12 (приложение 1) | 5 мин. |
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | познавательные – поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные- сотрудничество в поиске информации регулятивные – планирование, прогнозирование. | - Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Для темы оставьте свободную строчку. Попробуем её обозначить после проведения экспериментов. Не забываем про загадку. - Первый опыт я проведу сама, остальные два проведёте вы. - Опыт №1 “Химический вулкан” Реактивы: кристаллы бихромата аммония ((NH4)2Cr2O7), металлическая пластинка или лист асбестового картона, 1-2 мл этилового спирта, спички. Уравнение реакции: (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O + Q оксид хрома (III)(грязно зелёный цвет) - компонент пасты ГОИ, которая используется для шлифования и полирования стали, цветных металлов, полимеров, стекла (в том числе оптического), а также керамических материалов. - Пришла ваша очередь выполнить небольшую практическую работу. Перед этим вспомним “Технику безопасности на практической работе” - Опыт №2 “Получение кислорода путём разложения перексида водорода” Реактивы: раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), кусочки картофеля и моркови, пробирки, спички, лучинки. - Проведите эксперимент с перекисью водорода Н2O2, строго соблюдая правила по ТБ и придерживаясь инструкции учителя (приложение 2) - Известно, что перекись водорода – это сложное вещество, состоящее из 2 атомов водорода и 2 атомов кислорода – Возьмите пробирку с перекисью водорода, наблюдаем признаки реакций? – Нет. – Какие условия необходимо создать для разложения перекиси водорода (нагреть) - Попробуем нагреть. –А если добавить оксид марганца (IV) MnO2, то в пробирке происходит бурная реакция с выделением газа. - Давайте внесём тлеющую лучину в пробирку. - Что наблюдаем? (Тлеющая лучина загорается) – Какой газ выделяется из пробирки? (кислород) - Кислород, газ, поддерживающий горение. А на стенках пробирки видны капельки воды. Уравнение реакции: MnO2 2H2O2 = 2H2O + O2 - А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока (реакции Разложения) - Запишем тему нашего урока в тетрадь. - Это ещё одна классификация реакций, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. - Запишем понятие “Реакции разложения” в тетрадь со слайда - В опыте, проделанном вами произошло разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. - Что такое катализатор? - Запишем понятие в тетрадь из учебника (стр. уч. 175) (Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными.) Опыт - Проведите опыт №2 строго, соблюдая инструкцию учителя и правила ТБ - Возьмите 2-ую и 3-ью пробирку с перекисью водорода Н2О2. - В пробирку с перекисью водорода №2 положите кусочек картофеля, в пробирку с перекисью водорода № 3 положите кусочек моркови. - Что наблюдаете? (видимый эффект реакции) - Почему сырые картофель и морковь ускоряют химическую реакцию? - В состав сырых овощей входят ферменты. - Большинство химических процессов в живых организмах протекает с участием ферментов. - Ферменты входят в состав качественных стиральных порошков, и помогает отстирывать пятна крови, белков, чая и других загрязнителей. С помощью ферментов изготавливают сыры и лекарства. - Посмотрим в учебнике, что такое ферменты и запишем понятие в тетрадь (стр. уч.175) | Работа с учебником (работа в парах и), фронтальная работа с классом, работа с реактивами (в парах)
| Презентация слайд 13-14 (приложение 1) Презентация слайд 15 (приложение 1); инструкции (приложение 2) Презентация слайд 17-18 (приложение 1); инструкции (приложение 2) Презентация слайд 19-20 (приложение 1); Презентация слайд 21-22 (приложение 1); Презентация слайд 24 (приложение 1); | 25 мин. |
4 | Первичная проверка понимания | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. | - Вспомним о загадке? - Наверное, теперь вы уже сможете ответить на вопрос, поставленный в ней. О чём идёт речь? Один нырнул, а всплыло – двое. (Реакция разложения) - Теперь выполним интересное задание по изученной теме реакции разложения: https://learningapps.org/display?v=pt1geicfj18 сумма коэффициентов: https://learningapps.org/display?v=r5xs24hk ребусы: https://learningapps.org/display?v=piwb844ck | Работа с текстом. (работа в парах) | Презентация слайд 25 (приложение 1); | 5 мин. |