СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по истории 5 класс "Архитектура и скульптура Древней Греции"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по истории 5 класс "Архитектура и скульптура Древней Греции"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории 5 класс "Архитектура и скульптура Древней Греции"»

Технологическая карта урока «Архитектура и скульптура Греции» по истории 5 класс 21.01.2021

Тема урока

Архитектура и скульптура Греции

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Педагогическая цель

Формировать у обучающихся способность к самостоятельному построению новых способов действия в форме личного творческого опыта; создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства.

Технологии

Здоровьесбережение, проблемного обучения, создание интеллект – карт, перепутанные логические цепочки, личностно – ориентированное обучение, ЗХУ.

Виды деятельности

Индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.

Планируемые результаты(предметные)

  • Познакомить учащихся с архитектурным ансамблем Акрополя

  • Выяснить особенности греческой культуры, характерные черты греческого храма и орденской системы

  • Познакомить учащихся с особенностями греческой скульптуры

  • Учить правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, связанные с описанием памятников культуры Афин, бытом и праздниками афинян

  • Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира


Метапредметные УУД

Коммуникативные:

  • развивать творческие и коммуникативные компетенции в форме экскурсии

  • сформировать навыки отбора материала для выступления перед аудиторией

  • Развитие навыка выстраивания грамотного доказательного ответа

  • Развитие навыка аргументирования своей точки зрения с помощью доказательной базы

  • устанавливать рабочие отношения во время урока

  • эффективно сотрудничать.

Регулятивные:

  • сознательно организовывать свою учебную деятельность

  • способность решать творческие задачи

  • представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.)

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

  • осуществлять рефлексию способов действий

Личностные УУД


  • воспитывать уважение к шедеврам и памятникам мировой культуры

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви и уважения к истории и культуре другого народа

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Культура Древней Греции. Классическое искусство. Древнегреческая архитектура. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский. Колонна древнегреческого храма. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины-Девы. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. храм, фронтон, кариатида, скульптура.

Оборудование

учебник, индивидуальные карточки.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сопровождение, комментарий

I.Организационный

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Проверьте свою готовность к уроку. Я хочу, чтобы вы пожелали друг другу плодотворной и приятной работы на уроке.

Далекий край далеких истин,

И древность пред тобой – дитя!

Горами дивными ты выстлан,

Дорогой памяти идя….

Греция – колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории. Что влечёт туристов в эту горную страну? Её древняя история, её великое искусство.

На высоком холме, над Афинами располагается беломраморное чудо, а ночью оно выглядит ещё более величественнее, подсвеченное прожекторами.

Ребята, а кто знает о каком чуде я говорю?

Это Акрополь – возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города. Афинский Акрополь представлял собой 156 – метровый скалистый холм с пологой вершиной, около 300 м. в длину и 170м в ширину, на котором были построены великолепные храмы.

Я предлагаю вам совершить экскурсию на поезде в Древнюю Грецию, а именно посетить Афинский акрополь. Но для того , чтобы попасть в поезд и отправиться в путешествие нам необходимо разрешение на въезд в Грецию. Для этого нам нужно сдать экзамен в Греческом посольстве.

Учащиеся слушают, проверяют подготовленность к уроку, настраиваются на работу.













Слушают

















Ответы учащихся
































На доске иллюстрации Греции


II.Проверка изученного материала

На каком полуострове находилась Греция,

Из каких частей состоит?

Какими морями омывается

А сейчас мы определим «Кто здесь грек?» У вас карточки с заданием вы сейчас в парах распределите имена тех персонажей, которые относятся к Греции.

Задание: Хеопс, Одиссей, Сет, Хаммурапи, Солон, Фемистокл, Дарий 1, Гомер, Одиссей, Мильтиад, Тутмос 3, Геракл, Исида, Прометей, Осирис, Афина, Зевс.

Задание « Вставь пропущенное»

( работа с карточками»)

  1. Гомер написал…поэмы (2)

  2. Солон провёл реформы в … веке до н.э ( 6)

  3. Перикла избирали стратегом….лет подряд( 15)

  4. Греческий город – государство называется…..

( полис)

5.Школа, где занимались гимнастикой……( палестра)

6. Илотом в Спарте называли…

.( раба) См. прил № 1

На юге Балканского п-ова

Южная, Средняя, Северная

Эгейское, Ионическое



Работа в парах.







Ответ: Одиссей, Солон, Фемисткол, Гомер, Одиссей, Мильтиад, Геракл, Прометей, Афина, Зевс











Взаимопроверка задания (пары). .





Карта Греции


















III.Изучение нового материала и планирование деятельности учащихся






Ребята все вы молодцы, отлично справились с заданием. Мы отправляемся в путь!



Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.___ ходьба

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее ___ поднять руки

Сели вместе на карниз _ присесть

Посмотрели вверх и вниз____ посмотреть вверх и вниз

И сказали три кота;

"Красота", "Красота"________ похлопать в ладоши

Вот мы с вами и прибыли в древний город Афины.

- Скажите, пожалуйста, в какую часть Афин мы совершим экскурсию?

Верно. А с чем мы можем там познакомиться? Обратите внимание на слайд иллюстрации?



Давайте сформулируем тему нашей экскурсии



- А что вы знаете о древнегреческой архитектуре, скульптуре?

- А чтобы вы хотели узнать ?



В ходе нашей экскурсии я предлагаю вам составить интеллект – карту в парах .( Слабым учащимся даётся эталон, сильные составляют сами)

См. прил.№2

Проблемный вопрос урока:

Греки так говорили о своём городе « Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осёл! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!».

В конце урока мы подтвердим или опровергнем ваши точки зрения.

Представьте ранее утро июля в Афинах. Все жители города в ярких, праздничных одеждах, с дорогими подарками идут по знаменитой Панафинейской дороге. Давайте пойдём вместе с жителями города и спросим куда они идут?

Ребята оказывается в июле жители Афин отмечают день рождения богини Афины, покровительницы города. Этот праздник называется Панафинеи. Жители Афин идут в Акрополь, чтобы принести жертвоприношение богине и поучаствовать в различных соревнованиях ( гимнастических, музыкальных, поэтических). Мы отправляемся вместе жителями города Афины.

И вот мы у каменных стен Акрополя. Обратите внимание права от нас находится маленький храм . Это храм

« Ники – Бескрылой».

Вопрос: Ника – крылатая богиня победы. А здесь она бескрылая. Почему греки хотели видеть её без крыльев?

Основу этого небольшого храма составляют ионические колонны. Или по другому ионический ордер. Ордер – это соотношение определённых частей здания. Главной частью, которой является колонна.

Вопрос:- какие особенности колонны вы можете отметить?

Действительно ионическая колонна имеет мягкий, женственный характер. Её верх заканчивается красивыми завитками, похожими на бараньи рога.

А теперь мы идём дальше. Чтобы попасть на Акрополь мы проходим через парадные ворота Пропилеи. Они состоят из нескольких рядов дорических колонн.

Вопрос: - Ребята , а каковы особенности этого ордера?

Молодцы! И вот мы оказываемся в центре Акрополя. Здесь множество скульптур. Но из всех выделяется бронзовая статуя – Афины воительницы ( Промахос). Её высота была 7 метров.В руке она держит длинное копьё. Острие этого копья высоко поднимается над площадью. Его видно на берегу моря( расстояние до него 10 км) и даже в открытом море. Эту статую сделал скульптор Фидий.



Обратите внимание по правую сторону от нас находится большое, красивое здание – это знаменитый Парфенон. Этот храм, посвящен богине Афине. Храм кажется легким и красивым. Парфенон очень прост: мраморный четырехугольник, окруженный колоннами. Колонны Парфенона примерно в пять раз выше человеческого роста, угловые колонны несколько толще остальных – чтобы на фоне неба они не выглядели тоньше тех, которые видны на фоне затененной стены. Отдельные мраморные блоки ничем между собой не склеивались. Восточный фронтон посвящен сцене рождения Афины из головы Зевса, западный – спору Афины и Посейдона за власть над Афинами

Двадцать веков простояло это мраморное чудо в своем первозданном виде – ни одна колонна не покосилась. Ни дождь ни ветер ни землетрясения не страшны оказались творению древнегреческих мастеров –оно погибло от рук человеческих. В 17 веке во время одной из многочисленных войн, турки устроили в храме склад пороха. В Парфенон попала бомба и он превратился в развалины. Внутри храма стояла 12 – метровая статуя Афины, созданная Фидием. Лицо богини и её руки были сделаны из слоновой кости. Одежду покрывали золотые пластины. В правой руке Афина держала крылатую фигуру богини Ники.

Мы выходим из Парфенона и оказываемся рядом с самым изящным храмом Эрехтейон, посвященный спору Афины и Посейдона, в котором победу одержала Афина. Колонами храма служат женщины-кариотиды.

Вы наверное обратили внимание что греческая архитектура немыслима без скульптуры. Но какой же она была?

Задание: Я предлагаю вам логические цепочки, вы выберите правильную и подтвердите фактами.

Логические цепочки:

  1. « Воплощение идеальных черт людей --- сильный, мужественный гражданин----неподвижные фигуры-----изображения людей и богов не отличались------изображение фигур в движении».

  2. « Изображение людей в реальности-----поэт, скульптор------изображение людей в движении------изображения людей и богов отличались------неподвижные фигуры».









Учащиеся выполняют упражнения



















Ответ: - на Афинский Акрополь



Ответ: - с архитектурой, скульптурой.




Формулируют тему экскурсии

( урока) и её записывают




Ответы учащихся.



( Запись ответов на доске в виде таблицы)

Знаю

Хочу знать

Узнал






В ходе урока учащиеся в парах заполняют интеллект – карту.







Версии учащихся:

1.Греки абсолютно правы в своей оценке г. Афины

2.Греки преувеличивают оценку своего города





































Ответ учащихся: - чтобы победа всегда оставалась с греками











Ответы учащихся

















Ответы учащихся









































Сообщения учащихся о мифах:

« Рождение Афины» и « Спор Афины и Посейдона»










Работа учащихся в парах

Чтение &34 п.3- находят нужное утверждение ( № 1) и подтверждают фактами

( скульптуры « Стреляющий Геракл», « Дискобол» - Мирон)















































Слайд 12

Афинский Акрополь



Слайд 13

Тема урока

« Архитектура и скульптура Греции»






















Слайд 14

Проблемный вопрос


































Иллюстрация

Храм Ники Бескрылой










Иллюстрация

Ионическая колонна

















Иллюстрации

Пропилеи



Дорическая колонна





Афина - Промахос















Парфенон


















Статуя Афины в Парфеноне





Эрехтейон





Скульптура Древней Греции


IV. Первичное закрепление изученного материала


Ребята вот и закончилась наша экскурсия по Афинскому Акрополю. Давай те посмотрим, что же вы узнали сегодня. Я прошу предоставить ваши интеллект – карты. Заполнение таблицы ЗХУ

Перед вами лежит изображение Афинского Акрополя, отметьте знакомые вам здания.

См. прил. № 3




А сейчас давайте ответим на наш вопрос, который мы сформулировали в начале урока

« Были ли правы греки в своём суждении?»


Я предлагаю вам составить синквейн о нашей экскурсии

( работа в парах) (при наличии дополнительного времени)

  1. Сущетвительное

  2. Два прилагательных

  3. Три глагола

  4. Фраза из 4 –х лов ( своё отношение к теме)

  5. Синоним первого слова на эмоциональном уровне.

Учащиеся( пары) предоставляют свои интеллект - карты







Учащиеся работают с иллюстрациями.







Ответы учащихся.





Составляют синквейн в парах











V. Рефлексия


Ребята я попрошу вас выказать своё мнение о нашем уроке. ( каждому на отдельных листах)

См. прил. № 4


Выражают своё мнение о уроке


VI.Домашнее задание


Ребята я предлагаю дома вам написать небольшое сочинение о нашей экскурсии на основе нашего урока

и & 34.

Большое спасибо за наш урок, все вы поработали очень хорошо.


Записывают домашнее задание.

























Приложение № 1



  1. Гомер написал…поэмы


  1. Солон провёл реформы в … веке до н.э


  1. Перикла избирали стратегом….лет подряд


  1. Греческий город – государство называется…..



5.Школа, где занимались гимнастикой……



6. Илотом в Спарте называли…























П риложение № 2







































Приложение № 3











Приложение № 4

1. На уроке я работал


2. Своей работой на уроке я


3. Урок для меня показался



4. За урок я


5. Мое настроение



6. Материал урока мне был




7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным



не устал / устал



стало лучше / стало хуже



понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


легким / трудным

интересным / неинтересным




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!