СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по географии. Военно-промышленный комплекс. 9 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует фгосам. Содержит кейсовую технологию, компетентно-ориентированные задания, технологию проблемного обучения, технологию здоровьесбережения, критического мышления.

Цель урока: создание условий для формирования представления о военно-промышленном комплексе (ВПК) России, его состава, значение.

Задачи урока:

Развивающая: - Формировать умение работать с учебником, картами, таблицами, дополнительной литературой;

Образовательная: выявить роль в хозяйстве России ВПК; рассмотреть ведущие отрасли, определить их главные черты и особенности, их проблемами, сформировать понимание понятия – конверсия.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за русских ученых и их достижения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии. Военно-промышленный комплекс. 9 класс.»

Технологическая карта урока : Военно-промышленный комплекс (ВПК)

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ с. Елабуга

Должность

 учитель географии

Предмет

 география 

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок географии по теме «Военно-промышленный комплекс (ВПК)», урок №6 в теме 4 «География отраслей и межотраслевых комплексов ”

Базовый учебник 

География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа,

Цель  урока: создание условий для формирования представления о военно-промышленном комплексе (ВПК) России, его состава, значение.

Задачи урока:

Развивающая: - Формировать умение работать с учебником, картами, таблицами, дополнительной литературой;

Образовательная: выявить роль в хозяйстве России ВПК; рассмотреть ведущие отрасли, определить их главные черты и особенности, их проблемами, сформировать понимание понятия – конверсия.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за русских ученых и их достижения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: уметь давать определение терминам ВПК, конверсия.. Показывать размещения основных центров ВПК. Объяснять проблемы конверсии.

Метапредметные: формирование умений: 1) обсуждать проблемы ВПК; 2) извлекать информацию из различных источников; 3) прогнозировать пути развития ВПК; 4) составлять опорно-логические схемы; 5) анализировать таблицы и рисунки, делать выводы.

Личностные: осознание роли ВПК для развития экономики России; формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, Кейсы.

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Время

1

Организационный

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют готовность

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

1 мин

2

Мотивация и стимулирование

1. Подводит к формулировке темы урока. (Приложение – презентация.)

« У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Его можно смело отнести к отрасли, которая оказала более чем ощутимое влияние на развитие экономики на протяжении многих лет существования РФ. Который работает на безопасность России? » 

2. Предлагает рассмотреть видео

https://yandex.ru/video/preview?filmId=18165609430417524331&text=5%20военных%20технологий%20будущего&from=tabbar

Ставит проблемный вопрос « какие причины вынуждают вооружаться Россию ?»

3. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока.

4. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.

1.Участвуют в беседе,

2.Формулируют тему урока.

4. Ставят перед собой цели и задачи: Каковы функции ВПК?

Составить логическую схему « Состав ВПК»

Что выпускает ВПК кроме военной техники?

Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;

Регуляторные: анализирование условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.


10 мин

3

Актуализация знаний

Давай вспомним ТЭК и выполним тест.(Приложение 1)


1Выполняют тест , меняются работами и проверяют по коду.

Познавательные; умение структу-ть знания; установление причинно-следс-х связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение орган-ть учебное сотрудничество и совместную дея-ть;    

 Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

7 минут

4

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи

назад, голову назад.

«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

Круговые движения плечами вперёд и назад.

Выполняют физ-е уп-я


1 минута

5

Усвоение новых знаний.

Предприятия ВПК отличались секретностью, города с ВПК были охраняемые. На карте города не значились, названий не имели, о закрытом городе говорили цифры

Челябинск-70, Арзамас-16, Томск-7 и др. В 90-е годы города вышли из положения закрытости, получив названия. Иногда эти города называют «городами-призраками».

1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Вы-будущие разведчики (4 группы) и направляетесь на практику в разные регионы России с целью определения локации основных центров по выпуску определенных видов военной техники, изучить особенности данной отрасли ВПК . Предоставив отчет в виде схемы с пояснениями. (Приложение2).

Кейс 1

с.ш. 1.56,

2.58

в.д.1.65

2.60

Кейс2

с.ш.

1.56

2.55

в.д. 1. 37

2. 38

Кейс3

с.ш.

1.56

2.52

в.д.

1.49

2.137

Кейс 4

с.ш.

1.57

2.53

в.д.

1.85

2. 45

План отчета группы:

1.По географическим координатам определите место локации центра, вид выпускаемой военной техники.

2. Охарактеризуйте данную отрасль ВПК, отметь на контурной карте основные места производства на территории России( По карте с. 110 рис 38 (по Дронову),.

3. Отчитаться , внести свои данные в общую схему-кластер.(Приложение 3)

Дискуссия:

Сколько необходимо оружия стране?

Огромные расходы на вооружение явились в свое время одной из причин, приведших экономику СССР к экономическому кризису. Потребность в вооружении:

1)Разумные оборонительные потребности;

2)Реальные экономические возможности страны.

Так как требуется огромные затраты на ВПК, в мирное время ВПК перестраивается.

Конверсия - перевод военного производства на выпуск гражданской продукции. При проведении конверсии необходимо сохранить квалифицированные кадры, использовать прогрессивные технологии предприятий ВПК.

На проблему конверсии существует несколько точек зрения. Одни считают, что конверсия необходима для России. Другие считают, что следует придерживаться девиза оборонной промышленности США: «Экспорт вооружения - лучше, чем конверсия».

Вопросы для обсуждения:

-Ваше отношение к экспорту оружия в другие страны?

-Как вы считаете, есть ли необходимость конверсии ВПК в России?

-ВПК оказывает мощное негативное влияние на окружающую среду.

- Как вы от-носитесь к проблеме утилизации отходов ядерного топлива?

1. Слушают задание учителя. Вытягивают кейс и выполняют работу по заданию.

Кейс 1.

Бронетанковая:

Курган. Нижний Тагил

Кейс 2. Ракетно-космическая: Королев, Химки.

Кейс 3. Авиационная: Казань. Комсомольск-на- Амуре.

Кейс 4. Ядерно-оружейный. Томск. Пемза

2. Заполняют в тетради кластер

3.участвуют в дискуссии.

Познавательные: :  поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  формирование умения работать в парах.

15 мин

6

Закрепление новых знаний

1 Вставить пропущенное:

А. Система предприятий, разрабатывающих и производящих военную технику и вооружение называется _____________

Б. Перевод военных предприятий на выпуск гражданской продукции называется______________.

В) Составьте производственную цепь

предприятий ВПК:

1) Испытательные лаборатории и

полигоны;

2) Научно-исследовательские

учреждения;

3) Производственные предприятия;

4) Конструкторское бюро;

Ответ: ВПК, конверсия,(2; 4; 1; 3;)

2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты.

1. Работая в парах, выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.

2.Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

7 мин

8

Подведение итогов урока, рефлексия.

1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.

Задает вопросы:

1. Какие отрасли входят в состав ВПК?.

2. Какие проблемы существуют в разных секторах ВПК?

3. Каковы перспективы развития ВПК?

2. Предлагает вспомнить проблемный вопрос урока и ответить.

3. Предлагает ответить на вопросы рефлексия по кругу.

1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.

2..Отвечают на проблемный вопрос:

•уроки Великой Отечественной войны;

•“холодная война” – идеологическое противостояние двух сверхдержав США и СССР (Россия);

•наступление НАТО на границы России (Прибалтийские страны, Украина, Грузия).

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

3  мин

9

Информация о домашнем задании.

1.Дает информацию о задании на дом.

- изучить п. учебника

- сообщение «Новые технологии ВПК и их значение для гражданского производства».

1.Запи-ют дом. зад.

2.Слушают инструкцию по состав-ю

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.

1 мин

Ссылки использованных ресурсов:

  1. https://yandex.ru/video/preview?filmId=18165609430417524331&text=5%20военных%20технологий%20будущего&from=tabbar

  2. https://fb.ru/article/231759/voenno-promyishlennyiy-kompleks-rossii-otrasli-predpriyatiya-problemyi-struktura-i-razvitie-voenno-promyishlennogo-kompleksa-v-rossii

Приложение 1.

1 вариант

2 вариант

1. Перечислите отрасли топливной промышленности.

2. Какое место занимает Россия по запасам нефти?

А) 1 место В) 3 место

Б) 2 место Г) 4 место

3. Какое место занимает Россия по добыче газа?

А) 1 место В) 3 место

Б) 2 место Г) 4 место

4. 2. Какое место занимает Россия по добыче каменного угля?

А) 3 место В) 5 место

Б) 4 место Г) 6 место

5. Назовите вторую по значению нефтедобывающую базу.

А) Западно-Сибирская В) Прикаспийская

Б) Волго-Уральская Г) Тимано-Печорская

6. В каком из бассейнов добывают бурый уголь?

А) Печорский В) Канско-Ачинский

Б) Кузнецкий Г) Донецкий

7. Какой из типов электростанций имеет наибольшую долю производства электроэнергии?

А) ТЭС В) АЭС

Б) ГЭС Г) ПЭС

1. Перечислите отрасли электроэнергетики.

2. Какое место занимает Россия по добыче нефти?

А) 1 место В) 3 место

Б) 2 место Г) 4 место

3. Какое место занимает Россия по запасам газа?

А) 1 место В) 3 место

Б) 2 место Г) 4 место

4. Какое место занимает Россия по добыче бурого угля?

А) 3 место В) 5 место

Б) 4 место Г) 6 место

5. Назовите первую по значению газодобывающую базу.

А) Западно-Сибирская В) Прикаспийская

Б) Волго-Уральская Г) Тимано-Печорская

6. Какой из способов добычи угля самый дешевый?

А) Подземный В) Открытый

Б) Фонтанный Г) Насосный

7. Какой из типов электростанций имеет наибольшую стоимость и время строительства?

А) ТЭС В) АЭС

Б) ГЭС Г) ПЭС


Вариант 1

Вариант 2

1. Нефтяная, газовая, угольная, торфяная, сланцевая.

2. в 3. Б 4. Г 5. Б 6. В 7. а

1. ТЭС, ГЭС, АЭС, ГеоТЭС, ПЭС

2. б 3. Б 4. А 5. А 6. В 7. б



Приложение 2.

Кейс 1

с.ш. в.д.

Кейс2 с.ш. в.д.

Кейс3

с.ш. в.д.

Кейс 4

с.ш. в.д.

План отчета группы:

1.По географическим координатам определите место локации центра, вид выпускаемой военной техники.

2. Охарактеризуйте данную отрасль ВПК, отметь на контурной карте основные места производства на территории России( По карте с. 110 рис 38 (по Дронову),.

3. Отчитаться , внести свои данные в общую схему-кластер.


Источники информации кейс 1.

Если обратить внимание на центры военно-промышленного комплекса России, то после несложной аналитики можно будет сделать очевидный вывод: данное направление оборонной индустрии можно определить, как одно из самых развитых. Непосредственно сами танки выпускают в Омске и Нижнем Тагиле. Заводы, расположенные в Челябинске и Санкт-Петербурге, находятся на стадии перепрофилирования. Что касается бронетранспортеров, то их производством занимаются предприятия в Кургане и Арзамасе.

Источники информации кейс 2

Её по праву можно назвать одной из наиболее наукоемких. Чего стоит одна только МБР (межконтинентальная баллистическая ракета), для полноценной работы которой необходимо приблизительно 300 тысяч различных систем, приборов и деталей. А если говорить о крупном космическом комплексе, то эта цифра увеличивается до 10 млн. Именно по этой причине в данной отрасли сосредоточено больше всего ученых, инженеров и конструкторов. Большая часть НИИ и КБ сосредоточена в Московском регионе: Москва и Реутов – межконтинентальные ракеты, Химки и Королев- ракетные двигатели, Дубна и Реутов- крылатые ракеты, Химки- зенитные ракеты.

Производство деталей и составляющих разбросано по всей стране: Воткинск-Удмуртия, Златоуст,

Красноярск, Самара, Омск, Санкт-Петербург, Истра, Железногорск…Космодромы: Байконур (Казахстан), Плесецк(Архангельская обл.), Свободный (Амурская обл.)

Управление космическими полетами находится в Краснознаменске (Голицино2) и Королеве.

Источники информации кейс 3

Изучая военно-промышленный комплекс России, отрасли и направления этой сферы, авиации необходимо уделить внимание в любом случае. Здесь актуально говорить о крупных промышленных центрах, поскольку для сборки изделий нужны головные предприятия. Другие просто не обладают необходимой технической базой для организации требуемых в целях быстрого и качественного производства процессов. При этом всегда должны соблюдаться два ключевых условия: наличие квалифицированных специалистов и хорошо организованное транспортное сообщение. Военно-промышленный комплекс России и конкретно сфера авиации находятся в состоянии постоянного развития, что позволяет РФ выступать в роли крупного экспортера вооружения, в том числе авиации. Центры: Москва, Жуковский, Ступино, Ростов-на-Дону, Казань, Пермь, Омск, Тюмень.

Источники информации кейс 4

Развитие военно-промышленного комплекса в России трудно представить без этого направления. Оно включает несколько стратегически важных сфер производства. Прежде всего, это добыча урановой руды и последующее изготовление концентрата из этого сырья. Следующим важным этапом является разделение урановых изотопов (процесс обогащения). Эту задачу выполняют на предприятиях, которые расположены в таких городах, как Саратов (Арзамас-16), Снежинск (Челябинск -70), Воткинск, Красноярск, Самара, Омск. Справедливости ради стоит отметить, что именно в России находится 45% всех мощностей, которые сосредоточены на обогащении урана. При этом важно обратить внимание на то, что производство ядерного вооружения сокращается и описанные выше отрасли делают акцент на западных заказчиках. Еще одной задачей данного комплекса ВПК является как наработка, так и выделение оружейного плутония. Его запасов, сосредоточенных в РФ, хватит еще на много лет. Предприятия, действующие в рамках ядерно-оружейного комплекса, занимаются также изготовлением тепловыделяющих элементов, которые необходимы для работы атомных реакторов, сборкой ядерных боеприпасов и утилизацией радиоактивных отходов.


Приложение 3.

Конструкторские бюро

Научно-исследовательские организации

Испытательные лаборатории

и полигоны

Производственные предприятия (массовый выпуск продукции







Ядерно-

оружейный комплекс

ВПК – это система предприятий, производящих

боевую технику, вооружение и боеприпасы






Авиационная промышленность


Военное судостроение




Бронетанковая промышленность



Ракетно-

космическая

промышленность


Артиллерийско-стрелковое вооружение










Факторы размещения ВПК:

1. Безопасность размещения: вдали от границ, в глубинных районах страны.

2. Принцип дублирования: в разных районах страны размещение предприятий-дублеров.

3. Концентрация производств вокруг Москвы, особенно средств ПВО.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!