СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по географии в 9 классе. Угольная промышленность.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует современным стандартам. Урок содержит проблемное изучение материала, элементы компетентно-ориентированных заданий: Как улучшить инвестиционный климат в угольной промышленности России? На основе этого ключевого вопроса учащиеся в парах изучают крупные месторождения угля, дают характеристику  их перспективы и проблемы. 

.Цель  урока: создание условий для формирования представления о угольной промышленности России, месторасположение угольных месторождений, способы добычи, значение проблемы и перспективы.

Задачи урока:

Развивающая: раскрыть особенности, значение и проблемы угольной промышленности;

Образовательная: выявить особенности размещения угольной промышленности;

Воспитательная: определить пути развития угольной промышленности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии в 9 классе. Угольная промышленность.»

Технологическая карта урока: ТЭК. Угольная промышленность.

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ с. Елабуга

Должность

 учитель географии

Предмет

 география 

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок географии по теме «ТЭК. Угольная промышленность», урок №7 в теме 4 «География отраслей и межотраслевых комплексов ”

Базовый учебник 

География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа,

Цель  урока: создание условий для формирования представления о угольной промышленности России, месторасположение угольных месторождений, способы добычи, значение проблемы и перспективы.

Задачи урока:

Развивающая: раскрыть особенности, значение и проблемы угольной промышленности;

Образовательная: выявить особенности размещения угольной промышленности;

Воспитательная: определить пути развития угольной промышленности

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о угольной промышленности как базовой отрасли российской экономики.

Метапредметные: формирование умений: 1) обсуждать проблемы угольной промышленности; 2) извлекать информацию из различных источников; 3) прогнозировать пути развития угольной промышленности; 4) анализировать таблицы и рисунки, делать выводы.

Личностные: осознание роли угольной промышленности для развития экономики России; формирование экологического мышления на основе выявления влияния угольной промышленности на состояние окружающей среды.

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, ЭОР, Кейсы.

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Время)

1

Организационный

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют готовность

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

1 мин

2

Мотивация и стимулирование

Предлагает определить тему урока по цитате:

«Эта промышленность является неотъемлемым звеном ТЭК, три четверти мощностей отрасли идет на производство топлива, остальное становится сырьем для химической промышленности»

2. Ставит проблемный вопрос «Именно каменный уголь позволил человечеству ощутимо продвинуть вперёд промышленность, так как он является намного более энергетически эффективным топливом, чем древесина. До открытия способов перегонки нефти, именно уголь служил основным источником тепла и энергии. Сейчас, конечно, его роль стала заметно скромнее….. . Почему?»

В настоящее время угольная промышленность России основывается на частной собственности и находится на стадии экономического упадка. Поэтому необходимы кардинальные изменения в угольной промышленности. Как улучшить экономико-технический потенциал данной промышленности??

3. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока.

6. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.

1.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

2. Пытаются решить проблему.

3. Ставят перед собой цели и задачи:- рассмотрим особенности, перспективы, проблемы и пути решения угольной промышленности.

Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;

Регуляторные: анализирование условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.


5 мин

3

Актуализация знаний

Предлагает географический диктант: 1. 70% нефти страны добывается в ... (Западно-Сибирской базе).

2. Самый дешевый способ добычи нефти ... (фонтанный).

3. По запасам нефти Россия занимает ... (второе место в мире).

4. Вторая по величине добычи нефтяная база России ... (Волго-Уральская 20%).

5. Главные потоки нефти направлены на ... (запад, восток, север, юг).

6. НПЗ расположены в районах потребления продуктов ее переработки или в районах добычи нефти? (Удобнее и экономичнее в районах потребления)

7. 91% газа добывается в ... (Западной Сибири).

8. По добыче газа Россия занимает….(1 место).

9. Ведущее предприятие газовой промышленности ... (АО«Газпром»).

10. Крупнейшие газопроводы идут от ... (Уренгоя и Оренбурга)

1.Отвечают на вопросы географического диктанта.

2.Взаимопроверяют в парах по шаблону.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

7 минут

4

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой

http://www.youtube.com/watch?v=l7MpFe1XRcg

Выполняют физические упражнения


2 минуты

5

Усвоение новых знаний.

1.Предлает решить задачу экономики России: необходимо увеличить инвестиции в угольную промышленность.

Что бы повысить инвестиционный климат угольной промышленности России, нужно:

1. Изучить …… .

2. Рассмотреть перспективы …… .

3. Изучить и решить проблемы угольной промышленности.

1. Задача: Определите крупные угольные бассейны для перспективы вложений инвестиций.

2. Задача: дайте характеристику самым крупным месторождениям угля, которые можно инвестировать

1 группа. Кузнецкий (Кузбасс)

2 группа. Печерский

3 группа. Канско-Ачинский

По плану :

1. Регион; 2. Способ добычи; 3. Глубина добычи; 4. Мощность пластов;

5. Качество угля, вид угля; 6. Величина добычи, запасы; 7. Потребители; 8. Проблемы и перспективы.

3. Задача: перечислите практическое значение угольной промышленности.

4. Задача: Перечислите проблемы и перспективы, влияющие на инвестиционный климат угольной промышленности

1. Слушают задание учителя. Выполняют работу по заданию в парах.

2. Выполняют практическую работу.

Познавательные: :  поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постанов-ка вопросов;  формирование умения работать в парах.

19 мин.

6

Закрепление новых знаний

1 .Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний:

http://fcior.edu.ru/card/2785/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushchie-syryo-ugolnaya-promyshlennost-p1.html

2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты.

1. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.

2.Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделенияособенностей.

4 мин.

8

Подведение итогов урока, рефлексия.

1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.

Задает вопросы:

1Давайте вспомним проблемный вопрос и попытаемся решить его.

- Постепенно отказаться от угля из-за невысокой по сравнению с другим топливом эффективности, который загрязняет воздух и использовать его как химическое сырье.

- Переход угольной промышленности на многотоварное производство улучшит инвестиционный климат.

2. Отвечают на вопросы рефлексии- рефлексия «лестница успеха»

1. Подводят итоги и пытаются ответить на проблемный вопрос.

2. определяют самоконтроль знаний.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

1  мин.

9

Информация о домашнем задании.

1.Дает информацию о задании на дом.

- изучить п. учебника

- составить по 3 теста с несколькими ответами.

1.Запи-ют дом. зад.

2.Слушают инструкцию по состав-ю

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.

1 мин.

Ссылки использованных ресурсов:

http://www.youtube.com/watch?v=l7MpFe1XRcg

http://www.youtube.com/watch?v=_c-N2cGouPo

http://fcior.edu.ru/card/2785/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushchie-syryo-ugolnaya-promyshlennost-p1.html


Приложение 1. Источники информации для кейсов.

Кузнецкий (Кузбасс) - на долю которого приходиться 40% общероссийский добычи. Площадь бассейна составляет 70 тыс. кв. км, балансовые запасы - 600 млрд. т, мощность пласта - от 6 до 14 м, а на отдельных участках - 20 - 25 м. угли Кузбасса отличаются небольшой зольностью и высокой калорийностью. Добыча ведется шахтным и открытым способом. Потребители базы металлургические Урала и Центра России.

Самым мощным по запасам является Канско-Ачинский, образующий вмести с системой тепловых электростанций единый топливно - энергетический комплекс - КАТЭК. Бассейн вытянут на 800 км вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. Запасы составляют от 610 млрд. ( до глубины 600 м) до 1200 млрд. ( до глубины 1200 м). Добыча ведется открытым способом. Мощность пластов до 100 м. Качество углей низкое имеют низкую зольность и низкую теплотворную способность. В местах добычи построены ТЭС (Березовская, Назаровская ), а вырабатываемая энергия транспортируется в другие районы.

Печорский угольный бассейн (Печбасс) расположен на Европейском Севере страны. Общая площадь составляет 100 тыс.кв. км, балансовый запасы 210 млрд.т. Угли бассейна отличаются высоким качеством и теплотворной способностью, около 50% из них коксующих. Глубина залегания 470 м, добыча ведётся шахтным способом. Основные потребители Северный и Северо - Западный районы страны.

Южно-Якутский угольный бассейн ( ЮЯбасс) расположен в республика Саха. Балансовые запасы составляют 40 млрд т, глубина залегания - 300 м, мощность - 25 - 30 м, добыча ведется открытым способом. Угли высокого качества, в основном коксующиеся, характеризуются низким содержанием фосфора и серы.

Работа с картой:

Найдите и покажите на карте месторождения каменного угля в России.

1. Кузнецкий бассейн

2. Канско-Ачинский буроугольный бассейн;

3. Печорский бассейн.

Практическая работа

Охарактеризуйте один из угольных бассейнов России.

Дайте его хозяйственную оценку по следующему плану:

1. Географическое положение бассейна (регион России и пр.).

2. Способ добычи (подземный, открытый).

3. Глубина добычи.

4. Мощность пластов.

5. Качество угля.

6. Себестоимость добычи.

7. Величина добычи, запасы угля.

8. Потребители.

9. Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.).

10. Перспективы развития бассейна.

Статистический материал:

Бассейн

Доля подземной добычи, %

Средняя глубина добычи, м

Средняя мощность пластов, м

Калорийность угля, тыс. кал/кг

Добыча, млн. т

Запасы, млрд. т

Кузнецкий

589

185

1,85

0,88

98

725

Печорский

100

298

1,53

0,8

22,7

214

Канско-Ачинский

-

-

15-100

0,47

32,0

601

Пример выполнения практической работы:

Печорский угольный бассейн

1. Бассейн распложен на северо-востоке европейской части России, на северо-востоке Республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный за северным полярным кругом. Другой город в бассейне - Инта. До Воркуты проложена железная дорога - Печорская (Коноша - Воркута).

2. Весь уголь добывается дорогим подземным способом.

3. Глубина добычи 298 м - это глубже, чем в Кузбассе.

4. Пласты средней мощности 1,53 м (в Кузбассе - 1,85 м).

5. Угли высококачественные (0,8 тыс. ккал/кг).

6. Угли дорогие (себестоимость высокая), т. к. шахтеры имеют «северные надбавки» к зарплате.

7. Добыча угля в 4 раза ниже, чем в Кузбассе.

8. Запасы угля меньше, чем в Кузбассе в 3 раза.

9. Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера.

10. Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости углей.

11. Проблемы бассейна связаны с трудностями реализации дорого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы связаны с использованием терриконов. Социальные проблемы обострились из-за несвоевременной выплаты зарплаты, инфляции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!