Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы нефтяной и газовой промышленности;
Образовательная: выявить роль в хозяйстве России нефтяной и газовой промышленности; определить их главные черты и особенности, их проблемами.
Воспитательная: определить пути развития нефтяной и газовой промышленности.
Предметные: формирование знаний о нефтяной и газовой промышленности России как базовой отрасли российской экономики.
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; планировать деятельность для достижения целей; принимать решения в новой ситуации; прогнозировать будущие события и процесса.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и с сверстниками.
Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Время) |
1 | Организационный | 1. Приветствует обучающихся. 2. Проверяет готовность к работе. 3. Проверяет наличие учебных принадлежностей | 1.Приветствуют 2.Проверяют готовность | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности | 1 мин |
2 | Мотивация и стимулирование | 1. Подводит к формулировке темы урока. « Существует утверждение, что с появлением этого горючего, стало спасением некоторые видов китов от вымирания. Раннее мировая промышленность в широких масштабах изготавливала китовое масло, получаемое из верхней части головы китов и используемое в качестве горючего для масляных ламп. После появления этого горючего продажа и использование китового масла практически прекратились». Слайд 1. «В 1971 году в Туркмении геологи решили поджечь выходящий на поверхность газ, чтобы он не осложнял им дальнейших работ. Однако, они ошиблись в расчётах, думая, что газ скоро сгорит и потухнет — он полыхает и по сей день. Это место, кратер Дарваза, известно, как «Врата преисподней». Слайд 2. 2. Ставит проблемный вопрос: Дмитрий Иванович Менделеев, российский учёный, химик писал «Сжигать нефть ― всё равно, что топить печку ассигнациями» Почему? 4. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока. 5. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке. | 1.Участвуют в беседе. 2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. 3. Ставят перед собой цели и задачи:- рассмотрим этапы и значение нефтяной и газовой промышленности, их проблемы и перспективы. | Познавательные: выделение и формирование познавательной цели; Регуляторные: анализирование условий достижений целей; Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. | 5 мин |
3 | Актуализация знаний | 1.Хозяйство страны строится по 3 секторам. Вспомним структуру ТЭК на основе структуры хозяйства : Дополнить схему. ТЭК 1.Добывающая промышленность 2……(Электроэнергетика) 3…….(Транспорт топлива и тепла). 2. Какие проблемы и перспективы развития ТЭК | 1Выделяют основные направления ТЭК 2. Совместно с учителем определяют проблемы и перспективы развития ТЭК | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий | 5 минут |
4 | Физкультминутка | Руководит физкультминуткой: А теперь все дружно встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют физ-е уп-я | | 1 минута |
5 | Усвоение новых знаний. | 1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Нефтяных и газовых магнатов, с целью создания концерна по добыче и переработке нефти и газа. Жизнь без нефти и газа представить невозможно, поэтому спрос на этот ресурс растет неуклонно. Ну а продавцы "черного золота" и голубого топлива продолжают обогащаться и становиться самыми богатыми на планет. Ну что бы стать спешным магнатом надо хорошо потрудиться и составить бизнес план своего дела, используя источники информации. Каждый этап бизнес плана имеет определенную цель по которой достигаем результат. Приложение 1. Бизнес план: Где? Геологоразведка. Как? Добыча. Куда? Транспортировка. Нефтеперерабатывающие заводы и газоперерабатывающие комбинаты. На что ориентированы? Продукты переработки. Для чего? | 1. Слушают задание учителя. 2. Заполняют в тетради бизнес план. | Познавательные: : поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постанов-ка вопросов; формирование умения работать в парах. | 23 мин |
6 | Закрепление новых знаний | 1 .Предлагает, ответить на утверждения: -Газ –самый дешевый вид топлива. -Газ – самый загрязняющий атмосферу вид топлива. -По запасам природного газа и добычи занимает второе место в мире. -По запасам нефти Россия занимает первое место в мире. -Большая часть добычи газа (90%) приходится на месторождения Западной Сибири. -Природный газ используют в качестве топлива, ценное химическое сырье. - Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д. -Основные нефтедобывающие базы РФ - ……… -Основные газодобывающие базы РФ – …… | 1. Работая в парах, выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе. 2.Фиксируют результаты выполнения в тетради. | Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: анализ компонентов с целью выделенияособенностей. | 6 мин |
7 | Подведение итогов урока, рефлексия. | 1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели. 2. Предлагает определить перспективы развития нефтяной и газовой промышленности, рассчитав ресурсообеспеченность территории России. Р=З/Д ( Нефти на 57 лет, а газа на 82 года) Формулируют вывод о перспективах российской экономики. 3. Оцените уровень полученных знаний на этом уроке, с помощью квадрата – рефлексии. | 1. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2. определяют перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. 3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. | 3 мин |
8 | Информация о домашнем задании. | 1.Дает информацию о задании на дом. - изучить п. учебника - Напишите мини сочинение: Будущее России. Нефть. Газ. | 1.Запи-ют дом. зад. 2.Слушают инструкцию по выполнению задания. | Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. | 1 мин |
▲ Нефть. По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 –е место в мире после Саудовской Аравии. Самотлорское месторождение. Одно из крупнейших в мире. Расположено в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Ромашкинское месторождение. Расположено в 70 км к Западу от г. Альметьевск Республики Татарстан. Является крупнейшим месторождением Волго-Уральской провинции на юге Татарии. Приобское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Ханты-Мансийска. Лянторское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Ханты-Мансийска. Федоровское месторождение. Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе вблизи Сургута. Мамонтовское месторождение. Самое крупное на сургутском своде. Арланское месторождение, отнесено к Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Ванкорское месторождение. Расположено в северо-восточной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в 140 км от г. Игарки и в 1400 км от Красноярска, за полярным кругом, в условиях вечной мерзлоты. Русское месторождение. Расположено на территории Тазовского района ЯНАО в верховьях реки Таз. Туймазинское месторождение. Расположено в 180 км к западу от Уфы, входит в Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию. Добывают фонтанным и насосным способом. Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск – Брест – страны Европы; Альметьевск – Кириши – Санкт – Петербург; Альметьевск – Новороссийск. НПЗ чаще располагаются в районах потребления продуктов переработки нефти, так как в сыром виде её легче транспортировать, нежели продукты её переработки. Перерабатывается в бензин, керосин, соляр, мазут. Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д. |
Δ – Газ. Россия занимает 1 место в мире по запасам и добыче газа. Газ – дешёвое и чистое высококалорийное топливо. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы. На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа страны. Эти месторождения – Медвежье, Ямбургское, Уренгойское, Губкинское, Штокмановское. В Оренбургско –Астраханской базе добывается около 6% добычи, а в Тимано-Печорской – 1% добычи. Добывается бурение скважин. Газопровод крупнейшие из них построены от Уренгоя и Оренбурга (Уренгой – Помары – Ужгород), «Голубой поток» проложен через Чёрное море в Турцию. Основные центры переработки природного газа расположены: - на Урале (Оренбург, Шкапово, Альметьевск), - в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут), - в Поволжье (Саратов), - на Северном Кавказе (Грозный) и в других газоносных провинциях. Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья – месторождениям и крупным газопроводам. Газ используется и как топливо и ценное химическое сырье. |
Бизнес план концерна. Цель. | Нефтяной концерн | Газовый концерн |
Геологоразведка. Где? | По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 –е место в мире после Саудовской Аравии. Западная Сибирь- Самоотлор, Мегион. | Россия занимает 1 место в мире по запасам и добыче газа. Газ – дешёвое и чистое высококалорийное топливо. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы. На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа страны. Эти месторождения – Медвежье, Ямбургское, Уренгойское, Губкинское, Штокмановское. В Оренбургско –Астраханской базе добывается около 6% добычи, а в Тимано-Печорской – 1% добычи. |
Добыча. Как? | Фонтанный и насосный | Бурение скважин |
Транспортировка. Куда? | Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск – Брест – страны Европы; Альметьевск – Кириши – Санкт – Петербург; Альметьевск – Новороссийск | Газопровод крупнейшие из них построены от Уренгоя и Оренбурга (Уренгой – Помары – Ужгород), «Голубой поток» проложен через Чёрное море в Турцию. |
Нефтеперерабатывающие заводы и газоперерабатывающие комбинаты. На что ориентированы? | НПЗ чаще располагаются в районах потребления продуктов переработки нефти, так как в сыром виде её легче транспортировать, нежели продукты её переработки. | Основные центры переработки природного газа расположены: - на Урале (Оренбург, Шкапово, Альметьевск), - в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут), - в Поволжье (Саратов), - на Северном Кавказе (Грозный) и в других газоносных провинциях. Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья – месторождениям и крупным газопроводам. |
Продукты переработки. Для чего? | Перерабатывается в бензин, керосин, соляр, мазут. Нефть является сырьём для химической промышленности – из неё производят пластмассы, химические волокна, полимеры и т.д. | Газ используется и как топливо и ценное химическое сырье. |