СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по географии по теме "Реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС ООО. Предназначен для работы в 6 классе с учебником "География. Начальный курс. 6 класс. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П."

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии по теме "Реки"»

Технологическая карта открытого урока

учителя географии Саловой И. С.

Предмет

География

Класс

6

УМК

Учебник: «География. Начальный курс»

Авторы учебника: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

Издательство: «Дрофа» 2016г.

Тема урока

Реки

Дата проведения

16.02.2021г.

Цель урока

Формирование общих представлений о реке и ее основных элементах.

Задачи урока

Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Основные понятия

Река, исток, устье, приток, бассейн, пороги, водопад.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии

Здоровьесберегающие технологии, интерактивного обучения - компьютерных технологий, технология группового обучения.

Ресурсы урока

Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация MicrosoftPowerPoint , видеоролик http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/87/, атласы, карточки работы, листы рефлексии.


Структура и ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организацион-

ный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(1 минута).

1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2.Создание положитель-ного эмоцио-нального настроя на урок.

1. Приветствует учащихся.

2. Проверяет рабочие места

3. Организует внимание и настраивает на работу учащихся.


1.Приветствие учителя.
2.Организация рабочих мест.

Личностные УУД:

Стремление к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.


2.Обобщение и актуализация знаний.

(7 минут).

1.Актуализи-ровать мыс- лительные операции, необходимые для готов-ности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.


  1. 1.Инстрктаж. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где в 2 столбика написаны понятия и даны им определения. Надо соотнести понятие и определение. (Приложение 1)

  2. 2.Контролирование хода работы

  3. 3. Проверка работы.

  4. Используя вопросы беседы с учащимися, обобщает ранее полученные учащимися сведения о подземных водах и тем самым готовит их к продуктивной работе на уроке.


1.Внимательно слушают инструктаж.

2.Мотивация учащихся.






3.Выполнение работы.


4.Проверка работы.

Ответы: 1.З.; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.


Познавательные УУД:

Формирование навыков работы с информацией, структурирования знаний, осознанное построение речевого высказывания.

Формирование навыков контроля и оценки своей деятельности. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные УУД:

Целеполагание, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний.

Контроль и коррекция знаний, оценка деятельности. Планирование последовательности своих действий.

Волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения вступать в диалог, слушать, использовать вербальные и невербальные средства общения. Планирование учебного сотрудничества, ориентация на партнера по общению.

Личностные УУД:

Формирование познавательных мотивов-интерес к новому


3. Усвоение новых знаний и способов действий.

(10 минут).

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

2. Подготовить учащихся к выполнению практическо-го задания на закрепление.


Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.

Предлагает отгадать загадки:
(слайд)

  • Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.

  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.

  • Между гор, между дол
    Бежит белый конь.

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)
Предлагает определить значимые цели урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России.

Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

(слайд)


Используя презентацию, рассказывает о строении реки

( ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Река - поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом.

Исток - место начало реки. Они бывают разные (показ слайда)

Посмотрите видеофильм «Реки. Источник». http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/87/

Он поможет вам ответить на вопросы: Как зарождается река? Куда впадает река? Как определить на каком берегу, мы находимся?


Смотрят слайды, слушают учителя










  Предлагают варианты ответов









Записывают тему урока в тетрадь


















Предлагают варианты ответов




Высказывают свои ассоциации со словом «река».



Слушают учителя и зарисовывают схему строения реки в тетрадь. Обозначают на рис. части речной системы (Приложение 2)


Просмотр видеоролика


Личностные УУД: осознание своих возможностей.

РегулятивныеУУД : умение регулировать свои действия.

КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.


4Физкультминутка (1мин).

1.Снятие эмоциональ-ного и физического напряжения.

1.Учитель читает стихотворение и показывает упражнения

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

 Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас.

 Сколько чаек у нас

Столько мы подпрыгнем раз

1.Выполняют упражнения.


Личностные УУД:

Формирование установок на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: Сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.


5 Продолжение изучение нового материала

(8 мин).



Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

Устья рек могут иметь разную форму

(слайд ) Дельта – это устье в виде низменной равнины, сложенной речными наносами и прорезанной многочисленными протоками – ветвящимися руслами

(слайд) Эстуарий – воронкообразный залив в устье реки, глубоко вдающийся в долину.

(слайд) Расстояние от истока до устья – длина реки (слайд) Самая длинная река мира Амазонка с притоком Укаяли (7062км)

- Как определить на каком берегу, мы находимся?

(слайд) Большинство рек впадает в другие реки, образуя их притоки.

Научить определять правые и левые притоки на карте.

Задание: определите по схеме, где правые, а где левые притоки.

Показывает презентацию, рассказывает о строение реки, режиме и питании рек.

равнинные реки

горные реки



текут быстро большая скорость долины узкие

падение большое

текут спокойно

небольшая скорость

долины широкие

падение небольшое








-Как вы думаете: а что такое водопад?


Давайте по географическим координатам найдем некоторые из них

( Корректирует деятельность уч-ся)

  1. 420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)

  2. 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)

  3. 180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)


Слушают учителя и

Дополняют схему (Приложение 3).
















Работа с атласом





























Работа с атласом


1) 420 с.ш., 780 з.д.


2) 50 с.ш., 620 з. д.

3)180 ю.ш., 260 в. д.


Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы

6.Закрепление и обобщение знаний.

(8мин).


1.Установить степень усвоения обучающи-мися изучен-ного мате-риала, устра-нить обнару-женные пробелы.
2.Формировать умения самостоятельно оценивать результаты своей работы у учащихся.

1.Конкурс знатоков.

( ПРИЛОЖЕНИЕ)


- Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока. Кроссворд раздается каждому учащемуся.

По горизонтали:

  1. Углубление на дне реки, по которому течет вода?

  2. Место впадения реки в озеро, море?

  3. Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку?

  4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?

- Какое же слово получилось?





Выполняют работу.

и записывают ответы в тетрадь

Личностные УУД:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Развитие личностных представлений о клетках, тканях, органах и системах органов Понимание того, что мой организм – целостная система. Формирование установок на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками в группе, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Развитие умения вступать в диалог, использовать вербальные и невербальные средства общения.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Понимание различных мнений и умение обосновывать свое, умение находить общее решение.

Рефлексия своих действий.

Познавательные УУД:

Умение анализировать, выделять целое и части.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказывать и аргументировать свои предложения.

Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Понимание и принятие учебных задач, активизация произвольного внимания. Умение оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы, сравнивать с образцом и различать ошибки.

7Домашнее задание

(3мин).

1. Закрепить знания и умения по данной теме

Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения.

  1. Составить кроссворд по рекам России или мира.

2.Параграф 23.

1. Слушают разъяснения учителя.

2. Записывают домашнее задание

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование своей деятельности.

8.Рефлексия учебной деятельности

(2мин).

1.Самооцен-ка результа-тов деятель-ности обуча-ющимися

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …

  2. Я могу …

3)Я научился …

( Приложение 4)

  Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные УУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:: осознавать успешность своей деятельности.



Приложение 1. Установите соответствие

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известняках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Ответы: 1.З.; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

Приложение 2

- Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока. Кроссворд раздается каждому учащемуся.




По горизонтали:

1.Углубление на дне реки, по которому течет вода?

2.Место впадения реки в озеро, море?

3.Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку?

4.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?


- Какое же слово получилось


П риложение 3















Приложение №4

Лист рефлексии

Своей работой на уроке я: а) доволен; б) не совсем доволен; в) не доволен, т.к. ________________________

Сегодня на уроке я научился ……………………………………………………………………………………….

было трудно ………………………………………………………………………………… ………………………

было интересно ………………………………………………………………………………………………………

понял, что ……………………………………………………………………………………………………………


Урок по теме «Реки» был запланирован как урок закрепления, рассчитанный на 1 урок.

Цели урока: Закрепить знания о главных характеристиках рек, её частей и особенностях, а именно представление о реке, частях речной системы; понятия: “река”, “исток”, “устье”, “речная система”, “приток”, “водораздел”; научить характеризовать реки по географическим картам, определять левые и правые притоки.

Продолжить развивать познавательную активность, умения сравнивать, анализировать, определять, объяснять, делать выводы; умение пользоваться рисунками и схемами, развивать навыки работы с географической картой и контурной картой; навыки проведения само и взаимооценивания.

Воспитывать дружеские отношения в классе; умение работать в группах; творчески мыслить, позитивно относиться к одноклассникам; осуществлять патриотическое и экологическое воспитание учащихся.

  • называть и правильно показывать части реки, давать им определения;

  • описывать речную систему по плану, определять направления течений, характер реки в зависимости от рельефа;

  • работать с географической и контурной картой, схемами;

  • умеют работать в группе;

  • анализируют, делают выводы, критически мыслят;

По завершении данного урока учащиеся должны:

  • оценивают свою и деятельность одноклассников.

Оборудование: стикеры, контурные карты, атласы, раздаточный материал, карточки с заданиями, тесты, оценочные листы с критериями.

На уроке использована поисковая, индивидуально-групповая, фронтальная форма работы.

Учебные возможности детей в классе неровные. В классе имеются учащиеся с высоким уровнем обучаемости, с низким уровне обучаемости и среднем.
При формировании групп для работы на уроке старалась рассадить детей так, чтобы в 1 группе были учащиеся с низким уровнем и средним или высоким уровнем обучаемости, для того, чтобы слабые дети при закреплении ещё раз повторили материал.
Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. На начальном этапе урока проведён психологический настрой, для создания успеха под спокойную музыку. Далее

для повышения мотивации учащимся предложена географическая дуэль по проверке знаний определений по теме урока, направленных на развитие памяти и работа по проверке номенклатуры по теме урока по цепочке. Цели нового урока детьми поставлены самостоятельно с уточнениями учителя, после прослушивания мини-сказки. Задан проблемный вопрос: «Что общего между реками?» Соблюдался логический переход от ранее изученной темы к новому уроку закрепления. На этапе целепологания учащиеся разбились на группы с помощью цветных стикеров. Затем повторили правила работы в группах.

В основной части урока на этапе закрепления учащимся довалось несколько заданий, которые они должны были выполнить в группах.

Главный акцент урока – понятие «река» (которое дети вспоминают самостоятельно), поэтому задания относились к этому термину.

Задание 1. Установить соответствие между понятием и их определением и обозначить на схеме. 

Задание 2. Игра «мяч». Кидаю мяч, задаю вопрос, дети отвечают о режиме питания, рельефе и т.д.

Задание 3. Групповая работа: Дать описание реки по плану.

В конце задание 4. Тест из 10 вопросов.

Задания были направлены на перенос полученных знаний на практику во время работы в группах. Ребята быстро повторили и закрепили материал по ходу выполнения заданий. По окончании этого этапа работы применена мягкая форма контроля – самооценка учащегося по критериям оценивания.

Заключительный этап урока – рефлексия. Самооценка каждого ученика – что усвоено на уроке, над чем ещё надо потрудиться. Как результат рефлексии - дифференцированное домашнее задание, при выполнении которого ребёнок знает, на что обратить особое внимание.
В течение урока старалась, чтобы ответил хотя бы по одному разу каждый ученик, чтобы как можно больше детей вышли к доске, подвигались, поработали с настенной картой, т.к. с атласами работали все.

Подведя итоги урока могу сказать, что поставленных целей урок достиг, поставленные мной цели урока были посильны всем учащимся. Обучение было направленно на закрепление обучающимися пройденного ранее материала. Обучающиеся в ходе урока закрепили и систематизировали полученные ранее знания. Обобщили материал, смогли понять суть и важность экологического состояния водных объектов. По окончании работы большая часть учащихся смогли подвести итог урока и самостоятельно дать оценку работы в группах по данным критериям оценивания. Время обучения было выдержанно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!