Систематика растений, ее значение для ботаники". 6-й класс.
Цели:
Предметные :Приводить примеры названий различных растений.
УУД: Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с определителем растений
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию.
Формирование осознанного и доброжелательного отношения к человеку.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: Таблица и презентация: Систематика растений, её значение для ботаники. Гербарий растений.
Ход урока
Этап | Деятельностьучителя | Время |
1. Организационный | Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья – правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола. | 1 мин |
2. Актуализация знаний | Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: «Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре – устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки.» (Приложение 1) По результатам вашей работы у меня два вопроса: На какие группы вы разделили организмы в задании А? Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем». | 5 мин |
3. Целеполагание | Просит определить цель, определить цель, дополняет цели учащихся, поясняет их: «Итак, система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Системы окружают нас повсюду – вся биосфера Земли, планеты, любой школьный учебник – система знаний по предмету, деревообрабатывающий станок, швейная машина, сама школа – система. Части системы объединены по общим признакам. На Земле 500 тысяч видов растений и разобраться в нем поможет только система, вернее – систематика – специальная наука. По словам ученого К.Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос.». Попробуйте сформулировать цель урока в виде вопроса: выяснить, почему…(дети формулируют цель, учитель дополняет их). Определили цель, работаем на ее достижение. | 2 мин |
4. Изучение нового и закрепление материала | Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. (Приложение 1) 1. Систематика и ее роль. На Земле огромное разнообразие растений до 300 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по-своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям Чтобы разобраться во многообразии растений , ученые создали специальную науку – систематику Рабочая тетрадь – записать определение. Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю. Попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции – Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней. 2. Таксоны. Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны – специальные систематические группы растений (или единицы). Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов – генеративных и вегетативных, в класс0 по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство – на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее ( не забывайте выполнять заданий в рабочем листе). 3. Вид – основная единица систематики. Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов) – главные слова, признаки данной группы особей: 1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться; 3) занимающих свой ареал. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его. Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово – существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное – отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе. Например, одуванчики, которые всем известны, вы не спутаете. Опишите их. Игра: я загадала растение (тополь черный, Populus nigra), отгадайте его, задавая вопросы. Все признаки, которые вам позволили отгадать растение и есть характерные только для него видовые признаки. Populus tremula (осина), Populus alba (т. белый), Populus piramidalis (т. пирамидальный) – что общего в их названиях? Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия. | 25 мин |
5.Закрепление | Определите видовое и родовое название: ромашка аптечная, шиповник обыкновенный, одуванчик лекарственный, клён татарский. Дайте определение понятию ВИД. Какое отношение к систематике имеет Карл Линней. Что такое ареал? | |
6. Обобщение | Проводит коллективное обсуждение итоговой схемы, предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос?» (показать определитель растений). Изученная тема – опора для изучения основных отделов растений, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое. | 1 мин |
7. Домашнее задание | Напоминает уже записанное д/з, интересуется, есть ли вопросы у учеников: «Хочу напомнить вам д/з на следующий урок, оно у вас уже записано – обязательное: учить определения, таксоны растений; творческое по выбору – сообщение или мини-сборник «Занимательно о водорослях». | 2 мин |
8. Подведение итогов, рефлексия | Прошу, высказать мнение учащихся об уроке через рефлексию. | 4 мин |
Источники информации:
Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. – М, «Вентана-Граф», 2013
Т.В. Зарудняя. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко.– Волгоград, «Учитель», 2012
Е.Н. Дмитров. Познавательные задачи по ботанике и их решения.– Тула, «Арктоус», 1997
Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт-сост. С.Н.Лебедев – М, «Глобус», 2009
Биология: ботаника, 6 класс. Книга для учителя.– М, «Первое сентября», 2002
Компакт-диск «Открытая биология 6»
Приложение №1
Рабочий лист
Ученика(цы)_________________________
I. Выполните «Задание для проверки знаний», внесите взаимооценку(баллы) в графу «Оценка деятельности», в ней же запишите уровень подготовки д/з. (Слайды №1,2)
( 0-1 балл- низкий , 2 балла- средний,3-достаточный, более 3-х баллов- отличный)
Ответ:______
II. Задание А. (базовый уровень)
Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом 19 или вместе с классом, слушая ответы товарищей.(1 балл)
1Дополните определение:
Систематика – это...
Ответ____
2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:
Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство
(0-6 баллов)
Ответ: ____
3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.(0-10 баллов)
Ответ:____
Задание Б.(повышенный уровень)
1.Выберите верный ответ:
Ученые объединяют организмы в группы на основе:
А) сходства организмов без учета родства;
Б) общности мест их обитания;
В) сходства организмов с учетом их родства;
Г) практического значения организмов.
Ответ:____
(0-1 балл)
2. Допишите утверждения:
1. Наука о классификации организмов…..
2Шведский ученый – натуралист……
3. Определенная территория, местообитания вида …….
4.Систематическая группа (или единица)…….
5.Основная единица системы растений…….
6.Двойные названия растений…….
(6 баллов)
Ответ:___
Всего баллов:________
Оценка:_____
12-15 баллов –«3»
16-19 баллов – «4»
20-24 баллов – «5»