СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии "Систематика и ее значение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии "Систематика и ее значение"»

Систематика растений, ее значение для ботаники". 6-й класс.

Цели:

Предметные :Приводить примеры названий различных растений.

УУД: Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с определителем растений

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к человеку.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: Таблица и презентация: Систематика растений, её значение для ботаники. Гербарий растений.




Ход урока

Этап

Деятельностьучителя

Время

1. Организационный

Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья – правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола.

1 мин

2. Актуализация знаний

Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: «Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре – устное или письменное, выполните его, оцените друг друга  проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки.»  (Приложение 1)

По результатам вашей работы у меня два вопроса:

  1. На какие группы вы разделили организмы в задании А?

  2. Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем».

5 мин

3. Целеполагание

Просит определить цель, определить цель,  дополняет цели  учащихся, поясняет их: «Итак, система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Системы окружают нас повсюду – вся биосфера Земли, планеты, любой школьный учебник – система знаний по предмету, деревообрабатывающий станок, швейная  машина, сама школа – система. Части системы объединены  по общим признакам. На Земле 500 тысяч видов растений и разобраться в нем поможет только система, вернее – систематика – специальная наука.  По словам ученого К.Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос.».

Попробуйте сформулировать  цель урока в виде  вопроса: выяснить, почему…(дети формулируют цель, учитель дополняет их). Определили цель, работаем на ее достижение.

2 мин

4. Изучение нового и закрепление материала

Знакомит с планом работы на уроке, предлагает  индивидуально выбрать задание, выполнить  его самостоятельно или с классом, слушая товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. (Приложение 1)

1. Систематика и ее роль.

На Земле  огромное разнообразие растений до 300 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по-своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям

Чтобы разобраться во многообразии растений , ученые создали специальную науку – систематику Рабочая тетрадь – записать определение.

Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука  имеет многовековую историю. Попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции – Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей  выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.

2. Таксоны.

Для установления сходства и родства, для определения связей  между растениями в систематике введены  таксоны – специальные систематические группы растений (или единицы).

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании  наличия органов – генеративных и вегетативных, в класс0 по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство – на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее  ( не забывайте выполнять заданий  в рабочем листе).

3. Вид – основная единица систематики.

Основной единицей систематики  является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов) – главные слова, признаки данной группы особей:

1) сходных по строению и жизнедеятельности;

2) способных скрещиваться;

3) занимающих свой ареал.

Очень часто  видовое название говорит о местообитании растения или  отражает фамилию ученого, открывшего его.

Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово – существительное – отражает принадлежность к роду,  второе слово – прилагательное – отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе.

Например, одуванчики, которые всем известны, вы не спутаете. Опишите их.

Игра: я загадала растение (тополь черный, Populus nigra), отгадайте его, задавая вопросы. Все признаки, которые вам позволили отгадать растение и есть характерные только для него видовые признаки. Populus tremula (осина), Populus alba (т. белый), Populus piramidalis (т. пирамидальный) – что общего в их названиях?

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам  помогает понять сходство, родство и различия.

25 мин

5.Закрепление

  1. Определите видовое и родовое название: ромашка аптечная, шиповник обыкновенный, одуванчик лекарственный, клён татарский.

  2. Дайте определение понятию ВИД.

  3. Какое отношение к систематике имеет Карл Линней.

  4. Что такое ареал?


6. Обобщение

Проводит коллективное обсуждение итоговой схемы, предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое,  вернемся к проблемному вопросу: как  объяснить слова Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос?» (показать определитель растений).

Изученная тема – опора для изучения основных отделов растений, положительный учебный опыт поможет вам  успешно понять новое.

1 мин

7. Домашнее задание

Напоминает уже записанное д/з, интересуется, есть ли вопросы у учеников: «Хочу напомнить вам д/з на следующий урок, оно у вас уже записано – обязательное: учить определения, таксоны растений; творческое по выбору – сообщение или мини-сборник «Занимательно о водорослях».

2 мин

8. Подведение итогов, рефлексия

Прошу, высказать мнение учащихся об уроке через рефлексию.

4 мин

Источники информации:

  1. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. – М, «Вентана-Граф», 2013

  2. Т.В. Зарудняя. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко.– Волгоград, «Учитель», 2012

  3. Е.Н. Дмитров. Познавательные задачи по ботанике и их  решения.– Тула, «Арктоус», 1997

  4. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт-сост. С.Н.Лебедев – М, «Глобус», 2009

  5. Биология: ботаника, 6 класс. Книга для учителя.– М, «Первое сентября», 2002

  6. Компакт-диск «Открытая биология 6»

Приложение №1

Рабочий лист

Ученика(цы)_________________________

I. Выполните «Задание для проверки знаний», внесите взаимооценку(баллы) в графу «Оценка деятельности», в ней же запишите уровень подготовки д/з. (Слайды №1,2)

( 0-1 балл- низкий , 2 балла- средний,3-достаточный, более 3-х баллов- отличный)

Ответ:______

II. Задание А. (базовый уровень)

Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом 19 или вместе с классом, слушая ответы товарищей.(1 балл)

1Дополните определение:

Систематика – это...

Ответ____

2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:

Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство

(0-6 баллов)

Ответ: ____

3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.(0-10 баллов)

Ответ:____


Задание Б.(повышенный уровень)

1.Выберите верный ответ:

Ученые объединяют организмы в группы на основе:

А) сходства организмов без учета родства;

Б) общности мест их обитания;

В) сходства организмов с учетом их родства;

Г) практического значения организмов.

Ответ:____

(0-1 балл)

2. Допишите утверждения:

1. Наука о классификации организмов…..

2Шведский ученый – натуралист……

3. Определенная территория, местообитания вида …….

4.Систематическая группа (или единица)…….

5.Основная единица системы растений…….

6.Двойные названия растений…….

(6 баллов)

Ответ:___


Всего баллов:________

Оценка:_____

12-15 баллов –«3»

16-19 баллов – «4»

20-24 баллов – «5»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!