СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии для 8 класса . Тема Головной мозг.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по биологии. Тема Головной мозг.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии для 8 класса . Тема Головной мозг.»

План-конспект урока на тему: “Головной мозг. Строение и функции мозга”.

“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.

И. П. Павлов

Цели урока:

  • образовательная: изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов

  • воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке, искусстве и литературе; профилактика травматизма; сплочение коллектива класса

  • развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, презентаций, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов;



Оборудование: таблицы, схемы, термины на магнитах, На каждом столике перед учениками: по одной “витаминке” (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”

В ходе урока принимают участие: группа экспертов – физиологов:

  1. Костина Елизавета (“интересные факты”).

  2. Физиолог Захарова Ангелина

  3. Исекеева Милена (“гениальный Людвиг Бетховен”).



Ход урока

I. (1 минута) 1. Этап мотивации к учебной деятельности.



  1. Приветствие класса.

  2. Отчет дежурных об отсутствующих.

  3. Готовность к уроку, настроение.

II. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания.

Таблица №1

Деятельность учителя

УУД

Деятельность учащихся

– Какую систему органов мы сейчас изучаем? – Почему она является самой сложной в изучении? – Из каких двух отделов состоит нервная система? – Что такое “автономная нервная система”? – Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? От работы головного мозга?


Ответы на вопросы (с места)

– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете.


 Знакомятся с местом для синквейна и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать”

Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим задание выполненное дома.


Ответы с места

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.



Возьмите свои дорожные карты и выполните задание по теме «Спинной мозг человека».


Выполняют задание на дорожной карте.


3.Этап выявления места и причины затруднения.



– Участвует ли в рефлекторных дугах спинной мозг? А головной мозг?


– в коленном рефлексе участвует спинной мозг, а не головной.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.


– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания?


– Головной мозг (формулировка целей, ответы с места )

– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы


Заполняют, кроме III части “что узнал(а)”

(После заполнения – отложить в сторону, далее – рассказ с элементами лекции)

 развернуть таблицу

Продолжение таблицы №1

На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты” Костиной Лизе. (выступление эксперта в приложении №1 к уроку)

Головной мозг состоит из 5 главных отделов:

Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части, необходимо знать такую схему деления:

Продолжение таблицы №1

 развернуть таблицу

Обратимся к учебнику: на странице …. в учебнике имеется схема расположений частей головного мозга, где все термины четко обозначены.

Работа с текстом и схемой в учебнике

Учащиеся рассматривают схемы, делают выводы.

– Какой отдел головного мозга наибольший у человека? Почему?

 

– Большие полушария, это – часть переднего мозга.

 развернуть таблицу

Продолжение таблицы №1

5.Этап реализации построенного проекта 15 мин

 

Итак, давайте работать и изучать головной мозг по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания. Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания и выделением на пищу слюны.


Учащиеся слушают, участвуют с удовольствием и пользой в проведение опыта с “витаминкой”

Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве. Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее всего.


 

– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива?

 

– Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП.

Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Практическая часть . Лопнул шарик «звук» У всех, я уверена в этом, голова повернулся на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень интересную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно оборонятся?”

 

 

– Почему этот ориентировочный рефлекс называют оборонительными?

 

– Потому, что часто приходилось человеку обороняться от неизвестных предметов.

Работа по парам

Промежуточный мозг - состоит из ТАЛАМУСА и ГИПОТАЛАМУСА ( книзу от гипоталамуса расположен ГИПОФИЗ.

Таламус - (зрительный бугор), в нем более 40 пар ядер (скопление нейронов). Каждое ядро выполняет свою функцию. Таламус - это центр анализа всех видов ощущения, сбор и оценка всех поступившей информации от органов чувств. Регулирует эмоциональное поведение.

Гипоталамус - это высший центр вегетативной регуляции. Он необходим для регуляции работы всех внутренних органов. Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие). Участвует в смене сна и бодрствования.



В строение переднего мозга различают правое и левое полушарие. У основной массы людей они делятся на: аналитическую и художественную, хотя и бывают исключения. На нашем уроке присутствует эксперт – физиолог, специалист по работе полушарий, Захарова Ангелина. Слово ей  


 Выступление ученика; презентация по теме; опыты по выявлению ведущих полушарий: скрещивание пальцев двух рук, “поза Наполеона”, перекидывание ноги за ногу

Итак мы узнали


Левое( мыслительное - логическое)    Отвечает за регуляцию речевой деятельности,   устной речи, письма, счета, мышления. Развито у правшей                             Правое (художественное, моциональное)

Участвует в распознании зрительных, музыкальных образов, форма предмета.




– Наш урок близится к завершению. Хотелось бы выслушать еще одного эксперта – физиолога в области музыки. А рассказ пойдет о величайшем, гениальном композиторе Людвиге Бетховене.  

 

Выступление ученицы Исекеевой Милены, презентация о том, что композитор был болен, а затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Звучит “Лунная соната”

– Пока звучит музыка, заполняем листок и графу “что я узнал (а) на уроке”


Ученики заполняют листок и графу “что я узнал (а) на уроке”

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


– Что мы узнали на сегодняшнем уроке? – Что стало для вас самым интересным? – Достигли мы первоначальных целей? – Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока?


Ответы учеников самые разные Ответы: мозг человека очень сложен, функции его отделов разнообразны. Кора больших полушарий – самая сложная часть головного мозга.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.






Подписывают на дорожной карте отделы головного мозга




Рефлексия

нарисовать рожицу вашего настроения. (Если время остается, можно зачитать вслух 1-2 творческих синквейна.) Объявляет оценки за урок

 

Дети рисуют, пишут, сдают работы учителю

– Комментарий по домашнему заданию

 

Записывают Д/з с доски: § – Почему большие полушария головного мозга “самые молодые” с точки зрения эволюции? – Почему древние греки говорили: “хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай”?

 

1.Спинной мозг располагается в позвоночном канале и его длина 45см.

2.Спинной мозг покрывает 2 оболочки: твердая и мягкая

3.Участок спинного мозга с парой отходящих корешков - это сегмент

4.Ликвор - это оболочка спинного мозга

5.В форме бабочки в спинном мозге располагается белое вещество

6.Спинномозговая жидкость предохраняет мозг от трения и сотрясения

7.Корешки в спинном мозге состоят из белого вещества

8.Корешки бывают передние и средние

9.Спинной мозг выполняет проводниковую и рефлекторную функцию

10.Серое вещество состоит из тел и дендритов нервных клеток

11.Задние корешки - это аксоны чувствительных нейронов

12.Рефлексы бывают только врожденными

13.Условные рефлексы - это привычки

14.От спинного мозга отходит 12 пар спинномозговых нервов

15.Белое вещество состоит из аксонов и выполняет проводниковую функцию

16.Верно ли, что спинномозговые нервы - смешанные

17.Спинной мозг относится к периферической нервной системе

ВЕРНЫЕ  УТВЕРЖДЕНИЯ: 1,3,6,7,9,10.11,13,15,16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!