План-конспект урока на тему: “Головной мозг. Строение и функции мозга”.
“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.
И. П. Павлов
Цели урока:
образовательная: изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов
воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке, искусстве и литературе; профилактика травматизма; сплочение коллектива класса
развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, презентаций, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов;
Оборудование: таблицы, схемы, термины на магнитах, На каждом столике перед учениками: по одной “витаминке” (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”
В ходе урока принимают участие: группа экспертов – физиологов:
Костина Елизавета (“интересные факты”).
Физиолог Захарова Ангелина
Исекеева Милена (“гениальный Людвиг Бетховен”).
Ход урока
I. (1 минута) 1. Этап мотивации к учебной деятельности.
Приветствие класса.
Отчет дежурных об отсутствующих.
Готовность к уроку, настроение.
II. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания.
Таблица №1
Деятельность учителя | УУД | Деятельность учащихся |
– Какую систему органов мы сейчас изучаем? – Почему она является самой сложной в изучении? – Из каких двух отделов состоит нервная система? – Что такое “автономная нервная система”? – Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? От работы головного мозга? | | Ответы на вопросы (с места) |
– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете. | | Знакомятся с местом для синквейна и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать” |
Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим задание выполненное дома. | | Ответы с места |
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. |
Возьмите свои дорожные карты и выполните задание по теме «Спинной мозг человека». | | Выполняют задание на дорожной карте. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. |
– Участвует ли в рефлекторных дугах спинной мозг? А головной мозг? | | – в коленном рефлексе участвует спинной мозг, а не головной. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. |
– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания? | | – Головной мозг (формулировка целей, ответы с места ) |
– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы | | Заполняют, кроме III части “что узнал(а)” |
(После заполнения – отложить в сторону, далее – рассказ с элементами лекции) |
развернуть таблицу
Продолжение таблицы №1
На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты” Костиной Лизе. (выступление эксперта в приложении №1 к уроку)
Головной мозг состоит из 5 главных отделов:
Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части, необходимо знать такую схему деления:
Продолжение таблицы №1
развернуть таблицу
Обратимся к учебнику: на странице …. в учебнике имеется схема расположений частей головного мозга, где все термины четко обозначены. | Работа с текстом и схемой в учебнике | Учащиеся рассматривают схемы, делают выводы. |
– Какой отдел головного мозга наибольший у человека? Почему? | | – Большие полушария, это – часть переднего мозга. |
развернуть таблицу
Продолжение таблицы №1
5.Этап реализации построенного проекта 15 мин
Итак, давайте работать и изучать головной мозг по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания. Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания и выделением на пищу слюны. | | Учащиеся слушают, участвуют с удовольствием и пользой в проведение опыта с “витаминкой” |
Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве. Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее всего. | | |
– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива? | | – Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП. |
Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Практическая часть . Лопнул шарик «звук» У всех, я уверена в этом, голова повернулся на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень интересную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно оборонятся?” | | |
– Почему этот ориентировочный рефлекс называют оборонительными? | | – Потому, что часто приходилось человеку обороняться от неизвестных предметов. |
Работа по парам Промежуточный мозг - состоит из ТАЛАМУСА и ГИПОТАЛАМУСА ( книзу от гипоталамуса расположен ГИПОФИЗ. Таламус - (зрительный бугор), в нем более 40 пар ядер (скопление нейронов). Каждое ядро выполняет свою функцию. Таламус - это центр анализа всех видов ощущения, сбор и оценка всех поступившей информации от органов чувств. Регулирует эмоциональное поведение. Гипоталамус - это высший центр вегетативной регуляции. Он необходим для регуляции работы всех внутренних органов. Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие). Участвует в смене сна и бодрствования. |
В строение переднего мозга различают правое и левое полушарие. У основной массы людей они делятся на: аналитическую и художественную, хотя и бывают исключения. На нашем уроке присутствует эксперт – физиолог, специалист по работе полушарий, Захарова Ангелина. Слово ей | | Выступление ученика; презентация по теме; опыты по выявлению ведущих полушарий: скрещивание пальцев двух рук, “поза Наполеона”, перекидывание ноги за ногу |
Итак мы узнали | | Левое( мыслительное - логическое) Отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счета, мышления. Развито у правшей Правое (художественное, моциональное) Участвует в распознании зрительных, музыкальных образов, форма предмета. |
– Наш урок близится к завершению. Хотелось бы выслушать еще одного эксперта – физиолога в области музыки. А рассказ пойдет о величайшем, гениальном композиторе Людвиге Бетховене. | | Выступление ученицы Исекеевой Милены, презентация о том, что композитор был болен, а затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Звучит “Лунная соната” |
– Пока звучит музыка, заполняем листок и графу “что я узнал (а) на уроке” | | Ученики заполняют листок и графу “что я узнал (а) на уроке” |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
– Что мы узнали на сегодняшнем уроке? – Что стало для вас самым интересным? – Достигли мы первоначальных целей? – Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока? | | Ответы учеников самые разные Ответы: мозг человека очень сложен, функции его отделов разнообразны. Кора больших полушарий – самая сложная часть головного мозга. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
| | Подписывают на дорожной карте отделы головного мозга |
| | |
Рефлексия |
нарисовать рожицу вашего настроения. (Если время остается, можно зачитать вслух 1-2 творческих синквейна.) Объявляет оценки за урок | | Дети рисуют, пишут, сдают работы учителю |
– Комментарий по домашнему заданию | | Записывают Д/з с доски: § – Почему большие полушария головного мозга “самые молодые” с точки зрения эволюции? – Почему древние греки говорили: “хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай”? |
1.Спинной мозг располагается в позвоночном канале и его длина 45см.
2.Спинной мозг покрывает 2 оболочки: твердая и мягкая
3.Участок спинного мозга с парой отходящих корешков - это сегмент
4.Ликвор - это оболочка спинного мозга
5.В форме бабочки в спинном мозге располагается белое вещество
6.Спинномозговая жидкость предохраняет мозг от трения и сотрясения
7.Корешки в спинном мозге состоят из белого вещества
8.Корешки бывают передние и средние
9.Спинной мозг выполняет проводниковую и рефлекторную функцию
10.Серое вещество состоит из тел и дендритов нервных клеток
11.Задние корешки - это аксоны чувствительных нейронов
12.Рефлексы бывают только врожденными
13.Условные рефлексы - это привычки
14.От спинного мозга отходит 12 пар спинномозговых нервов
15.Белое вещество состоит из аксонов и выполняет проводниковую функцию
16.Верно ли, что спинномозговые нервы - смешанные
17.Спинной мозг относится к периферической нервной системе
ВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: 1,3,6,7,9,10.11,13,15,16