Тема урока | Решение квадратных уравнений по общей формуле |
Тип урока | Усвоение новых знаний |
Цель урока | Обучающийся будет знать формулу нахождения корней квадратного уравнения; в зависимости от значений дискриминанта сможет назвать количество корней в уравнении; сможет решить квадратное уравнение по общей формуле. |
Задачи урока 1. Провести разминку по определению квадратного уравнения и определение I И II коэффициента, свободного члена в уравнениях, определению вида квадратного уравнения. 2. Актуализировать знания детей в работе с текстом. Выявить несоответствия. 4. Помочь сформулировать цель урока на основе проблемной ситуации решения полного квадратного уравнения. 3. Организовать работу с текстом (наблюдение над языковым материалом). 4. Организовать работу в группах. 5. Организовать индивидуальную работу с карточками (в тетрадях). 6. Организовать взаимопроверку. 7. Провести тестирование по теме. 8. Выдать домашнее задания. 9. Подвести итоги урока, провести рефлексию. | Предметные умения | УУД |
1. Распознавать из множества уравнений квадратные уравнения. 2. Называть I и II коэффициенты, свободный член. 3. Различать полные, неполные, приведенные, неприведённые квадратные уравнения. 3. Выдвигать гипотезы. Формулировать правило. 4. Писать и применять формулу дискриминанта. Исследовать дискриминант на наличие действительных корней. 5. Записывать и применять общую формулу нахождения корней квадратного уравнения. | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Коммуникативные: – умение работать в команде; – уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; Регулятивные: – умение ставить учебную цель; – уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; – адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные: – проводить наблюдение под руководством учителя; – основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. ЛИЧНОСТНЫЕ: – готовность к саморазвитию и самообразованию; – развитие ответственности. |
Формы и методы обучения | Ресурсы |
– индивидуальная, групповая, фронтальная форма; – наглядно-иллюстративные (карточки, презентация); – словесные – поисковый | Учебник, раздаточный материал, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием, тест |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся | Выдает задание (карточка, слайд), в котором обучающимся предлагается: распознавать из множества данных уравнений квадратные уравнения; назвать I и II коэффициенты, свободный член; составлять квадратное уравнение по заданным коэффициентам определить вид квадратного уравнения. Содержание задания: Задание A 1. Какое из уравнений является квадратным: 6х3 + 3х2 – 7 = 0 х4 – 3х = 0 х2 – х +1 = 0 5х – 2 = 0 2. Определите коэффициенты квадратного уравнения Уравнение | a | b | c | 5х2 + 5х – 3 = 0 | | | | 2х + 3х2 – 4 = 0 | | | | х2+3=0 | | | | –2х2 + х = 1 | | | | 2х2+8х=0 | | | | 4х2 = 4х – 1 | | | | 5х2=0 | | | | 3. Составьте квадратное уравнение, у которого старший коэффициент равен 3, второй коэффициент равен –9, свободный член равен 5. 4. Определить вид предлагаемых уравнений. Напротив каждого уравнения вы ставите «плюс» в той колонке, какому виду оно принадлежит Уравнения | полное | неполное | Приведён ное | Неприве дённое | + 8х + 3=0 | | | | | 6 + 9= 0 | | | | | – 3х = 0 | | | | | + 2х + 4 = 0 | | | | | 3х + 6 +7 = 0 | | | | | Задание B 1. Какое из уравнений является квадратным: –4х3 + 3х2 – 7 = 0 х4 – 3х = 0 х + 4х2 – = 0 – х = 0 2. Определите коэффициенты квадратного уравнения Уравнение | a | b | c | 5х2/9 – 4/9х – 8 = 0 | | | | х2 –1/3 = 0 | | | | 12х2 + 8х = 2 – 2х2 | | | | – 2х2 + х = 4/9 | | | | 2х2 + 5х=0 | | | | –1/7х2 = 4х – 3/4 | | | | –1/5х2 = 0 | | | | 3. Составьте квадратное уравнение, у которого старший коэффициент равен 0,4, второй коэффициент равен , свободный член равен –13 4. Определить вид предлагаемых уравнений. Напротив каждого уравнения вы ставите «плюс» в той колонке, какому виду оно принадлежит Уравнения | полное | неполное | Приведён ное | Неприве дённое | + 8х =0 | | | | | 6 + 9 х – 7 =0 | | | | | – 3х + 15= 0 | | | | | – – 3х + 14 =0 | | | | | 3 – 6х = 0 | | | | | | Выполняют задание учителя: 1. Называют квадратное уравнение. Объясняют свой выбор. 2. Называют коэффициенты квадратного уравнения. Объясняют свой ответ. 3. Составляют квадратное уравнение. 4. Определяют вид квадратного уравнения. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Фиксирует для себя ошибки учеников. Обращает внимание учеников, что все члены уравнения должны находиться после преобразований слева, а само уравнение равно 0. Задает вопросы: - Что является квадратным уравнением? -При каких переменных стоят коэффициенты, как определить свободный член? – Какие квадратные уравнения называются полными, неполными, приведенными, неприведёнными? | Дают определение квадратного уравнения: Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx+c=0, где x – переменная a, b, c – некоторые числа a – число, стоящее перед x2, 1 коэф-т b – число, стоящее перед x2, 2 коэф-т с – число, свободный член Дают определения полных, неполных, приведенных, не приведённых квадратных уравнений. Обращают внимание на допущенные ошибки. Исправляют ошибки в карточке. |
3. Постановка цели урока | – Были ли у нас ошибки в задании? – Какие квадратные уравнения из 2 и 4 заданий вы уже умеете решать, а какие решить не можете? – Нужно ли искать новый способ решения уравнений? – Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. Сообщает тему урока «Решение квадратных уравнений по общей формуле». | Отвечают на вопросы учителя. Констатируют факт, что известный способ решения применим только для неполных квадратных уравнений, а полные квадратные уравнения решать не умеют. Формулируют цель урока: узнать новый способ решения квадратных уравнений. Записывают тему урока в тетрадь. |
4. Приобретение учащимися новых знаний и способов | Делит обучающихся на две группы. Самостоятельное изучение материала из учебника. Раздает задание: 1. Что такое дискриминант, его формула. 2. Сколько корней будет иметь уравнение в зависимости от значений дискриминанта 3. Сформулировать правило, заполнить схему. После выполнения данной работы: – Выберите спикера, который объяснит правило, заполнит схему. | Делятся на группы. Анализируют текст, выделяют главное, дают ответы на поставленные вопросы. Заполняют схему соответственно с правилом в учебнике. Выбирают спикера, озвучивающего результат своей группы. Сравнивают результаты обеих групп. Результатом должна быть схема |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Выдаются индивидуальные карточки с заданием. 1. Найдите дискриминант квадратного уравнения и определите число корней этого уравнения, если это возможно определите корни квадратного уравнения (при выполнении задания используйте составленную схему): a) 4x2 + 5x + 7 = 0 b) x2 – 9x + 20 = 0 c) 5 – 6x + x2 = 0 d) x2 – 8x + 16 = 0 e) –3x2 + x – 5 = 0 2. Решите квадратные уравнения. Выпишите соответствующие координаты (xmax, xmin). На координатной плоскости отметьте найденные координаты. Какая геометрическая фигура получилась? 1) 2x2 – 8x – 10 = 0 2) 2x2 – 16x = 0 3.) –x2 + 10x + 11 = 0 4). –x2 + 6x + 16 = 0 На решение дается некоторое время. – Обменяйтесь с соседом тетрадями, сверьте с эталоном (слайд с правильной записью). – Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Те, кто допустил ошибку, проговаривают ход своей работы, называют предполагаемую причину ошибки. Корректировка работы учеников. Помощь в исправлении ошибок. – Озвучьте еще раз правило. | Выполняют задания в тетрадях: списывают уравнения, определяют дискриминант, делают выводы о количестве корней в уравнении и возможности их нахождения, сверяют выводы со схемой, решают уравнения, во 2 задании чертят координатные прямые, отмечают составленные точки, делают вывод о полученной фигуре. Осуществляют взаимопроверку. Сверяются с эталоном. Выдвигают предположения о причинах ошибок. Озвучивают еще раз правило нахождения корней в квадратном уравнении. Ответы 1 задание a) нет корней b) 2 корня c) 2 корня d) 1 корень e) нет корней 2 задание 1). (5; – 1) 2). (8; 0) 3. (11; – 1) 4. (8; – 2) ромб |
6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Проводит тестирование. Проверяет выполненную работу. | Проходят тест. Фиксируют ошибки. |
7. Информация о домашнем задании | Выдает домашнее задание: повторить дома определения, правило определения корней в квадратном уравнении, выполнить номера заданий. | Записывают домашнее задание. Объясняют, что и как будут делать дома. |
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Назовите 3 причины, почему важно знать изученное правило. Ответьте каждый сам себе на три вопроса: – Что я делал? – Как я себя чувствую? – Что произошло? | Называют причины важности этих знаний. Отвечают на вопросы. |
| | | |
А1. Найдите сумму корней уравнения: .
А2. Найдите произведение корней уравнения: .
А3. Найдите произведение корней уравнения: .
А4. Сколько действительных корней имеет уравнение .
А5. Сколько действительных корней имеет уравнение .
А6. Сколько действительных корней имеет уравнение .
1) 3 2) 2 3) 1 4) ни одного.
А7. Найдите значение коэффициента а, если в уравнении один из корней уравнения равен -1.
А8. Найдите значение коэффициента b, если в уравнении один из корней уравнения равен 2.
А9. Запишите квадратное уравнение, имеющее корни .
А10. Найдите сумму корней уравнения: .
А1. Найдите сумму корней уравнения: .
А2. Найдите произведение корней уравнения: .
А3. Найдите произведение корней уравнения: .
А4. Сколько действительных корней имеет уравнение .
А5. Сколько действительных корней имеет уравнение .
А6. Сколько действительных корней имеет уравнение .
1) 3 2) 2 3) 1 4) ни одного.
А7. Найдите значение коэффициента а, если в уравнении один из корней уравнения равен -1.
А8. Найдите значение коэффициента b, если в уравнении один из корней уравнения равен 2.
А9. Запишите квадратное уравнение, имеющее корни .
А10. Найдите сумму корней уравнения: .