Ф.И.О. Кудашова Елена Александровна, Сучкова Наталья Львовна
УМК «Алгебра 9», Дорофеев В.Г., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др.
Цели, задачи: обеспечить закрепление знаний о квадратичных функциях; совершенствовать умения выполнять построение графика квадратичной функции и отвечать на вопросы по графику.
Предметные систематизация и закрепление теоретических сведений о квадратичной функции и практических навыков построения ее графика.
Коммуникативные : слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Познавательные :осуществлять поиск и выделение необходимой информации; структурировать свои знания
Регулятивные : планировать и регулировать свою деятельность; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий.
Оборудование: интерактивная доска, персональные ПК.
Этап урока | Форма работы | Краткое содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организационный момент | Фронтальная | На экране написан девиз: «Я слушаю и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю». Мати Ван Мейтс | Приветствие учащихся. − Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть. Прочтите девиз для сегодняшней работы. О чем говорит наш девиз? (Он говорит о том, что, чтобы понять, надо не только слушать, но и самостоятельно делать.) | Приветствие учителя. Дети читают девиз урока: |
Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. | Фронтальная, с элементами парной работы. | Устные упражнения по установлению соответствия графика и формулы Просмотр фрагмента видео урока № 10 алгебры 9 класс. РЭШ. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1995/main/ | Ребята, на уроках алгебры мы уже многому научились. | Выполняют задание. Просматривают фрагмент урока о построении параболы сдвигам вдоль координатных осей, восполняют пробелы в знаниях (при наличии). |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Фронтальная работа. | Построить график функции: у = 2х²+3х +2 Время выполнения задания − 1 минута. − У никого нет ответа? − Что вы не смогли сделать? − Что вы не можете сделать? − Что будете делать дальше? − Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. − Сформулируйте тему урока. («Повторение. Квадратичная функция и её график».) Название темы фиксируется на экране. − Запишите тему в тетрадь. − Как вы можете достигнуть поставленной цели? | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Выявляют причины возникшей проблемы. Мы не смогли правильно построить график этой функции. Мы не можем обосновать получение ответа. Цель дальнейшей деятельности: повторить алгоритм построения графика таких функций. Формулируют тему урока с помощью учителя: «Повторение. Квадратичная функция и её график». Формулируют цель работы на уроке для учащихся, исходя из личных затруднений: закрепить у себя навыки построения графика квадратичной функции по формуле, читать свойства функции по графику. |
Работа над темой урока | Фронтальная, индивидуальная. | | Предлагает озвучить алгоритм построения графика функции , где . Предлагает прочитать текст учебника (демонстрируется на интерактивной доске) | Проговаривают алгоритм построения по цепочке, находят соответствующий фрагмент в учебнике, зачитывают его. |
Закрепление с проговариванием во внешней речи. | Групповая | | Предлагает учащимся по группам выполнить задание. | Учащиеся в группах выполняют задание, представитель каждой группы показывает выполнение, проговаривает, аргументирует ход решения. |
Фронтальная | Следовательно, зная направление ветвей параболы и знак дискриминанта, мы уже можем в общих чертах определить, как выглядит график нашей функции. | Для построения графика функции удобно значения х, в которых функция равна нулю, или нули функции. На графике нули функции – это точки пересечения графика функции с осью ОХ. Как найти координаты точек пересечения графика функции с осью ОХ? Какие при решении квадратного уравнения возможны случаи? Как это отразится на положении параболы на координатной плоскости? Побуждает учащихся сформулировать выводы, в ходе выполнения упражнения. Если D ,то уравнение не имеет решений, и, следовательно,… Если D =0 ,то уравнение имеет одно решение, и, следовательно, … Если D 0 ,то Помогает сделать вывод о положении параболы в зависимости от знака дискриминанта и старшего коэффициента. | Обсуждают, выдвигают гипотезы, предлагают решить уравнение . Учащиеся вспоминают алгоритм решения квадратного уравнения, догадываются о связи знака дискриминанта с количеством точек пересечения параболы с осью абсцисс. Продолжают: Квадратичная парабола не имеет точек пересечения с осью ОХ. парабола имеет одну точку пересечения с осью ОХ. уравнение имеет два решения, и, следовательно, квадратичная парабола имеет две точки пересечения с осью ОХ. Анализируют информацию. Формулируют вопросы учителю. |
| | И еще один параметр, полезный при построении графика функции - точка пересечения параболы с осью OY. Подведём итог. На интерактивной доске рисунок | Предлагает учащимся вспомнить как находятся точки пересечения графика функции с осью ОY. Предлагает рассмотреть рисунок и описать отмеченные точки. | Вспоминают, как найти координаты точки пересечения графика функции с осью ОY. Делают вывод: точка пересечения параболы с осью OY имеет координаты (0; c). Учащиеся называют отмеченные точки, рассказывают, как определить направление ветвей, вычислить координаты вершины, абсциссы точек пересечения с осью ОХ , ординату точки пересечения с осью ОУ. |
Закрепление материала | Фронтальная, индивидуальная. | Установить соответствие между графиками и знаками коэффициентов. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке? | Предлагает выполнить устные упражнения. Вернёмся к построению графика функции у = 2х²+3х +2 По завершении работы на доске учитель строит график с помощью программы GeoGebra в реальном режиме с отображением на интерактивной доске. | Выполняют устные упражнения. Учащиеся выполняют построение графика в тетрадях, у доски работают по очереди: каждый ученик выполняет 1 этап построения. |
Повторение . | Индивидуальная. | https://onlinetestpad.com/c5gkh5x7zwwm6 | На этом уроке мы говорили не только о параболах, но и о решении квадратных уравнений. Предлагаю вам пройти тест «Решение квадратных уравнений». Отслеживает результаты теста. | Учащиеся проходят онлайн тест |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | | | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Могу ли я объяснить, какую функцию называют квадратичной? – Какая информация на уроке для меня была новой? – Чему я научился на уроке? – Доволен ли я результатами своей работы на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. |
Домашнее задание | | Пройти урок https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6449a2f77591d4a895084376 Постройте параболы, воспользуйтесь следующим планом: Найдите координаты вершины параболы; отметьте вершину в координатной плоскости и проведите ось симметрии параболы; определите направление ветвей; вычислите координаты нескольких точек параболы и отметьте их в координатной плоскости; проведите параболу. | Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |