СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Папоротники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок преследует несколько целей:

  • образовательная: обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности папоротников как высших споровых растений;
  • развивающая: продолжить формирование уме­ний устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «3наю, хочу знать, узнал», и обо­сновывать принадлежность  конкретных растений к папоротникам;
  • воспитательная: создать условия для увлечен­ного учения; воспитывать чувство гордости за сов­местный результат познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Папоротники"»


ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

Курсы повышения квалификации

«Проектирование естественнонаучного образования в условиях реализации ФГОС (биология, химия)»



Самостоятельная работа

Технологическая карта урока

на тему «Папоротники»

Авторы:

(Макарова Татьяна Валентиновна,

учитель биологии, зам. по ВР

Осино-Гайского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош;

Егина Татьяна Ивановна, учитель химии и биологии

Осино-Гайского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош;

Молодцова Ольга Петровна, учитель химии и биологии

Глуховского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош)









Тамбов, 2018

Предмет БИОЛОГИЯ

Класс 5

Тема урока «ПАПОРОТНИКИ»

Тип урока ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА С ОПОРОЙ НА ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОШЛОГО УРОКА.

ЦЕЛЬ:

  • образовательная: обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности папоротников как высших споровых растений;

  • развивающая: продолжить формирование уме­ний устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «3наю, хочу знать, узнал», и обо­сновывать принадлежность конкретных растений к папоротникам;

  • воспитательная: создать условия для увлечен­ного учения; воспитывать чувство гордости за сов­местный результат познавательной деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

личностные - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

предметные - знать  отличия папоротников от  других организмов царства растения;

- знать  строение  папоротников;

- значение папоротников.

метапредметные

  • регулятивные: 

- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • коммуникативные: 

- обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

  • познавательные: 

работать  с учебником и инструктивной карточкой;

- работать с информационными текстами и рисунками;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки.

ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИКИ: частично-поисковый, репро­дуктивный. Приемы деятельности учителя: актуализация знаний; мотивация учащихся на изучение папорот­никовидных; эвристическая беседа; организация ис­следовательской работы с использованием гербария и натуральных объектов; использование ИКТ, мате­риалов ФЦИОР, видеофрагмента электронного при­ложения к учебнику; организация работы с текстом; привлечение личного опыта учащихся.


РЕСУРСЫ (учебники, учебные пособия, наглядные пособия, информационные источники и т.д.): учебник «Биология» 5 класс, автор Сонин Н.И., Сонина В.И., методическое пособие к учебнику, видеофрагмент «Древние вымершие папоротни­ки», ресурсы ФЦИОР, ЕКЦОР, гербарий, динамиче­ские таблицы «Размножение папоротников», элек­тронное приложение.


ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: экран, проектор,  электронное приложение , карточки индивидуальной работы, гербарии.


Этапы урока/ занятия (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(Регулятивные,

Коммуникативные,

Познавательные)

Формы оценивания

Скриншоты ресурсов ЭФУ

I. Организационный момент

(1 мин)

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу




II. Актуализация.

Целеполагание.

Мотивация.

Проблемный вопрос (10 мин)

Самостоятельная работа по проверке ранее изученного материала.





Предлагает учащимся загадку:

Есть в лесу трава-краса.

Листья - словно паруса,

А в цвету красу-траву

Не увидишь наяву.

Спрашивает, догадались ли учащиеся, о каких растениях пойдет речь на уроке?

Рассказывает: «С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян - дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы,

прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника.

По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он

будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть цветок папоротника и завладеть им, откроются любые клады,

где бы они ни были спрятаны.

- Прежде чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники.

Предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о папоротниках.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, сдают ответы.






Записывают тему урока

в тетрадь.

Актуализируют свой жизненный опыт.

Работают в своей тетради, формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ:

• Какими были древние

папоротникообразные?

• Где обитают современные

папоротники?

• Какое строение имеют?

• Как размножаются?

• Есть ли у папоротников

цветки?

  • регулятивные: 

- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

  • коммуникативные: 

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи;

  • познавательные: 

- работать с информационными текстами и рисунками.


Оценивание самостоятельной работы учителем.





Словесное оценивание: «правильно», «неправильно».

Презентация к уроку.


Презентация к уроку.


III. Изучение нового

содержания (20 мин)

Дает время учащимся просмотреть

видеофрагмента http://www.you-tube.com/watch?NR=1&v=Cac7DlA_ShY или

фрагмент электронного приложения о древних папоротниковидных. Затем организует беседу с учащимися

о распространении папоротников.


Предлагает ответить на вопросы (Где можно встретить папоротники? Какие формы

папоротников встречаются? Почему споры созревают на нижней стороне листа папоротника?);

познакомиться с разнообразием

жизненных форм папоротниковидных на

сайте ЕКЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000380-1000- 4ddd-15сЬ-3dО046ЬЬ2fd9/175.jрg ; сделать вывод о распространении папоротников.





Предлагает выполнить лабораторную

работу «Строение папоротника»

(приложение 1).


Затем организует работу в парах с обсуждением изученных вопросов:


1) Какие органы выделяют у папоротников?



2) Папоротники живут на суше. Какие биологические особенности папоротника

позволили им заселять сушу?


3) Объясните, почему папоротник нельзя считать вполне сухопутным растением.

4) В чем выражается более сложное строение папоротника? Дает время просмотреть ЦОР http://flles.school-сollection.edu.ru/dlrstore /0000037е-1000-4ddd-c15-120046bb2fd9 /0017 4.swf

(ЕКЦОР: «Строение папоротника»)


Организует работу с учебником по изучению проблемы: образования каменного угля (1 вариант); какую информацию могут получить археологи, изучая куски каменного угля (2 вариант); каково значение папоротников в жизни природы (3 вариант); каково значение папоротников в природе (4 вариант)?












Просматривают видеоматериал, фрагмент электронного приложения о древних папоротниковидных; про водят информационно-смысловой анализ услышанного и увиденного.

Рассматривают рисунки

папоротников в учебнике.


Отвечают на вопросы и формулируют вывод о том, что

папоротниковидные широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разнообразных местах

обитания: в горах, в водоемах, во влажных тропических лесах, лесах умеренной зоны.

Папоротники представлены такими жизненными

формами, как эпифиты, древовидные, водные, травянистые, лиановидные.


Учащиеся выполняют лабораторную работу.





Работают в парах, обсуждая

вопросы и формулируя

следующие ответы:

Стебель-корневище, листья (вайи), придаточные корни;

спорангии.

Хорошо развита проводящая

ткань, основная - паренхимные клетки; корень.

Для размножения необходима вода.


Хорошо развиты ткани по

сравнению с мхами.









Работают с материалом учебника, отвечают, просматривают слайды презентации.




  • регулятивные: 

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • коммуникативные: 

- обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи;

  • познавательные: 

работать  с учебником и инструктивной карточкой;

- работать с информационными текстами и рисунками;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки.


Словесное оценивание: «правильно», «неправильно».
































Проверка в тетради правильность выполнения и оформления лабораторной работы.


Взаимооценка одноклассников.


























Сравнение ответа учащегося с представленным материалом на слайде.


















Презентация к уроку.


Презентация к уроку.










Презентация к уроку.




IV. Включение в систему

знаний и закрепление (10 мин)

Предлагает учащимся задания электронного приложения: выполнение заданий, тренажёр, контроль (по желанию), направленное на закрепление знаний о строении папоротников.












Предлагает заполнить пропуски в тексте (приложение 2) и объяснить, почему о папоротнике написана следующая загадка:

Волшебная птица

Под дубом гнездится

С зеленым пером,

С широким крылом,

А вместо малого птенца

Сидит улитка в три кольца.

Оценивают свою работу,

соотносят полученный

результат с поставленной

целью.











Самостоятельно выполняют работу.

Рассуждают, объясняют.

  • регулятивные: 

- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

  • коммуникативные: 

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи;

  • познавательные: 

работать  с электронным приложением;

- работать с информационными текстами и рисунками;

- сравнивать и выделять признаки.

Оценку работы учащихся даст электронное приложение.

















Оценка одноклассников.












Презентация к уроку.

V. Рефлексия (3 мин)

- Что вы узнали нового?

- Что показалось

интересным? Почему?

- Могут ли полученные сегодня знания пригодиться

в жизни?

- О чем хотели бы узнать?

Формулируют ответы на

поставленные вопросы.

Задают вопросы, тем самым показывая свою заинтересованность в изучении темы.

  • регулятивные: 

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • коммуникативные: 

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

  • познавательные: 

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки.


Оценивание ответов одноклассниками.

Презентация к уроку.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин)

Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§ 15

Подготовить сообщение о папоротниках на выбор:

«Папоротники - комнатные растения»,

«Лекарственные папоротники», «Папоротники - пищевые растения»,

«"Удивительные

Папоротники».


Выставляет оценки в Дневник.ру, по возможности комментирует.

Записывают домашнее задание.



Презентация к уроку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!