II. Актуализация. Целеполагание. Мотивация. Проблемный вопрос (10 мин) | Самостоятельная работа по проверке ранее изученного материала. Предлагает учащимся загадку: Есть в лесу трава-краса. Листья - словно паруса, А в цвету красу-траву Не увидишь наяву. Спрашивает, догадались ли учащиеся, о каких растениях пойдет речь на уроке? Рассказывает: «С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян - дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть цветок папоротника и завладеть им, откроются любые клады, где бы они ни были спрятаны. - Прежде чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о папоротниках. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу, сдают ответы. Записывают тему урока в тетрадь. Актуализируют свой жизненный опыт. Работают в своей тетради, формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ: • Какими были древние папоротникообразные? • Где обитают современные папоротники? • Какое строение имеют? • Как размножаются? • Есть ли у папоротников цветки? | - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи; - работать с информационными текстами и рисунками. | Оценивание самостоятельной работы учителем. Словесное оценивание: «правильно», «неправильно». | Презентация к уроку. Презентация к уроку. |
III. Изучение нового содержания (20 мин) | Дает время учащимся просмотреть видеофрагмента http://www.you-tube.com/watch?NR=1&v=Cac7DlA_ShY или фрагмент электронного приложения о древних папоротниковидных. Затем организует беседу с учащимися о распространении папоротников. Предлагает ответить на вопросы (Где можно встретить папоротники? Какие формы папоротников встречаются? Почему споры созревают на нижней стороне листа папоротника?); познакомиться с разнообразием жизненных форм папоротниковидных на сайте ЕКЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000380-1000- 4ddd-15сЬ-3dО046ЬЬ2fd9/175.jрg ; сделать вывод о распространении папоротников. Предлагает выполнить лабораторную работу «Строение папоротника» (приложение 1). Затем организует работу в парах с обсуждением изученных вопросов: 1) Какие органы выделяют у папоротников? 2) Папоротники живут на суше. Какие биологические особенности папоротника позволили им заселять сушу? 3) Объясните, почему папоротник нельзя считать вполне сухопутным растением. 4) В чем выражается более сложное строение папоротника? Дает время просмотреть ЦОР http://flles.school-сollection.edu.ru/dlrstore /0000037е-1000-4ddd-c15-120046bb2fd9 /0017 4.swf (ЕКЦОР: «Строение папоротника») Организует работу с учебником по изучению проблемы: образования каменного угля (1 вариант); какую информацию могут получить археологи, изучая куски каменного угля (2 вариант); каково значение папоротников в жизни природы (3 вариант); каково значение папоротников в природе (4 вариант)? | Просматривают видеоматериал, фрагмент электронного приложения о древних папоротниковидных; про водят информационно-смысловой анализ услышанного и увиденного. Рассматривают рисунки папоротников в учебнике. Отвечают на вопросы и формулируют вывод о том, что папоротниковидные широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разнообразных местах обитания: в горах, в водоемах, во влажных тропических лесах, лесах умеренной зоны. Папоротники представлены такими жизненными формами, как эпифиты, древовидные, водные, травянистые, лиановидные. Учащиеся выполняют лабораторную работу. Работают в парах, обсуждая вопросы и формулируя следующие ответы: Стебель-корневище, листья (вайи), придаточные корни; спорангии. Хорошо развита проводящая ткань, основная - паренхимные клетки; корень. Для размножения необходима вода. Хорошо развиты ткани по сравнению с мхами. Работают с материалом учебника, отвечают, просматривают слайды презентации. | - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи; - работать с учебником и инструктивной карточкой; - работать с информационными текстами и рисунками; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки. | Словесное оценивание: «правильно», «неправильно». Проверка в тетради правильность выполнения и оформления лабораторной работы. Взаимооценка одноклассников. Сравнение ответа учащегося с представленным материалом на слайде. | Презентация к уроку. Презентация к уроку. Презентация к уроку. |
IV. Включение в систему знаний и закрепление (10 мин) | Предлагает учащимся задания электронного приложения: выполнение заданий, тренажёр, контроль (по желанию), направленное на закрепление знаний о строении папоротников. Предлагает заполнить пропуски в тексте (приложение 2) и объяснить, почему о папоротнике написана следующая загадка: Волшебная птица Под дубом гнездится С зеленым пером, С широким крылом, А вместо малого птенца Сидит улитка в три кольца. | Оценивают свою работу, соотносят полученный результат с поставленной целью. Самостоятельно выполняют работу. Рассуждают, объясняют. | - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи; - работать с электронным приложением; - работать с информационными текстами и рисунками; - сравнивать и выделять признаки. | Оценку работы учащихся даст электронное приложение. Оценка одноклассников. | Презентация к уроку. |
V. Рефлексия (3 мин) | - Что вы узнали нового? - Что показалось интересным? Почему? - Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни? - О чем хотели бы узнать? | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Задают вопросы, тем самым показывая свою заинтересованность в изучении темы. | - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки. | Оценивание ответов одноклассниками. | Презентация к уроку. |
VI. Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин) | Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. § 15 Подготовить сообщение о папоротниках на выбор: «Папоротники - комнатные растения», «Лекарственные папоротники», «Папоротники - пищевые растения», «"Удивительные Папоротники». Выставляет оценки в Дневник.ру, по возможности комментирует. | Записывают домашнее задание. | | | Презентация к уроку. |