СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Озеро Байкал. 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление об озере Байкал как уникальном объекте природы нашей планеты; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

Развивающие: создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

Воспитательные: содействовать формированию чувства любви, восхищения и  гордости природными уникумами нашей страны на примере озера Байкал.   

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Озеро Байкал. 8 класс»

МБОУ СОШ с. Елабуга




План-конспект урока

по географии

в 8классе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Елабуга Хабаровского муниципального района Хабаровского края



на тему: « Жемчужина Сибири – озеро Байкал»







Разработала: Лапина Оксана Викторовна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «География: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверила: заместитель директора по УВР: Волкова Екатерина Григорьевна






Елабуга, 2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА: «Жемчужина Сибири – озеро Байкал».

Дата проведения: 04.04.2019 г.

ФИО:

Лапина Оксана Викторовна

Предмет:

география

Класс:

8

УМК:

Базовый учебник: И.И. Баринова «География России. Природа»

Тема и номер урока в теме:

«Природа регионов России», №16

Тип урока:

изучение нового материала с элементами исследования

Цель:

формирование представлений об уникальной природной жемчужины Сибири – озере Байкал

Задачи

Образовательные: сформировать представление об озере Байкал как уникальном объекте природы нашей планеты; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

Развивающие: создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

Воспитательные: содействовать формированию чувства любви, восхищения и гордости природными уникумами нашей страны на примере озера Байкал.

Предполагаемые результаты обучения:


личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, о природных закономерностях, влияющих на жизнедеятельность людей.

Формы организации обучения:

индивидуальная, групповая в парах.

Образовательные технологии

создание проблемной ситуации, ее разрешение, ИКТ

Методы обучения

рассказ, беседа, презентации, демонстрация, работа в группе.

Основные термины и понятия

эндемики, названия ветров (верховик, баргузин, култук, сарма), эпишура- рачок.

Средства обучения:

мультимедиапроектор, физическая карта России, глобус, презентация «О Байкале»,

Форма контроля

тестирование

Способы мотивации

Проблемная ситуация, групповая кооперация, связь с литературой

План урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация. Актуализация опорных знаний.

  3. Формирование новых знаний и способов действий.

  4. Применение новых знаний.

  5. Итог урока.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Список использованной литературы

  1. http://www.ozerobaikal.com/test/testik.php

  2. Учебник: И. И. Баринова «География России. Природа» из-во Дрофа, 2016 год.

  3. Атлас. «География России. Природа» 8 класс


ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1.

1мин

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяется готовность учащихся к уроку.

Включение в учебную деятельность

2.

5 мин

Мотивация. Актуализация опорных знаний

Учитель ( слайды 3,4 о природе Байкала, звучит стихотворение) :

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка просвечен,

И весь – до капельки родной.

И Ангары полёт строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы-сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин.

Всё это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь.

И ты немыслима, Россия

И ты немыслима Сибирь.

М. Сергеев

-Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Почему Байкал называют жемчужиной России? Почему для нас, жителей маленького села, находящегося за тысячи километров от озера Байкал, так значимо это озеро?

-А ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Сегодня вы будете учёными, которые поделятся своими знаниями. «Чудом природы во всех отношениях» назвал его Л.С. Берг. И ответите на вопрос: В чем уникальность озера Байкал?

- Что вам известно о Байкале?

Что бы хотели бы узнать? Какие задачи предстоит решить по теме Байкал?

Учащиеся озвучивают тему урока, перечисляют имеющиеся знания о Байкале:

  1. глубочайшее озеро Земли;

  2. чистота и прозрачность воды:

  3. огромный объем водной массы – 33 тыс. км2

  4. 20% запасов пресной воды Земли;

  5. 80% запасов пресной воды России;

  6. Уникальность органического мира.

Учащиеся строят задачи для изучения нового материала? (узнать историю изучения, историю зарождения, отличительные свойства воды, многообразие живых организмов, экологические проблемы и пути их решения)

3.

20 мин

Формирование новых знаний и способов действий

















































Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.

1. Группа «Геологи»

2. Группа «Климатологи».

3. Группа «Гидрологи».

4. Группа «Зоологи».

5. Группа «Экологи»

План изучения озера (написан на доске).

1. История открытия. Слайд 5

2. ГП. Озера. Слайд 6-8

3. Геологическая история происхождения котловины озера. Слайд 9,10

4. Уникальность воды озера. Слайд 11-13

5. Органический мир озера. Слайд 14-18

6. Физкультминутка . Слайд 19

6. Климат озера. Слайд 20-23

7. Экологические проблемы Байкала. Слайд 24-29.

8. Решение экологических проблем.

Учитель: с помощью физической карты атласа охарактеризуйте ГП Байкала.

Учитель: самостоятельно прочитайте в приложении 3 «История освоения Байкала» и подготовьте ответ на вопрос: « К какому году относятся первые русские сообщения о Байкале?».

Работа в группах- (10 минут) по источникам информации (Приложение 4)

Отчет групп построение кластера 10 минут.

Задание группе «Геологи».

1. Определите возраст котловины озера Байкал?

2. Какие очертания имеет озеро, почему?

3. Почему озеро является самым глубоким?

4. Каков характер берегов озера? Назовите хребты, окружающие озеро байкал

5. Какими породами сложены берега?

6. Какие острова находятся на озере?

Задание группе «Климатологи».

1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры зимой и летом.

2. Какой климат побережья Байкала? Назовите средние температуры зимы и лета.

3. Что такое сарма, баргузин, верховик?

Задание группе «Гидрологи»

1. В чём уникальность воды Байкала?

2. Охарактеризуйте прозрачность воды озера.

3. Расскажите о химическом составе воды.

4. Назовите реки, впадающие в Байкал и вытекающие из него.

5. Дайте характеристику ледового режима и температуры воды озера.

6. Как называется наука, изучающая природу озёр?

Задание группе «Зоологи».

1. В чём уникальность фауны озера Байкал?

2. Назовите представителей фауны озера.

3. Какие животные имеют промысловое значение?

4. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

5. Что вы знаете о рыбке-голомянке?

6. Что вы знаете о рачке-бокоплаве (эпишуре)?

7. Что вы знаете о байкальской нерпе?

Задание группе «Экологи».

1. В чём значение озера Байкала для человека и природы?

2. Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

3. В чём причины изменения озера Байкал?

4. Каковы пути решения проблем Байкала?

4.

10 мин

Применение новых знаний

Игра что лишнее. (презентация слайд 30-32)

Онлайн тестирование http://www.ozerobaikal.com/test/testik.php

Разгадать Чайнворд (Приложение 2)

Отвечают на вопросы теста, выявляют недостающие знания

5.

5 мин

Итог урока

Обобщает самостоятельную работу обучающихся, координирует формулирование выводов по теме урока. Отвечают на проблемный вопрос : В чем уникальность озера Байкал?

Используя полученные знания, формулируют выводы по теме. Отвечают на проблемный вопрос..

5.

3ми

Рефлексия

Мобилизует учащихся на анализ своей исследовательской деятельности и представления её результатов.

Обучающиеся проводят оценку результатов исследования и осмысление своей деятельности на уроке.

6.

1 мин

Домашнее задание

Формулирует разноуровневое домашнее задание на выбор, дает пояснения.

1 вариант – составить 5 тестов по теме «Природа Байкала».

2 – вариант – составить кроссворд из шести слов по теме.

Учитель: Молодцы, справились с заданиями. Сегодня каждый из вас , хоть на короткий срок, стал исследователем и творцом. Вы ощутили радость открытия, собственную значимость.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Задание группе «Геологи».

  1. Определите возраст котловины озера Байкал?

  2. Какие очертания имеет озеро, почему?

  3. Почему озеро является самым глубоким?

  4. Каков характер берегов озера? Назовите хребты, окружающие озеро байкал

  5. Какими породами сложены берега?

  6. Какие острова находятся на озере?

Задание группе «Климатологи».

  1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры зимой и летом.

  2. Какой климат побережья Байкала? Назовите средние температуры зимы и лета.

  3. Что такое сарма, баргузин, верховик?

Задание группе «Гидрологи»

  1. В чём уникальность воды Байкала?

  2. Охарактеризуйте прозрачность воды озера.

  3. Расскажите о химическом составе воды.

  4. Назовите реки, впадающие в Байкал и вытекающие из него.

  5. Дайте характеристику ледового режима и температуры воды озера.

  6. Как называется наука, изучающая природу озёр?

Задание группе «Зоологи».

  1. В чём уникальность фауны озера Байкал?

  2. Назовите представителей фауны озера.

  3. Какие животные имеют промысловое значение?

  4. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

  5. Что вы знаете о рыбке-голомянке?

  6. Что вы знаете о рачке-бокоплаве (эпишуре)?

  7. Что вы знаете о байкальской нерпе?

Задание группе «Экологи».

  1. В чём значение озера Байкала для человека и природы?

  2. Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

  3. В чём причины изменения озера Байкал?

  4. Каковы пути решения проблем Байкала?

Приложение 2. Задание 2. Разгадайте чайнворд.

Г.Северо-восточный ветер, дующий на Байкале, и река, впадающая в озеро. ( Баргузин)

О. Животное, которое охраняется в Баргузинском заповеднике (Соболь).

Л. Самая крупная река, впадающая в озеро Байкал (Селенга)

О. Наука, изучающая природу озёр (Лимнология)

М. Организмы, встречающиеся на ограниченной территории (Эндемики)

Я. Коренное население Байкала, называющее озеро «Байгал-далай», что означает «Байкал-море» (Буряты)

Н. Пресноводный тюлень, обитающий в озере. (Нерпа)

К. Хребет, окаймляющий Байкал с запада, на нём находится исток р. Лена (Байкальский).

А. Котловина озера, которая образовалась в результате разлома земной коры. (Грабен)

Приложение 3.

История исследования Байкала

Пресное глубочайшее озеро мира Байкал привлекает внимание исследователей с древних времён и до наших дней.

XVII век. Первые сведения о Байкале со слов землепроходцев.

1641 год. Царский указ предписывал послать на государеву дальнюю службу пятидесятника Курбата Иванова.

1643 год. Курбат Иванов вышел к Байкалу у о.Ольхон, составил подробный «чертёж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам и местам, где можно быть острогу».

1656 год. Яркое художественное описание Байкала от протопопа Аввакума в «Житии, им самим написанном».

Посольства в восточные страны

1675-1676 гг. Посол царя Алексея Михайловича - Николай Гаврилович Спафарий (Милеску) возглавил миссию в Китай.

1686-1689 гг. Ф.А.Головин полномочный посол Петровской эпохи заключил Нерчинский договор и составил первую карту Байкала в виде круглого озера . Постепенно к Российскому государству присоединялись новые земли и стало необходимым картирование неизвестных земель.

1701 год. Семён Ульянович Ремезов. Карта Байкала из «Чертёжной книги Сибири».

XVIII век.

1723-1724 гг. Д.Г.Мессершмидт - первый учёный, приглашённый Петром I, существенно дополнил и углубил представление о Байкале.

1751-1752 гг. И.Г.Гмелин в составе Второй Камчатской экспедиции, оссийской Академии наук дал описание Байкала и установил, что живущий в Байкале тюлень, представляет собой новый для науки вид и дал ему имя Phoca sibirica (сибирский тюлень).

1771-1772 гг. Екатерина II пригласила П.С.Палласа на службу в РАН. Паллас возглавил большую экспедицию в Сибирь и на Байкал, пытался объснить причины возникновения Байкальской впадины.

1772 год. И.Г.Георгу описал омуля, штурман его отряда А.Пушкарёв сделал подробную топографическую карту озера в масштабе 10 вёрст в дюйме.

1855-57 гг. Сибирский отдел Географического общества организовал экспедицию по изучению Байкала под руководством Густава Раде, который пришёл к выводу о бедности органического мира Байкала.

1868-71 гг. Далее идут важнейшие геологические, географические, ботанические исследования. Особенно интересными и результативными считаются исследования Б.Дыбовского и В.А.Годлевского, тогда же были заложены основы отечественной лимнологии, батиметрические исследования.

1877 год. Геологические исследования И.Д.Черского.

С 1782 г. проводятся съёмки берегов Байкала и промеры озера.

1896-1902 гг. Экспедиция Ф.К.Дриженко. Глубоководные промеры Байкала. Составлена лоция и судоходный атлас Байкала.

1901-1902 гг. Зоологическая экспедиция А.А.Коротнева.

1806-1905 гг. Климатические исследования А.В.Вознесенского, установлена метеосеть.

1916 год. Учреждён Баргузинский государственный заповедник.

1916 год. При Академии России образована комиссия по изучению оз.Байкал.

1918 год. Образована Биологическая станция во Котах.

1925 год. Постоянная экспедиция РАН по изучению Байкала в Маритуе.

1929 год. Лимнологическая станция АН СССР в Листвянке.

1915 год. Детальные геологические исследования с 1915 г. проводились Тетяевым М.М., Львовым А.П., позже В.А.Обручевым, Лавровым М.М., Одинцовым М.М.

Плановые комплексные лимнологические исследования проводятся с организацией в 1928 г. Лимнологической станцией АН СССР, которая в 1961 году была реорганизована в Лимнологический институт СО РАН.

Приложение 4

Группа «Геологи»

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – миллионов лет (15-25) . Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т. е. имеет тектоническое происхождение. Землетрясения на Байкале бывают довольно часто - в течение года до 2 тысяч, но они в основном слабые и фиксируются только сейсмографами. Примерно один раз в 10-12 лет бывают землетрясения в 5-6 баллов (по 12 – бальной шкале), а один раз в 20-23 года – более сильные и разрушительные землетрясения – от 7 до 9 баллов. По данным геофизиков, берега Байкала расходятся, а котловина расширяется со скоростью до 2 см в год. Очертания озера продолговатые - соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина –от 24 до 79 км. Байкал - самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина -1637м, средняя глубина 730 м. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом). Несмотря на то, что возраст озера древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой 9 баллов.

Группа «Гидрологи».

Байкал – чудо природы. Оно возникло и продолжает жить благодаря удивительному сочетанию природных условий и сложившемуся обмену веществ. Среди всех водоемов планеты байкальская вода самая прозрачная и экстра пресная. В тихую погоду диск Секки (белый диск при помощи которого определяют прозрачность воды), виден в ней на глубине 40 метров, т. е. вода Байкала очень прозрачная. При этом вода Байкала содержит на 1 литр только 100 мг. Всяких солей и примесей, а это почти в десять раз меньше, чем пресная речная вода. Одна из причин этого – байкальское «окружение». Бассейн озера сложен преимущественно кристаллическими горными породами гранитного состава. Гранит растворяется плохо и дает минимум примесей в воду, так как при выветривании образуется песок. В чистоте и прозрачности уникальность воды Байкала. Вода в озере круглый год холодная (температура 10-12 0С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, и в июне льды тают у берегов. Озера изучает наука - лимнология.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дисциллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, то есть соленость воды равна 0,1 %) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды Байкала.

В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них - Селенга. И лишь одна река - Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает сарма - ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперек озера.

Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.

Группа «Экологи»

Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекает множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины - кедра, сосны, лиственницы. Кедр - это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В1966 году на берегах Байкала был построен целлюлозно-бумажный комбинат. Для производства целлюлозы необходима чистая вода и хвойный лес. Место на берегу Байкала самое удобное. Достаточно увидеть три чадящие трубы посреди живописных берегов и прозрачной воды, чтобы понять всю абсурдность этого решения. Трудно приходится и людям. Уровень заболеваемости в Байкальске в два раза выше, чем в очень неблагополучном Иркутске. ЦБК является основным загрязнителем воды. За последние десять лет количество видов живых организмов сократилось с 27 до 10, в 3 раза уменьшилась биомасса Байкала.

На комбинате создана система очистных сооружений. Однако должного уровня очистки нет. Из 200 веществ, находящихся в стоках, всего 13 находятся под контролем. Решения перепрофилировать комбинат принимались неоднократно, но он все равно работает как и прежде. «Нет денег» - говорят в правительстве.

По многим рекам, несущим воду в озеро осуществляется молевой сплав древесины. Страдает от этого чистота байкальской воды. Следующая проблема:

Бассейн реки Селенги - основной поставщик воды в Байкал. Эта река течет по территории России и Монголии. Но всю грязь она собирает в г. Улан-Удэ, который расположен на ее берегах. Ниже города концентрация веществ в реке в 60 раз больше, чем выше города. Предприятиям Улан - Удэ принадлежит более половины всех сточных вод в Селенге.

На реке Ангара построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона Долгое время на хребтах окружающих Байкал, и в долинах рек, впадающих в Байкал велась неумеренная вырубка деревьев. Это привело к обмелению рек и усилило процессы эрозии почвы.

Строительство БАМа значительно увеличило загрязненность байкальской воды на севере, между городами Северобайкальск и Нижнеангарск. Содержание нефтепродуктов в воде увеличилось в 3 раза.

Пути решения экологических проблем озера:

- Запрещена вырубка лесов на склонах хребтов, обращенных к Байкалу и в долинах рек;

- Запрещен молевой сплав древесины, сплав осуществляется в плотах;

- Построить очистные сооружения на предприятиях,

расположенных на берегах озера;

- Создать базы отдыха с организованным посещением озера туристами (опасен «дикий туризм»);

- Поднять экологическую культуру населения.

С целью сохранения уникальной природы Прибайкалья и Забайкалья созданы заповедники: Байкало - Ленский, Баргузинский, Байкальский.

Когда ты болеешь, все мы больны,

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

И кто - то добавил из глубины:

Байкал - заповедная совесть страны.

Байкало - Ленский заповедник расположен в западном Прибайкалье, он занимает южную часть Байкальского хребта. Выбор территории для заповедника был определен тем, что здесь имеются разнообразные, хорошо сохранившиеся природные комплексы Прибайкалья.

Байкальский хребет приближен к берегу Байкала. На западном склоне Байкальского хребта начинается река Лена. В заповеднике рождаются многие притоки Лены, среди них Тонгода, Малый и Большой Аной.

В заповеднике представлена равнинная южная тайга Среднесибирского плоскогорья, переходящая в горную тайгу, покрывающую почти все склоны Байкальского хребта. Выше лесного пояса, на высоких участках, находятся гольцы. В лесном поясе представлены все таежные древесные породы: лиственница, сосна обыкновенная, кедр сибирский, пихта сибирская, ель обыкновенная.

В лесах обитают бурые медведи, соболи, лисицы, горностаи, изюбры, сурки. В заповеднике великое множество птиц - 249 видов. Есть среди них и редкие, занесенные в Красную книгу: скопы, орланы - белохвосты, сапсаны, беркуты, черные аисты, черные журавли. В горных водоемах много рыб - восточно-сибирские хариусы, ленки, ленские тугуны.

В субальпийском поясе распространен кедровый стланник. Здесь находится крайний западный предел его ареала.

Гольцовый (альпийский) пояс занимает только самые высокие вершины. Там встречаются высокогорные луга и горные тундры. По ним проходят тропы северных оленей.

Основное направление работы научных сотрудников заповедника - изучение естественного развития малоизмененных природных комплексов северо - западного Прибайкалья и рек бассейна верхней части Лены.

В окрестностях заповедной тайги проживают эвенки. Почти все они занимаются охотой. Большая площадь заповедника может положительно повлиять на их хозяйственную деятельность, так как с уменьшением антропогенного воздействия на ландшафты численность животных должна возрасти.

Баргузинский заповедник. Расположен восточнее озера Байкал, в центральной части республики Бурятия. Площадь –374,3 тысяч гектаров. Создан в 1916 году для сохранения северо - восточного побережья Байкала и западного склона Баргузинского хребта. Это старейший заповедник России. В растительном покрове представлены лиственничные редколесья, темнохвойная тайга, заросли кедрового стланника и горные тундры с ерниками, зарослями рододендрона. В составе фауны 39 видов млекопитающих, 260 птиц, 4 – рептилий, 2- амфибий, около 50- рыб.

Интересным объектом охраны является баргузинский соболь (его численность возросла в 300-400 раз по сравнению с годом создания заповедника). Обычны в заповеднике изюбрь, лось, дикий северный олень, бурый медведь, кабарга, выдра, сурок, птицы: куропатка, рябчик, глухарь, орлан-белохвост. По берегам озера Байкал расположены лежбища байкальской нерпы.

Баргузинский заповедник ведет научно–исследовательскую работу, в основном в направлении изучения биологии баргузинского соболя и других промысловых зверей, одновременно также изучается местный климат, растительность и геоморфология района.

Группа «Климатологи».

Климат Прибайкалья умеренный резко - континентальный.

Зима очень холодная - средняя температура января - 24 0С, а на побережье теплее градусов на десять: С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно, но медленно и отдает, остывая, тепло забирает байкальская вода) + 15 0С – средняя температура июля.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер - сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северо-восточный ветер-баргузин или верховик - дует вдоль озера. Это свежий ветер.

На Байкале чаще бывает солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.

Климатические особенности Байкала определяются географической широтой и положением озера вблизи центра азиатского материка с присущей ему суровой континентальностью.

Большой вклад в формирование климата котловины озера вносит термическое воздействие водной толщи Байкала. Весна приходит на месяц позже, чем в Иркутск, но и лето продолжительнее. Байкал и его побережье выделены в особую климатическую провинцию с чертами океаничности – с относительно мягкой зимой и прохладным летом.

Одним из основных показателей климата разных территорий является продолжительность солнечного сияния. На Байкале она больше, чем на смежных территориях и даже на курортах европейской части страны. На Северном Байкале она составляет - 1900-2200 ч/год, на Рижском взморье - 1830 ч/год, на курортах Кавказа – 1994 ч/год.

Среднегодовая температура воздуха в южной котловине - 0,70, в средней - 1,60, в северной - 3,60. В бухте Песчаной температура воздуха положительная + 0,40. Это самое тёплое место во всей Восточной Сибири.

Ветровой режим Байкала отличается сезонной периодичностью по направлению и силе преобладающих ветров. В холодном сезоне на побережье доминируют ветры с суши на озеро, в тёплом – с озера на сушу, что свойственно морским побережьям.

Поздней осенью и в начале зимы (реже летом), по долинам и падям к Байкалу с большими скоростями устремляются потоки выстуженного воздуха с береговых склонов. Усиливаются ветры западных румбов, и наступает т.н. «горная» погода. К таким ветрам относится и знаменитая «Сарма», достигающая в порывах силы урагана (40-50 м/с).

Продольного направления – ветер «Верховик» с северной оконечности Байкала, Култук – с южной и поперечного – «Баргузин» - для средней части, «Шелонник» – для южной.

Максимальные скорости ветра отмечаются в апреле, мае, ноябре, минимальные – в феврале и июле; шторма – в конце лета и осенью.

Температура воздуха над озером определяется температурой подстилающей поверхности и повторяет ход её изотерм. В течение года средняя температура воздуха над поверхностью Байкала меняется от -210 зимой, до +150 летом в открытой части озера; и от -250 до 170 в прибрежных частях. Существенное отепляющее влияние воды имеют вынос крупных рек: Селенгой, Баргузином, Верхней Ангарой, поэтому в придельтовых пространствах и в заливах - Баргузинском, Чивыркуйском, Мухоре, Провале, Посольском соре и др., температура воды +220.

Туманы на озере наиболее часты в июле, когда они возникают при конденсации влаги, приносимой на холодное зеркало озера нагретым материковым воздухом. Туманы холодного полугодия относятся к типу туманов испарения.

Тепловой режим водных масс Байкала формируется под воздействием радиационных потоков, турбулентного тепло- и влагообмена с атмосферой и других процессов.

Байкал ежегодно полностью замерзает, постепенно покрываясь льдом с севера на юг. В первую очередь замерзают мелководные заливы, а наиболее глубоководные районы только в середине зимы.

За зиму толщина льда, покрывающего озеро, в среднем 1 метр. У северо-западного побережья нарастание льда прекращается 12-13 марта, у юго-восточного 1-6 апреля. По акватории толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при крайних значениях 50-140 см.

Зимой при понижении температуры воздуха ночью лёд сжимается, ледяной покров сокращается, и он разрывается на отдельные ледяные поля термическими швами – («становые щели»). В период потепления лёд расширяется, на становых щелях возникают нажимы, дробление и нагромождение обломков льда и образуются становые торосы.

Во многих районах Байкала среди зимы наблюдается локальное подтаивание льда и образование пропарен разных размеров, опасных для автотранспорта. Взлом льда начинается в апреле 25-30 числа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!