СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Открытия русских путешественников"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.С заданиями для групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Открытия русских путешественников"»

Технологическая карта урока по учебному предмету «География» в 5-ом классе на тему «Открытия русских путешественников»

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Авторы УМК:

5 класс, учебник География, автор Баринова, Плешаков, Сонин, рабочая тетрадь Н. И. Сонин, С. В. Курчина

Тема урока (занятия)

Открытия русских путешественников

Цель:

Способствовать формированию представлений учащихся об открытиях русских путешественников; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, картой, контурной картой.


Планируемые результаты

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; воспитание патриотизма, понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять тему; работать в группе и индивидуально; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссии, задавать разные типы вопросов в разных ситуациях коммуникации.

Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать.

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска, компьютер. Карта «Великие географические открытия», атласы, контурные карты


Образовательные ресурсы:

Мультимедийная презентация «Русские путешественники»



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

Этапы занятия

Задачи

Методы и приемы работы

Формы организации

деятельности учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Задача - создать положительный эмоциональный настрой, мобилизовать внимание



- Добрый день. Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке.

Готовятся, настраиваются на работу

Этап актуализации знаний

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Словесно- репродуктивный метод

Фронтальная

Предлагает ответить на вопросы

Ответьте на вопросы, верю или не верю. Аргументируйте свой ответ.

  1. Х.Колумб совершил кругосветное путешествие.

  2. Васко да Гама открыл путь в Индию.

  3. Антарктиду открыли испанцы.

  4. Ф.Магеллан открыл Америку.

  5. День открытия Америки 12 октября 1452 года.

  6. Австралию открыли голландцы.

  7. Антарктиду открыли русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев.

Ответы: Нет - 1,3,4,5

Да - 2,6,7


Отвечают на вопросы. Аргументируют свой ответ.

Этап мотивации

Настрой обучающихся на позитивную работу на уроке, направленную на получение новых знаний о русских путешественниках.

Целеполагание

Метод

Практический,

словесный

Фронтальная

Создает эмоциональный настрой


-Ребята мы вспомнили имена великих первооткрывателей. - Какие объекты названы в честь первооткрывателей Нового Света?


- Имена великих русских путешественников так же вошли в историю, и в честь них названы многие географические объекты.


- Посмотрите на карту и найдите географические объекты с русскими именами на карте.


- Ребята, как вы думаете, звучит тема нашего урока?



- Что мы знаем о русских путешественниках? Почему их имена мы видим на карте?


- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Какую цель поставите перед собой?

-Делает записи на доске.

- Что нам поможет узнать о «русских путешественниках» (учебник, атласы, контурные карты).

-Запишите в таблицу.


Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать


Работа с картой, атласом, учебником стр. 36,37 рис 30-31 находят географические объекты, называют, показывают их на карте, отвечают на вопросы учителя. Возможные ответы

- Магелланов пролив, Колумбия, Америка.

- Берингов пролив, мыс Дежнева, море Лаптевых, Берингово море, мыс Челюскин



Дети самостоятельно определяют тему, цель урока.

(Русские путешественники) – записать в тетрадь.


Отвечают на вопросы, записывают цель урока.









Учащиеся записывают и проговаривают, что они знают о русских путешественниках.



Этап выявления затруднений

Выявление затруднений по теме урока

Визуальный метод.

Наглядно-образный метод.

Индивидуальная.

Формулирует задание…

Сейчас мы заполним второй столбик таблицы. «Что я хочу узнать»

1 ученик заполняет таблицу у доски, и даёт комментарий.

Остальные ребята, высказывают свои предположения. Объясняют свой выбор. Делают записи в тетради.

Этап объяснения (добывания) нового знания

Открытие новых знаний.

Информационно-поисковый метод и частично-поисковый методы



Методы контроля

Индивидуальная,

Групповая.

Организует:

- самостоятельную работу по группам. Каждая группа получает карту-задание по параграфу 7, учебника.

1 группа статья «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами»;

2 группа статья «Хождение за 3 моря»;

3 группа статья «Освоение Сибири. Ермак и С. Дежнев»;

4 группа статья «Освоение Сибири. В. Беринг и А. Чириков.».


коллективную проверку;

- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Ребята работают в группах. Каждая группа получает задание. Читают и анализируют материал учебника, оформляют карту-задание. Презентуют свое выступление. Заполненные контурные карты.



Первичное осмысление. Закрепление.


Систематизация знания по теме урока.


Проблемный и частично-поисковый методы

Практические методы


Индивидуальная,

Фронтальная


Контролирует выполнение работы.

Подводит обучающихся к выводу о Какое значение имели открытия русских путешественников?

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.


Отвечают на вопрос учителя.












































Систематизация и обобщение знаний по теме урока









































Словесный репродуктивный методы










































Индивидуальная, Парная












































Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии


Заполнение 3 столбца таблицы

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать




- В чем состоит заслуга русских первопроходцев?

Первичное закрепление знаний:

  1. Первые русские люди, которые осваивали берега Белого моря….

  2. Известный казак, открывший путь в Западную Сибирь….

  3. Русский купец, совершивший путешествие в Индию и написавший о нем книгу….

  4. Русский мореплаватель первым прошедший полностью с севера на юг Берингов пролив….

  5. Датский офицер, возглавивший экспедицию в Сибирь….

Оценка:

«5»- 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответов

«3» - 3 правильных ответов

- Оцените работу своего соседа по парте, подсчитайте количество баллов и запишите. У кого пять? Спасибо.

1.Поморы.2. Ермак 3. А. Никитин 4. С. Дежнев 5. В. Беринг



Формулируют конечный результат своей работы, заполняя 3 столбик таблицы



«Что мы узнали, и что нам осталось узнать»






Выполняют проверочную работу по эталону, делают выводы.

Осуществляют взаимопроверку.































Итоги урока Рефлексия.

Обобщение знаний по теме урока

Словесный репродуктивный методы

Индивидуальная Фронтальная.

Ребята, смогли ли вы достичь своей цели?

Ребята вспоминают поставленные в начале урока цели. Анализируют свою деятельность на уроке (в том числе работу в группах). Выражают свое эмоциональное состояние.


Домашнее задание

Определение с выбором

Уровня домашнего задания.

Словесный

Индивидуальная

Дает комментарий к домашнему заданию

1.Нормативный уровень (на “3”).

  • п. 7 (читать пересказывать)

  • Ответьте письменно на вопросы 1-4, стр. 40;

2.Компетентный уровень (на “4”).

  • п. 7 (читать пересказывать)

  • заполнить таблицу,

Путешественник

Вклад отечественных первопроходцев



Или Рабочая тетрадь стр. 19. Зад №1

3. Творческий уровень (на “5”).

  • п. 7 (читать пересказывать)

  • Выполнить стр20 задание №5 в Рабочей тетради о Великих русских путешественниках. В неё можно поместить стихи фотографии (рисунки), коллаж, легенды, интересные факты, кроссворды, презентацию и т.д.

Слушают комментарий учителя, делают записи д\з в дневниках



Приложение. Задания для групп.

Задание

группа 1. Освоение Севера новгородцами и поморами

Прочитайте текст учебника §7 (стр 35) и ответьте на вопросы

  1. Кто первым исследовал Европейский Север?

  2. Кто такие поморы? Чем они занимались?

  3. Какие открытия и исследования они совершили?

  4. Найдите эти объекты на карте атласа и обозначьте их на контурной карте.

  5. Результат работы представить в виде сообщения.


Задание группа 2. Афанасий Никитин

1. Прочитайте отрывок из книги «Хождение за три моря».

Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море --Дербентское, дарья Хвалисская, второе море -- Индийское, дарья Гундустанская, третье море -- Черное, дарья Стамбульская. Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича.

Поплыл я вниз Волгою.… Плывем мы мимо Астрахани, а там цветы невиданные – лотосами звать… и царь нас увидел, и татары нам кричали: "Качма -- не бегите!". А мы этого ничего не слыхали и бежим себе под парусом. За грехи наши послал царь за нами всех своих людей. Настигли они нас на Богуне и начали в нас стрелять. Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно на мели в устье Волги, и тут они нас настигли и велели судно тянуть вверх по реке до еза. И судно наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море, а назад, вверх по реке, не пропустили,чтобы вести не подали.

……А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый; а из Баку пошел за море -- в Чапакур. И прожил я в Чапакуре шесть месяцев, да в Сари жил месяц, в Мазандаранской земле. Из Рея пошел я к Кашану и жил тут месяц, а из Кашана -- к Наину, а из Наина к Иезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана -- к Тарому, домашний скот здесь кормят финиками, по четыре алтына продают батман фиников. А из Тарома пошел к Лару, а из Лара -- к Бендеру -- то пристань Ормузская. И тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская; до Ормуза-града отсюда четыре мили идти. И шли мы морем до Маската десять дней, а от Маската до Дега четыре дня, а от Дега до Гуджарата, а от Гуджарата до Камбея. Тут родится краска да лак. От Камбея поплыли к Чаулу, а из Чаула вышли в седьмую неделю после Пасхи, а морем шли шесть недель в таве до Чаула.


Задания:

2.С помощью карты и данного текста, а также текста учебника (§7 стр 35) заполните кластер:





Х ождение за 3 моря А. Никитин



С овременное название моря







И сторическое название моря











3. Нанесите маршрут путешествия Афанасия Никитина на контурную карту



Задание группа 3. Освоение Сибири.

Прочитайте текст учебника (§7 стр. 36-37) изучите карту атласа и ответьте на вопросы:

  1. Кого называли казаками? Кто из казаков осваивал Сибирь?

  2. Кто открыл пролив между Азией и Америкой?

  3. Какие океаны соединяет этот пролив?

  4. Какие моря соединяет этот пролив?

  5. Какие материки разделяет этот пролив?

  6. Какие части света разделяет этот пролив?

  7. Какие полуострова разделяет этот пролив?

  8. Какие государства разделяет этот пролив?

  9. Нанесите эти объекты на контурную карту.

















Задание группа 4. Освоение Сибири

Прочитайте текст учебника (§7 стр. 37) изучите карту и ответьте на вопросы:

  1. Кто был инициатором Первой Камчатской экспедиции?

  2. Кто возглавлял экспедицию, в каком году?

  3. В какой части Америки побывали А. И. Чириков и В. Беринг?

  4. Какие географические объекты были открыты в результате экспедиции? Нанесите их на контурную карту.









с

е

ш

е

т

у

п

т

в

и

е

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



























Вопросы:

  1. Как в XII веке называли жителей Русского Севера ?

  2. Вдоль каких островов проходила Камчатская экспедиция?

  3. Кто из русских путешественников был назван «Камчатским Ермаком»?

  4. Кто открыл пролив между Азией и Америкой?

  5. На какой реке погиб Ермак?

  6. Кто впервые доказал, что Евразия и Америка не соединены между собой?

  7. Какую часть России осваивали поморы и новгородцы?

  8. Каким океаном омывается Россия на востоке?

  9. Кто до XII века был первооткрывателем севера Европы и Азии?

  10. Кто впервые из русских путешественников совершил путешествие в Индию?

  11. Море, которое Афанасий Никитин пересек, путешествуя в Индию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!