Технологическая карта урока открытия нового знания
Учебный предмет: Математика Класс: 4а
Учитель: Путинцева Т.Г. Автор УМК: Моро М.И. и др
Тема урока: Перестановка и группировка множителей Тип урока: урок «открытия» нового знания
Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и рефлексии «Шесть шляп»), технология оценивания ( на всех этапах урока в оценочных листах, на этапе рефлексии выставляется итоговая отметка за урок), информационно – коммуникационные технологии ( использование интерактивной таблицы, на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся).
Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), работа в парах ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).
Дидактические средства: проектор, экран, алгоритм рассуждения, таблицы и схемы для решения задач на движение, карточки с примерами, оценочные листы, учебник « Математика- 4»
Цели урока:
Деятельностная цель: Формирование способности систематизации и обобщения изученных знаний о свойствах умножения и построение нового способа действия – алгоритма вычисления трех и более множителей удобным способом.
Содержательная цель: Сформировать представление об удобном способе умножения, используя перестановку и группировку множителей; закрепить навыки устного и письменного умножения, решения задач на движение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. | Вот звенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. -Найдите четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях: Песня – композитор = самолет-? Прямоугольник- плоскость= куб-? Слагаемое-сумма=множители-? | Песня – композитор = самолет- пилот Прямоугольник- плоскость = куб – объем Слагаемое – сумма = множители-произведение | Личностные УУД - волевая саморегуляция Регулятивные,У УД-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация опорных знаний. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к | - А с чего мы начали урок математики? - Как называются числа при умножении? - Как называются числа, оканчивающиеся нулями? - Какие множители дают число 10, | -С логической разминки. -Множитель, множитель, произведение. - Круглые - (2 и 5), (2 и 10, 4 и 5), ( 2 и 15, 5 и 6, 3 и 10), | Познавательные УУД -общеучебные умения, контроль и оценка результатов деятельности |
построению учебных действий | 20,30, 40,50, 60, 70, 80, 90, 100. -А зачем мы повторили множители круглых чисел? | ( 2 и 20, 4 и 10, 5 и 8) и т .д -для решения примеров удобным способом | |
3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | На доске выражение 5*7 *2 = 5*2*7 Докажите, что левая часть равна правой. На доске выражение 4*6*50*2=(4*6)*(50*2) - Какое действие со множителями выполнили в этом выражении? -Найдите значение выражения: 8 * 4* 25 *5 - Ребята, как прозвучит тема нашего урока? - Поставим цели урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться Оцениваем себя по оценочным листам. Выполненное задание отмечаем в соответствующей графе. | - В правой части переставили множители. А от перестановки мест множителей произведение не изменяется. Это переместительное свойство умножения. - Группировку множителей Это сочетательное свойство умножения. (8*5)* (25*4) - Мы вспомнили переместительное и сочетательное свойства умножения, для того, чтобы быстро переставлять и группировать множители. Сегодня научимся решать примеры с тремя и более множителями удобными способами, пользуясь перестановкой и группировкой множителей, чтобы получить круглое число, затем заменим произведение их значением и найдем результат -Формулируют цели. | Познавательные УУД –новый способ вычисления. Коммуникативн ыеУУД -планирование учебного сотрудничества. Регулятивные УУД (постановка и формулировка проблемы, целеполагание, планирование, прогнозирование |
4. Первичное закрепление новой темы с проговариванием во внешней речи. Цель:усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Так чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Проанализируйте интерактивную таблицу. - Составим алгоритм рассуждения. Решение примеров с экрана (1 столбик – решают у доски с объяснением, 2 столбик – работа в парах. | - Переставлять и группировать множители. Учащиеся проговаривают, каким способом они действуют. 1.Переставим множители, сгруппируем их так, чтобы получилось круглое число. 2.Заменим произведение их значением Анализируют, вычисляют - Распределяют роли выслушивают ответы корректируют ответ товарища, если | Познавательные УУД – учатся работать по алгоритму. Регулятивные УУД Осуществляемые действия:-контролируют правильность ответов Коммуникативн ые УУД - умение общаться а парах, умение строить |
Физминутка музыкальная. | Пригодится ли этот способ умножения чисел на уроках математики в дальнейшем? Умножали, умножали Очень, очень мы устали. Мы немножко отдохнем. И опять считать начнем. Умножали, умножали И задачу увидали! | необходимо. Выполняют действия | речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
5.Самостоятельн ая работа с самопроверкой по эталону Цель: достижение цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. 6.Включение в систему знаний и повторение. Цель: повторение и закрепление ранее изученного. | Решение примеров №66 стр.17 первая строка – 1 вариант; вторая строка – 2 вариант Игра «Шифровальщик» (с разным уровнем заданий) На карточках решить примеры, ответы записать в таблицу в порядке возрастания, прочитать слово. Прочитайте задачу № 68 -Какой вид задачи вы прочитали? -Какие величины есть в задаче на движение? -Как двигались два поезда? - Что показывает 520 км? -Что такое 4 часа? -Какое время для этих поездов? -Что такое 60 км/ч? - Какой главный вопрос задачи? - Сделайте чертеж и решите | Учащиеся самостоятельно выполняют в тетради по вариантам. Самопроверка по слайду. -читают задачу. - задача на движение. -скорость, время, расстояние. -Одновременно навстречу друг другу. - Общее расстояние между городами. - Время, через которое встретились два поезда. -Общее. -Это средняя скорость одного поезда. -С какой средней скоростью шел другой поезд? - Выполняют действия : | Регулятивные: контролируют правильность выполнения,взаи моконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Личностные: формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» Познавательные УУД использование системы научных и теоретических знаний на практике – решения задач Коммуникативн ые – сотрудничество с учителем и учащимися Личностные УУД -самоконтроль |
| задачу. - Найдите второй способ решения задачи. Как взимосвязаны величины: скорость, время и расстояние? | 1) 520:4=130(км/ч) – общая скорость. 2) 130-60=70 (км/ч) – средняя скорость другого поезда. Ответ : 70 км/ч. Хочешь узнать расстояние, путь, Скорость на время умножь не забудь! Если же скорость захочешь найти, Путь ты на время скорей раздели. | |
7.Домашнее задание. Цель: инструктаж по выполнению. | Стр.17 № 68, 71 (или логические задачи № 69, №70) Разноуровневое задание по выбору | Записывают задание в дневник. Задают уточняющие вопросы | |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания. | Рефлексивный прием «Шесть шляп» Высказывания детей Белая – конкретно об уроке. Желтая – о позитивном, радостном Черная – проблемы, трудности Красная – эмоции, чувства Зеленая – свои предложения Синяя - обобщение -Молодцы! -Спасибо за урок! | Оценивают свою работу по оценочным листам на каждом этапе урока и итоговая отметка за урок. | Л.К.Р. -Осознание того, что уже освоено и что подлежит усвоению; умение строить высказывания; оценка процесса и результатов деятельности. |
Оценочный лист |
Выполнение заданий | Я очень доволен своей работой. | Мне надо разобраться в некоторых вопросах. | У меня много ошибок. |
Устный счет | + | | |
Примеры с экрана | + | | |
№ 66 | + | | |
«Шифровальщик» | + | | |
Задача 1 способ 2 способ | + + | | |
Моя отметка | 5 | | |
Отметка учителя | 5 | | |
Самоанализ
урока математики в 4а классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №11
Путинцевой Татьяны Григорьевны.
Мы не учим детей, мы создаем условия, В которых они учатся. ( Паперт С.)
В 4а классе 30 человек. По данному предмету на «5» учатся 12 учеников, на «4» - 16 учеников, на «3» - 2 ученика.
Класс организован, дисциплинирован, имеет положительную мотивацию к учебной деятельности, хорошие речевые способности. Одна учащаяся с низкими математическими способностями с неустойчивым вниманием, она быстро утомляется, потому испытывает трудности в обучении. Урок был построен с учетом индивидуальных особенностей детей. На уроке присутствовало 30 человек.
Тема урока: Перестановка и группировка множителей.
По программе на изучение темы: «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями» запланировано 8 часов, а данный урок был шестым.
При подготовке и проведении урока я ставила цели:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся от систематизации и обобщения изученных знаний о свойствах умножения перейти к новому способу действия – вычисления произведения трех и более множителей удобным способом.
Содержательная цель (расширение понятийной цели): сформировать представление об удобном способе умножения, используя перестановку и группировку множителей; закрепить навыки устного и письменного умножения, решения задач на движение.
На данном уроке применялся системно-деятельностный подход в обучении младших школьников – значит каждый этап урока был мотивированным, учащиеся самостоятельно ставили перед собой цель и находили пути и средства ее достижения; на протяжении всего занятия формировалось умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие методы: объяснительно-иллюстративный ( рассказ, работа с учебником, объяснение с экрана);
репродуктивный (учащиеся решали по ранее составленному алгоритму, объясняли решение примеров по образцу);
частично-поисковый (самостоятельная работа, решение задачи вторым способом, на этапе мотивации – решение задачи ТРИЗ, на этапе рефлексии высказывания по определенной проблеме).
исследовательский (на этапе постановки учебной проблемы учащиеся исследуя затруднение, нашли правильное решение).
В ходе урока были использованы различные формы организации учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, с учетом дифференциации.
С целью активизации, были использованы различные виды проверок заданий: самопроверка с доски, мультимедиа, взаимопроверка выполненной работы в парах.
На уроке использовала и традиционную методику, и инновационные технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и рефлексии «Шесть шляп»); технология оценивания ( на всех этапах урока в оценочных листах, на этапе рефлексии поставлена итоговая отметка за урок), информационно – коммуникационные технологии (использование интерактивной таблицы, на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся на этапе рефлексии), элементы исследовательской деятельности.
В ходе урока формировались Универсальные учебные действия:
Личностные: волевая саморегуляция,самоконтроль, самооценка, взаимооценка, определялись границы собственного знания или «незнания», осознание того, что уже освоено и что подлежит усвоению.
Регулятивные: постановка и формулировка проблемы, выход из затруднительной ситуации, формулирование темы урока, постановка цели, составление плана работы, контроль правильности
ответов сверстников, внесение корректив в свою работу, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: учебное сотрудничество учащихся класса, в парах, учителя и ученика, работа с учебником, умение высказываться в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: общеучебные умения, освоение нового способа вычисления, составление алгоритма вычислений, использование системы знаний для решения поставленных задач.
Я считаю, что данный урок достиг поставленных целей. Учащиеся показали, что они умеют решать логические задачи, знают предыдущий материал уроков, легко применяют свойства умножения, на основании которых пришли к новой теме, создали алгоритм решения, пользуясь которым выстроили свои высказывания. Тренировка в решении примеров прошла успешно, т.к работая с интерактивной таблицей, учащиеся легко запомнили алгоритм группировки и перестановки множителей. Но некоторые дети допустили ошибки в умножении с нулями. На следующих уроках будет организована тренировка в умножении с нулями. С задачей на движение, в основном, все справились, т.к. закрепили знания связи между величинами (скорость, время, расстояние), внимательно прослушали объяснение и правильно выполнили чертеж. Но не все дети нашли второй способ решения задачи.
Инструктаж по выполнению домашней работы прослушали и выбрали, по своему усмотрению, задания, которые им интересны.
По оценочным листам учащиеся оценили каждое выполненное задание (5) по критериям «Я очень доволен своей работой», «Мне надо разобраться в некоторых вопросах», «У меня много ошибок». Были поставлены отметки, которые были согласованы с учителем.