СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Отдел Моховидные" 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая картра урока по УМК "Сферы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Отдел Моховидные" 7 класс»

Технологическая карта урка биологии

Тема: Отдел Моховидные

Учитель: Успенская Н.Г. Дата 31.10.2019 Класс 7

Цель: продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения.

Задачи: познакомить учащихся с характерными особенностями строения, размножения и развития высших растений на примере мхов; выявить черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; продолжить работу по формированию лабораторных умений, научного мировоззрения учащихся; создать условия для развития познавательного интереса учащихся. Тип урока: лабораторный.

Средства обучения: учебник; тетрадь-практикум; живые и гербарные экземпляры сфагнума, кукушкина льна; споры мхов в пробирке; торф; схемы строения и жизненных циклов мхов; микроскопы; лупы; предметные и покровные стекла; стаканы с водой; пипетки; препаровальные иглы; марлевые салфетки; компьютер; мультимедийная установка; набор ЦОР.

Предметные результаты обучения:

учащиеся должны знать:

- основную группу высших споровых растений - мхи;

-  особенности строения, жизнедеятельности мхов;

- значение мхов в природ е и жизни человека;

-  происхождение мхов.

учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику мхов как высших споровых растений;

-  объяснять происхождение мхов; — характеризовать распространение мхов в различных климатических зонах Земли.

Метапредметные результаты:

учащиеся должны уметь:

 - выполнять лабораторную работу под руководством учителя;

- сравнивать представителей мхов с водорослями и на этой основе делать выводы;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей высших растений;

- работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;  

- составлять конспект о дельных фрагментов параграфа учебни ка.

Личностные результаты:

- развитие и формирование интереса к изучению природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

-  давать общую характеристику мхов;

-  распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных;

-  характеризовать распространение и экологическое значение мхов;

-  зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла моховидных;

-  объяснять значение мхов в природе и жизни человека;

-  обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.

Ход урока

I. Проверка выполнения домашнего задания.

Беседа по вопросам:

- Какие особенности строения характерны для высших растений?

- На какие группы подразделяются высшие растения?

- На основании каких признаков создана эта классификация?

- Какие органы есть у споровых растений?

- Какие органы имеются у семенных растений?

- Какие отделы относят к споровым растениям?

- Какие отделы относят к семенным растениям?»

II. Изучение нового материала.

1. Общие сведения об отделе Моховидные.

Демонстрируется учащимся соответствующий фрагмент ЦОР и после ознакомления с ним организуется беседа по вопросам:

- Когда появились мхи?

- От кого они произошли?

- В каких условиях произрастают мхи?

- Какими классами они представлены?

- Каково строение мхов?

- На основании каких признаков мхи относят к высшим растениям?»

2. Изучение строения мхов.

С целью изучения особенностей строения мхов учащиеся, используя инструктивные карточки, выполняют лабораторную работу «Строение кукушки на льна».

Инструктивная карточка «Строение кукушки на льна»

1) Рассмотрите строение мха кукушкин лен. Обратите внимание на стебель, листья, тонкие ветвистые выросты на поверхности нижней части стебля, называемые ризоидами, и коробочку. Зарисуйте внешний вид.

2) Изучите поперечный разрез листа мха под микроскопом. Обратите внимание на верхнюю ткань листа, со стоящую из рыхло расположенных вертикальных рядов клеток. (Так увеличивается поверхность соприкосновения тканей листа с воздухом, что имеет большое значение в процессе фотосинтеза.)

3) Сравните два экземпляра кукушкина льна: сухой и на моченный. (У сухого растения листья плотно прижат ы к стеблю и свернуты так, что верхняя поверхность сильно сокращена. У стоящих вводе растений листья широко раскрыты и отклонены от стебля.)

4) Изучите строение коробочки кукушкина льна. Для этого снимите колпачок и рассмотри те его с помощью лупы. Удалите крышку коробочки. Рассмотрите края коробочки. Переверните коробочку отверстием вниз и слег ка ударьте им о бумагу. Какое значение имеет коробочка? Зарисуй те коробочку в тетради.

После выполнения лабораторной работы с целью проверки усвоения знаний об особенностях строения мхов учитель демонстрирует учащимся фрагмент ЦОР, предлагая выполнить задание «Строение мха».

3. Особенности размножения мхов.

Учащимся предлагается прочитать фрагмент статьи учебника «Отдел Моховидные», посвященный вопросам размножения (с 36). Учащиеся должны по ходу чтения текста выписать в тетрадь определения спорофита, гаметофита. После выполнения этого задания, предлагается ученикам определить по схеме, чем представлен спорофит и гаметофит кукушкина льна. При этом демонстрируется коробочка со спорами и дается задание ответить на следующие вопросы:

-Что представляет собой спора?

-Где созревают споры?

- Какой набор хромосом имеет гаметофит?

- Какой набор хромосом имеет спора?

- Что развивается из споры?

- Каким поколением (половым или бесполым) является организм, развившийся из споры?

Ответы учеников комментируются, демонстрируя схемы развития кукушкина льна. Далее предлагается ученикам прочитать фрагмент статьи об особенностях развития кукушкина льна. После чтения текста учащиеся еще раз разбирают особенности жизненного цикла кукушкина льна, обращая особое внимание на вопросы, новые для них и те, которые особенно трудны для запоминания.

4. Значение мхов в природе и жизни человека.

Предлагается учащимся подумать и привести примеры использования мхов человеком. Затем акцентирует их внимание на роли мхов в природе.

III. Закрепление

С целью проверки усвоения знаний предлагается выполнить тестовое задание, используя фрагмент ЦОР «Отдел Моховидные». После выполнения тестового задания и работы над ошибками выполнить задание:

- Сравните особенности внешнего строения изученных групп растений и заполните таблицу.

Черты сходства и отличия во внешнем строении растений.

Органы водорослей

Органы мхов

Органы растений



IV. Рефлексия.

Я узнал….

Я понял…

Было трудно…



V. Домашнее задание.

Изучите параграф 13 учебника. Ответь те на вопросы с.37


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!