СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Особенности скелетных мышц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта адаптирована к различным авторам учебников.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Особенности скелетных мышц"»


Тема урока

Особенности скелетных мышц

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Целевые установки

Личностные: сформировать представление о опорно-двигательном аппарате. Содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Метапредметные:

развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.

Предметные: Формирование представлений о механизмах работы скелетных мышц человека.

Изучение процессов утомления и правил гигиены труда и отдыха.

Основное содержание изучаемой темы

Особенности скелетных мышц. Мышцы головы и шеи, особенности прикрепления, функции. Мышцы туловища, функции. Цели и задачи, организация самонаблюдения

Ключевые опорные точки темы урока

Мимические, жевательные мышцы, группы мышц туловища, головы, шеи.

Термины и понятия

Сила мышц, амплитуда движения, мышцы-антогонисты, мышцы синергисты, утомление мышц, работоспособность, динамическая и статическая работа.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Познавательный интерес к изучению биологии.

Понимание механизмов процессов сокращения и расслабления мышцы.

Представление о движении как результате как о согласованной работе скелета и мышц.


Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной в другую форму, выделять главное в тексте, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие м6ежду объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим.

Регулятивное УУД:

Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать.

Давать определения понятиям возбудимость, сократимость, утомление.

Описывать механизмы работы скелетных мышц. Различать мышцы - синергисты, антагонисты и приводить примеры. объяснять причины утомления. сравнивать динамическую и статистическую нагрузку.

Объяснять значение физических упражнений.

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы

Формы работы

Демонстрации

Диагностические материалы

Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко.

коллективная (К);

индивидуальная (И);

парная (П);

групповая (Г)

таблица «Схема строения мышечной системы человека», иллюстрированный атлас анатомии человека, макет скелета человека

1. Типовые задания.

2. Учебно-познавательные задачи.

3. Учебно-практические задачи.

4.Информационный текст.




Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивирование к учебной деятельности

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

Приветствуют учителя, проверяют готовность.

II. Актуализация опорных знаний

1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагаю игру «Верю не верю» устно:

антогонисты – мышцы, действующие в противоположных направлениях (+)

сухожилия – мышцы, действующие в одном направлении (-). синергисты

гиподинамия– способность мышц увеличивать длину при уменьшении толщины. (-) растяжимость

возбудимость – способность реагировать на нервные раздражители-импульсы. (+)

Большинство мышц работает в парах (+).

2. Решите пару биологических задач:

  • В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно).

  • Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?

(Поступает мало кислорода в клетки. Боли возникают от выработки молочной кислоты, из-за плохого кровообращения она плохо выводится. Потому что нарушается питание мышцы).

  • Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц? (скелетные мышцы крепятся к двум костям).

1. Слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).














2.Решают в парах биологические задачи, осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (П).





Самооценка.

II. Выявление затруднения и целеполагание

Чтобы определить тему урока выясните, о чем идёт речь: из всех более шести ста мышц, этих мышц более четырёх сот. Их работа обеспечивает движение организма и важную часть общения – мимику? (скелетные мышцы).

Предлагаю сформулировать тему и задачи урока, спланировать учебную деятельность на уроке. Составляем устно «опорную схему» плана изучения темы на доске. Что нужно узнать по теме?

1. Выдвигают гипотезы, определяют и записывают в тетрадь тему, называют цель и задачи урока.

(Особенности скелетных мышц.)


III. Открытие нового знания

Проблемная ситуация: Объясните, почему, с момента рождения до года, ребёнок вначале начинает держать головку, затем «учиться сидеть», ползать, а уж потом начинает ходить? (так устроена последовательность двигательной активности разных групп мышц).

А когда маленький ребенок учится ходить, он шатается, балансирует руками, падает. Чем объясняется такая неточность движений?

(Ходьба – это сложное движение, при которой необходима согласованная работа множества групп мышц).

Предлагаю в малых группах изучение ключевых опорных точек темы.

Раздаю инструкционные карты (приложение). Задача: Выяснить особенности групп, функций скелетных мышц.

Слушают вопросы учителя и отвечают на них .







По инструкционным картам выполняют задания в рабочих тетрадях.

IV. Первичное закрепление нового знания

1. Организую фронтальную работу:

1. Проверяем работу по инструкционным картам.

Задания.

  1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название. (работают икроножная и камбаловидная мышцы.)

  2. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях? (круговая рта)

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17, таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

  1. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это? (диафрагма и мышцы живота)

  2. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете? (жевательных

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

  1. Высуньте и покажите свой язык. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)? Язык – это самая  сильная мышца, а вот самые быстрые — это мышцы, выполняющие моргание. Поморгайте пожалуйста.

Оценивают свою работу.



Встают.


Определяют по таблице работают икроножная и камбаловидная мышцы. 

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

Ì. Организую деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает выполнить задание. Работа в парах.

Задание «Вставить словечко».

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).


1.Обучающиеся выбирают предложения, обсуждают ответы, работая в парах, отвечают на них .

2.Рефлексия.

ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….


Домашнее задание: составить опорный конспект к §10-11, синквейн «мышцы»


Информационная карта.

Прочитав информацию о строении и работе скелетных мышц (параграф 19. стр. 52,) в учебнике выполните задания.

1. Запишите в тетради схему строения скелетной мышцы (вместо линий вставить части, образующие мышцу):

Мышца = ____________поперечнополосатых __________ + ____________ сосуды + нервы + ________(соединительно-тканевая оболочка) + ___________.

2. Задание запишите в рабочую тетрадь.

Функ­ции скелетных мышц:

1) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес­печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от­носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе­ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы­рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

3. Задание: перечертите в тетрадь и самостоятельно заполните оставшуюся графу таблицы

(при заполнении используйте рисунки 3.14 -3.16 параграфа 20).

Основные группы мышц человека

Группы мышц

Виды

функции

Мышцы головы


мимические


жевательные


Мышцы глаз


Мышцы шеи


Мышцы туловища

спины


груди


живота


Мышцы верхних конечностей

дельтовидная мышца, двуглавая(бицепс), трёхглавая(трицепс) мышцы, мышцы предплечья и кисти.


Мышцы нижних конечностей

портняжная мышца, четырёхглавая мышца, двуглавая мышца, мышца стопы.



4. Задание: «Вставьте словечко»

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон.

Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).








Дополнительный материал.

Знаете ли вы, что…

• Тело человека состоит более чем из четырёхсот мышц. Все они выполняют свои строго определённые функции. На мышечную ткань приходится до 40% от общего веса человека, т.е. это в среднем 20-30 кг.

• Для своей работы мышцы используют химическую энергию, выделяемую клетками при расщеплении молекул. Для работы мышц требуется от 20% до 40% всей вырабатываемой химической энергии.

• В теле человека мышцы или группы мышц отделены друг от друга фасциями, т.е. плёнкой. Фасция представляет собой соединительно – тканевую оболочку, которая защищает мышцы от ненужного трения между собой, ограничивает смещение групп мышц в стороны. Большая ягодичная мышца самая крупная. Её длина составляет 20 см. Стременная мышца самая маленькая, длина её 1,27 мм. Язык – это самая сильная мышца, а вот самые быстрые — это мышцы, выполняющие моргание. Челюстные мышцы, расположенные на коренных зубах, могут развить усилие до 72кг. Тем, кому за 40, теряют до 2% своей мышечной массы ежегодно.

• До 25% всех мышц сосредоточены на лице и шее человека, благодаря чему наша мимика так разнообразна и красноречива.

• Как утверждают французские невропатологи, плачущий человек приводит в движение 43 мышцы лица, смеющийся же всего 17 мышц. Просто разговаривая друг с другом, мы включаем в работу до 100 мышц груди, шеи, языка, челюстей и губ.

• Вам будет интересно знать, что после нагрузки на мышцы, трицепсы восстанавливаются быстрее других групп мышц, в отличие от мышц нижней части спины, которые восстанавливаются медленнее всех. Изнурительные нагрузки могут повысить температуру тела до 40˚С. Следует учесть, что после тренировок потребуется около двух суток для полного восстановления мышц. Мышцы живота после родов способны восстановиться в течение двух-трёх лет.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!