СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Ориентирование"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дана технологическая карта урока по географии в 5 классе на тему: "Ориентирование"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Ориентирование"»

Технологическая карта урока географии в 5 классе Предмет: география Класс: 5 Тема урока:Ориентирование на местности. Азимут. ( Раздел:«Географические модели Земли») Тип урока: комбинированный

Цель урока:научить учащихся ориентированию на местности по местным признакам и компасу, работать с планом и картой.

Задачи:

Предметные:

  • создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;

  • формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Метапредметные:

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;

  • продолжить работу над развитием устной монологической речи;

  • создать условия для развития творческих способностей.

Личностные:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;

  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование и оснащение урока:

Технические СО:

компьютер, мультимедийное оборудование, экран;

Учебно-информационные СО:

  • карточки с условными топографическими знаками (демонстративные и индивидуальные)

  • таблица для составления рассказа по топографическим знакам (у учащегося и на электронном носителе)

  • памятки ученику: при работе с географической картой и планом, правила работы с компасом, алгоритм определения азимута индивидуальные и на слайде (индивидуальные – на каждой парте и в электронном виде)

  • контурные карты;

  • карточки-задания для групповой практической работы-игры движения по азимуту;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Ход урока

1 Организационный этап.

Задачи этапа:

1. обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;
2. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Добрый день, я очень рада вас видеть. Приглашаю вас на урок. (Техника «Ладошка к ладошке»).


Приветствуют учителя.Жестами сообщают о своей готовности и настрое на урок.


ІІ. Этап проверки домашнего задания.

Задачи этапа:

  • выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;

  • определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;

  • создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;

  • развитие пространственных представлений.

Деятельность учителя



Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1. Проговаривание слов с орфограммами по теме «План и карта». (Слайд )

2. Учитель читает орфоэпически.


3. Вызывает 3 учеников-контролёров с проверкой знания топографических знаков (с последующей аннотацией ответов товарищей и проверкой знаний понятий).


4. Составить рассказ по заданным условным знакам. (Слайд )


5. Прочитать рассказ с условными знаками (Слайд )


6. Работа в паре с карточками. (на одной стороне карточки записано понятие, на другой – его определение)


7. Коллективная работа с сорбонками. Показать понятие по данному мною определению (масштаб, план местности, карта, глобус, меридианы, параллели, географические координаты)

8. Подведение итогов.

Работа по формированию орфографической зоркости

Ученики проговаривают орфографически


Развивается внимательность


Учащиеся учатся установлению пространственных соотношений между объектами на схемах

Закрепляют полученные знания



Определение способов взаимодействия




Формирование компетентности в общении


Работа в группах


класс следит за ответом

работа в парах, взаимоконтроль



самоконтроль






Эксперты контролируют усвоение знаний




учащиеся

корректируют, анализируют ответ


самооценка



ІІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся (целеполагание).


Задачи этапа:

  1. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

  2. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1. «Ассоциативный ряд».

Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации...

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?


2. Задача сегодняшнего урока:

научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут» (слайд )

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

 

 

 

Самостоятельное формулирование цели

Записывают тему урока в тетради.

Умение участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли









Постановка учебной задачи




IV. Этап изучения нового материала.

Задачи этапа:

  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

  • Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;

  • Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

(показ слайда)

  • Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Найдите определение понятия. Прочтите.

  • Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)

  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).

2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Географические модеди Земли». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд - стороны горизонта)

3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 3 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 1 – на юг, 2-на запад, 1-на с-зи т.д)


4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.

5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности».

(Слайд)

6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)

  • Покажите направления на плане местности.

  • Как оно обычно показано?

  • В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

  • Определите, как изменяется направление реки Соть.

  • Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) Выделите умения согласно новой теме урока.

  • А зачем нам это нужно?

  • Как по карте узнать направление сторон горизонта?

  • Работа с контурными картами.

  • Поставьте точку, имеющую координаты: 40є с.ш. и 160є з.д.

  • Проведите стрелку до северного полюса и линию на запад до начального меридиана. Что вы показали?

  • Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах?

ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия.

1. Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд)

  • Посмотрите, что можете сказать?

  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.

  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?

  • Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)

  • Мы с вами определили АЗИМУТ.

  • Так что такое АЗИМУТ?

(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)

2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия).

3. Работа с учебником. Стр.35

  • Прочтите определение понятия.

  • Найдите в своихсорбонках определение понятия. Прочтите. Проговорите друг другу.






Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

Читают определение понятия про себя, хором.

Чертят и показывают у доски.


 

Моделирование.

Самостоятельная работа в определении сторон горизонта на плоскости.

 

 

 

 

 

Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.

 

 

Работа с учебником.

Выполняют практические задания по плану местности по учебнику и показывают на экране.

 

Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.

Отвечают на вопрос:

чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.

Показывают на карте направления параллелей и меридианов.

Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах.

Делают вывод.

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.

Смысловое чтение  

Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение.

Развитие умения выделять главное.

Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта






Диалогические формы взаимодействия с учителем








взаимопроверка








Умение слушать










Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли













Сотрудничество в поиске и сборе информации










Умение работать в парах















Самоконтроль









Планирование и организация деятельности






















Развитие навыков самоконтроля.










Показ социальной и практической значимости изучаемого материала







V. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

  2. Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.

  3. Отработать алгоритм применения приёма движения по азимуту.

  4. Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

  • Что значит сориентировать, т.е. установить компас?

  • Прочтите памятку «Последовательность определения азимута» (Слайд) и посмотрите иллюстрацию в учебнике.

Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на дверь)

  • Как вы думаете, зачем нужно уметь определять азимут?

  • С чего начинают движение по азимуту?

  • Как называется спорт, где участники ходят по азимуту?

Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.

1 группа.

От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.

2 группа

Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.




Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов и на предметы

 Развитие логического мышления.



 Ориентирование компаса.

 Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.


 


 

 

 

 

 

 


 

 Взаимодействие, учет разных мнений

 










Применение на практике полученных знаний

VI. Этап подведения итогов урока, информации о домашнем задании.Проверка выполнения заданий в записках каждой группой.

Д/з § 10, Вопросы и задания. Рефлексия. Учитель предлагает дополнить предложение: 1).Я знаю, что такое … 2).Я могу …3). Я научился Что вам больше всего понравилось? (знак? если что-то заинтересовало и хотят узнать больше).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!