1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности (показ слайда) Найдите определение понятия. Прочтите. Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта) Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4). 2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Географические модеди Земли». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд - стороны горизонта) 3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 3 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 1 – на юг, 2-на запад, 1-на с-зи т.д) 4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам. 5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд) 6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч? Определите, как изменяется направление реки Соть. Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) Выделите умения согласно новой теме урока. А зачем нам это нужно? Как по карте узнать направление сторон горизонта? Работа с контурными картами. Поставьте точку, имеющую координаты: 40є с.ш. и 160є з.д. Проведите стрелку до северного полюса и линию на запад до начального меридиана. Что вы показали? Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах? ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия. 1. Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд) Посмотрите, что можете сказать? Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла. Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта? Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад) Мы с вами определили АЗИМУТ. Так что такое АЗИМУТ? (учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ) 2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия). 3. Работа с учебником. Стр.35 Прочтите определение понятия. Найдите в своихсорбонках определение понятия. Прочтите. Проговорите друг другу. | Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное. Читают определение понятия про себя, хором. Чертят и показывают у доски. Моделирование. Самостоятельная работа в определении сторон горизонта на плоскости. Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности. Работа с учебником. Выполняют практические задания по плану местности по учебнику и показывают на экране. Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока. Отвечают на вопрос: чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов. Показывают на карте направления параллелей и меридианов. Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах. Делают вывод. Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет. Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы. Смысловое чтение Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение. Развитие умения выделять главное. Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта | Диалогические формы взаимодействия с учителем взаимопроверка Умение слушать Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Сотрудничество в поиске и сборе информации Умение работать в парах | Самоконтроль Планирование и организация деятельности Развитие навыков самоконтроля. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала |