Тема: «Как построить дом»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов, формирование умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач.
Метапредметные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; слушать и понимать речь других, уметь работать в парах и группах, учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Личностные: формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения.
Основные понятия: одноэтажные дома, многоэтажные, деревянный, кирпичный, панельный.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ресурсы:
- основные: Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 ч. Ч.1/А.А. Плешаков. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2012.
- дополнительные: мультимедийное оборудование, карточки с иллюстрацией строительства домов, карточки с названием материалов, техники, пазлы дома
Этапы урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности | 1.Организационное начало. 2.Психологический настрой. 3.Беседа. 4.Создание проблемной ситуации. 5.Чтение стихотворения учащимся. 6.Определение темы урока. 7.Работа с учебником. | Организует класс на работу. Мотивирует на позитивный настрой. - Урок окружающего мира. Покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? -Тогда начнем. - На прошлых уроках мы познакомились с понятием экономика. Вспомните, что такое экономика? Учитель даёт наводящие вопросы: - эта отрасль производит овощи, мясо, молоко; - эта отрасль одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили; - эта отрасль продаёт товары, которые помогают в жизни людей. -эта отрасль позволяет перевозить пассажиров и грузы; -эта отрасль строит для людей здания, мосты, дороги. -Предположите, зачем мы повторили отрасли экономики? -Правильно, сегодня на уроке я предлагаю вам получить новые знания об одной из них. Хотите узнать, о какой? Послушайте стихотворение. Мы входим в дом, а в доме том Тепло, вода и свет. Красив, уютен, прочен дом. А сколько дому лет? Пять лет назад дом возведён – И дом, и весь квартал. Но кто построил этот дом? И как он домом стал? — Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. — Прочитайте тему урока на с. 112 учебника. -Верно, ли наше предположение? | Настраиваются на совместную работу с учителем, одноклассниками Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают отрасли экономики -Экономика-хозяйственная деятельность людей. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Строительство. Слушают, выдвигают предположения о теме и задачах урока Отгадывают отрасль экономики. Читают и сверяют учебные задачи. -О строительстве. -Как построить дом. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 1.Беседа. 2.Рассказ учителя. 3.Беседа. 4.Задания для классификации и обобщения знаний. | Обобщает и систематизирует имеющиеся знания о домах. -Что вы знаете о домах? Зачем нужен дом для человека? -Как вы думаете, давно ли люди стали строить себе дома? -Действительно, первобытные люди, для того, чтобы укрыться от непогоды и защитить себя от диких зверей, использовали пещеры. Затем сооружали жилища, используя шкуру убитых животных. Позже начали строить дома в зависимости от климатических условий местности, в которой проживали. - Скажите, пожалуйста, какие бывают современные дома? -По какому признаку вы выделили группы? - Ребята, как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на вопрос урока, как построить дом. Достаточно ли у нас знаний для этого? | Отвечают на вопросы учителя. Группируют виды домов по различным признакам. - Дом нужен каждому человеку. Слушают рассказ учителя. Группируют виды домов по различным признакам. -Дома бывают разные: кирпичные, деревянные,панельные; одноэтажные, многоэтажные; городские, сельские. -Наличию этажей, материала, из которого строятся дома, местности, для которой построены дома. -Недостаточно. |
3. Постановка учебной задачи. | 1.Постановка учебных задач. 2. Составление плана урока. | -Как вы думаете, какие знания нам могут помочь ответить на вопрос урока, как построить дом? — Какие учебные задачи мы поставим перед собой? — Прочитайте задачи урока в учебнике. Правильно ли вы предположили? -Составим для себя план, что же мы должны узнать на уроке? | Ответы детей. -Узнаем, как работают строители в городе и селе, научимся различать строительные машины и материалы, рассказывать об их назначении. Составляют план на доске. План. Строительство городского и сельского дома. Строительные машины. Строительные материалы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | 1.Беседа. 2.Работа с учебником. 3.Работа в парах. 4.Работа в парах 5.Проверка работы в парах. | -Назовите источники информации. Где будем искать ответы на вопросы? Организует работу в парах. -Прочитайте в учебнике на с.112 первый вопрос. -Объясните, какое задание вы должны выполнить. Организует работу в парах. Проверяет работу в парах. -Продолжаем работать в парах. Вам предстоит рассмотреть карточки с последовательностью строительства сельского дома и городского. Найти, в чем заключается отличие. Что общего в строительстве городского и сельского дома? -Нашли ли мы информацию о строительстве сельского и городского дома? | -В учебнике. В дополнительных источниках. Самостоятельно читают задание, комментируют цель предстоящей работы. -Узнать, что общего и в чем различия в работе строителей, которые строят дома в городе и в селе? Работают в парах. Рассказывают, в чем особенности строительства дома в городе и в селе, что общего и в чем различия. Сравнивают карточки, находят отличия. Городской дом 1.Роют глубокую яму –котлован. 2.Закладывают бетонное основание – фундамент. 3.Кладут стены из кирпичей, а для ускорения – из бетонных блоков. 4. Для скрепления материалов используют цемент и бетон. 5.Крышу кроют черепицей и жестью. Сельский дом 1.Закладывают кирпичное основание –фундамент. 2.На основании с помощью пазов закрепляют бревна. 3.Обивают стены досками. 4. Крышу кроют шифером и черепицей. 5. Окна защищают ставнями, украшают наличниками. |
5. Первичное закрепление. | 1.Работа с иллюстрациями учебника с.112. 2.Самостоятельная работа. 3.Беседа. 4.Работа с иллюстрацией учебника с.114. 5.Беседа. 6.Самостоятельная работа в тетради. | -Найдите фотографии на с.112. Что на них изображено? -Кто из вас знает названия этих машин? -Проверьте себя на «Страничках для самопроверки». -Для чего нужен экскаватор? Зачем нужна бетономешалка? -Когда используют самосвалы? Почему эти машины так названы?(Самосвал, бетономешалка). Организует самостоятельное чтение текста детьми. -А теперь прочитайте самостоятельно информацию об этих и других машинах, которые используются на стройке. -Перечислите названия землеройных машин. -Какую работу выполняет бульдозер? -Для чего нужен экскаватор? -Какую функцию выполняют автопогрузчики? Зачем нужны автокраны и башенные краны? Организует работу в парах. -Поработайте в парах. Найдите на иллюстрации на с.114 бульдозер, экскаватор, автопогрузчик, автокран, башенный кран. -Как вы считаете, при строительстве какого дома, городского или сельского используется больше строительных машин? -Ребята, как вы думаете, получили ли вы информацию о строительных машинах? -Поднимите руку те ребята, которые открыли для себя новые знания по этому вопросу. -О чем еще нам нужно найти информацию? -Рассмотрите иллюстрацию учебника на с. 113. Какие из этих строительных материалов вам известны? Для чего они нужны? Организует самостоятельную работу в рабочей тетради. -Откройте рабочую тетрадь на с.73. Найдите №3. Прочитайте задание. Что нужно сделать? | Рассматривают фотографии, отвечают на вопросы, рассуждают. Самостоятельно читают текст на с.114-115. -Бульдозер и экскаватор. -Выравнивает поверхность земли стальным щитом. -Роет землю, грузит грунт в грузовую машину. -Помогают поднять и подвезти тяжелый груз. -Чтобы поднять груз на Высоту. Находят предмет по заданию учителя на иллюстрации. Для строительства городских зданий. -О строительных материалах. -Кирпич-для кладки фундамента и стен; -цемент для изготовления раствора для скрепления конструкций дома из камня и кирпича; -доска-изготовление потолков, полов; -бетонные плиты-для сборки стен панельных домов; -бревна-для строительства стен деревянного дома; Шифер-для покрытия крыши. Самостоятельно выполняют №3 в рабочей тетради. Устно объясняют свой выбор. -В первой строке лишние бревна, так как это строительный материал. -Во второй строке лишняя бетономешалка, так как это строительная машина. Из дерева, кирпичей и панелей. Кирпич, песок, цемент, шифер, черепица, бревна, доска, бетонные панели, шифер, черепица, доска, кровельщик, плотник каменщик |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа в группах. Моделирование | Организует работу в группах. -Как вы думаете, одинаковые или разные материалы используют для строительства деревянных, кирпичных и панельных домов? - Поработаем в группах. Ребята первого и третьего ряда подчеркнут на карточке те строительные материалы и название профессий, которые используют для строительства городского дома, а ребята второго ряда подчеркнут материалы и профессии людей, которые используют при строительстве сельского дома. Организует проверку по образцу. -Ребята, как вы думаете, получили ли мы информацию о строительных материалах? -А теперь я предлагаю вам выполнить второе задание. Вам нужно, работая в группе собрать модель сельского и городского дома по образцу. | Работают в группе, обсуждают, выбирают правильный ответ. Проверяют выполнение задания. Да. Работают в группе. |
7. Рефлексия деятельности(итог ) | Итоговая беседа. | Организует беседу. -Назовите тему нашего урока. -Какую учебную задачу мы ставили? -Что же нужно для того, чтобы построить дом? -Ответили мы на вопрос урока? -Смогли построить дом? -Какие знания на уроке вы открыли для себя? -Запишите домашнее задание –с.112-115, раб т.с.72. -Покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы заканчиваете урок. | Отвечают на вопросы. -Как построить дом. -Узнать информацию о строительстве домов. -Знать, какие бывают дома, какие строительные материалы и строительную технику используют в строительстве домов. Выбирают смайлик. |
Сельский дом
Строительные материалы
Бетонные плиты, цемент, песок, доски, шифер, кирпичи, бревна.
Строительные профессии
Маляр - окрашивает стены.
Каменщик - кладет стены и фундамент дома из кирпича и камня.
Плотник – распиливает бревна.
Столяр – превращает доску и брус в окна, двери, другие изделия из дерева.
Монтажник – из отдельных элементов (железных конструкций, бетонных плит) собирает дома.
Крановщик – поднимает бетонные плиты и кирпичи с помощью крана.
Кровельщик – покрывает крыши шифером, кровельным железом, черепицей.
Городской дом
Строительные материалы
Бетонные плиты, цемент, песок, доски, шифер, кирпичи, бревна.
Строительные профессии
Маляр - окрашивает стены.
Каменщик - кладет стены и фундамент дома из кирпича и камня.
Плотник – распиливает бревна.
Столяр – превращает доску и брус в окна, двери, другие изделия из дерева.
Монтажник – из отдельных элементов (железных конструкций, бетонных плит) собирает дома.
Крановщик – поднимает бетонные плиты и кирпичи с помощью крана.
Кровельщик – покрывает крыши шифером, кровельным железом, черепицей.
Городской дом
Строительные материалы
Бетонные плиты, цемент, песок, доски, шифер, кирпичи, бревна.
Строительные профессии
Маляр - окрашивает стены.
Каменщик - кладет стены и фундамент дома из кирпича и камня.
Плотник – распиливает бревна.
Столяр – превращает доску и брус в окна, двери, другие изделия из дерева.
Монтажник – из отдельных элементов (железных конструкций, бетонных плит) собирает дома.
Крановщик – поднимает бетонные плиты и кирпичи с помощью крана.
Кровельщик – покрывает крыши шифером, кровельным железом, черепицей.