Районный конкурс профессионального мастерства учителей начальных классов
«Мой лучший урок»
Конспект урока по окружающему миру по теме
«Равнины и горы России»
Шартон Ирина Николаевна
Учитель начальных классов
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Ольгинская основная
общеобразовательная школа»
Чистоозерного района
Новосибирской области
2021 г.
Конспект урока:
1. Организационно-мотивационный. (Настроить на урок)
Слайд 1 (Позитивное изображение «Солнышко»). Приветствие, положительный настрой на урок. Приветствуют учителя, настраиваются на урок, контролируют готовность к уроку.
2. Проверка усвоения знаний. Разминка «правда-ложь». Индивидуальное задание.
Читаете самостоятельно вопросы и в соседней колонке ставите да или нет. (Приложение 4)
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» (Технология развития критического мышления)
(Оказывает помощь в понимании вопроса по мере необходимости.) Слайд 2
3. Актуализация (Целеполагание) (Вывести на тему урока, побудить к учебной деятельности.) Слайд 3. (Эпиграф урока. Тематический настрой).
Демонстрация видеоролика «Россия Родина моя». Слайд 4 «Мозговой штурм» (технология критического мышления) видеоролик «Россия – Родина моя» (ИКТ - технология)
Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 5) . Сформулируйте цель нашего урока. (Слайд 6). Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
4. Физминутка. Слайд 7 (Здоровьесберегающая технология) Выполнение упражнения под ритмичный речитатив. Повторяют за учителем движения упражнения.
5. Стадия вызова (Актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме, пробуждение интереса и активной деятельности.). (Слайд 8 «Физическая карта») Фиксирует на экране информацию, активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Учащиеся формулируют суждение.
6. Стадия осмысления. Работа с новой информацией. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
(Групповая работа. (Корректирует работу групп, докладчика.) Приём «Бортовой журнал» (Технология развития критического мышления). Демонстрация слайда с изображением физической карты и картинки «солнышко» над восточной частью. (Корректирует работу учащихся. Фиксируют информацию в «Бортовом журнале»). Слайд 9 Слайд 10,11. Доклад ученика. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержения продолжаются по нескольку месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов. (Приложение 5). Фиксируют в «Бортовом журнале» название горной системы и самой высокой точки в данном массиве. (Приложение 1). (Осуществляют учебные действия по намеченному плану, обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют. Формулируют свои мысли.). Демонстрация слайда с изображением физической карты и картинки «солнышко». Слайд 12 Доклад ученика.- «Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря». Слайд 13,14. Фиксируют в «Бортовом журнале» определение новой формы земной поверхности – плоскогорье. Демонстрация слайда с изображением физической карты и картинки «солнышко». Слайд 15. Доклад ученика. -Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России. Фиксируют в «Бортовом журнале» название горной системы и самой высокой точки в данном массиве. Слайд 16,17. Слайд 18 .Доклад ученика.- Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Слайд 19. Фиксируют в «Бортовом журнале» определение новой формы земной поверхности – «плоская равнина». Слайд 20 Доклад ученика. Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 метров. Уральские горы невысокие. Сравните две горы: на Урале – Народную и на Алтае – Белуху. Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию. (Частично-поисковый метод (определение по цвету карты высотность гор по отношению друг к другу)) Слайд 21,22. Фиксируют вывод в «Бортовом журнале»: Горы Урала ниже гор Алтая и Саян. Гора Народная – 1895 м. Слайд 23. Доклад ученика. Восточно-Европейская (она же Русская) равнина имеет вторую по обширности площадь в мире. Она классифицируется как низкая равнина. Протяженность Восточно-Европейской равнины с запада на восток составляет примерно 2750 км. Средняя высота – 170 м, максимум зафиксирован в Хибинах (гора Юдычвумчорр) на Кольском полуострове – 1191 м, минимальная высота отмечена на побережье Каспийского моря, она имеет минусовое значение -27 м. Слайд 24,25. Фиксируют в «Бортовом журнале» определение формы земной поверхности – «Русская равнина». Слайд 26. Доклад ученика. Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора – Эльбрус. Ее высота 5642 метра. Слайд 27-29. Фиксируют в «Бортовом журнале» название горной системы и самой высокой точки в данном массиве. Я расскажу вам об ещё одной горной системе - это Жигулёвские горы. (Приложение 3) Слайд 30. Фиксируют в «Бортовом журнале» название горной системы и самой высокой точки в данном массиве. Сделайте вывод, проанализировав записи в «Бортовом журнале»: о самой высокой горе на территории нашей страны и самой низком месте нашей Родины. (Частично - поисковый метод (определение по цвету карты высотность гор по отношению друг к другу, цвет самой низкой точки по отношению уровня моря)) Корректирует работу учащихся в группах. Консультирует, помогает. Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод: Самая высокая точка – гора Эльбрус – 5642 м. Самая низкая – Низменность при Каспийском море – минус 27 м.
7. Физ.пауза на снятие напряжение с глаз. Слайд 31 Здоровьесберегающие технологии (Приложение 2). Проговаривает упражнения в определенной последовательности. Выполняют упражнения, показанные на слайде.
8. Стадия закрепления. Использование приобретённых знаний в практической деятельности. Заполните таблицу «Что узнали» (Приложение 6) Слайд 32 Фиксация полученных знаний (технология развития критического мышления) Фронтальная работа с использованием «Кластера» (Технология развития критического мышления) Организует обсуждение результатов. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполненной работы. Побуждает к теоретическому объяснению фактов. Слушают друг друга, фиксируют ответ в таблице. Отвечают на вопросы при помощи анализа физической карты России, формулируют выводы о рельефе земной поверхности нашей страны.
9. Подведение итога урока, д\з. Слайд 33. Подводит итоги, задает и комментирует домашнее задание. Воспринимают информацию, осознанно фиксируют информацию, записывают домашнее задание.
10. Стадия рефлексии. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, расширение предметного поля, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. Слайд 34. Приём «Закончи фразу» (технология развития критического мышления). Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Анализируют свою деятельность и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, выражают собственное мнение о работе и полученном результате, выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие, самооценку знаний и умений, оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке.
Интернет ресурсы:
Видео урок: https://yadi.sk/i/1eh4Vcb_rsBung
Презентация: https://yadi.sk/i/6nesDfdKB4MO7g, видеоролик: https://yadi.sk/i/2gSNkqlKAsRUsQ
Приложения: https://yadi.sk/i/W4PjoYaakYKMxg