СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обществознания. Урок-практикум "Человек в социальном измерении" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по обществознанию может использоваться для повторения и обобщения раздела "Человек в социальном измерении".  Одна из задач урока - развивать интерес к учению путём применения мультипликационных фильмов, ИКТ, содействовать развитию настойчивости посредством решения проблемных задач, умению анализировать, делать выводы, оценивать результаты. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознания. Урок-практикум "Человек в социальном измерении" 6 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Урок - практикум «ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ»

6 КЛАСС

Предмет, класс,

6 класс, обществознание

ФИО учителя, ОУ

Изотьева Мария Михайловна, МКОУ «Порогская СОШ»

Тема урока

Человек в социальном измерении

Тип урока

Урок-практикум

Дидактическая цель урока

Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме «Человек в социальном измерении» в условиях практического исследования.

Задачи:

Образовательная: обеспечить в ходе занятия повторение основных знаний о человеке как о личности, о том, как человек познаёт окружающий мир и самого себя, активировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающая: развивать интерес к учению путём применения мультипликационных фильмов, ИКТ, содействовать развитию настойчивости посредством решения проблемных задач, умению анализировать, делать выводы, о ценивать результаты.

Воспитательная: содействовать воспитанию личностных качеств, положительных мотивов обучения, развивать речевую культуру.

Требования ФГОС ООО (планируемые результаты обучения)

Предметные УУД

Метапредметные УУД

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни.

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; выслушивать мнение членов коллектива.

Регулятивные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью

Познавательные: осуществлять поиск информации; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; анализировать, давать определения понятий.

Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование ответственного отношения за собственные решения.

Формы организации учебной деятельности

индивидуальная, групповая, работа в парах, фронтальная

Образовательные технологии

Урок – практикум с использованием мультипликационного фильма, использование ИКТ

Оборудование. Средства обучения

Рабочие листы, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов и мультипликационного фильма, схемы к уроку, конверты с материалом для работы в группах, учебник: Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 6 класс, М.: Просвещение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

. Организационный момент

(1-2 мин)

Цель.

Настрой учащихся на работу, создание деловой обстановки


Приветствие учащихся, проверка наличия учащихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест.

Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок!

Сядь-ка правильно, дружок!

Будь спокойным, будь внимательным!

Терпеливым и старательным!

Слушай, не перебивай!

Пишут все – не отставай!

На уроке, шестиклассник, не ленись,

И красиво отвечать стремись.

Эмоционально настраиваются на работу через создание ситуации успеха.

Личностные: формирование мотивационной готовности к учебной деятельности.


II. Мотивационно-целевой этап

Цель.

Формулирование темы урока, цели урока, включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне (8 мин)

Я хотела начать урок с пословицы, но слова в ней перепутались. Помогите мне правильно расставить слова. (Слайд1)

«за» «всех,» «тогда» «одного,» «успех» «Все» «будет» «а один» «и в деле» «за»


«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

Сегодня мы поработаем все вместе, чтобы каждый из вас добился успеха на нашем уроке.

Ребята, мы с вами завершили изучение первой главы «Человек в социальном измерении». Сегодня мы будем на практике выяснять, как усвоили изученный материал. Вы должны внимательно слушать задания и инструкции к ним, а в конце нашего урока вы сами оцените свою работу на уроке.

Наш урок сегодня не совсем обычный. Я думаю, каждый из вас очень любит мультфильмы, не так ли?

Сегодня нашей работе на уроке поможет герой мультипликационного фильма: Вовка из тридевятого царства. На ваших столах лежат рабочие листы, внимательно смотрите фрагменты мультфильма, после просмотра я попрошу вас заполнить таблицу.

Рабочий лист


1. Кто является главным героем мультфильма?

2. Куда попал главный герой?

3. Какую цель герой мультфильма поставил перед собой в самом начале?

4. Добился ли он цели?

5. Какую цель ставит перед собой герой во второй части мультфильма?

6. Всё ли получилось у главного героя?

7. Какой вид деятельности помог достичь намеченной цели?


(Демонстрация фрагментов мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»)

Ответьте на вопросы в рабочих листах.

Давайте и мы поставим цели на сегодняшний урок?

Взгляните на иллюстрацию (слайд 2) давайте определим, что сегодня мы будем повторять? По каким изученным темам будем выполнять задания.

Работа с иллюстрацией.

Сейчас я буду говорить о Вовке, а вы должны будете одним словом сказать, о чём идёт речь, и на какие темы мы будем выполнять практические задания.

  • Вовка, как один из людей, у него голубые глаза и рыжие волосы. (индивидуальность)

  • Вовка в начале сказки был лентяем, потом стал трудиться, это характеризует его, как (личность)

  • Вовка в сказке общался с рыбкой, печкой, делал корыто, читал книгу «Сделай Сам» (деятельность)

  • Вовка был голоден. (потребности)

  • Вовка думал, что будет есть пирожные, мороженное. (мысли)

  • Вовка засмеялся, когда увидел, что царь красит забор (эмоции)

Назовите пожалуйста цели нашего урока:

- повторить и закрепить понятия по разделу

- выполнить правильно задания

- закрепить темы, которые мы прошли.

Всё верно. Приступим к практическим заданиям.


Составляют пословицу, объясняют её смысл



Слушают учителя, смотрят фрагменты мультфильма, заполняют рабочий лист













Отвечают на вопросы (фронтальная работа)


















Обобщают темы, формулируют тему и цели урока, определяют личную значимость изучаемой темы.


III. Актуализация знаний

 Практическая работа

Цель: Формирование целостной системы ведущих знаний по разделу «Человек в социальном измерении (30 мин)

Задание 1 «Определение и понятие»

Молодцы, а теперь поможем Вовке вспомнить основные понятия раздела «Человек в социальном измерении».

Перед вами Карточка 1. «Соотнеси». Ваша задача соотнести определение и понятие, заполнить табличку.

личность

А) внешнее проявление чувств

индивидуальность

Б) основные виды деятельности человека

способности

В) оценка своих качеств

сознание

Г) склонности к тому или иному делу, которое человек делает намного лучше других

игра, учение, труд, общение

Д) осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности

потребность

Е) высокий уровень развития способностей

суждение

Ж) совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми

талант

З) способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности

эмоция

И) неповторимые, уникальные черты, присущие конкретному человеку

самооценка

К) высказывание, содержащее определённую мысль


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












  1. Личность (совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

  2. Индивидуальность (неповторимые, уникальные черты, присущие конкретному человеку)

  3. Способности (склонности к тому или иному делу, которое человек делает намного лучше других)

  4. Сознание (способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности)

  5. Игра, ученье, труд, общенье (основные виды деятельности человека)

  6. Потребность (осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности)

  7. Суждение (высказывание, содержащее определённую мысль)

  8. Талант (высокий уровень развития способностей)

  9. Эмоция (внешнее проявление чувств)

  10. Самооценка (оценка своих качеств)

Проверим, всё ли у вас получилось.

Проверяют правильность своей работы на слайде (слайд 3).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ж

И

Г

З

Б

Д

К

Е

А

В

Задание 2 «Моя самооценка".

Василисы Премудрые провели для Вовки тест и выяснили его уровень самооценки. Давайте и мы узнаем, как вы оцениваете себя.

Карточка 2. «Самооценка»

Прочтите слова, характеризующие определенные черты характера человека и распределите их на две группы. В первый столбик, через запятую, поместите слова, которые характеризуют человека, как положительную личность, во второй столбик поместите черты неидеального человека:

  • обидчивый

  • аккуратный

  • настойчивый

  • трусливый

  • ответственный

  • равнодушный

  • грубый

  • смелый

  • необязательный

  • целеустремлённый

  • искренний

  • медлительный

  • развязный

  • преданный

Положительные черты

характера

Отрицательные черты

характера

Аккуратный, настойчивый, ответственный, смелый, целеустремлённый, искренний, преданный


Обидчивый, трусливый, равнодушный, грубый, необязательный, медлительный, развязный


Подчеркните зелёным карандашом те положительные черты характера, которые, как вы считаете, присущи вам. Красным карандашом выделите свои неидеальные качества.

Число своих положительных черт, поделите на количество слов, помещенных в первом столбике.

Около 1 - человек, вероятно, себя переоценивает.

Около 0 - повышенная самокритичность.

Около 0,5, - адекватная самооценка.

Проделайте тоже самое и со своими отрицательными качествами указанными красным цветом, разделив их количество на количество слов во втором столбике.

Около 0, - завышенная самооценка.

Около 1, - заниженная самооценка.

Около 0,5, - адекватная самооценка.

Физкультминутка

Мы с вами немного отдохнём. Я попрошу вас встать и повернуться друг к другу. Устроим небольшое состязание, кто лучше изобразит эмоции. Я называю эмоцию, а вы демонстрируете её соседу. Условие игры: нельзя ничего произносить, можно только использовать мимику и жесты.

Удивление, гнев, радость, восхищение, страх, восторг, возмущение, строгость, милота, застенчивость, спокойствие.

Карточка 3. «Поразмышляем»

Двое из ларца, одинаковых с лица стали просить Вовку помочь вспомнить пословицы и поговорки о труде. Ведь ничего у них не получится, если не будет такого вида деятельности, как труд. Ребята, давайте поможем им составить пословицы.

Работа в команде (составить пословицы) учащиеся делятся на две группы, получают конверты с пословицами.

Труд человека кормит,

а лень портит.

Воля и труд

дивные всходы дают

Кто хорошо трудится,

тому есть чем хвалиться.

Скучен день до вечера,

коли делать нечего.

Делу время

- потехе час.

Сделал дело,

гуляй смело.

Землю красит солнце,

а человека – труд.

Что посеешь,

то и пожнёшь.

Больше дела,

меньше слов.

Кто привык трудиться,

тому без дела не сидится.





Учащиеся выполняют карточку 1.















































Учащиеся выполняют тест на выявление уровня самооценки.

























































Учащиеся делятся на две группы и составляют пословицы

IV. Подведение итогов урока.

Рефлексия. (5-7 мин)


Вот и завершилось наше путешествие по теме «Человек в социальном измерении». Пока мы выполняли задания, Печка напекла пирожков. Давайте угостим ими Вовку. (на доске картинки с изображением пирожков, на которых написаны рефлекторные фразы. Ребята по очереди подходят к доске, выбирают «пирожок» и продолжают фразу)

 фразы, написанные на пирожках: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую…


Заполните листы самооценки (обвести цифру от одного до пяти)

ФИ_____________________ Дата:

На уроке я активно учувствовал 1 2 3 4 5

На уроке мне было интересно 1 2 3 4 5

На уроке мне всё было понятно 1 2 3 4 5

На уроке я выполнил все задания 1 2 3 4 5

Моя оценка себе

За поведение на уроке: _____

За работу на уроке: _____

Учащиеся заполняют лист самооценки











Учащиеся заполняют и сдают листы самооценки

V. Домашнее задание.

Запись и комментирование д\з.

Выставление и комментирование отметок за урок.

Домашнее задание: учебник стр.48 практикум задание №5 (воспользуйся тестом сайта www.website-podrostki.narod.ru и узнай, кто ты: мыслитель или художник)

Записывают задание в дневник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!