. Организационный момент (1-2 мин) Цель. Настрой учащихся на работу, создание деловой обстановки | Приветствие учащихся, проверка наличия учащихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест. Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок! Сядь-ка правильно, дружок! Будь спокойным, будь внимательным! Терпеливым и старательным! Слушай, не перебивай! Пишут все – не отставай! На уроке, шестиклассник, не ленись, И красиво отвечать стремись. | Эмоционально настраиваются на работу через создание ситуации успеха. Личностные: формирование мотивационной готовности к учебной деятельности. |
II. Мотивационно-целевой этап Цель. Формулирование темы урока, цели урока, включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне (8 мин) | Я хотела начать урок с пословицы, но слова в ней перепутались. Помогите мне правильно расставить слова. (Слайд1) «за» «всех,» «тогда» «одного,» «успех» «Все» «будет» «а один» «и в деле» «за» «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех». Сегодня мы поработаем все вместе, чтобы каждый из вас добился успеха на нашем уроке. Ребята, мы с вами завершили изучение первой главы «Человек в социальном измерении». Сегодня мы будем на практике выяснять, как усвоили изученный материал. Вы должны внимательно слушать задания и инструкции к ним, а в конце нашего урока вы сами оцените свою работу на уроке. Наш урок сегодня не совсем обычный. Я думаю, каждый из вас очень любит мультфильмы, не так ли? Сегодня нашей работе на уроке поможет герой мультипликационного фильма: Вовка из тридевятого царства. На ваших столах лежат рабочие листы, внимательно смотрите фрагменты мультфильма, после просмотра я попрошу вас заполнить таблицу. Рабочий лист | | 1. Кто является главным героем мультфильма? | | 2. Куда попал главный герой? | 3. Какую цель герой мультфильма поставил перед собой в самом начале? | 4. Добился ли он цели? | 5. Какую цель ставит перед собой герой во второй части мультфильма? | 6. Всё ли получилось у главного героя? | 7. Какой вид деятельности помог достичь намеченной цели? | (Демонстрация фрагментов мультфильма «Вовка в тридевятом царстве») Ответьте на вопросы в рабочих листах. Давайте и мы поставим цели на сегодняшний урок? Взгляните на иллюстрацию (слайд 2) давайте определим, что сегодня мы будем повторять? По каким изученным темам будем выполнять задания. Работа с иллюстрацией. Сейчас я буду говорить о Вовке, а вы должны будете одним словом сказать, о чём идёт речь, и на какие темы мы будем выполнять практические задания. Вовка, как один из людей, у него голубые глаза и рыжие волосы. (индивидуальность) Вовка в начале сказки был лентяем, потом стал трудиться, это характеризует его, как (личность) Вовка в сказке общался с рыбкой, печкой, делал корыто, читал книгу «Сделай Сам» (деятельность) Вовка был голоден. (потребности) Вовка думал, что будет есть пирожные, мороженное. (мысли) Вовка засмеялся, когда увидел, что царь красит забор (эмоции) Назовите пожалуйста цели нашего урока: - повторить и закрепить понятия по разделу - выполнить правильно задания - закрепить темы, которые мы прошли. Всё верно. Приступим к практическим заданиям. | Составляют пословицу, объясняют её смысл Слушают учителя, смотрят фрагменты мультфильма, заполняют рабочий лист Отвечают на вопросы (фронтальная работа) Обобщают темы, формулируют тему и цели урока, определяют личную значимость изучаемой темы. |
III. Актуализация знаний Практическая работа Цель: Формирование целостной системы ведущих знаний по разделу «Человек в социальном измерении (30 мин) | Задание 1 «Определение и понятие» Молодцы, а теперь поможем Вовке вспомнить основные понятия раздела «Человек в социальном измерении». Перед вами Карточка 1. «Соотнеси». Ваша задача соотнести определение и понятие, заполнить табличку. личность | А) внешнее проявление чувств | индивидуальность | Б) основные виды деятельности человека | способности | В) оценка своих качеств | сознание | Г) склонности к тому или иному делу, которое человек делает намного лучше других | игра, учение, труд, общение | Д) осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности | потребность | Е) высокий уровень развития способностей | суждение | Ж) совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми | талант | З) способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности | эмоция | И) неповторимые, уникальные черты, присущие конкретному человеку | самооценка | К) высказывание, содержащее определённую мысль | Личность (совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Индивидуальность (неповторимые, уникальные черты, присущие конкретному человеку) Способности (склонности к тому или иному делу, которое человек делает намного лучше других) Сознание (способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности) Игра, ученье, труд, общенье (основные виды деятельности человека) Потребность (осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности) Суждение (высказывание, содержащее определённую мысль) Талант (высокий уровень развития способностей) Эмоция (внешнее проявление чувств) Самооценка (оценка своих качеств) Проверим, всё ли у вас получилось. Проверяют правильность своей работы на слайде (слайд 3). 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Ж | И | Г | З | Б | Д | К | Е | А | В | Задание 2 «Моя самооценка". Василисы Премудрые провели для Вовки тест и выяснили его уровень самооценки. Давайте и мы узнаем, как вы оцениваете себя. Карточка 2. «Самооценка» Прочтите слова, характеризующие определенные черты характера человека и распределите их на две группы. В первый столбик, через запятую, поместите слова, которые характеризуют человека, как положительную личность, во второй столбик поместите черты неидеального человека: обидчивый аккуратный настойчивый трусливый ответственный равнодушный грубый смелый необязательный целеустремлённый искренний медлительный развязный преданный Положительные черты характера | Отрицательные черты характера | Аккуратный, настойчивый, ответственный, смелый, целеустремлённый, искренний, преданный | Обидчивый, трусливый, равнодушный, грубый, необязательный, медлительный, развязный | Подчеркните зелёным карандашом те положительные черты характера, которые, как вы считаете, присущи вам. Красным карандашом выделите свои неидеальные качества. Число своих положительных черт, поделите на количество слов, помещенных в первом столбике. Около 1 - человек, вероятно, себя переоценивает. Около 0 - повышенная самокритичность. Около 0,5, - адекватная самооценка. Проделайте тоже самое и со своими отрицательными качествами указанными красным цветом, разделив их количество на количество слов во втором столбике. Около 0, - завышенная самооценка. Около 1, - заниженная самооценка. Около 0,5, - адекватная самооценка. Физкультминутка Мы с вами немного отдохнём. Я попрошу вас встать и повернуться друг к другу. Устроим небольшое состязание, кто лучше изобразит эмоции. Я называю эмоцию, а вы демонстрируете её соседу. Условие игры: нельзя ничего произносить, можно только использовать мимику и жесты. Удивление, гнев, радость, восхищение, страх, восторг, возмущение, строгость, милота, застенчивость, спокойствие. Карточка 3. «Поразмышляем» Двое из ларца, одинаковых с лица стали просить Вовку помочь вспомнить пословицы и поговорки о труде. Ведь ничего у них не получится, если не будет такого вида деятельности, как труд. Ребята, давайте поможем им составить пословицы. Работа в команде (составить пословицы) учащиеся делятся на две группы, получают конверты с пословицами. Труд человека кормит, | а лень портит. | Воля и труд | дивные всходы дают | Кто хорошо трудится, | тому есть чем хвалиться. | Скучен день до вечера, | коли делать нечего. | Делу время | - потехе час. | Сделал дело, | гуляй смело. | Землю красит солнце, | а человека – труд. | Что посеешь, | то и пожнёшь. | Больше дела, | меньше слов. | Кто привык трудиться, | тому без дела не сидится. | | Учащиеся выполняют карточку 1. Учащиеся выполняют тест на выявление уровня самооценки. Учащиеся делятся на две группы и составляют пословицы |
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5-7 мин) | Вот и завершилось наше путешествие по теме «Человек в социальном измерении». Пока мы выполняли задания, Печка напекла пирожков. Давайте угостим ими Вовку. (на доске картинки с изображением пирожков, на которых написаны рефлекторные фразы. Ребята по очереди подходят к доске, выбирают «пирожок» и продолжают фразу) фразы, написанные на пирожках: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… Заполните листы самооценки (обвести цифру от одного до пяти) ФИ_____________________ Дата: На уроке я активно учувствовал 1 2 3 4 5 На уроке мне было интересно 1 2 3 4 5 На уроке мне всё было понятно 1 2 3 4 5 На уроке я выполнил все задания 1 2 3 4 5 Моя оценка себе За поведение на уроке: _____ За работу на уроке: _____ Учащиеся заполняют лист самооценки | Учащиеся заполняют и сдают листы самооценки |