СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обществознания для 8го класса на тему "Потребление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока обществознания для 8го класса на тему "Потребление"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознания для 8го класса на тему "Потребление"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Раскрыть сущность понятия «потребление» и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан. Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя. Способствовать развитию правовой культуры и сознательного поведения человека как потребителя.

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

  1. Семейное потребление

  2. Страховые услуги

  3. Экономические основы прав потребителей

Личностно значимая проблема

Дом не может считаться жилищем человека пока в нем нет пищи и огня не только для человека, но и для разума. М. Фуллер

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Потребление, страхование, права потребителей

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по изученному материалу.


В начале урока проводится беседа после чтения стихотворения о том, как старик корову свою продавал. Если есть возможность, то можно организовать просмотр мультфильма и затем беседу.

Учащимся предлагается проблема и поиск путей ее решения

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах



Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



17

Работа с текстом учебника



Беседа с учащимися










Блиц-опрос




















Решение задачи








Беседа с учащимися

Объяснение учителя











Объяснение учителя


















Анализ правового документа Закона РФ «О защите прав потребителей»




1. Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа с последующими ответами на вопросы: 1) Что влияет на личное и семейное потребление? 2) Какие вам известны виды потребностей? О каких из них идет речь в первых двух абзацах фрагмента «Семейное потребление»? 3) Как потребление связано с размером дохода? 4) Как на семейное потребление влияет состав и воз­раст членов семьи? 5) Чем расходы восемнадцатилетних людей отличаются от расходов шестидесятилетних? 6) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками, интересами, культурным уровнем членов семьи?

Учитель предлагает ряд примеров семейных расходов, а учащиеся дают блиц-ответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам. Примерный список расходов может быть таким: одежда, обувь, лекарства, транспорт, путешествия, развлечения, продукты, квартплата, оплата налогов, плата за коммунальные услуги, посещение платной дискотеки.

В результате важно акцентировать внимание на то, что: «Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране». Далее следует вопрос: чем можно объяснить данную установленную экономистами закономерность? При обсуждении ответов важно подчеркнуть, что при высоком уровне благосостояния значительна доля произвольных расходов.

Летом семья В. вырастила много овощей и собрала хороший урожай фруктов. Дочка-восьмиклассница помогла маме делать заготовки на зиму. Можно ли утверждать, что семья В. таким образом уменьшила свои расходы? Имеет ли место в данной ситуации личный вклад восьмиклассницы в доходы семьи? Поясните свои ответы.

2. Страховые услуги

- Что вам известно о различных видах страхования в нашей стране?

- Какие выплаты по договорам страхования относятся к обязательным, а какие — к произвольным?

Затем учителю целесообразно рассказать о видах добровольного и обязательного страхования, подчеркнув, что страхование направлено на защиту имущественных интересов граждан. Далее, обращаясь к полученным на уроке знаниям, можно попросить учащихся объяснить, как связаны величина доходов граждан и спрос на страховые услуги.

3. Экономические основы прав потребителя.

Одним из наиболее существенных в этой связи является вопрос о суверенитете потребителя. Чтобы понятие «суверенитет потребителя» стало доступным учащимся, целесообразно обратить внимание на известное им значение более общего понятия — «суверенитет», основной смысл которого заключается в независимости и свободе выбора. После установления сущности понятия «суверенитет» можно, проведя аналогию, изложить содержание понятия «суверенитет потребителя», подчеркнув, что суверенитет потребителя проявляется в свободе его экономического поведения (в частности, в поисках способов получения и увеличения доходов, выборе товара или услуги для своего потребления).

Учитель предлагает проанализировать статьи Закона РФ «О защите прав потребителей». В частности, такой может стать ситуация, изложенная на с. 153 учебника (рубрика «Ситуация»).

Вторая ситуация. К примеру, может быть предложен следующий текст, поступивший в редакцию одной из местных газет: «Поехали в автобусный тур. Наши вещи, которые нахо­дились в багажном отделении автобуса, испачкались мо­торным маслом, поскольку водитель хранил его в этом же отделении. В результате у нас не было возможности пере­одеться. Водитель отказывается признавать свою вину, так как туристическая фирма наняла его только на этот рейс. Автобус принадлежит турфирме. Что можно сделать?»

Учитель может дополнить. Необходимо предъявить туристической фирме письменную претензию с требованием компенсировать ущерб, нанесенный имуществу. Туристическая фирма обязана в 10 срок рассмотреть претензию и удовлетворить требования в добровольном порядке. В случае если она отказывается от удовлетворения претензий или никак на них не реагирует, то спор должен рассматриваться в судебном порядке. Важно отметить при этом, что в соответствии со статьей 17 можно предъявить иск в суд по своему месту жительства, по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со статьей 15 потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учащиеся, опираясь на текст учебника, приводят примеры потребностей, а затем их соотносят с потребностями.












Ученики отвечают, что из перечисленного можно отнести к обязательным расходам, а что — к произвольным. В число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жилье, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворение духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным. Такое деление носит условный характер, но экономистам оно необходимо для установления закономерностей экономического развития.





Учащиеся решают обществоведческую задачу и поясняют свои решения







Ответ на этот вопрос учащиеся находят в учебнике.















Сильные учащиеся могут вспомнить, что им известно о суверенитете государства (государственном, или политическом, суверенитете).














Одному из учащихся предложено прочитать вслух ситуацию. Затем учащиеся определяют участников экономич. отнош. Вычленяют правовой аспект, находят положение, носящее характер правовой нормы. Затем можно обратиться к фрагменту закона и перечислить иные аспекты, определяющие права потребителей (см. документ на с. 153 учебника).

Учащиеся предлагают свои варианты решения проблемной ситуации. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки был безопасен для здоровья потребителя, а также не причинял вред его имуществу. Согласно статье 14 этого же закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков выполненной работы (услуги), подлежит возмещению в полном объеме.





Работа в парах



Фронтальная

работа.









Индивидуальная работа.


















Работа в парах








Работа в парах















Фронтальная работа
















Фронтальная работа





Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Устные ответы












Устные ответы



















Записи в тетради






Устные ответы






Записи в тетради









Записи в тетради.

















Устные ответы


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока обратившись к высказываниям рубрики «Говорят мудрые». Учащиеся высказывают свои соображения относительно того, с какими идеями урока связано каждое из высказываний

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Что влияет на объем и структуру потребительских расходов?

- Какова связь между доходом и потреблением? Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или мной страны? Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель? Назовите различные виды страховых услуг. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 19, термины, опережающее задание: узнать у родителей, знакомых, какими банковскими услугами они пользуются, или посетить ближайшее отделение Сберегательного банка РФ (или другого банка) с целью получения информации (информационные стенды, рекламные буклеты, сотрудники банка) о банковских услугах, предоставляемых населению.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!