Начать новую тему урока я хочу со стихотворения «Про народ-этнос» (авт. Найденова Е.А.): Подошел, друзья, черед рассказать вам про НАРОД. Слово будто бы не ново, но что значит это слово? Все в нем будто без затей: это множество?... (людей) У народов (этносов, наций) есть приметы, станут вам они заметны. Всех примет по счету шесть, каждой отдадим мы честь: Счет открыт, прошу вниманья: у народов есть?.. (НАЗВАНЬЯ) Роль им важная дана, они словно имена Позволяют нам не сбиться и к народам обратиться. Англичане, итальянцы, русские, американцы. Я открою вам секрет: одинаковых двух нет. Кеты, нивхи, тофалары, немцы, удэгэ, татары, Сербы, орочи, мари, вепсы, энцы, лопари. Перейдем к другой примете: каждый человек на свете С детства говорить привык, потому что есть?.. ( ЯЗЫК) Языков на свете много, и они равны пред Богом. Как чужой язык понять? Его надо?.. (изучать) А теперь примета три: на людей ты посмотри, Каждому принадлежит свой особый ВНЕШНИЙ?.. (ВИД) Кожи цвет, волос и глаз различаются у нас. Даже у сестер двоих форма носа, глаз свои Люди с темной, светлой кожей только внешне не похожи, Но в любом народе есть ум, порядочность и честь. Хорошо, что этот мир нам приносит красок пир, Разноцветие во всем: и в живом, и в не живом. Вот четвертая примета: дарит каждому планета Уголок особенный, все мы любим?.. (РОДИНУ) Могут родиной быть горы, могут быть — степей просторы, Берег моря, лес густой или тундры мох цветной. Верю я, примету пять вам не трудно угадать. Это песни, игры, пляски, и пословицы, и сказки, И одежда, и дома, и особая еда, И картины, и скульптура. Все это, друзья?.. (КУЛЬТУРА) Даже наше поведенье есть культуры проявленье: Как здороваемся, спим, умываемся, сидим. Как гостей встречаем в доме, как мы праздники проводим, В Бога верим или нет — это все культуры след Наконец, примета шесть – ОСОЗНАНЬЕ, КТО ТЫ есть: Русский, удэге, калмык, чех, поляк или таджик. Детям смешанных семей, кто они, понять сложней. Папа русский, мама – шведка. Кем себя считает детка Надо две культуры знать, мостиком меж ними стать. Оба полюбить народа, их соединить природу, Выучить два языка, хоть работа велика! Но владенье языками щедро наградит?.. (друзьями) Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (ответы детей) И так, тема нашего урока «Народы, языки и религии мира». Какую цель мы с вами поставим? Что такое народ? Давайте составим план урока: Сколько народов живет на Земле? Какие религии исповедуют народы Земли? На каких языках говорят народы Земли? Проблемный вопрос «Может ли появиться сейчас новый народ на Земле?» |