II. Этап мотивации. | Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока. А) Выполнить синтаксический разбор предложения. (ученик выполняет на доске) Дети радуются белому снегу и с удовольствием лепят из него снежную бабу. Вопрос классу: Дать определение местоимения. Б) Создание проблемной ситуации: как мы знаем местоимения. Прочитать и угадать. - В каком местоимении два звука, но одна буква? - Сколько личных местоимений в слове семья? ( Слайд 3 ) Вопрос классу: - Какими будут эти предложения по цели высказывания? - Назовите местоимения в этих предложениях. - К какому разряду они относятся? | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. ТОУУ |
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | В) Прослушать стихотворение и найти вопросительные местоимения. Ученик читает наизусть стихотворение. Дети встанут, прибегут, Сто вопросов зададут, Тысячу вопросов: - Сколько лет слоны живут? - Кто был Ломоносов? - Где течёт река Нева? - А когда же спит сова? (А.Барто) ( Слайд 4 ) Вопрос классу: - О каком разряде местоимений мы сегодня будем говорить? - Попробуйте сформулировать цель урока. ( Слайд 5 ) Изучение нового материала. Слово учителя. Давайте посмотрим, на что же указывают вопросительные местоимения, где мы используем вопросительные местоимения, с какой целью мы используем вопросительные местоимения. А) Самостоятельная работа: исследование слов. Подобрать к словам вопросы, на которые они отвечают, определить часть речи. СЛОВА | ВОПРОС | ЧАСТИ РЕЧИ | Человек | | | Стол | | | Красный | | | Папин | | | Шестой (час) | | | Восемь | | | Сегодня | | | Слева | | | Направо | | | Весело | | | ( Слайды 6,7 ) - В таблице найдите вопросительные местоимения. - Используя любое вопросительное местоимение из таблицы, составьте и запишите с ним предложение. Подведение итога: С какой целью мы используем вопросительные местоимения? | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Закрепление материала. А) Индивидуальная работа учащихся. Ученикам раздаются листочки с заданием. Переписать, вставить буквы, объяснить орфограммы. Найти вопросительные местоимения. Кто варежки пёстрые вяж…т, Стари…ые песни поёт? Кто сказку такую ра…скаж…т? Что снится всю ночь напролёт? Ч…и волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и ж…лею? О ком сочинила стихи? - Подчеркните вопросительные местоимения как члены предложения. - Какими членами предложения могут быть вопросительные местоимения? Б) Просклонять словосочетание сколько скворцов, расставить ударение. Один учащийся задание выполняет на доске. В) Взаимная проверка. ( Слайд 8 ) | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
V. Этап включения изученного в систему знаний. | На партах учащихся лежат таблицы с заданием. Распределить местоимения в таблице: если оно вопросительное, то под цифрой ставим ?, если личное, ставим букву л. Кто; 6. Сколько; Я; 7. Что; Чей; 8. Тебе; Мне; 9. Каков; Нами; 10. Мы. Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят оценку. ( Критерии оценок на доске ) Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» 6 и больше – «2» Г) Устная работа. Разгадать шарады и найти вопросительные местоимения. ( Слайд 9 ) | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Подведение итогов. Вопрос классу: - С каким разрядом местоимений мы познакомились на уроке? - Для чего служат вопросительные местоимения? - Какими членами предложения могут быть вопросительные местоимения? – Продолжите, пожалуйста, предложения. Сегодня мы изучали…… Мы теперь знаем, как…. Мы умеем правильно…. Полученные знания нам помогут…. - А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам. Мне сегодня на уроке было всё понятно. У меня всё получалось. Я иногда испытывал затруднения при(в)……. Я доволен собой Я не совсем доволен собой Я совсем не доволен собой | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |