СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "Подготовка к сочинению в жанре эссе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 10 классе на тему: "Подготовка к сочинению в жанре эссе".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "Подготовка к сочинению в жанре эссе"»


10 класс


УМК: Русский язык 10 класс В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М., 2017. – Ч.2. – 368 с.

Тема: Подготовка к сочинению в жанре эссе

Место урока: первый урок в системе уроков по данной теме.

Тип урока: урок развития речи

Цели урока:

воспитывающие:

– создавать условия для формирования мотивации обучения;

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся;

– создавать условия для воспитания интереса и уважения к родному языку через понимание текста;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании.

развивающие:

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи, мышления обучающихся;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы;

– способствования развитию быстроты реакции, внимания, памяти;

– создавать условия для формирования коммуникативных навыков у обучающихся.

обучающие:

– способствовать формированию умений и навыков написания сочинения в жанре эссе;

– создавать условия для формирования умений вычленения главной мысли из текста и вычленения черт эссе;

– способствовать закреплению знаний о речеведческих понятиях (эссе, стили речи, типы речи, публицистический стиль, афористичность).

Личностные результаты.

– осознают потребность в развитии и саморазвитии;

– приобщение обучающихся к нравственным проблемам, поднятым в тексте (проблема добра и зла, проблема свободы и совести);

– осознают ответственность за результаты своей учебы.

Предметные результаты:

– сформированы умения и навыки написания сочинения в жанре эссе;

– у обучающихся сформировано умение вычленения главной мысли из текста и вычленения основных черт эссе;

– применяют теоретические знания о речеведческих понятиях в ходе беседы.

Метапредметные результаты:

– определяют и формулируют тему урока;

– анализируют, сравнивают, делают выводы;

– владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ;

– способны осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.

Методы: словесный, эвристический, метод выполнения практических упражнений, наглядный.

Оборудование: презентационный материал, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Основные понятия: эссе, афористичность.

План урока:

I.Организационный момент (1 мин)

II.Мотивация учебной деятельности (5 мин)

III. Предварительная беседа (6 мин)

IV. Составление плана (10 мин)

V. Речевая подготовка (5 мин)

VI. Орфографическая и пунктуационная работа (8 мин)

VII.Самостоятельная работа по написанию сочинения в жанре эссе (2 мин)

VIII.Рефлексивно-обобщающий этап (2 мин)

IX. Задавание домашнего задания (1 мин)


ХОД УРОКА


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Планируемые УУД

  1. Организационный этап (1 мин)

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

-приветствуют учителя


-проверяют готовность к уроку.

Словесный метод.

Слово учителя

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 мин)

Цель этапа: сформулировать тему урока, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию по теме урока.

































































III.Предварительная беседа (6 мин)

Цель этапа: обеспечение условия для активного восприятия темы для написания эссе.










Эпиграфы к уроку: 

1.«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». И. Гете. «Фауст».

2. «Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…» М. Булгаков «Мастер и Маргарита».


На слайде представлены высказывания И.Гете и М.А. Булгакова, которые станут эпиграфами к нашему уроку. Как вы думаете, какая тема объединяет эти высказывания? Какие слова можно выделить как основу?



Запишите число, классная работа.




































Добро и зло – это вечные проблемы бытия, которые решает человечество. Не обходят стороной эти понятия и писатели. И нам сегодня предстоит поговорить именно об этих понятиях и решить для себя, что же это такое.

«Мастер и Маргарита»… этот роман М. Булгакова очень популярен в нашей стране, известен он и вам. В этом, местами удивительно жизнеподобном, а местами фантастическом и ни на что не похожем романе исследуются названные выше проблемы бытия.


Перед вами отрывок из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Какая ситуация представлена в этом отрывке?

Какие вопросы поставлены автором в этом эпизоде?









Какая тема выходит на первый план?





Какие слова из эпизода

вызвали у вас наибольшее удивление?


Зло во всей концепции Булгакова есть проявление человеческих слабостей.

Как это доказывает Булгаков?



Человек начинается там, где кончается зло. Он целиком в школе нравственных ценностей в зоне добра.


О чем же тогда роман?



Ваши размышления, суждения о романе предстоит выразить в сочинении. А вот какого жанра, вы попробуете догадаться сами.



Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете?





Вспомните типы речи.



Какие жанры публицистического стиля вы знаете?




В каком из этих жанров находит отражение впечатления, раздумия, ассоциации?

Что же означает само слово эссе? Что это за жанр?

Давайте с вами обратимся к литературоведческому словарю.



















Предлагаю записать отличительные признаки эссе, выделив их из предложенных черт (признаки записаны на доске):

1.Небольшой объём

2.Биографические данные автора

3.Личностное осмысление темы

4.Строгое построение текста

5.Конкретная тема

6.Афористичность

7.Полемика с самим собой

8.Призывность

Но для этого мы познакомимся с образцами данного жанра. Образцами жанра эссе в литературе являются дневники Ф. М. Достоевского, очерк эссе М. И.Цветаевой «Мой Пушкин», произведения Солоухина, Леонова, Беляева, романы В. Чивилихина «Память», Ю. Бондарева «Мгновения». Перед вами – отрывки из произведения известного русского философа и литература XX века В. Розанова «Уединенное». Внимательно прочтите предложенные тексты и докажите, что это эссе (Приложение 1).



Несмотря на то, что эссе имеет вполне конкретную тему, всё же не предполагается её исчерпывающее объяснение, трактовка. Автор ходит вокруг конкретной темы. Это называется свободным владением темы.























Какие языковые средства и средства художественной выразительности преобладают в эссе?

















Все ли представленные отрывки можно назвать эссе?

Как вы думаете почему сегодня на уроке звучали эти имена – Булгаков и Розанов?



















Ранее мы с вами выделили основные темы, которые поднимает М.А. Булгаков в романе, одна из них – тема добра и зла.

Давайте посмотрим на работу школьника на эту тему и определим, написана ли она в жанре эссе (Приложение 2).

Является ли работа эссе?



Какие ошибки допущены автором сочинения?



















Давайте прочитаем еще одну работу на тему: «Что такое Добро и что такое зло?»

Докажите, что эта работа является сочинением-эссе.
































Тема добра и зла, их противостояния. Ключевые слова: идеал добра, сострадательности и отваги; совесть – искупление вины; человек ответственен за все; быть человеком изо дня в день – человечность.

















































Чтение по ролям.































Спор Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

Противостояние свободы и несвободы. Зло идет от несвободы, а добро рождается свободой (внутренняя свобода).

Тема совести – одна из центральных тем. Совесть – моральный суд над собой, оценка своих поступков.

Слова Иешуа о том, что «злых людей действительных нет».


Подлее и страшнее самого зла духовная слабость тех, кто это зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за позорного малодушия.









«Мастер и Маргарита» – роман о всесилии добра.











Разговорный и книжный (официально-деловой, художественный, публицистический, научный).

Описание, повествование, рассуждение.

Отзыв, заметка в газету, интервью, очерк, репортаж, рецензия, эссе.



Эссе.



Эссе (с французского – "попытка, проба”) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.



























Работа по рядам.











Небольшой объём, личностное осмысление темы, конкретная тема, афористичность, полемика с самим собой.

Необычное начало (карточка № 1), авторские наблюдение и размышления (№1,2,3), небольшой объем и свободная композиция (№2,3), нет окончательных выводов (№ 1,2,3), язык афористичен, образен, эмоционален (тропы – «Мой Бог» - бесконечная моя интимность, бесконечная моя индивидуальность, № 1, стилистическая фигура – анаформ, эпифоры: «Боюсь ли я Его? Нисколько. Что Он скажет? Нет. Что Он меня питает? Нет. Что через него существую, создан? Нет. № 1; риторические вопросы: «Как мы лучше после страдания? № 3).


- ряды однородных членов;

- односоставные назывные предложения;

- вопросно-ответная форма изложения;

- субъективный характер изложения;

- вводные слова;

- тропы (эпитет, метафора, аллергия) художественный символ, гипербола;


- стилистические фигуры (антитеза, анафора, эпифора, умолчание, риторический вопрос).



Да.



Их произведения созданы на уровне вечных ценностей: в них размышления о своей эпохе и вечности, человеке и мире, добра и зла, сострадательности и равнодушии.

Стиль, своеобразие художественная манера Булгакова, которая обнажает внутренний мир человека, сближают роман с эссе В. Розанова.















Нет.



- нет установки на диалог с читателем, делаются выводы и обобщения;

- не используются специальные для эссе художественно-изобразительные средства: нет аллегории, художественных символов, умолчаний, анафоры, риторических вопросов;

- стиль однообразен.





- Здесь выдержаны основные черты жанра эссе.

- Автор размышляет о проблемах добра и зла, не делая каких-либо выводов, оставляя возможность для спора, дискуссии, диалога.

- Можно отличить средства, характерные для эссе: метафорические эпитеты «истерзавшиеся», риторические вопросы, анафоры: человек родился, человек светел, человек свят.

Словесный метод.

Интерпретационный метод.



































































Словесный метод.

Эвристический метод.

Метод практического выполнения упражнений.





































































Личностные:

-смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и мотивом;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 

Регулятивные:

-контроль и самоконтроль;
-принятие и сохранение учебной задачи;

-выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

-взаимодействие с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.





Личностные:

-нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные: - самоконтроль.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- взаимодействие с учителем и сверстниками.

IV. Составление плана с включением речевой подготовки по заданному алгоритму (12 мин)

Цель этапа: создавать условия для обеспечения глубокого понимания темы, логики изложения мыслей, а также работы над эссе по заданному алгоритму.
























































































































Из каких частей состоит эссе?

















Подберите опорные слова, ярко и образно характеризующие размышления о Добре и Зле?







У вас есть карточка, на которой представлен алгоритм написания эссе.

Алгоритм:

1.Определите ключевые слова в формулировке темы. 2.Составьте ассоциативный ряд к словам.

3.Подберите контекстуальные синонимы к слову. (С какой целью мы выстраивали синонимичные ряды?)

4. Составьте тезисы из слов ассоциативного ряда.

5. Напишите вступление:

а) подумайте, как оформить начало эссе:

вы сообщаете о цели работы?

привлекаете внимание читателя к заявленному вопросу?

представляете личные впечатления?

выражаете свои ассоциации?

б) придумайте, как оформить логический переход к основной части:

заявите во вступлении, что то, о чём вы будете рассуждать, спорно, неоднозначно, парадоксально, субъективно

6.Подберите аргументы к своему эссе (не менее 2), обратитесь к п.4.

7. Придумайте логичный переход к заключению.

8. Придумайте неожиданный, но в то же время закономерный вывод.

Ранее мы с вами определили, что неотрывно от слово «добро» идет слова совесть, ответственность. Эти слова и составят тему для нашего эссе.

Тема нашего эссе: «Ответственен ли человек за слои деяния?».

Мы будем анализировать эту тему по данному алгоритму.

Какие синонимы можно подобрать к слову «ответственность»?



Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?









Как вы можете объяснить слово «деяния»? В каком лексическом значении оно представлено в контексте рассматриваемой темы?

1. Вступление (характеристика актуальности темы, заявленной в тексте)

2.Главная часть

А) основная мысль текста

Б) авторская позиция

В) ваше отношение к поднятой проблеме

3.Заключение (вывод)



Сострадательность и всепрощение, идеалы Добра, покой и умиротворение, наказуемость Зла, Бог – мерило совести, очищение от скверны. Что я? Зачем я?









































































1.Ключевым словом в формулировке темы является слово «ответственность».

2.Ассоциации: обязательство, доверие, долг, свобода, дисциплина, дело, чувство, поступок, честность, добро (СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА).

3.Контекстуальные синонимы к слову деяние: событие, поступок, зло, добро, благо.
Деяние– поступок, дело, действие.

Словесный метод.

Эвристический метод.







































































































































Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем и сверстниками;

- соблюдение правил речевого поведения;

- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

- умение анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-построение цепи логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.



















VI. Орфографическая и пунктуационная работа (8 мин)

Цель этапа: организация орфографической и пунктуационной работы над ключевыми словами из приведенной темы эссе.



























VII.Самостоятельная работа по написанию сочинения в жанре эссе.

Цель этапа: организация самостоятельной работы с алгоритмом по написанию сочинения в жанре эссе.

Давайте с вами подберем однокоренное слово к слову деяние.

Обратите внимание, что в названии эссе представлено слово «ответственен». К какой части речи оно относится? Объясните написание суффикса.













В представленном эссе несколько раз автор использует вводные конструкции. Как они выделяются на письме? Найдите в эссе вводные слова и конструкции.











Обратите внимание, что основная часть включает в себя аргументация к приведенному тезису. Причем этот аргумент не является простым пересказом, а представляет собой вашу краткую, аргументированную позицию на поднятую тему.

Как вы думаете, какие примеры из художественной литературы в полной отражают тему нашего сочинения?

Действие.



Краткое прилагательное.

В кратких прилагательных в суффиксах пишется столько же «н», сколько и в полных. Но написание слова в мужском роде отличается от написания слова в среднем и женском. Так сложилось исторически.



На письме выделяются запятыми.

Конечно, действительно, наверное, к сожалению.



















«Мастер и Маргарита».

«Завтра была война».

«Собачье сердце».

«Капитанская дочка».




Словесный метод.

Эвристический метод.

Метод практического выполнения упражнений.





































Словесный метод.






Регулятивные:

- контроль, самоконтроль;

- анализировать, различать, группировать, делать выводы.

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- владеть монологической речью;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.





Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем и сверстниками;

- соблюдение правил речевого поведения;

- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

- умение анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-построение цепи логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

VIII.Рефлексивно-обобщающий этап (2 мин)

  1. Обобщение по теме урока

  2. Рефлексия

  3. Выставление оценок

Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке


Просмотрите еще раз то, что мы написали сегодня на уроке.

– О чем мы сегодня с вами говорили?

– Что нового вы узнали на уроке?





Мы говорили о добре и зле, о том, как эти понятия отражаются в художественной литературе и в эссе.

Также узнали о том, что представляет собой эссе, его основные черты и алгоритм написания.

Эвристический.

Словесный метод.

Личностные:

-оценка собственных достижений на уроке. Регулятивные:

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

-самоконтроль, самооценивание;

-выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем и сверстниками

Познавательные:

-структурирование знаний;

-поиск и выделение необходимой информации;

-развитие умения извлечь главное, подвести итог.

IX.Задавание домашнего задания (1 мин)

Цель этапа:

объяснить ход выполнения домашнего задания.

Написать эссе на тему: «Ответственен ли человек за свои деяния?»


Записывают домашнее задание в дневник.

Словесный метод.

Регулятивные: планируют необходимые действия.



Приложение 1.

Карточка 1.

"Человек о многом говорит интересно, но с аппетитом - только о себе" (Тургенев). Сперва мы смеемся этому выражению, как очень удачному... Но потом (через год) становится как-то грустно: бедный человек, у него даже хотят отнять право поговорить о себе. Он не только боли, нуждайся, но... и молчи об этом. И остроумие Тургенева, который хотел обличить человека в цинизме, само кажется цинично.

Я, напротив, замечал, что добрых от злых ни по чему так нельзя различить, как по выслушиванию ими этих рассказов чужого человека о себе. Охотно слушают, не скучают - верный признак, что этот слушающий есть добрый, ясный, простой человек. С ним можно водить дружбу. Можно ему довериться. Но не надейтесь на дружбу с человеком, который скучает, вас выслушивая: он думает только о себе и занят только собою. Столь же хороший признак о себе рассказывать: значит, человек чувствует в окружающих братьев себе. Рассказ другому есть выражение расположения к другому.

Мне очень печально сознаться, что я не любил ни выслушивать, ни рассказывать. Не умел даже этого. Это есть тот признак, по которому я считаю себя дурным человеком.

"Дурное в нас есть рок наш. Но нужно знать меру этого рока, направления его, и "отсчитывать по градусам", как говорят о термометрах, которые тоже врут, все, но ученые с этим справляются, внося поправки.

Хотел ли бы я быть только хорошим? Было бы скучно. Но чего я ни за что не хотел бы, - это быть злым, вредительным. Тут я предпочел бы умереть. Но я был в жизни всегда ужасно неуклюжий. Во мне есть ужасное уродство поведения, до неумения "встать" и "сесть". Просто, не знаю как. И не понимаю, где лучше (сесть, встать, заговорить). Никакого сознания горизонтов. От этого в жизни, чем больше я приближался к людям, - становился все неудобнее им, жизнь их становилась от моего приближения неудобнее. И от меня очень многие и притом чрезвычайно страдали: без всякой моей воли.

Это - рок.


Карточка 2.

Унижение всегда переходит через несколько дней в такое душевное сияние, с которым не сравнится ничто. Не невозможно сказать, что некоторые, и притом высочайшие, духовные просветления недостижимы без предварительной униженности: что некоторые "духовные абсолютности" так и остались навеки скрыты от тех, кто вечно торжествовал, побеждал, был на верху.

Как груб, а посему и как несчастен. Наполеон... После Иены он был жалчее, нежели нищий-праведник, которому из богатого дома сказали - "Бог даст".

Не на этой ли тайне всемирной психологичности (если она есть, т. е. всемирная психологичность) основано то, что наконец "Он захотел пострадать?.."

Как мы лучше после страдания?.. Не на этом ли основан "выигрыш без проигрыша" демократии?.. Она вовсе не рождается "в золотых пеленках" морали; "с грешком", как и все. Но она - "в нижнем положении"; и нравственный ореол привлек к ней всех...


Карточка 3.

Удивительно, как я уделывался с ложью. Она никогда не мучила меня. И по странному мотиву: "А какое вам дело до того, что я в точности думаю", "чем я обязан говорить свои настоящие мысли". Глубочайшая моя субъективность (пафос субъективности) сделала то, что я точно всю жизнь прожил за занавескою, неснимаемою, нераздираемою. "До этой занавески никто не смеет коснуться". Там я жил; там, с собою, был правдив... А чтó говорил "по сю сторону занавески", - до правды этого, мне казалось, никому дела нет. "Я должен говорить полезное". "Ваша критика простирается только на то, пользу ли я говорю" - "да и то условно: если вред - то не принимайте". Мой афоризм в 35 лет: "Я пишу не на гербовой бумаге" (т. е. всегда можете разорвать).

Если, тем не менее, я в большинстве (даже всегда, мне кажется) писал искренне, то это не по любви к правде, которой у меня не только не было, но "и представить себе не мог", - а по небрежности. Небрежность - мой отрицательный пафос. Солгать - для чего надо еще "выдумывать" и "сводить концы с концами", "строить", - труднее, чем "сказать то, чтó есть". И я просто "клал на бумагу, чтó есть": чтó и образует всю мою правдивость. Она натуральная, но она не нравственная.

"Так расту": "и если вам не нравится - то и не смотрите".

Поэтому мне часто же казалось (и может быть так и есть), что я самый правдивый и искренний писатель: хоть тут не содержится ни скрупула нравственности.

"Так меня устроил Бог".

Мой Бог - особенный. Это только мой Бог; и еще ничей. Если еще "чей-нибудь" - то этого я не знаю и не интересуюсь.

"Мой Бог" - бесконечная моя интимность, бесконечная моя индивидуальность. Интимность похожа на воронку, или даже две воронки. От моего "общественного я" идет воронка, суживающаяся до точки. Через эту точку-просвет идет только один луч: от Бога. За этой точкой - другая воронка, уже не суживающаяся, а расширяющаяся в бесконечность: это Бог. "Там - Бог". Так что Бог

1) и моя интимность

2) и бесконечность, в коей самый мир - часть.



Приложение 2.

Всё то, что пережил М.А. Булгаков в жизни, все мысли и открытия, вся душа и весь талант этого гениального писателя вложены в его роман «Мастер и Маргарита». Это уникальное творение не только в художественном плане, но и в идейном. В этом произведении отразилась эпоха начала 20-х годов 20 века – тяжелое время ломки идеалов и выковывания новой страны. Булгаков показал все несовершенства этого процесса, за что и поплатился многолетним бойкотом своего романа. Но в этом, на мой взгляд, был великий смысл. «Мастер и Маргарита» - это роман о любви и нравственном долге, об истинном творчестве, о неразрывности света и тьмы, добра и зла.
    Добро и зло… Такие знакомые слова и такие непонятные значения. Понятия вечные и неразделимые. Добро должно освещать людям путь к истине. Зло затуманивает этот путь или вообще уводит человека в сторону.
    М.М. Булгаков был убеждён, что только через приобщение к Богу человек обретает веру, без которой невозможно жить, а с помощью этой веры он отыскивает свой путь. Герои «Мастера и Маргариты» помогают осознать эту позицию автора, его отношение к добру и злу.
    В рамках «романа в романе», сочинённого Мастером, Иешуа предстаёт перед жестоким и трусливым прокуратором как человек, а перед читателями романа – как сын Божий. И в этот момент тема добра и зла звучит не как тема торжества зла, а как тема предательства добра. Почему предательства? Да потому, что прокуратор знал, чувствовал, что Иешуа невиновен, но отправил его на жестокую казнь. Он раб государства, но раб только потому, что сам так решил. Таких же рабов показывает автор романа и в современной Москве – Майгель, Босой и множество безымянных типичных героев.
    Иешуа же нёс людям добро, он мог свободно сказать своё слово о добре и истине. Этот проницательный, мудрый человек был воплощением новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не заставили его изменить идее добра и милосердия. Герой утверждал «царство истины и справедливости», где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верил в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит.
    Воланд же, напротив, был уверен, что злое преобладает в душе человеческой и что разбудить это злое не составит особого труда. Воланд вглядывается в людей, стараясь выявить их пороки. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты всё то, что отступилось от добра, развратилось. Всего на три дня Воланд остаётся в Москве, но люди за это короткое время предстают перед нами в своей наготе.
    Но почему князь тьмы, который должен внушать ужас и отвращение, скорее вызывает улыбку, а иногда выглядит даже благородно? Неслучайно эпиграфом к роману Булгаков взял слова из «Фауста» Гете: «…так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Да, Сатана в романе – вершитель правосудия. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но его суд, как мне кажется, больше похож на месть, и потому сам по себе уже относится к злу.
    Есть в романе и еще один момент, который, как и образ Иешуа, показывает всепоглощающую силу добра. Это любовь главных героев, любовь Мастера и Маргариты. Рассказывая нам их историю, автор показывает, что любовь может изменить окружающий мир и самих людей.
    И она изменила, неузнаваемо, непримиримо, окончательно. Москва превратилась в место шабаша нечистой силы, сгоревшие листы бумаги возрождаются из пепла, как птица феникс, привычная жизнь разбилась о ведьмин хохот отчаявшейся женщины. Все пошло не так, как могло бы быть. Да, совершиться этой любви помог дьявол, но внушил её господь, она божественна по своему проявлению.
    Этот роман Булгакова, на мой взгляд, ценен еще одной своей особенностью. Несмотря на то, что главной действующей силой в нем стала сила нечистая, здесь все же провозглашается всепрощение и любовь. В этом, как мне кажется, глубокий метафорический характер данного произведения. Добро стало здесь тем, что оно и есть по своей сути – силой созидания, создающей энергией, которую не может поколебать, извратить, очернить зло, как бы оно ни старалось.
    Но, наряду с этим, зло также показано силой, необходимой в мире для поддержания состояния гармонии и равновесия. Зло является тем фоном, на котором добро становится еще белее и необходимее. Это объясняет нам сам Воланд: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»
    К тому же, по мысли автора, некоторым людям необходимо пройти все круги преисподней, чтобы понять, что любовь – единственный путь, который сделает человека счастливым повелителем жизни, а не рабом обстоятельств.





Приложение 3.

Каждый человек понимает, что такое добро и зло. Эти понятия встречаются всюду: в литературе, кинематографе и в жизни. Ещё с детских лет нас учат, что добро – это всё, что несёт в мир свет, заботу, сострадание и душевное тепло. Зло же противопоставлено добру, оно опасно для общества, его нужно избегать.

К сожалению, люди нечасто задумываются о том, что добро и зло тесно связаны. Эти понятия похожи на инь и янь: они противоположны, но неделимы, ведь, если пропадет одно, второе превратится в норму, в то, чему не нужно даже придумывать название. Несомненно, добро и зло тесно переплетаются в наших жизнях. И иногда, даже в поступке, совершенном с самыми добрыми намерениями, можно найти частичку зла.

В повести Альберта Лиханова «Благие намерения» молодая учительница устраивала сирот в новые семьи. Многие дети обрели родителей, братьев, сестер, новых друзей, в лице которых всегда могли найти поддержку. Для них помощь учительницы была неоценимой, а ее поступок – добрым. Но остались и те, кого новая «семья» бросила. Так Аллу Ощепкову забрали богатые люди, которые, наигравшись в родителей, перестали навещать девочку. Для нее это было настоящей трагедией, подорвавшей веру в обретение семьи. Сложно представить, как больно и тяжело было девочке. С. Джонсон писал, что «благими намерениями вымощена дорога в ад». Наверное, для Аллы Ощепковой это высказывание очень актуально.

Можно ли сказать, что учительница из повести Лиханова совершила доброе дело? Конечно, да. Она оказала многим детям просто неоценимую услугу. Но, к сожалению, в добром поступке, пусть и не по поле учительницы, оказалась крупица зла.

Порой даже в том, что мы привыкли считать злом, можно найти хорошие стороны. Воланд, сатана из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», не зря считается далеко не положительным героем. Прибыв в Москву, он устроил там хаос, так или иначе спровоцировал ряд инцидентов и обманул множество людей. Но этот же Воланд, пусть и не из добрых побуждений, вернул Мастера, соединив разлученную пару. Маргарите появление в Москве Воланда принесло не зло, а добро.

В литературе еще множество примеров, доказывающих, что добро и зло тесно связаны. Действительно, не бывает добра без зла и зла без добра. Но это ещё не значит, что нужно перестать совершать добрые дела, боясь причинить кому-то случайный вред.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!