СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Безопасный отдых на водоемах."

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Безопасный отдых на водоемах."»

Технологическая карта урока по БЖ

Дата проведения: 24.10.2020.

Раздел: Основы комплексной безопасности.

Тема урока: Безопасный отдых на водоемах.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Класс: 8а

Цель урока: Изучить безопасное поведение во время отдыха на водоемах.

I. Образовательные задачи (предметные):

  1. Изучить правила безопасного поведения на воде;

  2. Изучить подготовку к водному путешествию;

  3. Изучить организацию и безопасность похода;

  4. Изучить возможные аварийные ситуации в одном походе;

II. Развивающие задачи (личностные):

1. Развитие умения обобщать, сравнивать, логически излагать свои мысли.

2. Развить умение анализировать полученную информацию и делать выводы.

III. Воспитательные задачи (метапредметные):

  1. Воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  2. Воспитать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения

Место проведения: Кабинет 404

Оборудование: тетрадь, учебник Смирнов, Хренников, видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=a4BiTqTNEiA, раздаточный материал (вопросы).

Учитель: Усова Полина Александровна


Содержание

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения*

Подготовительная часть

Организационный момент. 5 мин









Постановка темы и цели урока






1 мин





3, 5 мин




30 сек






Приветствие,
проверка явки учащихся,
заполнение учителем классного журнала.


Давайте проверим домашнее задание. У вас нужно было выучить записи в тетрадях. У вас есть минута подготовиться отвечать.



Открываем учебник на странице 56.



1 слайд. Тема урока: Безопасный отдых на водоемах.

Цель урока: Изучить безопасное поведение во время отдыха на водоемах.


Приветствие учителя.





Слушают

Отвечают на вопрос




Открывают учебник


Записывают тему урока

ПУУД Формирование познавательного интереса к занятиям безопасности жизнедеятельности.

РУУД Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление к ее выполнению.

КУУД Готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение.

ЛУУД Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; умение проявлять дисциплинированность

Основная часть

Изучение нового материала. 36 мин


1 мин





















1 мин


































3 мин





























1 мин
























4 мин






























4 мин






























7 мин



3 мин















































3 мин












































9 мин

Ребята, вы все умеете плавать?

А кто из вас купается в специально отведенных местах для купания, а кто в запрещенных местах?

Летом в жаркую погоду лучший отдых — на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться. Запомните!
Главное правило безопасного отдыха человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья и где купание разрешено.

2 слайд. Если уж так случилось, что вы решили искупаться в незнакомом водоеме, что необходимо сделать? Если вы решили искупаться в незнакомом водоеме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место выбранное для купания, находится на песчаном берегу с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, нужно внимательно обследовать акваторию, примыкающую к берегу: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде. Если она не спокойна, значит, здесь могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли. После того, как выбрано подходящее место, следует наметить предел, за который нежелательно заплывать. В воду нужно входить осторожно. Никогда не надо прыгать в воду в незнакомых местах. Даже если это место накануне считалось безопасным для прыжков, то за ночь могло принести корягу или кто-то мог что-то сбросить в воду. Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоема (море, река, озеро, пруд) и места купания (пляж, бассейн, незнакомый водоем) необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания.

3 слайд. Купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 18—19 °С, температура воздуха — 20—25 °С. Продолжительность купания зависит от температуры воздуха и воды, от влажности воздуха и силы ветра. Наиболее благоприятные условия купания — ясная безветренная погода, температура воздуха — 25 °С и более. Наиболее приемлемыми являются следующие режимы купания:

  • при температуре воды 18 °С — 6—8 мин;

  • при температуре воды 20 °С — 10—12 мин;

  • при температуре воды 24 °С — 15—20 мин.

Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания. Судорожные сокращения мышц во время плавания, вызванные длительным пребыванием в воде, часто служат причиной несчастных случаев.


4 слайд. И так, что делать, если у вас произошла судорога?

Если судорогой свело руки или ноги, нужно сохранять спокойствие и продолжать плыть на спине. При ощущении стягивания пальцев руки надо быстро с силой сжать кисть в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону и разжать кулак. При судороге в икроножной мышце необходимо, согнувшись, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть ее к себе за пальцы стопы. При судороге мышц бедра необходимо ухватить рукой ногу с наружной стороны, ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть назад к спине. Следует помнить, что работа сведенной мышцей ускоряет исчезновение судорог.

Можно ли заходить в воду если вас знобит? Что нужно делать, чтоб остановить озноб? Если продолжительное время чувствуется озноб, нужно выйти из воды и сделать короткую, но энергичную пробежку по берегу, насухо обтереться полотенцем и после этого можно загорать.

Почему нельзя входить в воду, после долгого пребывания на солнце? Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце, так как периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания.

Что делать если вас захватило течением и понесло в незнакомое место? Если вас захватило течением и понесло в незнакомое место, нельзя поддаваться панике. Сохраняя хладнокровие, не надо плыть против течения, иначе можно выбиться из сил. Лучше плыть по течению вниз, постепенно под небольшим углом приближаясь к берегу. Не стоит забывать и о водоворотах, они так же считаются очень опасными.

5 слайд. -Запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.

-Нельзя подплывать к проходящим судам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения.

-Не следует плавать на надувных предметах. Могут из - за ветра унести далеко.

-Особой осторожности требует купание с маской, трубкой и ластами. Нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать надо только вдоль берега и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы вовремя могли прийти на помощь.

-Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность. Шалости не должны переходить известных границ.

-Нельзя оставлять у воды младших братьев и сестер. Они могут оступиться и упасть, захлебнуться волной или попасть в яму.

-Нельзя плавать за ограничительные знаки


Теперь давайте посмотрим видеоматериал «Правила безопасного отдыха на водоемах».


6 слайд. Путешествие на воде требует от участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя. Для водного туризма используют различные виды легких гребных судов, наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Используются также шлюпки, долбленки, плоскодонки и суда местной постройки.

В водном туристском походе туристам необходимо соблюдать ряд основных правил обеспечения безопасности:

-Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе в застегивающемся кармане трусов или повесить его на шею. Запас спичек, сухой спирт хранить в пластмассовых (металлических) емкостях с завинчивающимися крышками.

-Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, белье, продукты, боящиеся влаги, держать в мешках из полиэтилена.

-Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке в носовой части поверх багажа, в байдарке на носовой палубе или за спинами гребцов; спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

-При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.


7 слайд. Организация и безопасность похода:

-входить в лодку по очереди

-несколько лодок в зрительной и голосовой связи

-крик – «терпим аварию!» Крик на воде должен означать одно: «Терпим аварию!» Во всех других случаях — это грубейшее нарушение дисциплины.


Возможные аварийные ситуации в водном походе:

Что делать если судно перевернулось на свободной волн? В этой ситуации туристы, идущие впереди потерпевшего судна, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то они немедленно должны поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести ее на берег, извлечь из воды утонувшие вещи и просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно к мелководью.

Что делать если судно перевернулось на пороге? Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывет к берегу. Команды судов, находящиеся впереди, вылавливают вещи, уплывшие с перевернувшейся лодки.

Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего с лодки, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лежа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку. Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться.

И так, давайте закрепим ваши знания. Ответьте, пожалуйста, письменно на вопросы. Листочки сдаем в конце урока. (Приложение 1)

Отвечают на вопросы учителя.




Слушают учителя.
















Отвечают на вопрос учителя.

Слушают учителя.

Записывают информацию.



















Слушают учителя.

Записывают информацию.














Отвечают на вопрос учителя.

Слушают учителя.











Отвечают на вопрос учителя.

Слушают учителя.














Записывают информацию.

Слушают учителя.














Смотрят видеоролик.


Слушают учителя.

Записывают информацию.























Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают информацию.











ПУУД Овладение знаниями о признаках, причинах и классификации ЧС техногенного характера.

РУУД Умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм для их решения.

КУУД Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, работать с разными видами информации. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в коммуникативной деятельности.

ЛУУД Проявление целеустремленности, трудолюбия, дисциплинированности, ответственного отношения к учению.

Заключительная часть

Рефлексия. 4 мин

30 сек








3,5 мин




В заключение отметим, что отдых на воде очень привлекателен и полезен для здоровья, но пользоваться этим благом надо с умом, чтобы приятное не обернулось несчастьем. Необходимо помнить, что соблюдение мер предосторожности — главное условие безопасности на воде.

Давайте подведем итог, какие впечатления у вас остались от нашего урока?

Запишем домашнее задание:

1. параграф 3.2, прочитать еще раз, выучить записи в тетрадях.

2. быть готовыми письменно ответить на вопросы на следующем уроке.

Слушают учителя









Записывают домашнюю работу. Высказывают впечатления от урока.

ПУУД Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания.

РУУД Формирование адекватного восприятия оценки учителя; осуществление пошаговый контроль своих действий.

КУУД Умение участвовать в диалоге по заданной теме; умение увидеть ошибки других учащихся подсказать пути их исправления.

ЛУУД Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.


*Примечание: Умения формируются через ПУУД – познавательное универсальное учебное действие; РУУД – регулятивное универсальное учебное действие; КУУД – коммуникативное универсальное учебное действие; ЛУУД – личностное универсальное учебное действие





Приложение 1.

Вопросы:

  1. Почему опасно заходить в воду при перегреве на солнце?

  2. Где запрещается купаться?

  3. Как необходимо хранить документы и деньги во время водного туристического похода?

  4. Что делать если лодка перевернулась на пороге?

  5. Что делать, если у вас произошла судорога икроножной мышцы?

Ответы:

  1. Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце, так как периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания.

  2. Запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.

  3. Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе в застегивающемся кармане трусов или повесить его на шею. Запас спичек, сухой спирт хранить в пластмассовых (металлических) емкостях с завинчивающимися крышками.

  4. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывет к берегу. Команды судов, находящиеся впереди, вылавливают вещи, уплывшие с перевернувшейся лодки.

  5. При судороге в икроножной мышце необходимо, согнувшись, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть ее к себе за пальцы стопы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!