СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе Т. Баклановой «Русь скоморошья».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе Т. Баклановой «Русь скоморошья».»

Тема урока: «Русь скоморошья»

Цели урока:

  1. Деятельностная – формирование УУД при изучении народной музыки и смеховой культуры Древней Руси.

2. Предметно-дидактическая – дать представление о творчестве скоморохов в Древней Руси; формировать у учащихся ценностное отношение к отраженной в музыке смеховой культуре Древней Руси.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • иметь представления о русских народных инструментах и истории их возникновения; различать тембры музыкальных инструментов, запомнить их названия;

  • формировать навыки исполнения музыки на музыкальных инструментах (деревянные ложки, трещотки, деревянные ложки, бубен);

  • совершенствовать вокально-хоровые навыки;

  • формировать слушательскую культуру,

  • сформировать представление о роли скоморохов в Древней Руси.

Метапредметные:

Регулятивные

  • следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;

  • нацелиться на успешную деятельность;

  • осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально - исполнительские замыслы (в игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

Познавательные

  • сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

  • самостоятельно находить информацию и осмысливать её.

Коммуникативные

  • слушать собеседника, включаться в диалог о музыкальном искусстве, делиться впечатлениями;

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности;

  • воспитать уважительное отношение к музыкальному наследию России.

Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели – изучение нового материала.

2. По способу организации - комбинированный.

3. По ведущему методу обучения – репродуктивный.

Методы обучения:

1.Основной – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

2. Дополнительные – метод эмоционального настроя; метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность; целеполагание; метод размышления о музыке; метод вживания в образы искусства; метод импровизации; метод формирования певческих навыков; частично-поисковый; метод обобщения; метод самооценки; исследовательский.

Средства обучения:

Оборудование к уроку: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, фортепиано, учебник «Музыка, 4 класс», автор Т.И. Бакланова, тетрадь, музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, маракасы, бубны).

Музыкальный материал: р.н.п. «Полянка» (запись, оркестр русских народных инструментов); русская народная песня «Светит месяц» в исполнении учителя; русская полька в исполнении русского народного оркестра хора имени Пятницкого; р.н. песня «Скоморошья плясовая»; р. Н. песня «Как у наших у ворот»; « Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; фрагмент из х/ф «Приключения Петрова и Васечкина».



Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки


учителя

ученика





Организационный момент.

Метод эмоционального настроя

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку; приглашает детей войти в класс под русскую народную музыку «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Приветствует обучающихся.

Предлагает с помощью смайликов определить свою готовность к уроку.

Входят в класс под русскую народную музыку «Полянка». Приветствуют учителя. При помощи смайликов определяют готовность к уроку.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

формировать положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности

Самооценка готовности к уроку «Смайлики».


Актуализация

внимания к теме

(актуализация опорных ЗУН).

Целеполагание

Актуализирует внимание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Обращает внимание на музыку, под которую вошли в класс дети. Загадывает загадку о скоморохах. Предлагает подумать о ком пойдет речь на уроке. Совместно с учащимися формулирует цель урока.

Слайд №1

Предлагает записать в тетрадь тему урока.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Совместно с учителем формулируют цель урока.

Делают в тетради запись темы урока «Русь скоморошья»


Коммуникативные:

слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве.

делиться впечатлениями.

Регулятивные:

следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя.

Прогностическая самооценка – учащиеся оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с заданием?»

Оценивание учителем.


Создание условий для реализации целей

(Формирование новых ЗУН).

Репродуктивный

Частично-поисковый, словесный



Метод «Импровизации»




Объяснение нового материала.

Погружает учащихся в атмосферу Древней Руси. Слайд №2..

Рассказывает о том кто такие скоморохи, об отношении к ним простых и знатных людей. Слайд №3, 4.

Работа с учебником (стр.48.) Обращает особое внимание на то, что скоморохи были защитниками простого народа. Слайд №5.

Рассказывает о том, что в те далекие времена скоморохи были главными музыкантами.

Слайд № 6.

Знакомит с инструментами скоморохов и предлагает послушать голоса музыкальных инструментов скоморохов. Слайд № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Учитель предлагает побыть на месте скоморохов и исполнить на шумовых музыкальных инструментах свое музыкальное сопровождение к русской народной песне «Светит месяц». Организует музыкально исполнительскую деятельность. Игра на музыкальных шумовых инструментах. Ритмические импровизации.

Слайд №14 (без звука).

Работа в группах. Одна группа детей играет на ложках, другая группа выполняет танцевальные движения (меняются местами). Слайд №14 (со звуком).

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником. Слушают музыкальные фрагменты. Высказывают свое мнение об услышанном.

Играют на шумовых инструментах, импровизируют. Придумывают танцевальные движения.








Предметные:

Формирование представления о русских народных инструментах и истории их возникновения.

Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

Обучать навыкам исполнения музыки на музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, деревянные ложки, бубен).

Регулятивные:

осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально - исполнительские замыслы (в игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

Личностные:

воспитывать уважительное отношение к музыкальному наследию России.

Взаимооценивание. Оценивают пение и игру на музыкальных инструментах.

Самооценка.

Оценивают свою деятельность на данном этапе урока при помощи смайликов.

Оценивание учителем.

Организует первичное обобщение.

Развитие способов умственной деятельности, умения слушать музыку, размышлять о ней и исполнять.

Репродуктивный;

метод размышления о музыке;

метод вживания в образы искусства;

метод формирования певческих навыков.


Учитель рассказывает о песенном репертуаре скоморохов, в котором было много песен, красочных и ярких, живых и веселых.

Делает акцент на том, что для того чтобы петь как скоморохи, ученики должны подготовить свой голос.

Дает певческую установку Для распевания исполняется р.н. песня «Скоморошья плясовая» (см. учебник стр. 49).

Учитель подводит к пониманию роли песни в творчестве скоморохов. Предлагает высказать свое мнение о том, как исполняли свои песни скоморохи. Организует работу над выразительным исполнением русской народной песни «Как у наших у ворот».

Организует работу с учебником стр.49. Слайд №15. Предлагает рассмотреть маски скоморохов.

Обращает внимание на образы скоморохов в изобразительном искусстве. (картины Рябчикова В.В., Семенова В.И., Васнецова А.М., В. Ходова). Какими предстают перед нами скоморохи? Слайд №16, 17, 18, 19, 20.

А также приводит примеры использования образов скоморохов русскими композиторами, в том числе А.Бородиным и Н.Римским – Корсаковым. Предлагает прослушать фрагмент из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

« Пляска скоморохов» Слайд №21. И высказаться, о чем нам рассказывает музыка.

Похожа ли эта музыка на музыку народную?

Арт - терапевтическая деятельность. Музыкально - оздоровительное упражнение «Улыбка-смех-хохот».

Учитель сообщает ученикам что народное искусство скоморохов в измененном виде живет полной жизнью в наши дни: кукольные театры, цирк с его акробатами, жонглерами и дрессированными животными, эстрадные концерты с их меткими частушками и песнями, театральные постановки, художественные фильмы. Слайд №22. (просмотр видео отрывка из фильма «Приключения Петрова и Васечкина»)

Распевка:

работа над интонированием

и дыханием по фразам.

Отвечают на вопросы. Поют хором русские народные песни: «Скоморошья плясовая» (в качестве распевки) и «Как у наших у ворот»

Работают с учебником.

Рассматривают картины Рябчикова В.В., Семенова В.И., Васнецова А.М., В. Ходова. Рассуждают о увиденном.

Слушают музыкальный фрагмент. Высказывают свое мнение об услышанном.

Знакомятся с современной трактовкой творчества скоморохов.

Предметные:

обучать вокально-хоровым навыкам;

формировать слушательскую культуру.

Познавательные:

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.

Коммуникативные:

выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к истории и духовным традициям России, выражать своё отношение к искусству;

Личностные:

формировать положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности.

Самооценка.

Оценивают свою деятельность на данном этапе урока при помощи смайликов.

Оценивание учителем.


Рефлексия

Метод обобщения

Метод самооценки

Учитель уточняет, что нового узнали обучающиеся на уроке? Что особенно им понравилось? Запомнилось? Предлагает оценить собственную деятельность при помощи смайликов.

Слайд №23.

Называют основные позиции нового материала и как они это усвоили.

Подводят итоги и осуществляют самооценку.

Предметные:

формирование представлений о роли скоморохов в Древней Руси. Коммуникативные:

выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к истории и духовным традициям России, выражать своё отношение к искусству;

делиться впечатлениями.

Регулятивные: осуществлять оценивание своей работы.

Приемы рефлексивной оценки.

Прием незаконченного предложения.

«Я не знал(а)…»

«Теперь я знаю…»

Самооценка.

Оценивают свою деятельность на уроке при помощи смайликов.

Оценивание учителем.

Домашнее задание

Исследовательский

Объясняет сущность домашнего задания:

«Сбор информации о скоморохах для подготовки проекта «Скоморошья потеха».

Участвуют в беседе по уточнению условий выполнения домашнего задания.

Предметные:

формирование представлений о роли скоморохов в Древней Руси.

Регулятивные:

осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность.

Познавательные: умение самостоятельно находить информацию и осмысливать её.

Личностные:

воспитывать уважительное отношение к музыкальному наследию России.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!