СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме "Садко" из русского былинного сказа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 1 классе. Тема "Садко. Из русского былинного сказа"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме "Садко" из русского былинного сказа»

Технологическая карта урока музыки с учетом особенностей учащихся с ОВЗ.

Класс: 1

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Тема: «Садко» из русского былинного сказа.

Учитель : Сироткина Н.И.

Цель урока: знакомство с русским былинным сказом «Садко»

Задачи:

Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, с персонажами оперы «Садко», с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова, со звучанием народных инструментов;
Развивающая: развить интерес к оперному жанру, уметь характеризовать музыкальные образы;
Воспитательная: воспитывать любовь к народным истокам, эмоциональную отзывчивость на восприятие прозвучавшей музыки.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развитие слухового внимания,

  • помочь самовыражению школьников с проблемами в развитии через занятия музыкальной деятельностью;

  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

  • активизировать творческие способности.

Формируемые УУД

Личностные:

  • умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений;

  • самооценка на основе критерия успешности;

  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

1.Регулятивные:

  • умение сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное;

  • умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

2. Познавательные:

  • умение осознанно высказывать свои суждения о музыке;

  • анализ, сравнение, обобщение;

  • извлечение из музыкального произведения необходимой информации.

3.Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • участие в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



Необходимое оборудование: компьютер, колонки, проектор, презентация, портрет Н.А. Римского - Корсакова.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Описание деятельности учащихся с ОВЗ


I.Организационный

этап.


Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


Льётся музыка рекою, закружила всё вокруг,

И кораблики мелодий выплывают из-под рук.

Их волна крутая гонит, но унять не может, нет.

В царство музыки волшебной поплывём за ними вслед?

Готовятся к уроку.

Проговаривают наизусть 1-е четверостишье.

Готовится к уроку. Проговаривает орг. момент наизусть.

II.Актуализа

ция знаний

- Сегодня нам с вами предстоит сыграть роль зрителей. Скажите, пожалуйста, а где бывают зрители?

Отгадайте загадку.

На сцене там артисты выступают,

И очень хорошо все роли знают.

Там занавес поднимется, и вот

Оркестр представление начнет.

И зайчик там поёт и аллигатор.

Все это называется…. ( театр)


- Сегодня я приглашаю вас отправиться в музыкальный театр. Кто знает, что такое театр? (Ответы детей, записать на доске под словом ТЕАТР). 

- Верите ли вы, что есть театры, в котором артисты не говорят, а поют?
- Конечно, есть. Такие театры называют оперными. В нашем городе Новосибирске тоже есть такой театр.

Слайд 3.
- В оперном театре все артисты не говорят, а поют.

- Давайте и мы с вами тоже попробуем спеть, как в оперном театре.
Распевка: на гласную У и слог МА, р.н.п. «Во саду ли в огороде»

- На мотив какой песни исполнили распевку? Народной или авторской? Чем они отличаются?

Слайд 4


Слушание былинных наигрышей Д. Локшин















Ответы детей






Поют мелодию «Во саду ли , в огороде» на слог «у», «ма»


Ответы детей


Слушают музыку.








Отгадывает загадку.












Поёт мелодию «Во саду ли , в огороде» на слог «у», «ма»




Слушает музыку.

III.Самоопределение к деятельности

- Какой инструмент прозвучал?

- Как вы думаете, эта музыка авторская или народная?

- Чем отличается народная музыка от авторской?

- Какие вы знаете народные произведения?

- Молодцы! Сегодня в музыкальном театре мы познакомимся с еще одним народным жанром – это былинный сказ. 

- Как вам кажется, какие слова спрятались в этих двух словах?
На доске – БЫЛИННЫЙ СКАЗ

Отвечают на вопросы.

Отвечает на легкие вопросы.

IV.Работа по теме урока

В былинном сказе реальные герои сочетаются со сказочными образами. Обычно былины исполнялись гуслярами. (Певцы, которые играли на гуслях). Слайд 5.

Об одном таком былинном сказе и поведали нам гусляры. Слайд 6
Давным-давно в Новгороде жил-был купец, звали его Садко. Он любил плавать по заморским странам на своем корабле, но еще больше любил играть на гуслях и петь песни. Он обладал прекрасным голосом. Все вокруг заслушивались им. Давайте познакомимся с ним поближе.
Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты; (гусли, сделанные из явора-белого клена)
По пирам ходил – играл Садко, 
Потешал купцов, людей посадских. 
На доске САДКО. Слайд 6.
- На сюжет этого былинного сказа русский композитор Н.А.Римский-Корсаков (портрет композитора) написал оперу «Садко» Слайд 7. 

Давайте, вспомним, что такое опера?


«Чудесным дедом - сказочником» называли современники композитора. И уже во вступлении мы сразу чувствуем, словно попали в сказку.

В начале оперы композитор рисует нам образ  моря.

♫ Послушайте вступление к опере, которое композитор назвал "Океан-море синее". Покажите руками, как движется мелодия.





































Показывают волнообразные движения





































Показывает волнообразные движения


Поработайте в парах. Рассмотрите иллюстрации. Какая иллюстрация подходит к музыке «Океан-море синее»? Слайд 8.

Если под цифрой 1 – поднимите одну руку, если под цифрой 2 – поднимите две руки.

- Какое море изобразил композитор?

- В процессе подготовительной работы над музыкой оперы Н.А.Римский –Корсаков изучил русские былинные распевы, для достоверности показа особого говора древнего Новгорода, обогатил оперу русскими народными песнями.
Одна из таких народных песен «Ой, ты темная дубравушка» звучит в опере, когда Садко отказался воспевать сытую и богатую жизнь купцов на пиру у Новгородской знати. Его выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень-озеру, обиженный и раздосадованный, достает свои гусли: «Эх, гусли мои, звончаты, только вы у меня одни остались». Решил Садко песню спеть да на гуслях сыграть. Пел он так красиво и задушевно, что сама морская царевна Волхова вышла на берег, чтобы послушать Садко. Видео. (песня Садко «Ой, ты темная дубравушка»).
- Какая была музыка (настроение)?

- Можно ли эту песню назвать народной?







Поднимают руки







Слушают отвечают на вопросы.






Поднимает руки









Слушает отвечает на легкие вопросы.

V.Физкультминутка

По просьбе Волховы, дочери морского царя, Садко поет песню «Заиграйте, мои гусельки». Удалая, задорная, наполненная, острыми ритмами музыка никого не оставляет равнодушными. Даже царь со своими подводными жителями пускается в пляс. Давайте и мы с вами попляшем под песню Садко.

Видео («Заиграйте, мои гусельки) Учитель показывает несложные плясовые движения.





Выполняют танцевальные движения.




Выполняет танцевальные движения.


- Отличается ли вторая песня Садко от первой?

На прощание Волхова дарит Садко золотых рыбок и предсказывает радость и богатство.

Полюбился Садко девичьему сердцу Волховы. Ласково, нежно, неторопливо, с убаюкивающими интонациями звучит её песня. Попробуйте спеть вместе с ней повторяющиеся слова.

♫ Слушание «Колыбельной Волховы» Слайд 9.

На какую народную песню похожа песня дочери морского царя?








Слушают музыку.


Подпевают «Баю-бай»

Отвечают на вопрос.








Слушает музыку.


Подпевает «Баю-бай»

VI. Закрепление изученного материала

На прощание Волхова дарит Садко золотых рыбок и предсказывает радость и богатство.

- Наша опера закончилась, но путешествие продолжается. Скажите, ребята, на каком инструменте играл музыку на протяжении всей оперы Садко .

- К какой группе инструментов мы отнесем гусли?

Покажите, как играют на гуслях.

Прочитайте, какое слово я прикрепила к правой стороне доски. (Да) А к левой? (Нет)

А сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, показывая на слово-ответ. (Дети встают около парт)

В классе музыка была?

Вам понравилась она?

Слушали мы здесь балет?

Опера в гостях была?

Гусляра звали Николай?

Садко на скрипочке играл?

Оперу «Садко» Чайковский написал?

Садитесь.

А теперь возьмите листочки. На каждой парте листы с таблицей Слайд 10

№1


№2


№3








Я включу 3 музыкальных фрагмента, а вы приклеите картинку к номеру.

Слушаем №1. (звучит «Океан-море синее»)

Слушаем №2. (звучит «Колыбельная Волховы»)

Слушаем №3 (звучит «Заиграйте, мои гусельки»)

(Проверка задания)Слайд 11



Отвечают на вопросы.



























Слушают музыкальные фрагменты.


Наклеивают картинки рядом с номером.








Показывает движения игры на гуслях.




Отвечает на легкие вопросы.













Слушает музыкальные фрагменты.


Наклеивает картинки рядом с номером.

Работает в паре с сильным учеником.

VII. Подведение итогов урока

  • В каком театре сегодня побывали?

  • Кто написал оперу «Садко»?

  • Кто главный герой оперы?

  • На каком музыкальном инструменте он играл?

  • Выберите верный ответ: Опера была написана на основе русской народной сказки, рассказа или былинного сказа?

Отвечают на вопросы.

Отвечает на легкие вопросы.

VIII.

Рефлексия

Вам понравился урок? На разных сторонах доски два скрипичных ключа: грустный и веселый. Кому понравился сегодня подойдите к веселому ключику. А кому нет, к грустному. Слайд 12

Подходят к выбранной картинке.

Подходят к выбранной картинке.

Домашнее задание

Кто захочет, может нарисовать иллюстрацию к музыке, которая вам больше всего запомнилась?


Собрать картинку «гусли» из частей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!