I. Организационный момент. Постановка проблемы. Подводящий к теме диалог. | слайд 3 - звучит песня «Эхо любви», слова Р. Рождественского, музыка Е. Птичкина - О чём эта песня? -Что хотел показать автор этой песней? Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. - Что такое любовь? - Есть ли она вообще? - Нужна ли она, если она существует? слайд 1 Тема нашего урока: «Бессмертные звуки «Лунной» сонаты» - Какие задачи будут стоять перед нами? - О чем мы с вами будем говорить? Людвиг ван Бетховен - что мы о нем знаем? В какой стране и когда жил и творил композитор, какие его известные произведения вы слышали? слайд 4 | Слушают и смотрят Размышления учеников в процессе диалога Рассуждения учащихся Записывают тему урока Ответы: о Бетховене, о любви и о его сонате. Ученики вспоминают произведения, с которыми встречались на уроках музыки и во внеурочное время. | Познавательные: восприятие информации, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу. Личностные: умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. Регулятивные: осуществление самоконтроля, планирование деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Основной этап (Работа над осмыслением содержания музыки.) Поиск решения проблемы Разрешение проблемной ситуации. Обобщение | слайд 5 Я предлагаю вам посмотреть видео «Биография Бетховена». Легкая жизнь была у него, счастливое детство? В результате личных переживаний появляется соната №14. Нам она известна как «Лунная», сам автор назвал её «Соната вроде фантазии». Что это за жанр - соната? слайд 6 Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди. Предположите, какая может быть музыка по характеру, о какой любви рассказывает нам она? Предлагаю побыть в роли композитора и определить выразительные средства к 1 ч. сонаты. Ученикам раздается таблица с выразительными средствами. слайд 7, 8 А теперь прослушаем, совпадают ли ваши предположения с авторскими. (Звучит 1 часть Сонаты № 14 Л. В. Бетховена) Какое впечатление оставила у вас прозвучавшая музыка? - Как вы можете её охарактеризовать? А почему музыка такая медленная? Как вы думаете, ему тяжело было? . А что дальше во 2 части, о чем или о ком будет идти речь? Звучит 2-ая часть Сонаты № 14 Определите характер музыки. Кого мы видим в этой музыке – Его или Её? Какой перед нами предстаёт Джульетта в музыке композитора? Скажите, а как поступит Бетховен? Какой исход у этой истории? Звучит 3-я часть Сонаты № 14. Какие чувства переданы в этой музыке? Как же поступает Бетховен? Так мог поступить только человек с большим сердцем, душой, человек благородный и великодушный. Каждый ли человек мог так поступить? Конечно, Бетховен не сдался! Если бы он сдался, то 1-ю и 3-ю части он поменял бы местами. Бетховен – борец, оптимист, в 3-ей части пытается «вырвать» свою любовь из сердца, он борется. Об этом можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…» Какая часть (или все произведение) произвела самое сильное впечатление? Что в ней привлекло: мелодия (какая она), ритм (определите его), сила звука или что-то еще? Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет. (возвращение к первоначальным предположениям). Пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате. Не в этом ли заключено высокое этическое значение искусства, способного воспитывать человеческие чувства, призывать людей к добру и милосердию по отношению друг к другу? Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? «Нет музыки более заигранной, знакомой, чем «Лунная соната». Но загадка классики в том, что она все-таки не превращается в бестселлер, в «кич». При всей самоочевидности красоты, в ней что-то ускользающее, странность какая-то, которая сразу не дается слуху, заставляет вдумываться и вслушиваться…» слайд №9 1. Какая «бессмертная песнь» звучит в «Лунной» сонате Л. Бетховена? Поясни свой ответ. 2. Согласен ли ты с утверждением, что проблема «экологии» человеческой души является одной из важнейших, актуальных проблем человечества? Поразмышляй об этом. | Смотрят, слушают Отвечают на вопросы Записывают в тетрадь (немецкий композитор) Записывают в тетрадь (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, Ответы учащихся Выполняют творческое задание. Взаимопроверка. Слушают, ответы учащихся: тяжело было слушать, в первой части композитор рассказал о себе самом, своих чувствах Слушают, ответы учащихся: Во второй мажорной части, похожей на менуэт, появляется как бы слабый свет и надежда на лучшие перемены. Слушают, ответы учащихся: протест, борьба, несгибаемая воля, Бетховен борется со своими чувствами. Он пытается забыть свою возлюбленную. Он прощает Джульетту, потому что по-прежнему любит её и посвятил ей Сонату… В его музыке всё, как в жизни, как у многих людей, для которых жить — значит бороться, побеждать страдания. Ответы учащихся: любовью пронизана вся жизнь. Отвечают: 1.Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Любовь бессмертная... Джульетта вдохновила Бетховена на написание бессмертного шедевра. 2. Экология души — это уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты. | Познавательные: понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, обсуждение характера и настроения музыкального произведения Личностные: умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. выявление жизненного содержания сонаты, духовно-нравственных установок содержания; Регулятивные: устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, планирование действий для решения проблемы; Коммуникативные: умение аргументировать собственную точку зрения, умение организовать учебное взаимодействие в группе. |
3. Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия) Домашнее задание. (на выбор) | Прочитайте стихотворения, которые видите у себя на листочках и подберите репродукции картины к сонате, как вам кажется, какие из них наиболее соответствует образу «Лунной» сонаты Бетховена? Объясните свой выбор. Слайд 10, 11 Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось на уроке? Хотели бы вы ещё раз послушать музыку Бетховена? Привести примеры музыкальных и литературных произведений, в которых раскрывается тема безответной любви. Написать творческое эссе о сонате № 14 Л. Бетховена. 3. Выполнить задания в дневнике музыкальных размышлений Т. И. Науменко, В.В. Алеев, 8 класс на стр.18, 23. 4. Напишите сценарий к фильму, в котором могла бы звучать эта музыка. Слайд 12 | Выполняют творческое задание Взаимопроверка Ответы Записывают задания | Личностные: умение рассказывать о влиянии музыки на человека; рефлексия собственной деятельности. Регулятивные: умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, рефлексия; Коммуникативные: адекватное восприятие оценки учащихся и учителя. |