Этап урока, продолжительность | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность Учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуаль- ная, П – парная, Г – групповая) | Дидакти-ческие средства, интер-активное оборудо-вание | Планируемые результаты | Поэтапный анализ |
Предметные | Метапредметные (П – по-знавательные, Р – регулятивные, К – коммуника-тивные) | Личностные |
I. Мотивация к учебной деятельности, 2 мин | Создание условий для успешной работы на протяжении занятия | Словесный: беседа | – Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня урок проведу у вас я. – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а теперь покажите, что вы готовы к уроку. – Проследите за тем, чтобы на парте лежали только нужные для урока вещи, выпрямите спины, сядьте ровно. На каждом уроке мы стараемся получить новые знания. И сегодняшний урок не исключение. | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. | Ф | - | Применение новых знаний в жизненных ситуациях. | К: взаимодействие педагога и обучающихся, умение вступать в диалог. | Иметь навыки культурного поведения при общении. | |
II. Актуализация знаний. Целеполагание, 10 мин | Способствовать систематизации имеющихся у школьников знаний, навыков и умений. | Словесный: беседа, рассказ | – Сегодня мы встретимся с необычным и возвышенным. Прочувствуйте это в произведении С. В. Рахманинова «Светлый праздник», фрагмент которого вы сейчас услышите. (Звучит запись) – Что вы в ней слышали? (Колокольные звоны) – Какое настроение у колокольного звона? (Праздничное) – Какие православные (святые) праздники вы знаете? – Послушайте стихотворение об одном из таких праздников: (Слайд 1) Дождалась наша верба весны – В Лету канули зимние сны! Тянет к солнышку руки свои, А в руках у неё посмотри: Нежным пухом покрытые почки, Словно тут на ветвях ангелочки С нами праздника светлого ждут – В каждом доме уж создан уют! Ветки вербы пройдут освященье, А потом уже, как украшенье, Долго в доме их будут хранить, Чтоб болезнь от семьи отводить. Только вербу ломать я не буду – Приглашу я к пушистому чуду Всех друзей, чтоб устроить веселье В праздник (дети все вместе) Вербное Воскресенье! – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 2) – Какова будет цель нашего занятия? (Познакомиться с праздником) – Совершенно, верно. А ещё мы рассмотрим, как образ праздника отражается в искусстве. | Слушают внимательно. Слушают фрагмент. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Слушают стихотворение. Формулируют тему занятия. Ставят цель. | Ф Ф | Презентация, проектор, экран | Опираясь на предложенный материал сформулировать тему урока. | П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; применение ранее полученных знаний. К: умение выслушивать мнения других и формулировать своё; взаимодействовать с педагогом. Р: ставить совместно с учителем определять цель, задачи; оценивание правильности выполнения своих действий. | Умение самостоятельно формулировать и излагать свои мысли. | |
III. Изучение нового материала. Беседа о композиторе, 8 мин | Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению). | Словесный: беседа, рассказ. Наглядный: презентация, песни | – В стихотворении, которое я прочла, говорится о великом церковном празднике. Автор делает акцент на то, что этот праздник весенний, так как присутствуют строки: (Слайд 3) «Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной.» – Весну считают символом пробуждения. Как вы считаете, почему? – Верно, весной всё тает, оживает, приходит в движение. Весну по праву можно назвать – началом новой жизни. Весна – это мать природы. – О ком ещё можно сказать «Мать»? – Послушайте песню на стихотворение А. Блока «Вербочки», написанную Александром Гречаниновым. (Слайд 4) – А теперь Рейнгольда Морицевича Глиэра на это же стихотворение. – Чем они отличаются? – Какая вам понравилась больше? Почему? – А сейчас я вам расскажу историю праздника, связанного с жизнью Иисуса – Вербное Воскресение. (Слайд 5) – В этот день Христос въехал в город Иерусалим. В те времена цари въезжали в город на конях, что предвещало войну или на ослах, что было знаком мира. Иисус въехал в город на осле. Люди подстилали под ноги ослика пальмовые ветви и свои одежды, торжествовали и радостно приветствовали его. Народ города верил, что человек, творивший божественные чудеса, есть тот победитель, который освободит их от власти римлян и даст земное счастье. Иисус же нес избавление человеку от пороков, чтобы человек стал светлее, сильнее, мудрее, счастливее. На Руси этот праздник стали отмечать в X веке. Праздник приходится на раннюю весну, и вербное воскресение – всей земли пробуждение, когда под действием весенних солнечных лучей вся природа просыпается и оживает. Его также называют вход Господня в Иерусалим. Веточки вербы на Руси имеют такую же священную роль, как и листья пальмы. Вербе приписывалась магическая сила одарять плодородием, здоровьем, очищать от нечистой силы. Освещенную вербу хранили весь год за иконами и верили, что она защитит дом от пожара, посевы от града, а людей убережет от зла. – Этому священному празднику посвящено немало картин и стихов. А также этому празднику посвящают песни. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Слушают песню. Высказывают свою точку зрения. Слушают историю праздника. | Ф | Презентация, проектор, экран, аудиозапись. | Освоение нового материала для включения, в дальнейшем, его в систему знаний. | Р: высказывать своё предположение, описывать предмет на основе работы с презентацией. П: добывали новые знания, используя презентацию с представленными произведениями гжельской майолики и информацию, полученную на уроке; анализировали и классифицировали объекты, выделения признаки. К: слушать и понимать речь других. | Осваивать новые виды художественной деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. | |
IV. Физкультминутка, 2 мин | Снижение усталости с помощью выполнения упражнений. | | Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее) В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх) А внизу леса, поля – Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону) Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями») Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы). | Повторяют движения за учителем. | Ф | - | | Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. | | |
V. Работа по теме урока, 8 мин | Организовать продуктивную работу учащихся | Словесный: рассказ, опрос. Наглядный: демонстрация презентации, песен | – А кто же такие святые? (Слайд 6) – Святой – личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей. – Каких русских святых, вы знаете? – В Х веке Русью правила княгиня Ольга. Тогда все славяне, наши предки, язычниками, то есть поклонялись силам природы и верили многим Богам: Богу Солнца, Богу Грозы, Богу Земли… – Ольга была мудрая женщина. Она поехала в Византию и приняла там крещение. Так она стала христианкой, то есть поверила, что Бог один – Иисус Христос. Когда она приехала домой и рассказала о новой вере, мало кто послушал её. Но своих внуков она старалась воспитывать христианами. Современники называли её предвестницей христианства на Руси. (Слайд 7) Песня «Величание Княгини Ольги». – Что такое величание? (Величание – это молитвенное торжественное песнопение) – Какой характер имеет эта музыка? (Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная) – Величать – значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. (Слайд 8) Князь Владимир, прозванный в народе «Красное Солнышко», был внуком княгини Ольги. Он часто слушал её рассказы о православной вере, но сам князь и весь русский народ пока оставались язычниками. Шли годы, и Владимир стал всё чаще задумываться о жизни и о вере. По примеру своей бабушки, Княгини Ольги, он принял христианство. А в 988 году произошло великое событие – крещение Руси. Прослушивание «Баллады о князе Владимире» – «Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. – Какова мелодия баллады? (Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев – рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, выявляя контрастное в интонациях). | Отвечают на вопрос. Вспоминают русских святых. Слушают рассказ учителя. Слушают песню. Отвечают на вопросы. Слушают балладу о князе Владимире. Высказывают своё мнение. | Ф И Ф И Ф | Презентация, песни. | Извлечение новой информации из презентации и уадиозаписях. | Р: высказывать своё предположение, описывать предмет на основе работы с презентацией. П: добывали новые знания, используя презентацию с представленными произведениями гжельской майолики и информацию, полученную на уроке; анализировали и классифицировали объекты, выделения признаки. К: слушать и понимать речь других. | Осваивать новые виды художественной деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. | |
VI. Анализ произведения, 8 мин | Работа над текстом песни. Изучение новой композиции | Словесный: беседа, рассказ | – Я предлагаю разучить песню «Вербочки». (Слайд 4) Вокально-хоровая работа. Распевание. Разучивание песни. – Могут ли эти произведения звучать в храме? – А что исполняется в храме? – Может быть это произведение звучит в храме? Слушание «Птицы и колокола» – Кто создатель и как вы его назовете? – Как звучало небо? – Какой был цвет на небе? – Прислушайтесь к небу и к птицам. – Молодцы. А теперь я предлагаю вам послушать «Осанна!» из рок-оперы современного американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера – «Иисус Христос суперзвезда», в котором он передал радостное настроение народа. Слушание хор «Осанна» – Какое настроение в музыке, вы чувствуете? – Как оно выражается? – Какое настроение несёт православная музыка? – Какую роль выполняют колокола на Руси и за рубежом? Мелодия хора легко запоминается, поэтому давайте выучим. – Народ: Осанна, гей, санна, санна, санна, о, Санна, гей, обратись сюда. Иисус наш – положись, уваж, Осчастливь нас, о Суперзвезда! Кайафа: Ты скажи – пусть чернь утихнет: Мы боимся – смута вспыхнет. Развязно сброд себя ведет. Передай – умом плохи все, Кто тут пел твои стихи. Мы, как пить дать, велим их гнать. Народ: Осанна, гей, санна, санна,санна, о,Санна, гей, обратись сюда. Иисус наш – положись, уваж, Осчастливь нас, о Суперзвезда! Иисус: что ты ворчишь попусту на люд? Вопли те унять ничто не в силах. Позакрывай всем рты – с того не станет тише: И камень, и скала подхватят гимн. Народ с Иисусом вместе: Осанна, гей, санна, санна, санна, о, Санна, гей, обратись сюда. Иисус наш – положись, уваж, Осчастливь нас, о Суперзвезда! | Учат песню «Вербочки». Отвечают на вопросы. Слушают «Птицы и колокола». Слушают хор «Осанна». Учат произведение. | Г | Презентация, экран, проектор, песня. | Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус. | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; самостоятельно выполнять алгоритм работы. К: доносить свою позицию до других. | Осознавать себя как представителя народа с богатой культурой, проявлять интерес и уважение к народным традициям. Развитие эстетического вкуса, художественного мышления. | |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание, 7 мин | Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке, неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | Словесный: беседа. Наглядный: выставка работ. | Выдача домашнего задания. – Сочинить по заданным рифмам стихотворение по теме урока: Дубы – вербы Весна – красна Почки - листочки Пост – вербы хлёст Страна – весна Со мной – весной Почки – веточки Снежок – пушок. (Приклеить заготовки в тетрадь) ‒ Какая была тема нашего урока? ‒ Чем мы сегодня занимались на уроке? ‒ Что было трудным? ‒ Что на уроке у вас хорошо получалось? – Кого мы называем нашей общей матерью? – О каком празднике мы сегодня узнали? – Почему праздник называется Вербным Воскресением? – Как ещё называют этот праздник? – Символом чего является время года весна? – Кто такие Святые земли Русской? – О ком мы сегодня узнали? – В каком году произошло Крещение Руси? – Оцените свою работу на уроке. – Убирайте рабочее место, готовьтесь к следующему уроку. До свидания! | Получают домашнее задание. Подводят итоги. Отвечают на вопросы. Убирают рабочее место. | Ф И | Экран, презентация, проектор. | | П: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Р: волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. К: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. | |