СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему: «Церковные праздники (Вербное воскресенье). Святые земли Русской»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему: "Церковные праздники. Вербное воскресенье. Святые земли русской":

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему: «Церковные праздники (Вербное воскресенье). Святые земли Русской»»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО: Свешникова Мария Сергеевна

Дата: 21.05.2021

Школа, класс: МБОУ Бутурлиновская СОШ, 3 «Б».

Предмет: музыка

Тема урока: «Церковные праздники (Вербное воскресенье). Святые земли Русской»

Тип урока: «открытие» новых знаний.

ФИО методиста: Дорохина Любовь Андреевна

Цель урока: знакомство детей с историей праздника «Вербное Воскресение», со «Святыми земли Русской», изучение песни «Величание», «Баллада о Князе Владимире».

Задачи урока:

Дидактические: создать условия для актуализации опорных знаний, организовать формулировку темы урока, учебной цели и учебных задач учащимися.

Развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания детей на основе разнообразных форм восприятия музыкальных произведений, развивать умение применять музыкальные знания; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала; развитие эмоциональной отзывчивости на произведение.

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке народов мира, устойчивого интереса к классической музыке, воспитывать любовь к Родине.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



Этап урока, продолжительность


Образовательная

задача этапа

урока


Методы и

приёмы

работы



Деятельность

Учителя


Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуаль-

ная, П – парная,

Г – групповая)

Дидакти-ческие

средства,

интер-активное

оборудо-вание

Планируемые результаты






Поэтапный анализ

Предметные

Метапредметные

(П – по-знавательные, Р – регулятивные, К – коммуника-тивные)

Личностные

I. Мотивация к учебной

деятельности,

2 мин

Создание условий для успешной работы на протяжении занятия

Словесный: беседа

– Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня урок проведу у вас я.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а теперь покажите, что вы готовы к уроку.

– Проследите за тем, чтобы на парте лежали только нужные для урока вещи, выпрямите спины, сядьте ровно.

На каждом уроке мы стараемся получить новые знания. И сегодняшний урок не исключение.

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

Ф

-

Применение новых знаний в жизненных ситуациях.

К: взаимодействие педагога и обучающихся, умение вступать в диалог.

Иметь навыки культурного поведения при общении.


II. Актуализация знаний. Целеполагание, 10 мин

Способствовать систематизации имеющихся у школьников знаний, навыков и умений.

Словесный: беседа, рассказ

– Сегодня мы встретимся с необычным и возвышенным. Прочувствуйте это в произведении С. В. Рахманинова «Светлый праздник», фрагмент которого вы сейчас услышите. (Звучит запись)

– Что вы в ней слышали? (Колокольные звоны)

– Какое настроение у колокольного звона? (Праздничное)

– Какие православные (святые) праздники вы знаете?

– Послушайте стихотворение об одном из таких праздников: (Слайд 1)

Дождалась наша верба весны –

В Лету канули зимние сны!

Тянет к солнышку руки свои,

А в руках у неё посмотри:

Нежным пухом покрытые почки,

Словно тут на ветвях ангелочки

С нами праздника светлого ждут –

В каждом доме уж создан уют!

Ветки вербы пройдут освященье,

А потом уже, как украшенье,

Долго в доме их будут хранить,

Чтоб болезнь от семьи отводить.

Только вербу ломать я не буду –

Приглашу я к пушистому чуду

Всех друзей, чтоб устроить веселье

В праздник (дети все вместе) Вербное Воскресенье!

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 2)

– Какова будет цель нашего занятия? (Познакомиться с праздником)

– Совершенно, верно. А ещё мы рассмотрим, как образ праздника отражается в искусстве.

Слушают внимательно.

Слушают фрагмент.



Отвечают на вопросы.



Рассуждают.


Слушают стихотворение.

















Формулируют тему занятия.


Ставят цель.

Ф











Ф

Презентация, проектор, экран

Опираясь на предложенный материал сформулировать тему урока.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; применение ранее полученных знаний.

К: умение выслушивать мнения других и формулировать своё;

взаимодействовать с педагогом.

Р: ставить совместно с учителем определять цель, задачи; оценивание правильности выполнения своих действий.


Умение самостоятельно формулировать и излагать свои мысли.


III. Изучение нового материала. Беседа о композиторе,

8 мин

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению).

Словесный: беседа, рассказ.

Наглядный: презентация, песни

– В стихотворении, которое я прочла, говорится о великом церковном празднике. Автор делает акцент на то, что этот праздник весенний, так как присутствуют строки: (Слайд 3)

«Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.»

– Весну считают символом пробуждения. Как вы считаете, почему?

– Верно, весной всё тает, оживает, приходит в движение. Весну по праву можно назвать – началом новой жизни. Весна – это мать природы.

– О ком ещё можно сказать «Мать»?

– Послушайте песню на стихотворение А. Блока «Вербочки», написанную Александром Гречаниновым. (Слайд 4)

– А теперь Рейнгольда Морицевича Глиэра на это же стихотворение.

– Чем они отличаются?

– Какая вам понравилась больше? Почему?

– А сейчас я вам расскажу историю праздника, связанного с жизнью Иисуса – Вербное Воскресение. (Слайд 5)

– В этот день Христос въехал в город Иерусалим. В те времена цари въезжали в город на конях, что предвещало войну или на ослах, что было знаком мира. Иисус въехал в город на осле. Люди подстилали под ноги ослика пальмовые ветви и свои одежды, торжествовали и радостно приветствовали его. Народ города верил, что человек, творивший божественные чудеса, есть тот победитель, который освободит их от власти римлян и даст земное счастье. Иисус же нес избавление человеку от пороков, чтобы человек стал светлее, сильнее, мудрее, счастливее.

На Руси этот праздник стали отмечать в X веке. Праздник приходится на раннюю весну, и вербное воскресение – всей земли пробуждение, когда под действием весенних солнечных лучей вся природа просыпается и оживает. Его также называют вход Господня в Иерусалим. Веточки вербы на Руси имеют такую же священную роль, как и листья пальмы. Вербе приписывалась магическая сила одарять плодородием, здоровьем, очищать от нечистой силы. Освещенную вербу хранили весь год за иконами и верили, что она защитит дом от пожара, посевы от града, а людей убережет от зла.

– Этому священному празднику посвящено немало картин и стихов. А также этому празднику посвящают песни.

Слушают учителя.







Отвечают на вопросы.






Слушают песню.




Высказывают свою точку зрения.




Слушают историю праздника.


Ф

Презентация, проектор, экран, аудиозапись.

Освоение нового материала для включения, в дальнейшем, его в систему знаний.

Р: высказывать своё предположение, описывать предмет на основе работы с презентацией.

П: добывали новые знания, используя презентацию с представленными произведениями гжельской майолики и информацию, полученную на уроке; анализировали и классифицировали объекты, выделения признаки.

К: слушать и понимать речь других.

Осваивать новые виды художественной деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.


IV. Физкультминутка, 2 мин


Снижение усталости с помощью выполнения упражнений.


Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы).

Повторяют движения за учителем.

Ф

-


Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.



V. Работа по теме урока,

8 мин

Организовать продуктивную работу учащихся

Словесный: рассказ, опрос. Наглядный: демонстрация презентации, песен

– А кто же такие святые? (Слайд 6)

– Святой – личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей.

– Каких русских святых, вы знаете?

– В Х веке Русью правила княгиня Ольга. Тогда все славяне, наши предки, язычниками, то есть поклонялись силам природы и верили многим Богам: Богу Солнца, Богу Грозы, Богу Земли…

– Ольга была мудрая женщина. Она поехала в Византию и приняла там крещение. Так она стала христианкой, то есть поверила, что Бог один – Иисус Христос. Когда она приехала домой и рассказала о новой вере, мало кто послушал её. Но своих внуков она старалась воспитывать христианами. Современники называли её предвестницей христианства на Руси. (Слайд 7)

Песня «Величание Княгини Ольги».

– Что такое величание?

(Величание – это молитвенное торжественное песнопение)

– Какой характер имеет эта музыка? (Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная)

– Величать – значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. (Слайд 8)

Князь Владимир, прозванный в народе «Красное Солнышко», был внуком княгини Ольги. Он часто слушал её рассказы о православной вере, но сам князь и весь русский народ пока оставались язычниками.

Шли годы, и Владимир стал всё чаще задумываться о жизни и о вере. По примеру своей бабушки, Княгини Ольги, он принял христианство. А в 988 году произошло великое событие – крещение Руси.

Прослушивание «Баллады о князе Владимире»

– «Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением.

– Какова мелодия баллады?

(Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев – рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, выявляя контрастное в интонациях).

Отвечают на вопрос.





Вспоминают русских святых.

Слушают рассказ учителя.













Слушают песню.

Отвечают на вопросы.























Слушают балладу о князе Владимире.

Высказывают своё мнение.

Ф























И








Ф


















И





Ф


Презентация, песни.

Извлечение новой информации из презентации и уадиозаписях.

Р: высказывать своё предположение, описывать предмет на основе работы с презентацией.

П: добывали новые знания, используя презентацию с представленными произведениями гжельской майолики и информацию, полученную на уроке; анализировали и классифицировали объекты, выделения признаки.

К: слушать и понимать речь других.

Осваивать новые виды художественной деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.


VI. Анализ произведения,

8 мин

Работа над текстом песни. Изучение новой композиции

Словесный: беседа, рассказ

– Я предлагаю разучить песню «Вербочки». (Слайд 4)
Вокально-хоровая работа. Распевание. Разучивание песни.
– Могут ли эти произведения звучать в храме?

– А что исполняется в храме?
– Может быть это произведение звучит в храме?
Слушание «Птицы и колокола»

– Кто создатель и как вы его назовете?

– Как звучало небо?

– Какой был цвет на небе?

– Прислушайтесь к небу и к птицам.

– Молодцы. А теперь я предлагаю вам послушать «Осанна!» из рок-оперы современного американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера – «Иисус Христос суперзвезда», в котором он передал радостное настроение народа.

Слушание хор «Осанна»

– Какое настроение в музыке, вы чувствуете?

– Как оно выражается?

– Какое настроение несёт православная музыка?

– Какую роль выполняют колокола на Руси и за рубежом?

Мелодия хора легко запоминается, поэтому давайте выучим.  

– Народ: Осанна, гей, санна, санна, санна, о,

Санна, гей, обратись сюда.

Иисус наш – положись, уваж,

Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Кайафа:

Ты скажи – пусть чернь утихнет:

Мы боимся – смута вспыхнет.

Развязно сброд себя ведет.

Передай – умом плохи все,

Кто тут пел твои стихи.

Мы, как пить дать, велим их гнать.

Народ: Осанна, гей, санна, санна,санна, о,Санна, гей, обратись сюда.
Иисус наш – положись, уваж,
Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Иисус: что ты ворчишь попусту на люд?

Вопли те унять ничто не в силах.
Позакрывай всем рты – с того не станет тише:

И камень, и скала подхватят гимн.

Народ с Иисусом вместе:

Осанна, гей, санна, санна, санна, о,

Санна, гей, обратись сюда.

Иисус наш – положись, уваж,

Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Учат песню «Вербочки».



Отвечают на вопросы.




Слушают «Птицы и колокола».









Слушают хор «Осанна».







Учат произведение.

Г

Презентация, экран, проектор, песня.

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; самостоятельно выполнять алгоритм работы.

К: доносить свою позицию до других.

Осознавать себя как представителя народа с богатой культурой, проявлять интерес и уважение к народным традициям. Развитие эстетического вкуса, художественного мышления.


VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание, 7 мин

Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке, неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Словесный: беседа.

Наглядный: выставка работ.

Выдача домашнего задания.

– Сочинить по заданным рифмам стихотворение по теме урока:

Дубы – вербы

Весна – красна

Почки - листочки

Пост – вербы хлёст

Страна – весна

Со мной – весной

Почки – веточки

Снежок – пушок. (Приклеить заготовки в тетрадь)

‒ Какая была тема нашего урока?

‒ Чем мы сегодня занимались на уроке?

‒ Что было трудным?

‒ Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Кого мы называем нашей общей матерью?

– О каком празднике мы сегодня узнали?

– Почему праздник называется Вербным Воскресением?

– Как ещё называют этот праздник?

– Символом чего является время года весна?

– Кто такие Святые земли Русской?

– О ком мы сегодня узнали?

– В каком году произошло Крещение Руси?

– Оцените свою работу на уроке.

– Убирайте рабочее место, готовьтесь к следующему уроку. До свидания!

Получают домашнее задание.












Подводят итоги.

Отвечают на вопросы.















Убирают рабочее место.

Ф














И

Экран, презентация, проектор.


П: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Р: волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

К: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!