СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему" Настрою гусли на старинный лад"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта пробного занятия по музыке в 3 клавве по теме "Настрою гусли на старинный лад"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему" Настрою гусли на старинный лад"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ


ФИО: Шапошникова Екатерина Евгеньевна

Дата проведения: 3.12.20

Школа, класс: МБОУ Хреновская СОШ № 1, 3 «б»

Предмет: музыка

Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад»

Тип урока: «открытие» новых знаний

ФИО учителя: Подшибякина Инна Владимировна

ФИО методиста: Дорохина Любовь Андреевна

Цель урока: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре, образами народных сказителей былин.

Задачи урока:

дидактические: обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;

развивающие: развивать эмоционально-образную сферу учащихся;

воспитательные: формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



Этап урока, продолжительность

Образовательная

задача этапа

урока

Методы и

приёмы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная-

ная, П – парная,

Г – групповая)

Планируемые результаты

Дидактические средства, Интерактивное оборудование

Поэтапный анализ

Предметные

Метапредметные

(П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

Организационный этап, 0,5 – 1 мин

Проверка подготовленности обучающихся к проведению занятия, приветствие детей

Словесный

– Здравствуйте, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Меня зовут Екатерина Евгеньевна, я проведу у вас урок музыки.

– Поместите на парту только нужные для урока вещи. Сядьте ровно, выпрямите спины.

Приветствуют студента

Ф


К: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке

Сформировать положительное отношение к учебной деятельности



2. Актуализация знаний, 7 мин

Ознакомить с исторической справкой, для подведения к изучаемой терминологии

Сравнение и контрастное сопоставление

– Тема сегодняшнего урока: «Настрою гусли на старинный лад» (1 слайд)

– Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. И сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад.

(педагог демонстрирует репродукцию картины» Богатыри» В. Васнецова) (слайд 2)

Ребята, посмотрите на эту картину. Знакома ли она вам? Назовите имена богатырей.

Наш народ всегда с уважением относился к богатырям – защитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складывались былины.

А еще в стародавние времена былина выполняла роль военной строевой песни. Когда русское войско отправлялось в поход, то бойцы во время перехода пели былины. И художник В. Васнецов, который нарисовал эту картину, тоже хотел подчеркнуть, что богатыри любили музыку. Посмотрите внимательно: к седлу самого молодого из богатырей – Алеши Поповича – привязан музыкальный инструмент. Это гусли. Знаком ли вам этот инструмент? (3 слайд)

Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.

Гусляры были желанными гостями и на княжеском пиру, и на воинском привале.


– Отвечают на вопросы учителя







– Слушают произведение


















– Рассматривают портрет и слушают информацию об А. С. Пушкине

Ф, И

Адекватное восприятие  музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов

К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

Р: определять план выполнения задания;

П: анализ музыкального произведения

Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований

Бланк с заданиями, учебник


3. Постановка учебной задачи, 2 мин

Сформулировать цель учебного занятия на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно


– Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир.

– Ребята кто может предположить, какова цель нашего урока? (изучить музыкальные инструменты гусли, понятие былины и т.д.)

– Верно, молодцы.


– Знакомятся с темой урока




– Формулируют цель занятия

Ф

Объяснение и обоснование деятельности на уроке

Р: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Учебник


4. Усвоение новых знаний и способов действий, 12 мин

Познакомить обучающихся с понятием, способами исполнения и исполнителями

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки

– Во - первых, на гуслях играли скоморохи (4 слайд), которые пели шутливые потешные песенки; а во - вторых, на них играли сказители – люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

– Ребята, посмотрите, как изобразил гусляров художник В. Васнецов


– Прочитайте определение понятия былины в учебнике на странице 56.

Былины – это один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое повествование. (слайд 5)

– Сейчас, я предлагаю вам послушать былину о русском богатыре Добрыне Никитиче. (слайд 6)

– А сейчас мы обратимся к творчеству знакомого для вас композитора М.И. Глинки, который написал оперу «Руслан и Людмила»

– Мы знаем, что поэма начинается со свадебного пира.

В этой поэме есть такие слова

(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (7 слайд)

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

Кто такой Баян?

– Опишите мелодию, которую прослушали.

– Какие её особенности создают ощущение непрерывности, тягучести звучания?

– Как её исполнял хор и солист? Какой мотив, темп, какие слова они выделяли больше?



– Читают учебник, отвечают на вопросы

















– Слушают и анализируют былину

Ф

Ознакомление с понятиями романс, дуэт, ансамбль, творчеством М. Глинка

П: классификация музыкальных объектов, построение логической цепи рассуждения;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия 

Стремление реализации своего творческого потенциала

Учебник, музыкальное сопровождение для выполнения задания, презентация

Презентация, музыкальное сопровождение

5. Физкультминутка,1 мин

Обеспечить возможность отдыха при выполнении физического упражнения

Практический,

здоровье сберегающие технологии

ФИЗМИНУТКА (8 слайд)

– Поднимите плечики,

Попрыгайте, как кузнечики.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Повернитесь вправо, влево,

Приседайте: вниз и вверх.

Вдох и выдох. Тишина.

Поработать нам пора.


- Присаживайтесь.


– повторяют действия учителя







6. Продолжение работы по теме урока, 10 мин

Анализировать и выявлять отличия былин от русских народных песен

Информационно-коммуникативные технологии (Интернет-ресурсы, презентации)

– Сейчас я прошу вас послушать песенную мелодию, сочинённую в народном стиле. (9 слайд)

– Удалось ли выявить какие-то отличия между былиной и русской народной песней?

– Звучание каких инструментов вы услышали при прослушивании русской народной песни? Былины?

– Какой характер мелодии в песне?

– А в былине?

– Верно



– Прослушивают и анализируют песню русском народном стиле





– Отвечают на вопросы

Ф

 Умение анализировать содержание и форму музыки

П: установление причинно -следственных связей, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Формирование эмоционально - нравственного  отношения к музыкальному образу

Презентация, Музыкальное сопровождение, презентация


7. Закрепление знаний и способов действий, 8 мин

Обеспечить пропедевтическое направление деятельности обучающихся

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки

– Вы прослушали и проанализировали музыкальные произведения, а сейчас я предлагаю исполнить песню «Русская зима» (10 слайд)

– Теперь проверим, на сколько хорошо вы ориентируетесь в теме занятия.

– Что такое былина? Чем она отличается от русской народной песни?

– На каком музыкальном инструменте исполняется? (гусли) Кем? (гусляры, скоморохи, сказители).

– Правильно


– Отвечают на вопросы

Ф

Актуализация, рассмотренных понятий, знаний

К: участие в коллективном обсуждении;

Р: контроль и оценка собственных учебных действий

Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований

Презентация


8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности, 5 мин

Выявить уровень освоенности знаний, приобретённых на уроке

Метод художественного контекста

– Какова была тема нашего занятия?

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Удалось ли нам её достичь?

– Благодарю за работу, урок окончен, до свидания! (11 слайд)

– Отвечают на вопросы

Ф


Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом




Подпись методиста_________ Подпись учителя_________ Отметка__________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!