СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки. "Картинки с выставки" М.П.Мусоргского

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки. "Картинки с выставки" М.П.Мусоргского»

Технологическая карта пробного урока музыки


ФИО студента: Матвеева Полина Васильевна

Подпись методиста: ____________

Дата: 12.04.2022

ФИО учителя: Кузнецова Елена Валерьевна

Тема урока


«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского

Цель


Создание условий для ознакомления с произведением М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» и введения понятия «сюита»

Задачи


Образовательные:

-Сформировать представление о сюите
-Познакомить детей с произведением М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

Развивающие:

-Развивать творческое воображение, интонационно-образное мышление, этические чувства;

-Развивать художественный вкус и интерес к музыкальной деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать в обучающихся доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, нравственные качества посредством музыки как вида искусства;
-Воспитывать у учащихся интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:
-Углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского и русского художника В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»;

-Знакомство с музыкальным определением понятия «сюита»;

Регулятивные:
-Развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-Развивать логические действия сравнения, анализа на примере музыкальных произведений;

-Развивать формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:
-Формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
-Развивать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:
-Способствовать формированию умения сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам.

-Способствовать формированию умения использовать специальную музыкальную терминологию.

Личностные:
-Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки.

Основные понятия

Сюита, пьеса

Межпредметные связи

Литература, ИЗО

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация , музыкальные фрагменты оперы, меловая доска, карточки























Ход урока

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация начала урока


Задачи:

Организовать детей на дальнейшую положительную работу на уроке.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Васильевна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Здороваются с учителем



Настраиваются на урок




1 мин


II. Мотивация к учебной деятельности

Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Актуализировать знания детей по прошлой теме урока.

Создать условия для постановки учебной задачи.


Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «Данетка». Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, говорите хором «ДА», не согласен- «НЕТ». Итак, начнём…

ИГРА «Данетка»

1.Музыка - это наука.

2.Музыка - это искусство.

3.Картины пишет писатель.

4.Рассказы, поэмы, повести - это творения художника.

5.Картины пишет художник.

6.Музыку пишет композитор.

Ребята, а если я скажу, что композитор может писать картины, буду ли я права?

-Давайте же проверим сегодня наши догадки.



Отвечают на вопросы учителя


















Коммуникативные УУД:

-Формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

-Развивать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме.



2 мин.

III. Постановка учебной задачи

Задачи:

Организовать формулирование темы урока учащимися с помощью наглядного пособия.

Организовать постановку цели урока учащимися с помощью наглядного пособия.

-Ребята, посмотрите на слайды, что на них изображено? (картины В.Гартмана)

-Что на первой картине?

-А как вы думаете, могла бы эта картина превратиться в песню? Как бы она звучала? Какие звуки были бы в этом музыкальном произведении (высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные)?

Предположения учеников фиксируются записями на доске.

-А вторая бы картинка как звучала?

-А третья?

-Скажите, а как называется место, куда можно прийти и посмотреть на картины?

-Верно, тема нашего урока «Картинки с выставки», но у нас же урок музыки, а не ИЗО, значит картинки будут какие?

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного композитора, взгляните на слайд, знаком вам этот человек? Это М.П. Мусоргский, который, когда-то, так же как и вы сегодня, увидел эти замечательные картинки на выставке своего друга В. Гартмана. Увидел и решил эти картинки нарисовать музыкой…

-Картины



Высказывают свои предположения.












-Музей, галерея, выставка




-Музыкальные!







Регулятивные УУД: Развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.






Познавательные УУД: Развивать умения глубже понимать смысл произведения.

2 мин


IV. Решение учебной задачи

Задачи:

Формировать умение делать собственные выводы на основе анализа изучаемого материала, применять полученные знания и умения в практике, оценивать собственную деятельность







































































После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.

-Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

-А что же такое сюита? Выскажите свои догадки.

Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.

-А как вы понимаете «контрастных по характеру»?

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Всего этих пьес 10, но сегодня мы видим три картины и познакомимся с музыкальными произведениями относящиеся к ним.

Прослушивание фрагмента «Прогулка»

Начнём с «Прогулки» по выставке вместе с композитором.

«Балет невылупившихся птенцов»

-В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

-Как вы считаете, наши предположения по поводу этого фрагмента оправдались или же музыка звучит иначе? Какой инструмент использован? Какой у музыки темп, регистр, настроение?

-У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.

«Избушка на курьих ножках»

На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз. Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.

-Итак, совпали ли наши ожидания от реальности? Сверим с доской. -Скажите, эта пьеса и рисунок похожи? Почему?

Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?


Ребята, а сейчас небольшая физминутка. Вставайте и выполняйте движения вместе со мной («Помогатор»). Садитесь, продолжаем.

«Богатырские ворота»

- Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. Гартмана «Городские ворота в Киеве».

-Давайте прочитаем слова, записанные нами ранее на доске. Совпали ли они с реальностью?

-Как вы думаете, какой жанр у этого произведения? Песня, танец или марш? Почему?

Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил.

«Лиможский рынок»

-А сейчас, ребята, я хочу прослушать с вами пьесу, которая отличается тем, что картина к ней, к сожалению не сохранилась, давайте составим образ сами.

-О чём рассказала нам музыка? Что мы слышим в ней?

-Да, ребята, мы попали на рынок в маленький город в Париже в город Лимож. Мы видим красочную, суетливую толпу со множеством торговок и продавцов.

-Скажите, композитор иллюстрировал рисунки В.Гартмана или «нарисовал» свои?











Высказывают догадки.






-Разные по звучанию












Слушают фрагмент



Слушают фрагмент и отвечают на вопросы учителя.


















Слушают фрагмент и отвечают на вопросы.


















Слушают фрагмент и отвечают на вопросы





















Слушают, представляют, отвечают на вопросы.


Высказывают мнения.


-Углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского и русского художника В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»;

-Знакомство с музыкальным определением понятия Сюита;


























































































Регулятивные УУД: развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Развивать логические действия сравнения, анализа на примере музыкальных произведений









Коммуникативные УУД: Формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; развивать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.



Личностные УУД: Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности.















































18 мин

V. Этап учебного действия

8 мин

Задачи:

Формировать умение применять полученные знания в практике, оценивать собственную деятельность





Работа с карточками

-А сейчас предлагаю вам поработать с карточками, написать свои ответы на вопросы. Готовность обозначаем поднятой рукой

1.Автор прослушанного цикла. (Мусоргский)

2.Название цикла “______ с выставки”. (картинки)

3.Для какого инструмента был написан цикл? (фортепиано)

4.Название последней пьесы цикла “Богатырские _____”. (ворота)

5.Название многочастного цикла, состоящего из контрастных пьес. (Сюита)

-Давайте проверим. Если вы правильно ответили на вопрос ставьте напротив него плюсик.

Проверка каждого вопроса.

Посчитайте свои плюсики, если у вас их 5-4 то ваша оценка на сегодня 5, если 3, то 4, а если менее, то вам нужно быть внимательнее и повторить пройденный материал. Подпишите свои листочки фамилиями и передайте на первую парту.

А теперь поиграем в ритмическую игру «Весёлые овощи».

Следите за указателем движения и хлопайте вместе с ним. Приготовились, начали! (2 раза).




Выполняют задание















Проверяют правильность и ставят плюсы.



Совершают само оценивание.



Играют в ритмическую игру.







Регулятивные УУД:

-Развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-Развивать формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.



VI. Подведение итога урока, домашнее задание

Задачи:

Зафиксировать новое содержание урока


- А теперь давайте подведем итоги.

- Какая пьеса вам понравилась больше? Почему?

- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?


Домашнее задание: изобразить свой вариант любой музыкальной картины по пьесам из сюиты «Картинки с выставки»


Отвечают на вопросы







Записывают домашнее задание



Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.




Познавательные УУД: Уметь обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения.

3 мин


VI. Рефлексия

1 мин.

Задачи:

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Ребята, кому сегодня было все понятно, не возникали, какие-либо трудности поднимите две руки верх, у кого были небольшие трудности, поднимите одну руку вверх, а кто совсем не справлялся и было ему совсем непонятна тема нашего урока, тот не поднимает руки.

Спасибо за работу, желаю вам всего самого хорошего! Урок закончен.



Проводят рефлексию


Регулятивные УУД: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!