СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»»

Технологическая карта урока/занятия

Автор-разработчик: Волкова Ирина Сергеевна

Образовательная организация: МБОУ «Знаменская СОШ»

Предмет: музыка

Класс: 5

Тема урока:-«Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты обучения:

Предметные: - Определять инструменты симфонического оркестра;

-знать определение «программная музыка»;

-знать композитора Анатолия Константиновича Лядова;

-умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней.

Метапредметные:

Регулятивные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия музыки

Познавательные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных средств выразительности;


Коммуникативные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Личностные:- Осмысленно воспринимать музыкальный образ

-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности


Основные виды деятельности обучающихся: обсуждение предложенных учителем учебных пробле; анализ сказания о Кикиморе, работа в группах.

Основное содержание: Понятия: Программная музыка, симфоническая миниатюра, инструменты симфонического оркестра, фольклор, композитор А.К. Лядов.


Используемые технологии, методы, приемы: Беседа, игровая технология. Использование пластического интонирования, ассоциативно-образного мышления для постижения музыкального образа и средств музыкальной выразительности

Используемые ресурсы: Конспект, м/м презентация, учебник, Народное сказание о Кикиморе;

музыкальный материал: симфоническая миниатюра «Кикимора» А.К. Лядов; раздаточный материал



№ п/п

Дидактическая структура урока/занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся/

Описание заданий

Формы организации деятельности обучающихся

Система оценивания

Информационно-образовательные ресурсы/

Скриншоты страниц

образовательного контента

1

Мотивационно-целевой

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Предлагает исполнить р.н. песню с учениками «Во поле берёза стояла»

Исполняют р.н.п. «Во поле берёза стояла»






Фронтальная работа

наблюдение


2

Этап актуализации знаний

Организует диалог с учащимися, задаёт вопросы

- Какой жанр сейчас исполнили?

- К какому виду музыки он относится?

- какие виды вокальной музыки знаете?

Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти.

А народная песня связана с литературой?

Как называется народное творчество? (Фольклор.)

Какие виды фольклора вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа.

Итак назовём тему нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».

Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова


Рассуждают, отвечают.





Анализируют, выходят на проблему.






Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах.





.


Фронтальная работа

опрос

3

Этап освоения нового знания

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявляет единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы»

1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора» 2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка.

3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра».

4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым.



Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе»



Фронтальная работа

опрос

4

Этап самоконтроля

Предлагает послушать музыку

Предлагает выполнить задание. (Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?

Сравнить язык двух художественных произведений.

Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?


Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы.

Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы

Слушают отрывок из произведения и называют прозвучавшую тему

Работа в группах

Опрос

тест

5

Этап рефлексии учебной деятельности

Обращает внимание на слайд, где нужно закончить фразы

На доске слайд с вопросами:

Сегодня я узнал, что без фольклора…

Меня удивило…

Сегодняшние знания я смогу применить….

Больше всего мне понравилось…..

Я расскажу о Лядове (кому?)…

Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….

Я узнал о фольклоре…..

предлагает выполнить тест. (Приложение № 1.)


Выполняют задания

Фронтальная работа

Опрос.

Проверка работ на оценку



6.

Домашнее задание

комментирует домашнее задание : (выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора» и сочините синквейн к этому произведению), благодарит за работу на уроке








Приложение 1 Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют определениям.

Программная музыка

злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

Колыбельная


инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

Кикимора

устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Кто автор произведения «Кикимора»

А.К. Лядов

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?-

тихая, плавная, певучая мелодия


Фольклор

сказание














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!