Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | Звучит марш, под который ребята входят в класс | Заходят под марш в класс | регулятивные: - осуществлять самоконтроль |
2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Активизация познавательных процессов(внимание, память). | Показ рисунков с восточным орнаментом. -что изображено на этих рисунках? Орнамент-узор, в котором чередуются, повторяются геометрические или изобразительные фигуры. -как вы думаете- эти орнаменты каким народам принадлежат? | Отвечают на поставленные вопросы С помощью учителя отвечают на вопрос. Эти орнаменты принадлежат народам Востока | коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками |
3.Активизация ранее полученных знаний | Активизация мыслительных операций (ана-лиз,обобщение,классификация и т.д.) | -сейчас мы послушаем фрагмент произведения («персидский хор» из оперы Глинки «Руслан и Людмила») -Подумайте- в чём схожесть этой мелодии с рисунками? -Как называется рисунок, в котором узор повторяется? -ребята- это прозвучал хор персидских девушек из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» В основе хора- восточная народная песня. Вспомните, что послужило источником создания оперы? | Слушают. В рисунках повторяется узор и в мелодии повторяется один мотив много раз -Орнамент - Поэма А.С.Пушкина | регулятивные: - умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; - находить общее и разное; |
4.Повторное слушание и обобщение | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | В опере «Руслан и Людмила» звучит ещё одна восточная мелодия- танец «Лезгинка», где также используются подлинные интонации и ритмы восточных народов -Сравните эти мелодии, в чем их особенность? В этом вам помогут карточки. Выберите и прочитайте характеристику для «Персидского танца» - для «Лезгинки»? -Подумайте, почему в опере используются восточные мелодии? | Слушают «Лезгинку» из оперы «Руслан и Людмила» Читают - чтобы придать таинственность, сказочность, волшебство. | познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; - находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами |
5.Углубление в тему, открытие нового знания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала | Рассказ об образах, которые называют Русский Восток. Показ портрета Римского-Корсакова Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь» -Кто-нибудь смотрел сказки про Синдбада –морехода, Алладина, Али-бабы? Римский-Корсаков, чей портрет вы видите, написал симфоническую сюиту «Шехеразада», в ней можно услышать, представить чудеса Востока. -Охарактеризуйте образы Султана и Шехеразады Какие инструменты рисуют эти образы? -С чем можно сравнить мелодический рисунок? | Слушание новой темы Отвечают -Слушание фрагмента сюиты и просмотр Презентации Султан- грозный, злой, могучий( воинственно звучат медные духовые инструмены) Шехеразада-мягкая,нежная (скрипки) - с орнаментом( часто повторяется одна мелодия) | познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; |
6.Физ.минута | Развитие чувства ритма | Орнамент встречается и в музыке, и в танце. Сейчас мы попытаемся создать орнамент из движений вот так: 2 хлопка, 1 притоп, … 3 притопа, 1 хлопок, … 2 хлопка, 2 притопа | Выполняют ритмические движения | Коммуникативные: Учатся взаимодействовать в совместной деятельности Личностные: -формирование эмоционального настроя на последующую деятельность |
7.Вокально-хоровая работа | Развитие слуха, вокальных данных, эмоциональной отзывчивости | -распевка-орнамент -Сначала повторим песню «Россия», которую разучивали на прошлом уроке. -теперь послушайте новую песню «Бум-Бум ла-ла», 1 куплет не пойте, а слушайте и следите за словами, 2 куплет тихонько подпевайте, куплет повторяется несколько раз. | Коллективно-исполнительская деятельность | Познавательные УУД: - знакомство с мелодией и словами новой песни. Коммуникативные УУД: - взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности; - участие в хоровом исполнении музыкального произведения. Личностные УУД: - формирование исполнительских навыков; - воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | - Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»? - А работу класса в целом? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке | личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли |
9.Домашнее задание | Самостоятельно находить материал для выполнения д\з | Нарисовать восточный орнамент | Записывают д\з в дневник | Познавательные УУД: - поиск восточного орнамента |