Дата проведения: 13.12.2017 г.
Учитель: Смакова М.Ю.
Цель деятельности учителя: создать условия для закрепления учащимися знаний о буквенных выражениях; закреплять умения читать и записывать буквенные выражения и находить их значения; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи.
Педагогические задачи: Закреплять умение записывать буквенные выражения и находить их значения при данных значениях буквы.
2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
3. Содействовать воспитанию навыков учебного сотрудничества. Воспитание интереса к предмету, аккуратности работы в тетрадях.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, фронтальная форма и индивидуальная., групповая.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент Цель: эмоциональная, психологическая подготовка к уроку | Встали тихо, помолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнём сейчас, Интересен он для вас. Слушай всё внимательно, Поймёшь всё обязательно. | Настраиваются на урок, осуществляют самоконтроль готовности к уроку; слушают учителя, выполняют задание. | Личностные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные УУД: самонастрой на учебную деятельность, волевая саморегуляция. |
Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся Цель: отработка вычислительных умений в устном счете. | «Гимнастика для ума». слайд 2 - А сейчас, как всегда, гимнастика для ума. Чтобы узнать к кому мы отправимся в гости, отгадайте загадку: Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. слайд 3 - Героев какой сказки вы видите на слайде? слайд 3 - Девочки, мы должны помочь нашей Белоснежке выбраться из подземелья. (Подземелье – помещение, пещера над поверхностью земли). Но до неё дойти не так уж просто. По пути встречаются различные препятствия. Там, где линии выделены – это глухая стена. Давайте, решая цепочку примеров, попытаемся найти верную дорогу к Белоснежке. В этом нам помогут герои сказки – гномы. Именно они являются указателями дороги. - Молодцы! Мы с вами справились с этим заданием и выручили Белоснежку. «Цепочка» - А теперь давайте выполним задания на внимание, на быстроту и логику. Повар кот положил в суп 3 луковицы, 2 морковки, а картофеля на 4 больше, чем луковиц и моркови вместе. Сколько кот положил в суп картофеля? слайд 4 Зайка съел 3 куска торта, это на 2 меньше, чем съел медведь. Сколько кусков торта съел медведь? слайд 5 Не шипит и не рычит, В море он купается, Рыбкой он питается. слайд 6 - Посмотрите на нашего морского котика, который жонглирует шарами. Наша задача – найти закономерность и правильно вставить пропущенные числа в свободные шарики. Назовите, какие числа пропущены? слайд 7 - Молодцы! Оцените свою работу с помощью смайликов. - Девочки, запишите число и классная работа. слайд 8 Пишем очень красиво, тетрадочка лежит уголочком, при этом не забываем правила посадки при письме: спинка прямая, головка чуть наклонена, ноги стоят на полу вместе. Проверьте, пожалуйста! | - Белоснежка - «Белоснежка и семь гномов» Вычисляют, используя знания десятичный состав чисел и таблицы сложения в пределах 20. Применяют сочетательное свойство сложения. Работают в тетрадях. - 3 + 2 + 4 = 9 (к.) - 3 + 2 = 5 (к.) - Морской котик - 56, 67, 89 | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные УУД: овладение математическими терминами: прибавить, вычесть, уменьшить, увеличить; овладение навыками сложения и вычитания в пределах 100. Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные УУД: иметьт мотивацию у учебной деятельности; стремиться развивать наблюдательность, логическое мышление |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | - Посмотрите, внимательно на записи, которые вы видите на экране. слайд 9 Как можно назвать их одним словом? - На какие две группы можно разбить все выражения? - Прочитайте, пожалуйста, числовые выражения разными способами и найдите их значения. - Итак, числовые выражения мы умеем читать, записывать и находить значения. А теперь прочитайте буквенные выражения. Можем ли мы найти их значения? - Что привело вас к затруднению? - Какие бы вы предложили значения буквы а, для буквенного выражения 12 – а ? - Какие знания помогут вам закончить задание? - У кого остались проблемы после вчерашнего урока и какие? - Как вы думаете, мы можем дальше продвигаться? - Значит, какая тема нашего урока? - Какие цели поставим на урок? - Скажите, а какие мы знаем выражения? | - Выражения - Числовые и буквенные - 6 + 9 = 15; 27 – 4 = 23; 46 = 4 + 2 = 52. Возникает разрыв в знаниях. Учащиеся не могут найти значение. Не хватает данных для выполнения задания. Называют значения буквы а Значение буквы а не должно быть больше числа 12, так как из меньшего числа нельзя вычесть большее. Не у всех получилось правильно найти значения буквенных выражений. Нет, так как мы не отработали до конца тему Дети называют тему урока «Буквенные выражения». слайд 10 Продолжим работу с буквенными выражениями: будем читать и записывать буквенные выражения, находить их значения. Отвечают на вопросы: выражения Числовые и буквенные выражения. | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; формулируют познавательную цель; строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать; доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изученному предмету.. |
Физминутка | Стоп уроки! Стоп дела! Отдыхать пришла пора! слайд 11 – 12 | Дети встают и повторяют движения за мышонком. Занимают свои рабочие места | Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей. Регулятивные УУД: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
| - Давайте вернёмся к буквенному выражению 12 – а . слайд 13 Что необходимо, чтобы закончить задание? - Найдите значение буквенного выражения при а= 3, а= 8, а=6. А чтобы правильно выполнить, давайте с вами вспомним алгоритм, который мы составили на прошлом уроке. - Девочки, а кто мне скажет, какие буквы мы используем при записи буквенных выражений? Заглянул ли кто-нибудь из вас дома на последнюю страницу учебника, чтобы узнать новые латинские буквы? - Посмотрите, у меня на слайде изображены буквы латинского алфавита, которые чаще используются для записи буквенных выражений. слайд 14 | Знать значение буквы а Алгоритм. Дети называют алгоритм Прочитать. Записать. Подставить значение буквы в выражение. Вычислить. Производят вычисления. Один ученик работает у доски., остальные в тетрадях. Латинские буквы Дети называют латинские буквы. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь товарищей. |
Первичное закрепление новых знаний Цель: отработка изученного приема вычислений | 1.Работа с таблицей устно слайд 15 d | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | d-5 | 1 | | | | | d+10 | 16 | | | | | - Что записано в 1й строке? - Во 2й строке? - В 3й строке? - Как вычислить значение буквенного выражения? - Как получили число 1? - Как получить следующее число во 2-й строке? - Как получили число 16? - Как получить следующее число в 3й строке? 2. Самостоятельная работа в парах. Учебник с.78 № 2 1 ученик – находит сумму а+8; 2 ученик – находит разность а – 8. Будьте внимательны! Следите за действиями своего товарища. - А сейчас внимательно посмотрите на экран. Сравните свои результаты с результатом на экране. - Молодцы! Оцените свою работу. На полях начертите шкалу в 5 клеток и карандашом обозначьте снежинку на соответствующем уровне. | Значение буквы d Разность буквы d и 5 Сумму буквы d и 10 Вместо буквы подставить число Букву d заменили числом 6. Получилось выражение 6 – 5. Разность чисел равна 1. Вместо буквы d подставить числа 7, 8, 9, 10 и найти значение выражения: 7 – 5=2; 8 – 5=3; 9 -5=4;10 -5=5. Букву d заменили числом 6. Получилось выражение 6 +10. Сумма чисел равна 16. Вместо буквы d подставить числа 7, 8, 9, 10 и найти значение выражения: 7 +10=17; 8 +10=18; 9+10=19; 10 +10=20 Работают в парах; осуществляют проверку выполненного задания с образцом на слайде 16 1. 12+8=20 2. 12-8=4 20+8=28 20-8=12 32+8=40 32-8=24 48+8=56 48-8=40 | Регулятивные УУД: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи. Познавательные УУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре. Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. Познавательные УУД: умение чётко структурировать полученные знания. |
Физминутка для глаз | слайд 17 - 18 | Дети повторяют движения глаз за смайликом. | Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей. |
V. Закрепление новых знаний и способов действий | Решение задачи № 8 с. 78 слайд 19 Фронтально читаем задачу. - О чем в ней говорится? - Что говорится о книгах? - Что сделали с книгами? - Что надо узнать в задаче? Коллективно составляем краткую запись. слайд 19 - Какие слова вы выделите? - Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? Составьте план решения задачи. Запишите самостоятельно решение в тетрадь. - Подумайте, можно ли решить задачу другими способами? А как? - Предположим, что книги выдали с первой полки. Тогда как решим задачу? - Какую еще обратную задачу можно составить и решить? | Читают самостоятельно задачу. О книгах, которые стоят на полках. Выделяют условие задачи: стояло 32книги и 40 книг Выдали 20 книг Выделяют вопрос: сколько книг осталось? Коллективно записывают краткую запись. Нет. Узнаем сколько, всего книг стояло на полках, а потом узнаем, сколько книг осталось. Самостоятельно решают задачу и производят самопроверку на слайд 20 1способ: 32+40=72(к) 72-20=52(к) Самостоятельно решают задачу и производят самопроверку: 2 способ: слайд 21 ( 32-20)+40=52(к) 3 способ: слайд 22 (40-20)+32=52(к) | Личностные УУД: заинтересовать учащихся в расширении знаний и способов действий. Коммуникативные УУД: фронтальная работа, работа в парах. Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на повторение, развитие самооценки |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Учебник с.78 № 4 (1,2, 3 столбик – на выбор), № 7 | | |
Рефлексия | Какие задачи поставили в начале урока? Удалось ли вам решить все задачи? -Чтобы хотелось выполнить еще? - Что показалось необычным? слайд 23 Оцените себя: если вам было легко и все понятно , то возьмите синюю снежинку. Если вы чувствуете, что ещё недостаточно разобрались, то возьмите оранжевую снежинку. Если вы думаете, что у вас ещё много вопросов осталось, то возьмите малиновую снежинку. - Спасибо за работу! Успехов в учёбе? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. | Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и над чем ещё надо работать, прогнозирование своей деятельности.) |