СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в 3 классе "Деление с остатком"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики в 3 классе "Деление с остатком"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 3 классе "Деление с остатком"»

Технологическая карта урока математики





Класс: 3

УМК «Перспектива»

Авторы: Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука

Тема «Деление с остатком»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: создать условия для овладения навыком деления с остатком.

Задачи (предметные):

  1. Актуализировать знания о табличных случаях деления, названии компонентов при делении;

  2. Способствовать раскрытию учащимися конкретного смысла деления с остатком через практическую деятельность;

  3. Формировать умение выполнять деление с остатком, используя алгоритм;

  4. Формировать умение применять новый вычислительный навык при решении задач.

Задачи УУД:

  1. Познавательные: развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы;

  2. Коммуникативные: развивать умение конструктивного взаимодействия учащихся с учителем и одноклассниками;

  3. Личностные: способствовать развитию мотивации учебной деятельности, формированию личностного смысла учения;

  4. Регулятивные: формировать умение определять цель урока и следовать ей, контролировать и оценивать деятельность свою и партнера.





№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат:

формируемые УУД, функциональная грамотность

1

Мотивация к учебной деятельности


На сегодняшнем уроке мы будем снова раскрывать тайны математики. Готовы?

Посмотрите на экран. Разгадайте ребус и узнайте, какое арифметическое действие будет главным на сегодняшнем уроке.


Какое же арифметическое действие будет главным на уроке?


Деление нам служит на деле,

Оно нам поможет всегда:

Кто трудности поровну делит,

Разделит успехи труда!


Я уверена, что на сегодняшнем уроке мы вместе преодолеем трудности и поровну разделим успех!


Настрой на успешную работу.



Разгадывают ребус.





Деление

Самооценка готовности к уроку (РУУД)

Положительная мотивация, учебно-познавательный интерес

(ЛУУД)


2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Начнем урок с математического диктанта. Записываем только ответы.

32 : 4

Делимое 48, делитель 8. Чему равно частное?

Во сколько раз 72 больше, чем 9?

Уменьши 20 в 5 раз.

Делимое 27, частное 3. Чему равен делитель?

Во сколько раз 7 меньше, чем 21?

Делимое 49, частное 7. Чему равен делитель?

15 : 2


Индивидуальная работа.





Актуализированные знания, необходимые для новой темы (ПУУД)


3

Целеполагание, постановка проблемы.



























Проверим, как вы справились с заданием. (правильные ответы на слайде)



Получилось ли выполнить задание полностью? Почему? Чем отличается последнее выражение?


Давайте попробуем решить пример с помощью практической работы.




У вас на партах лежат 15 кружочков. Разбейте их поровну на 2 группы.

Получилось поровну разделить?

Сколько кругов в каждой группе?

Сколько кругов осталось?

Верно, один кружочек остался.

То, что осталось, в математике принято называть остатком и записывают такие примеры вот таким образом.


На доске появляется запись.

15:2= 7 (ост.1)


Что означают числа в данном выражении?

А что означает число 1?








В математике такое деление называется «деление с остатком».


Назовите тему сегодняшнего урока.


Чему должны научиться на уроке?



Самопроверка




15 не делится на 2.

Не табличный случай.




Выполняют работу.


Нет.

7

1


Повторяют названия компонентов при делении, называют новый компонент – остаток.











Деление с остатком.

Научиться решать примеры на деление с остатком.

Самоконтроль (РУУД)



Умение определять границы «знания-незнания», анализ объектов с выделением существенного признака (ПУУД)














(КУУД)

Умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы.







(РУУД)

Самостоятельное определение темы и цели урока.

4

Открытие нового знания

Давайте двигаться к нашей цели.


У каждого на парте лежит полоска. Возьмите ее, измерьте. Разрежьте ее на части по 3см.

Получилось разрезать на равные части?

Что получилось?


Запишем выражение, соответствующее нашему действию.


13:3 = 4 (ост. 1)



Такие примеры можно решать с помощью рисунка.

Давайте попробуем.


11:4


Нарисуем 11 квадратов. Узнаем, сколько раз по четыре содержится в одиннадцати?

Запишем, что у нас получилось.

11:4 = 2 (ост. 3)


Ребята, а можно ли решить пример на деление с остатком, не выполняя практическую работу или рисунок. Давайте попробуем.


Посмотрим на последний пример.

11 разделить на 4 мы не смогли? А сколько смогли? Почему?

Что же нам поможет при решении таких примеров?



Работа с платформой «Учи. ру»


https://uchi.ru/b2g/ctp/subject/math/lesson/444


Ребята, посмотрите на примеры, которые у нас получились.

(Запись на слайде)

15:2= 7 (ост.1)

13:3 = 4 (ост.1)

11:4 = 2 (ост.3)

19:2 = 9 (ост.1)

37:7 = 5 (ост.2)

18:4 = 4 (ост.2)


Давайте еще раз назовем компоненты при делении с остатком.

Обратите внимание на подчеркнутые компоненты. Давайте сравним, в каждом выражении делитель и остаток. Что можно заметить? Какой вывод сделаем?


Где мы можем проверить свои выводы?

Правильно, в учебнике. Откройте с. 79, прочитайте теоретический материал, найдите информацию, правильно мы сделали вывод или нет.












Ребята, а теперь работаем в парах. Вам нужно восстановить последовательность наших действий, т.е. алгоритм, который поможет при решении таких примеров.

(Работа в парах. На партах листочки)

1. Находим наименьшее число, (меньше делимого), которое можно разделить на делитель без остатка.

2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3. Вычитаем из делимого число, которое делили на делитель, - это остаток.

4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.


Проверяем (На доске появляется алгоритм)


Выполняют работу.




Нет.

Получилось 4 равные части и еще одна часть длиной 1см.

Записывают в тетрадь.



Выполняют работу.












8:4

Это табличный случай.

Таблица умножения.
















Проговаривают названия компонентов при делении.








Остаток меньше делителя.


Читают теоретический материал в учебнике, сравнивают со своими наблюдениями и делают вывод о том, что правильно рассуждали.






Работают в парах, составляют алгоритм.




Проверяют свою работу с образцом.

(РУУД)

Умение осуществлять действия по инструкции учителя.





(КУУД)

Умение слушать и понимать других речь других, отвечать на вопросы.




Коммуникативная грамотность



Поиск разнообразных форм решения учебной задачи, моделирование с помощью предметов, рисунков (ПУУД)






















Умение сравнивать, анализировать, делать выводы (ПУУД)











Смысловое чтение, выделение необходимой информации (ПУУД)


Читательская грамотность.

Информационная грамотность.

Создание ситуации успеха – повышается мотивация.




Умение выстраивать последовательность действий для решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль (РУУД)




Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, владение диалогической формой речи (КУУД)


5

Первичное закрепление.

Работа с учебником.

Пользуясь алгоритмом, выполним задание 2 с. 80 в учебнике.

14:5 23:6 45:8 73:9

19:3 34:7 56:9 82:8



Выполним задание 3 с. 80

Дима, Коля и Витя выполняли деление с остатком 18:5. У Димы получилось так: 18:5 = 2 (ост.8), у Коли так: 18:5 = 3 (ост.3), а у Вити так: 18:5 = 3 (ост. 5). Кто из мальчиков выполнил задание правильно? Объясни.


Работают у доски








Работают в парах

Использовать новую информацию для решения учебной задачи, осуществлять решение учебной задачи с опорой на составленный алгоритм, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, рассуждение, доказательство (ПУУД)


При выполнении з.3 формируются РУУД



Физкультминутка

Создать условия для снятия утомляемости учащихся.


Из-за парт мы быстро встали и на месте зашагали,

А потом мы улыбнулись, выше-выше потянулись,

Сели, встали, сели, встали, за минутку сил набрались,

Плечи выше распрямите, поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь и за парту вновь садитесь.


Выполняют движения


6

Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа в группах.

У меня карточки трех цветов: красная, голубая, зеленая.

Зеленая – легкое задание, голубая – задание средней сложности, красная – сложное задание.

Выберите задание по силам.

Зеленая карточка

Реши примеры.

57:6 29:5 75:8

83:9 30:4 21:2

Голубая карточка

Выбери и реши только те примеры, в которых деление выполняется с остатком.

24:7 28:7 17:4 12:4 32:6 30:6

Красная карточка

Вставь пропущенные цифры так, чтобы запись была верной.

2*: 3 = 7 (ост. *) 4*: 7 = * (ост. 5)

4*: 5 = 9 (ост. *) *9: 6 = * (ост. 1)


Работают в группах, договариваются о выборе задания, коллективно работают.





























Умение договариваться о правилах поведения и общения в группах, следовать им; умение слушать других, строить речевое высказывание в устной форме (КУУД)



Коммуникативная грамотность.



Контролировать и оценивать деятельность свою и партнера (РУУД)



Анализ, сравнение, рассуждение (ПУУД)




7

Включение нового знания в систему знаний

Ребята, подумайте и скажите, где может нам пригодиться в жизни деление с остатком?



Давайте в этом убедимся и попробуем решить задачи, применяя новое знание.


Работа с электронным учебником.




Задача1

Хватит ли 4тарелок, чтобы разложить на них 25 пирожков, по 7 штук на каждую?

Задача2

В классе будут учиться 19 человек. Хватит ли 9 парт всем учащимся, если парта рассчитана на 2 человека?

Задача3

Портниха пришивает по 8 пуговиц на каждую блузку. Хватит ли ей этих пуговиц на 4 блузки?


Сделаем вывод, пригодится ли нам новая тема в жизни?


Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знание о способе деления с остатком (в магазине, на кухне)













Применяют новое знание при решении реальных жизненных ситуаций.






Ответы детей.

Социальная грамотность.


Анализировать, рассуждать, строить логическую цепь рассуждений (ПУУД)












Осознание учащимися практической и личной значимости изученной новой темы (ЛУУД)


Формируется математическая грамотность

8

Подведение итогов. Рефлексия

Какую цель мы ставили вначале урока?

Удалось ли ее достичь?

Можно ли урок назвать успешным?




Выполним задание «Истинное/ложное утверждение».

(на слайде)


- Остаток всегда меньше делителя.

- При делении на 3 остатками могут являться числа 1, 2, 3.

- В выражении 16:5 получится 3 (ост. 1).


Проверьте по ключу, как справились.


У каждого на партах лежат карточки разного цвета. Прочитайте высказывания, оцените свою работу на уроке и выберите соответствующую карточку.

Я доволен своей работой.

Мне было трудно, но я справлялся с заданиями.

Мне было очень трудно.


Ответы детей.

Делают выводы о достижении цели, поставленной в начале урока.


Выполняют задание.

Контроль, осознание качества и уровня усвоения нового учебного материала (РУУД)











Умение оценивать результаты своей деятельности на уроке (РУУД)


9

Домашнее задание

Выполнить домашнее задание на платформе «Учи.ру»




https://uchi.ru/b2g/ctp/subject/math/lesson/444

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!