СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к уроку

Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подолешенская средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области Ладыгиной Еленой Владимировной (образование высшее, стаж работы 19 лет, квалификационная категория первая), предназначена для проведения урока по учебному предмету «Математика» в 1 классе по теме «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10» (система учебников «Школа России», Моро М. И.)

Цель урока: создание условий для первичного восприятия сложения и вычитания вида 10+7, 17-7, 17-10.

Урок является очередным по программе 1 класса в разделе «Арифметические действия».

          Тип урока:  урок формирования новых знаний.

Форма проведения: урок-квест.

Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: здоровьесберегающих, информационных, групповых и игровых. Данный материал целесообразно использовать при проведении уроков формирования новых знаний. Форма проведения является универсальной, может быть использована на любых уроках. Основная идея заключается в том, что ученик учится формулировать секреты здорового образа жизни, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. В результате освоения учебного материала у обучающихся формируются универсальные учебные действия: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).

В приложении к технологической карте представлена две физкультминутки, демонстрационный и раздаточный материал, памятки о ЗОЖ, тест.

Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей. В течение всего урока прослеживаются межпредметные связи с уроками окружающего мира, русским языком (использование пословиц и поговорок), занятиями внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании», с этнокультурой и  жизненным опытом учащихся.

С целью оценки результатов учебной деятельности организован самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, проведен тест.

Материал может быть использован в образовательных учреждениях различного типа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 1 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подолешенская средняя общеобразовательная школа»

Прохоровского района Белгородской области







Технологическая карта урока

по учебному предмету «Математика»

в 1 классе

по теме «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10»

Наименование УМК «Школа России»




Ладыгина Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

образование высшее,

стаж работы 19 лет,

квалификационная категория первая








2023 г.

Аннотация к уроку

Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подолешенская средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области Ладыгиной Еленой Владимировной (образование высшее, стаж работы 19 лет, квалификационная категория первая), предназначена для проведения урока по учебному предмету «Математика» в 1 классе по теме «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10» (система учебников «Школа России», Моро М. И.)

Цель урока: создание условий для первичного восприятия сложения и вычитания вида 10+7, 17-7, 17-10.

Урок является очередным по программе 1 класса в разделе «Арифметические действия».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма проведения: урок-квест.

Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: здоровьесберегающих, информационных, групповых и игровых. Данный материал целесообразно использовать при проведении уроков формирования новых знаний. Форма проведения является универсальной, может быть использована на любых уроках. Основная идея заключается в том, что ученик учится формулировать секреты здорового образа жизни, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. В результате освоения учебного материала у обучающихся формируются универсальные учебные действия: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).

В приложении к технологической карте представлена две физкультминутки, демонстрационный и раздаточный материал, памятки о ЗОЖ, тест.

Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей. В течение всего урока прослеживаются межпредметные связи с уроками окружающего мира, русским языком (использование пословиц и поговорок), занятиями внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании», с этнокультурой и жизненным опытом учащихся.

С целью оценки результатов учебной деятельности организован самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, проведен тест.

Материал может быть использован в образовательных учреждениях различного типа.


Класс

1 класс

Тема

«Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10»

Цели деятельности учителя:

- создание условий для первичного восприятия сложения и вычитания вида 10+7, 17-7, 17-10 и закрепления знаний табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.


Цель урока:

- учить выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10;

-закреплять знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.


Задачи урока:

- способствовать развитию умения понимать прочитанное, задавать вопросы, обогащать словарный запас;

- самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- способствовать развитию личности, формируя знания об истории родного края на образцах произведений устного народного творчества, русских народных традиций;

- содействовать в развитии познавательных интересов, художественного вкуса, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств.


Тип урока

Урок формирования новых знаний

Форма

проведения

Урок с применением информационных и здоровьесберегающих технологий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10 с опорой на знания нумерации; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; правильно называть компоненты  сложения, вычитания; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

познавательные: ориентироваться в учебнике, тетради; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить классификацию, указывая на основания классификации; проводить сравнение; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

коммуникативные: слушать и понимать речь своих товарищей, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в парах.

личностные: проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения; стремиться к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Методы и формы
обучения:

индивидуальная, парная, коллективная, групповая, самостоятельная работа, поиск информации на странице учебника, дополнительной информации, тест.

Учебно-методическое обеспечение:

презентация, правила здоровья («лучики здоровья»)

Техническое обеспечение:

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска




Организационная структура урока


Этапы

урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.


Эмоциональный и психологический настрой обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность детей и даёт установку на урок.

 -Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Говорить друг другу здравствуй – это, значит, желать здоровья. Здравствуйте! Говорят при встречах, желая здоровья, так и мы приветствуем вас.

Утром кто-то очень странный

Заглянул в наше окно,

На ладони появилось

Ярко желтое пятно          

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

   -Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу вам пожелать, чтобы каждый день приносил вам радость!

Сообщают о готовности к уроку.


















Слушают учителя.


Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


II. Мотивация учебной деятельности.

Знакомство со старинными единицами измерения массы

  -Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в отличной форме? (Здоровье).

-А что такое здоровье?

  - Здоровье  это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет счастья, нет настроения, но не все об этом помнят.

   -В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Золотник – это совсем немного, примерно вес одной маленькой монеты. А пуд – 16 кг! Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу.

- А какие пословицы о здоровье знаете вы?

-В этом вам помогут листы с дополнительной информацией.

(Приложение 1)

Дети дают определение слова «Здоровье»










Работа с дополнительной литературой (Выбор пословиц).


РегулятивныеУУД: прогнозирование предстоящей работы.

Коммуникативные: развитие умения строить речевое высказывание.


Познавательные: умение работать с информацией


Актуализация знаний

Игра «Кто быстрей!»

(Работа в группах)

Учитель раскладывает по классу 2 набора карточек с числами от 10 до 20 разного цвета (каждой группе свой цвет). Задача учащихся – найти все карточки своего цвета и выставить их: 1 группе – в порядке возрастания, 2 группе – в порядке убывания. Побеждает та команда, которая быстрее выставит весь ряд чисел).

- Увеличьте наименьшее из записанных чисел на 1. Запишите соответствующее равенство. (Один ученик работает у доски).

-На основе записанного вами примера на сложение, составьте два примера на вычитание.

-Что заметили? (Чтобы узнать одно слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое).

Находят все карточки своего цвета и выставляют их 1 – в порядке возрастания, 2 – в порядке убывания.






Оформляют запись в тетради.

Ответы детей.



Познавательные: (общеучебные)

- умение проверять и оценивать свою деятельность.

ЛичностныеУУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

РегулятивныеУУД: развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Правильность выполнения задания.


III. Определение темы. Постановка учебной задачи.





















Работа с презентацией.


















(Педагог руководит деятельностью учащихся при определении темы, постановки учебной задачи урока).

-Как вы поняли, чему же мы будем учиться на уроке?

-Откройте учебник на странице 52 и проверьте, правильно ли вы сформулировали задачи урока.

-А ещё мы с вами поговорим о здоровом образе жизни.

На экране вы видите девиз нашего урока, прочитаем его вместе:

Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья, то и буду выбирать! (Слайд 2)

-Вот перед вами Солнце. Солнце - это наше здоровье. Чтобы оно засияло ярко-ярко, нам необходимо открыть «секретики» лучиков Здоровья.

-Вы готовы? (Да)

-Тогда произнесём волшебные слова:

Задания урока будем выполнять,

Секреты лучиков здоровья будем открывать! (Слайд 3)





Формулируют тему урока.

Определяют цель и учебные задачи.








Ответы детей.

Познавательные

УУД: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ.
Регулятивные: определяют тему урока, учебную задачу.

Коммуникативные УУД: развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ЛичностныеУУД:

формирование здоровьесберегающего поведения.






Устные ответы, наблюдение.







IV. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


Каллиграфическая минутка.












(Упражнение для шеи)

(Упражнение для глаз).



Таблица сложения в пределах 10.

Игра

«Верно – неверно»
















Работа с лучиками «Здоровья»

-Откройте тетради. Вспомним правила письма: (хором)

- Я тетрадочку открою

И наклонно положу. (Слайд 4)

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку вот как я держу!

Сяду прямо, не согнусь!

За работу я возьмусь! (Слайд 5)

-Запишите число.

-Отгадайте загадку:

-Что стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

Ну, конечно, цифрой …(пять)

- Сегодня конкурс красоты для цифры «пять». Давайте напишем носом в воздухе её 3 раза.

- А теперь напишем большую цифру «пять» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком.

-Пропишите в тетради строчку, тщательно копируя с образца написания.

5 55 555 5555 (Слайд 6)

- Вот и ожило наше солнышко, заулыбалось. Радуется вашим успехам.

-Повторим таблицу сложения. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, свой вариант. Записываем в тетради только ответы.

(Приложение 2)

В прямоугольнике 4 стороны?(з.)

В любом квадрате все стороны равны?(з.)

Число 20 двузначное число? (з.)

10 самое маленькое двузначное число? (з)

Если к числу прибавить 1, то получится всегда 1? (к)

Если к числу прибавить 0, то получится всегда это же число? (з)

-Устный счёт мы закончили. Теперь вам предстоит открыть « секрет»

1-го лучика, но для этого нужно сделать выбор.

  • Соблюдай чистоту!

  • Чистота не главное!

- Каков ваш выбор?

- Почему? (Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами. В русской народной пословице говорится: «Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает»)

-Вот вы и открыли первый «секретик». И лучик на нашем солнышке здоровья теперь ярко сияет.

(Учитель открывает 1-й секрет здоровья, это луч выделен жёлтым цветом, остальные лучи не выделяются)

Работа в тетрадях.










Ответы детей



Выполняют разминку.









Работа в тетрадях.

Взаимопроверка.

Работа с сигнальными карточки: красный (неверно)– зелёный (верно)









Делают выбор.

Крепят луч к солнцу.


Ответы детей.






Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге.









Регулятивные: следуют инструкции.

Познавательные: умеют ориентироваться в предложенном материале.

Регулятивные: корректируют выполнение задания, оценивают выполнение задания.


Личностные: осознают свои возможности в учении.












ПознавательныеУУД: понимают заданный вопрос и в соответствии с ним строят ответ.
КоммуникативныеУУД: формируют собственнон мнения, развивают умения слушать и понимать других.




















Контроль за выполнением упражнений









Правильность выполнения задания.









V. Физкультминутка

«Мультзарядка»

(Педагог руководит деятельностью учащихся).

(Презентация «Мультзарядка»)



Выполняют физкультминутку.



ЛичностныеУУД: формирование здоровьесберегающего поведения.

Оценка физических качеств

VI. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения, изучение новых знаний)












































Практическая работа.













Работа в паре.



Работа по учебнику.


(Учитель записывает на доске числовое выражение 10 + 5).

-Прочитайте данное выражение разными способами.

-Что такое 1 десяток?

-Положите перед собой 1 десяток больших красных кругов. (Учитель выполняет аналогичные действия на наборном полотне).

-К одному десятку надо прибавить 5 единиц. Положите на парту 5 маленьких красных кругов.

-Какое число составляют 1 десяток и 5 единиц? (15).

Значит, 10 + 5 = 15.

-Теперь составьте равенства обратные данному.

15-5=10

15-10=5

Выполнение вычислений вида 10+7, 17-7, 17-10. (№1 с.52 Самостоятельная работа).

ешая примеры, дети распределяют картинки с изображением продуктов питания по группам) (Слайд 8)

- Итак, это задание мы выполнили, кто догадался о «секрете» 2-го лучика?

  • Правильно питайся!

- Почему молоко, фрукты и овощи укрепляют здоровье?

( Эти продукты богаты витаминами)

- В народе говорят: «Что пожуёшь, то и поживёшь». Как вы понимаете эти слова?

Решение задач (№2 с.52 - по вариантам с взаимопроверкой).

- Молодцы, справились с заданием.

- Какое нам нужно ещё принять решение?

  • Движение – это жизнь!

  • Без спорта можно прожить.

- Выбираем, что нужно для нашего здоровья.

- Почему так говорят «движение-это жизнь»? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью)

- Что значит много двигаться? (делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться.)

-В народе говорят «Двигайся больше – проживёшь дольше».

-Засиял ещё один лучик на нашем солнышке!




Работают с раздаточным материалом.














Работают с учебником.




Ответы детей.













Делают выбор.











Крепят луч к солнцу.

Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.


Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль














Познавательные: ориентируются в предложенных материалах.








Правильность выполнения задания.










Самопроверка по готовому эталону.










Взаимопроверка.












Правильность выполнения задания.



VII. Физминутка.

«Зарядка»

Педагог руководит деятельностью учащихся.

- Пришло время и нам подвигаться!

Педагог руководит деятельностью учащихся.


Выполняют

зарядку.

ЛичностныеУУД: формирование здоровьесберегающего поведения




VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Дифференцированная работа.























2. Работа с электронным приложением к учебнику. (Тест).









Знакомство с новым термином («Гелатология»).

Педагог руководит деятельностью учащихся.

На экране 2 варианта задания: (Слайд 9, 10, 11)

Дополни до 10:

8

7

9

6

Увеличь на 10:

5

2

8

6

- Молодцы, вы отлично справились с данным заданием.

Переходим к выбору в пользу здоровья.

- Что выберем из предложенных высказываний?

  • Нет вредным привычкам!

  • Человеку можно всё!

- Какие привычки называют вредными?

- Почему они вредные?

- Почему же тогда многие заводят эти привычки?

(простое любопытство, следовать моде, пример сверстников, родителей)

- Какой выбор сделаем?

  • Не заводи вредных привычек!

(Электронное приложение к учебнику М. И. Моро Матетатика. 1 класс).

-Молодцы, вы хорошо поработали.

-А какое у вас настроение?

-Выберите подходящий лучик:

  • Хорошее настроение – жизни продолжение.

  • Избавляться от плохого настроения совсем не обязательно.

- Почему выбрали хорошее настроение?

(Доктор Хорошее настроение советует: жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями. Смех и хорошее настроение могут даже лечить некоторые болезни. Появилась такая наука – гелатология – наука о смехе. 1 минута смеха приносит столько же пользы, сколько 1 урок физкультуры, по мнению немецких исследователей.)

- Каким образом можно создать хорошее настроение?

(Прежде всего, положительные  эмоции нужно получать в семейном кругу:

походы в кино, отдых на природе, говорить добрые, ласковые слова,

смотреть больше детских передач, а не боевиков и ужастиков, превратить свою комнату в комнату хорошего настроения, чаще улыбаться, быть уверенными в себе).

- Я желаю, чтобы всегда у вас было хорошее настроение, больше улыбайтесь друг другу, смейтесь. Ведь не зря говорят «Смех продлевает жизнь».

-Посмотрите от ваших радостных лиц наше солнышко засветило ярко-ярко!

(Приложение 4)

Выбирают задание.


Один ученик работает за компьютером.


Сверяют свои ответы с экрана.



Делают выбор.


Ответы детей.






На доске крепят лучик.

Выполняют интерактивный тест.

Оценивают свою работу.


Делают выбор.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Регулятивные: контролируют правильность выполнения задания.

Коммуникативные: сотрудничают при совместной деятельности.

Познавательные: ориентируются в предложенных материалах; работают с разными источниками информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.











Самоконтроль, самопроверка по эталону.





















Взаимопроверка.

Результаты теста.

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.


Оценка результатов выполнения заданий на уроке.


- Назовите тему нашего урока.

- Цель урока достигли?

- Какие математические задания выполняли? Что у вас лучше получалось? Над чем нужно ещё поработать?

-Давайте повторим все «секреты здоровья»: (Слайд 12)

  • Соблюдай чистоту!

  • Правильно питайся!

  • Больше двигайся!

  • Не заводи вредных привычек!

  • Хорошее настроение – жизни продолжение.

- Ребята, у нас остался один лучик без правила. Как вы думаете, почему?

-На нём вы напишите свой «полезный секрет здоровья». (Слайд 13)

- Закончите предложение:

Я буду здоров, если я буду…

( Ещё раз читают правила ЗОЖ на лучиках).

- У вас на партах лежат 2 солнышка: грустное и весёлое.

- Если вам урок понравился, то возьмите на память весёлое солнышко, ну а если вам было сегодня на уроке не интересно, возьмите грустное солнышко.

(На обратной стороне солнышек записана памятка о здоровом образе жизни). (Приложение 5), (Слайд 14)

-Будьте здоровы! До свидания!


Отвечают на вопросы.

Оценивают результаты учебной деятельности.







Записывают своё правило здоровья.


Осуществляют рефлексию, самооценку своей деятельности.


Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают качество и уровень усвоения материала, выполняют оценку результатов работы.

Коммуникативные: ведут диалог, слушают и дополняют ответы.


Устные ответы.












Используемая литература.


  1. Школа России» Сборник рабочих программ 1-4 классы Москва «Просвещение», 2011.

  2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Математика 1 класс» (УМК М.И. Моро) – М.:, «Вако», 2012

  3. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

  4. М.И. Моро, С.И Волкова, С.В Степанова. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2017

  5. Л. Ю. Самсонова. Устный счет: сборник упражнений: 1 класс : к учебнику М.И. Моро, С.И Волковой, С.В Степановой «Математика. Учеб. для 1 кл. В 2 ч.» – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Интернет ресурсы:


  1. http://www.openclass.ru – «Открытый класс» (сетевые образовательные сообщества);


  1. http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей (сообщество «Здоровьесберегающие технологии в школе»);


  1. http://www.zdd.lseptember.ru – сайт научно-методической газеты «Здоровье детей»;


  1. http://www.portal-healfh.ru – информационный портал о здоровье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!