СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в 1 классе (система РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: Конкретно-практическая задача по подбору предмета, равного данному по тяжести (массе).

ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 1 классе (система РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)»

Насырова Гульнара Радифовна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия г. Надыма»

Класс: 1 А

Дата: декабрь 2020 года

Предмет: математика

  1. Целеполагание

ТЕМА УРОКА: Конкретно-практическая задача по подбору предмета, равного данному по тяжести (массе).

ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний



ЦЕЛЬ УРОКА: Восстановить в памяти способы сравнения предметов по изученным признакам, подвести к знакомству с новой величиной «Масса», учить сравнивать предметы по массе и записывать результаты сравнения с помощью формул и схем.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: помочь учащимся усвоить:1) первые представления о новой для них величине – массе; 2) учить сравнивать предметы по массе.

Метапредметные:

-познавательные – формирование умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов, делать выводы

-регулятивные – формирование умения определять цель деятельности на уроке; умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-коммуникативные – формирование умения работать в группах, парах;

-личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

2. Инструментальная часть:

Используемые средства: книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», чашечные весы, макет воздушного шара, предметы для взвешивания, полоски бумаги, нитки, 4 мешочка с песком (2 имеют одинаковую массу), демонстрационные карточки (длина, объем, периметр, масса), 2 кубика одинакового цвета и размера, но разные по массе, 2 колпачка из бумаги.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые компоненты функциональной грамотности

1. Организационный

Самоопределение к   деятельности


Цель этапа: проверка подготовленности, организация внимания

- Добрый день, дети.

- Проверьте свою готовность к уроку.





Желаю на уроке успеха, радости познания!

Дети проверяют свою готовность к уроку.



2. Актуализация знаний

Цель: выявить уровень знаний обучающихся


- Ребята, сегодня на уроке мы попали в гости к коротышкам из Цветочного города. Дело в том, что самый главный коротышка – Знайка решил построить воздушный шар. (Чтение отрывка из книги – глава шестая) «Знайка, который очень любил читать, начитался в книжках о дальних странах и разных путешествиях. Часто, когда вечером нечего было делать, он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти рассказы. Им нравилось слушать о странах, которых они ни разу не видели… Некоторые предлагали совершить пеший поход, другие предлагали плыть по реке на лодках, а Знайка сказал: «Давайте сделаем воздушный шар и полетим на шаре.»

- Ребята, поможем коротышкам сделать воздушный шар?

- С чего нужно начать строительство воздушного шара?


- Что значит «подходящие нитки»?


- Чему вы научились, выбирая нитки для сетки?

- Выберите 4 подходящие нитки.



- Как можно записать результат измерения величин?

- Теперь поможем коротышкам изготовить корзину. Из чего она состоит?

- Как к бортику выбрать подходящее донышко? Что у них должно быть одинаковым?

- Что такое периметр?

- Покажите, как можно сравнить периметр двух прямоугольников.



- Подведем итоги, нитки у нас есть, корзина тоже. Что еще необходимо, чтобы получился воздушный шар?

-Послушайте, как работали коротышки. (Чтение отрывка – глава шестая.)

«Работа по надуванию шара продолжалась два дня и прекратилась тогда, когда шар стал величиной с дом. После этого Знайка завязал веревочкой трубку, которая была снизу, чтобы из шара не выходил воздух, и сказал: «Теперь шар будет сохнуть, а мы с вами примемся за другую работу».

- Мы хорошо помогали коротышкам, а теперь немного отдохнем.

Физминутка.






















-Да!


- Нужно сплести сетку. Для этого необходимо выбрать подходящие нитки.

- Нитки должны подходить по длине, толщине, материалу, цвету.

- Сравнивать по длине и толщине.


Дети работают в паре, подбирают нитки одинаковой длины. Чертят отрезки в тетради.

На доске появляется надпись «Длина»; L1=L2

- Из бортиков и донышка.



- Периметр. На доске появляется надпись «Периметр».



- Длина границы любой фигуры.

У детей на столах заготовки для изготовления корзины. Дети работают в парах. Записывают в тетрадь P1=P2.

- Надуть шар.








































Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач












потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях


Способность различать математические объекты



4. Постановка учебной задачи и совместное открытие новых знаний

Цель: создание проблемной ситуации. Формулировка

 (уточнение) темы урока. Постановка цели урока.


- Помогая коротышкам, мы подготовили воздушный шар к путешествию. (Достаю из-под стола воздушный шар. Дети и не подозревали, что появится настоящий воздушный шар.).

- «В это время Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков с песком и положить в корзину. «Эй, зачем вам мешки с песком?» - закричал Топик, который сидел верхом на заборе. «А вот мы поднимемся и будем вам сверху на головы бросать», - сказал Знайка. (Глава седьмая.)

- Ребята, а правда, зачем нужны мешки с песком?




- Верно! У меня есть несколько мешков с грузом. Внешне они одинаковы. Как выбрать подходящий?

Кладу мешочки в корзину. Шар не летит.

- По какому признаку будем выбирать мешочки?

- Умеем ли мы выбирать предметы по весу?

- Чему нам предстоит научиться?

- В математике эта величина называется «масса».

На доске появляется надпись «Масса»

- А с помощью чего можно измерить массу?

Учитель сообщает детям, что весы бывают разные. Показ презентации «Разнообразие весов»

На столе появляются чашечные весы.

- У меня в руках 2 кубика. Сравните их.

- Верно. Все одинаковое.

Быстро прохожу по рядам и показываю кубики. В руки детям не даю.

- Все видели, что кубики одинаковые. А теперь закройте глаза.

Кладу кубики на весы, накрываю разноцветными колпачками.

- Откройте глаза. Посмотрите на весы. По какому признаку сравнивают предметы на весах?

- Что вы видите?


- А как вы это понимаете?



- А что я могла положить на весы?


-Хотите узнать, что там под колпачками?

Убираю колпачки.




- А как вы думаете, как же так получилось? Вы же видели, что кубики одинакового размера, цвета, формы.




- Ребята, а как вы думаете, есть ли в математике какое-нибудь обозначение этой величины?

- Масса обозначается латинской буквой М.

Физминутка.



















Выслушиваются версии детей.

- Мешки нужны для того, чтобы поддерживать воздушный шар на определенной высоте.




Дети предлагают по очереди убирать из корзины мешочки.

- По весу, грузу, массе.


- Нет.



- Сравнивать предметы по весу.




- Взять в руки, с помощью весов.






- Одинаковая форма, цвет, размер.











- По массе.



- На одной чаше весов тяжелый предмет, а на другой – легче.

-Там, где чаша весов ниже, там предмет тяжелее.


Предположения детей. Но никто не думает, что там кубики.

- Да.


Дети видят, что на весах те самые кубики, которые были им показаны. Реакция удивления: «Этого не может быть!», «Чудеса», «Как же так?»

К доске приглашается один ученик, который берет в руки кубики. Сразу замечает, что один кубик тяжелее. Значит там что-то есть. Дети приходят к выводу, что известных признаков мало для сравнения. Массу невозможно определить на глаз.

- Наверное, есть.
































Способность формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.



















Способность устанавливать математические отношения («тяжелее» - «легче»)


5. Применение нового знания

Цель этапа: применение нового способа сравнения по массе на практике

1)- А теперь откроем учебники на с.100 №3. Рассмотрите рисунки. Подберите к каждому рисунку подходящую схему.

- Проверим, что же у вас получилось.



- Как вы это определили?


2) Я вам предлагаю сравнить предметы по массе (опыт Пиаже). Показываю детям два шарика из пластилина.

- Сравните данные шарики по массе. Как вы это сделаете?

- Что мы видим, взвесив шарики?

На глазах у детей из одного шарика делаю лепёшку.

- Чья теперь масса больше шарика или лепёшки?

- Как же узнать, кто из вас прав?

- Странно, почему же массы остались одинаковые?


- Изобразите результат сравнения в тетрадях. С помощью чего мы это можем сделать?

- Оцените работу.

Работа ведется в парах. Сначала дети обсуждают, а затем фронтальная проверка.


- Схема 1 подходит к 3 рисунку, схема 2 – ко 2 рисунку, схема 3 – к 1 рисунку.)

- Смотрели на чашу весов. Чем чаша ниже, тем масса предмета больше.





- Надо взвесить.


- По массе они одинаковые.




Выслушиваются мнения детей.

- А давайте их взвесим.

- Мы же ничего не добавляли и не отнимали, а только изменили форму.

- Показываем на отрезках, а затем записываем результат сравнения формулой.

Один ученик работает у доски.

Дети оценивают работу ученика.


6. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, сможете сегодня дома рассказать, что узнали на уроке? О чём вы расскажете?

- Где в жизни нам понадобится умение сравнивать предметы по массе?

- Вот сколько нового вы узнали сегодня на уроке, значит нам уже не нужно больше изучать эту тему?


- На следующем уроке мы будем учиться изображать отрезками (схемой) отношения между массами двух предметов и подбирать эти предметы.

- Кому было интересно на уроке, кто остался доволен своей работой? Отметьте успех на уроке, поставив крестик на «Волшебной линеечке».

- На этом наш урок окончен.

- Научились сравнивать по массе. Познакомились с разными видами весов.  Узнали, какой буквой обозначается масса.

- В магазине, дома…



- Мы только познакомились с понятием «Масса» и со способами сравнения по массе, но нам хотелось бы продолжить эту работу.






Дети оценивают себя по шкале «Легко, все понял» - «Сомневаюсь» - «Трудно, не понял ничего».

Понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

Способность к рефлексивным действиям.

Список использованной литературы:


  1. Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: учебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: Вита-Пресс, 2020.

  2. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. – Симферополь, 1992.

  3. Чеснокова Н.И. Сравнение предметов по массе./ Начальная школа, 2010, №20.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!