Насырова Гульнара Радифовна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия г. Надыма»
Класс: 1 А
Дата: декабрь 2020 года
Предмет: математика
Целеполагание
ТЕМА УРОКА: Конкретно-практическая задача по подбору предмета, равного данному по тяжести (массе).
ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний
ЦЕЛЬ УРОКА: Восстановить в памяти способы сравнения предметов по изученным признакам, подвести к знакомству с новой величиной «Масса», учить сравнивать предметы по массе и записывать результаты сравнения с помощью формул и схем.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: помочь учащимся усвоить:1) первые представления о новой для них величине – массе; 2) учить сравнивать предметы по массе.
Метапредметные:
-познавательные – формирование умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов, делать выводы
-регулятивные – формирование умения определять цель деятельности на уроке; умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-коммуникативные – формирование умения работать в группах, парах;
-личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Инструментальная часть:
Используемые средства: книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», чашечные весы, макет воздушного шара, предметы для взвешивания, полоски бумаги, нитки, 4 мешочка с песком (2 имеют одинаковую массу), демонстрационные карточки (длина, объем, периметр, масса), 2 кубика одинакового цвета и размера, но разные по массе, 2 колпачка из бумаги.
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые компоненты функциональной грамотности
1. Организационный
Самоопределение к деятельности
Цель этапа: проверка подготовленности, организация внимания
- Добрый день, дети.
- Проверьте свою готовность к уроку.
Желаю на уроке успеха, радости познания!
Дети проверяют свою готовность к уроку.
2. Актуализация знаний
Цель: выявить уровень знаний обучающихся
- Ребята, сегодня на уроке мы попали в гости к коротышкам из Цветочного города. Дело в том, что самый главный коротышка – Знайка решил построить воздушный шар. (Чтение отрывка из книги – глава шестая) «Знайка, который очень любил читать, начитался в книжках о дальних странах и разных путешествиях. Часто, когда вечером нечего было делать, он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти рассказы. Им нравилось слушать о странах, которых они ни разу не видели… Некоторые предлагали совершить пеший поход, другие предлагали плыть по реке на лодках, а Знайка сказал: «Давайте сделаем воздушный шар и полетим на шаре.»
- Ребята, поможем коротышкам сделать воздушный шар?
- С чего нужно начать строительство воздушного шара?
- Что значит «подходящие нитки»?
- Чему вы научились, выбирая нитки для сетки?
- Выберите 4 подходящие нитки.
- Как можно записать результат измерения величин?
- Теперь поможем коротышкам изготовить корзину. Из чего она состоит?
- Как к бортику выбрать подходящее донышко? Что у них должно быть одинаковым?
- Что такое периметр?
- Покажите, как можно сравнить периметр двух прямоугольников.
- Подведем итоги, нитки у нас есть, корзина тоже. Что еще необходимо, чтобы получился воздушный шар?
-Послушайте, как работали коротышки. (Чтение отрывка – глава шестая.)
«Работа по надуванию шара продолжалась два дня и прекратилась тогда, когда шар стал величиной с дом. После этого Знайка завязал веревочкой трубку, которая была снизу, чтобы из шара не выходил воздух, и сказал: «Теперь шар будет сохнуть, а мы с вами примемся за другую работу».
- Мы хорошо помогали коротышкам, а теперь немного отдохнем.
Физминутка.
-Да!
- Нужно сплести сетку. Для этого необходимо выбрать подходящие нитки.
- Нитки должны подходить по длине, толщине, материалу, цвету.
- Сравнивать по длине и толщине.
Дети работают в паре, подбирают нитки одинаковой длины. Чертят отрезки в тетради.
На доске появляется надпись «Длина»; L1=L2
- Из бортиков и донышка.
- Периметр. На доске появляется надпись «Периметр».
- Длина границы любой фигуры.
У детей на столах заготовки для изготовления корзины. Дети работают в парах. Записывают в тетрадь P1=P2.
- Надуть шар.
Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач
потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях
Способность различать математические объекты
4. Постановка учебной задачи и совместное открытие новых знаний
Цель: создание проблемной ситуации. Формулировка
(уточнение) темы урока. Постановка цели урока.
- Помогая коротышкам, мы подготовили воздушный шар к путешествию. (Достаю из-под стола воздушный шар. Дети и не подозревали, что появится настоящий воздушный шар.).
- «В это время Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков с песком и положить в корзину. «Эй, зачем вам мешки с песком?» - закричал Топик, который сидел верхом на заборе. «А вот мы поднимемся и будем вам сверху на головы бросать», - сказал Знайка. (Глава седьмая.)
- Ребята, а правда, зачем нужны мешки с песком?
- Верно! У меня есть несколько мешков с грузом. Внешне они одинаковы. Как выбрать подходящий?
Кладу мешочки в корзину. Шар не летит.
- По какому признаку будем выбирать мешочки?
- Умеем ли мы выбирать предметы по весу?
- Чему нам предстоит научиться?
- В математике эта величина называется «масса».
На доске появляется надпись «Масса»
- А с помощью чего можно измерить массу?
Учитель сообщает детям, что весы бывают разные. Показ презентации «Разнообразие весов»
На столе появляются чашечные весы.
- У меня в руках 2 кубика. Сравните их.
- Верно. Все одинаковое.
Быстро прохожу по рядам и показываю кубики. В руки детям не даю.
- Все видели, что кубики одинаковые. А теперь закройте глаза.
Кладу кубики на весы, накрываю разноцветными колпачками.
- Откройте глаза. Посмотрите на весы. По какому признаку сравнивают предметы на весах?
- Что вы видите?
- А как вы это понимаете?
- А что я могла положить на весы?
-Хотите узнать, что там под колпачками?
Убираю колпачки.
- А как вы думаете, как же так получилось? Вы же видели, что кубики одинакового размера, цвета, формы.
- Ребята, а как вы думаете, есть ли в математике какое-нибудь обозначение этой величины?
- Масса обозначается латинской буквой М.
Физминутка.
Выслушиваются версии детей.
- Мешки нужны для того, чтобы поддерживать воздушный шар на определенной высоте.
Дети предлагают по очереди убирать из корзины мешочки.
- По весу, грузу, массе.
- Нет.
- Сравнивать предметы по весу.
- Взять в руки, с помощью весов.
- Одинаковая форма, цвет, размер.
- По массе.
- На одной чаше весов тяжелый предмет, а на другой – легче.
-Там, где чаша весов ниже, там предмет тяжелее.
Предположения детей. Но никто не думает, что там кубики.
- Да.
Дети видят, что на весах те самые кубики, которые были им показаны. Реакция удивления: «Этого не может быть!», «Чудеса», «Как же так?»
К доске приглашается один ученик, который берет в руки кубики. Сразу замечает, что один кубик тяжелее. Значит там что-то есть. Дети приходят к выводу, что известных признаков мало для сравнения. Массу невозможно определить на глаз.
- Наверное, есть.
Способность формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.
Способность устанавливать математические отношения («тяжелее» - «легче»)
5. Применение нового знания
Цель этапа: применение нового способа сравнения по массе на практике
1)- А теперь откроем учебники на с.100 №3. Рассмотрите рисунки. Подберите к каждому рисунку подходящую схему.
- Проверим, что же у вас получилось.
- Как вы это определили?
2) Я вам предлагаю сравнить предметы по массе (опыт Пиаже). Показываю детям два шарика из пластилина.
- Сравните данные шарики по массе. Как вы это сделаете?
- Что мы видим, взвесив шарики?
На глазах у детей из одного шарика делаю лепёшку.
- Чья теперь масса больше шарика или лепёшки?
- Как же узнать, кто из вас прав?
- Странно, почему же массы остались одинаковые?
- Изобразите результат сравнения в тетрадях. С помощью чего мы это можем сделать?
- Оцените работу.
Работа ведется в парах. Сначала дети обсуждают, а затем фронтальная проверка.
- Схема 1 подходит к 3 рисунку, схема 2 – ко 2 рисунку, схема 3 – к 1 рисунку.)
- Смотрели на чашу весов. Чем чаша ниже, тем масса предмета больше.
- Надо взвесить.
- По массе они одинаковые.
Выслушиваются мнения детей.
- А давайте их взвесим.
- Мы же ничего не добавляли и не отнимали, а только изменили форму.
- Показываем на отрезках, а затем записываем результат сравнения формулой.
Один ученик работает у доски.
Дети оценивают работу ученика.
6. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, сможете сегодня дома рассказать, что узнали на уроке? О чём вы расскажете?
- Где в жизни нам понадобится умение сравнивать предметы по массе?
- Вот сколько нового вы узнали сегодня на уроке, значит нам уже не нужно больше изучать эту тему?
- На следующем уроке мы будем учиться изображать отрезками (схемой) отношения между массами двух предметов и подбирать эти предметы.
- Кому было интересно на уроке, кто остался доволен своей работой? Отметьте успех на уроке, поставив крестик на «Волшебной линеечке».
- На этом наш урок окончен.
- Научились сравнивать по массе. Познакомились с разными видами весов. Узнали, какой буквой обозначается масса.
- В магазине, дома…
- Мы только познакомились с понятием «Масса» и со способами сравнения по массе, но нам хотелось бы продолжить эту работу.
Дети оценивают себя по шкале «Легко, все понял» - «Сомневаюсь» - «Трудно, не понял ничего».
Понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
Способность к рефлексивным действиям.
Список использованной литературы:
Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: учебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: Вита-Пресс, 2020.
Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. – Симферополь, 1992.
Чеснокова Н.И. Сравнение предметов по массе./ Начальная школа, 2010, №20.