Ф.И.О. учителя: Фролова Марианна Владимировна, учитель математики МОУ СОШ с. Большой Вьяс
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Проценты» |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Личностные УУД:самоопределение. Метапредметные УУД: Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!» - Эпиграф нашего урока : «Гений- это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота» Томас Эдисон (записан на доске) - В конце нашего сегодняшнего урока вы мне попробуйте объяснить, как вы понимаете данное высказывание и согласны ли с ним - Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | Включаются в деловой ритм урока. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Предметные УУД: повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей,правила умножения и деления на 100, сравнение десятичных дробей Метапредметные УУД: познавательные: - уметь отличать новое от уже известного; – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - искать и выделять необходимую информацию. -структурирование собственных знаний регулятивные: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; -организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | -Сегодня нам предстоит открыть с вами новые знания, а для этого нужно првести разминку. Устный опрос Слайд 2-3 1)Читаем пример и называем ответ, если все согласны - поднимаем 2 руки, если кто-то не согласен 1. 2,3+1,5= 3,8 4,1-2= 2,1 3,5: 0,7= 5 1,2- 0,9=0,3 6,5:5= 1,3 4,8: 0,06=80 0.6*7= 4,2 1- 0,4= 0,6 10:4= 2,5 2:5= 0,4 5,1:5,1 =1 -Какие правила нам помогли справиться с заданием? 2) Следующее задание: Выполните вычисления и ответы запишите в таблицу в порядке возрастания. -Обсудим полученные результаты. Какие правила использовали? - Молодцы, ребята, теперь вы готовы продолжать путь к новым знаниям. Пришла пора узнать тему нашего урока. Для этого выполните следующее задание. 3) Работа с текстом. Прочитайте предложения. Разделите их на две группы. (Слайд 4,5) 1)Всхожесть семян составляет 98 процентов; 2) В классе 1/ 4всех учащихся обучаются на отлично по математике. 3) Среди собранных грибов 2/5 составляли белые грибы. 4)Кандидат Иванов набрал 48 процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах. 5) Длина участка в 1,5 раза больше его ширины. 6) В выборах президента России приняли участие 65 процентов избирателей; 7) Концентрация раствора кислоты – 50 процентов; 8) Озеро Байкал достигает в глубину 1642 м. - Какие предложения вы включили в 1 группу, а какие во вторую? - По какому признаку вы распределили предложения на группы? -Что вы знаете про проценты? Где встречались с данным термином? Хотели бы вы узнать о них больше? | Аргументируют ответы Вспоминают правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей Вычисляют, называют ответы. Сверяют с правильным ответом Формулируют правила умножения и деления на 100, сравнение десятичных дробей Обосновывают свой выбор Высказывают свое мнение, из личного опыта |
3.Целеполагание и мотивация | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. | -Как вы считаете, как звучит тема сегодняшнего урока? - Записываем в тетрадь тему урока (Запись на доске) - В нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты ( и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору и в школе.) Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ). Тему процентов использовали в своих произведения писатели (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов и т.д.) -Чтобы понять, о чем идет речь, надо знать смысл этого слова. Как вы считаете какие цели мы поставим для изучения данной темы? - Какая цель нашего урока? - Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить? | Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Проценты» Формулируют цель: познакомиться с понятием процента, вычислять проценты Формулируют задачи: 1) изучить материал учебника по этой теме; 3) внимательно слушать учителя; 4) делать необходимые записи в тетрадях |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Предметные УУД: формировать у учащихся понятие о процентах, навыки представления процентов в виде дроби и наоборот. Метапредметные (УУД): познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт) Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. аргументация своего мнения | А сейчас я предлагаю вам ответить на следующие вопросы Слайд 6-8 -Что общего в данных соотношениях? - Ребята, действительно, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения,которые связаны с одной сотой частью -Вспомните как называют доли ½ -половина; 1/3 – треть, ¼ -четверть, 1/100 -? (дается определение процента) - Посмотрите на квадрат. сколько клеточек в данном квадрате? Какую часть составляет в нем одна клеточка? Слайд 9-10 -Запишите в тетрадь 1% =1/100 или 1%=0.01 - Откуда появилось это слово? (слайд11) -Если 1% составляет 1/100 величины(или числа), то какую часть составляет 100% величины ? Вывод 100% величины- это вся величина - Какая величина принята за 100% в предложениях: Слайд 12 - В школьной библиотеке 36% всех книг – учебники. - Азот составляет 75,5 % массы воздуха. -Математический кружок посещает 1 % учащихся школы. - Назовите применение процентов в жизни человека(Слайд13) -Зная, что 1%=1/100=0.01, то любое количество % можно записать в виде обыкновенной, десятичной дроби. - Попробуйте сформулировать правила:(Слайд 14) - Чтобы представить десятичную дробь в процентах надо умножить ее на 100 - Чтобы проценты представить в виде десятичной дроби надо число разделить на 100. - | Отвечают на вопросы. Высказывают мнения, обсуждают. Вывод: во всех соотношениях присутствует одна сотая часть Отвечают 100/100 Дают ответы, высказывают свое мнение. Анализируют, выводят правила |
Физкультминутка | | А сейчас немного отдохнём и проведем физкультминутку. | учащиеся встают со своих мест и выполняют вместе с учителям упражнения |
5.Первичная проверка понимания | Предметные УУД: знать определение процента, части числа, правила перевода процентов в дроби и наоборот. уметь представлять десятичную дробь в виде процента и наоборот Метапредметные (УУД): познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата коммуникативные: уметь слушать и понимать других; оформлять мысли в устной и письменной форме | Итак, приступаем к работе с учебником. ( Слайд № 16) № 1561 - Как перевести проценты в десятичную дробь? № 1562 -как записать в процентах десятичную дробь? № 1565 прочитайте задачи - Сколько книг в библиотеке? - Сколько книг прочитала Маша? - Как по-другому называется одна сотая часть? - Значит, сколько книг прочитала Маша? - Сравните эти две задачи. Что вы можете о них сказать? - Что можно сказать о количестве книг, которые прочли Маша и Сережа? - А сейчас предлагаю вам выполнить задание. Заполнить таблицу (выразить числа в виде десятичной, обыкновенной дроби и процентов) Работу организуем в парах с соседом по парте, таблицы у вас на столах. - Результаты проверяем ( слайд 17) | Отвечают на вопросы учителя и выполняют решения в тетрадках. (работают в группах) с последующей проверкой - В библиотеке 7000 книг. - Маша прочитала 70 книг. - Одну сотую называют, один процент. - Маша прочитала 70 книг. - Маша прочитала столько же книг, сколько и Сергей. Отвечают устно Работа в парах заполняют Таблица № 1 Обсуждают результат |
| | | |
6. Организация первичного контроля | Предметные УУД: -уметь представлять десятичную дробь в виде процента и наоборот Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. | - Предлагаю Вам проверить как вы усвоили сегодняшнюю тему. Решите тест. (слайд 18) 1. Процент- это: а) тысячная часть числа; б) сотая часть числа; в) десятая часть числа. 2. Представьте 8% в виде десятичной дроби: а) 0,08; б) 0,8; в) 0,008; г) 0,0008. 3. Представьте 0,269 в процентах: а) 269%; б) 2,69%; в) 26,9%; г) 0,269%. 4. 25% класса –это: а) половина учеников класса; б) четверть учеников класса в) пятая часть класса; г) двадцать пятая часть класса 5. 0,05 – это: а) 5%; б) 50%; в) 500%; г) 0,5%. . - сообщаются критерии оценивания теста (проверка Слайд 19) | Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка. Выставление оценки |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия | Предметные УУД: Осознание, осмысление учащимися нового понятия Метапредметные УУД: познавательные: классифицировать и обобщать факты и явления; строить логически обоснованное рассуждение регулятивные: осознавать конечный результат решения проблемы. оценивание собственной деятельности на уроке коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции. | - Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Как мы поняли, что такое процент? Попробуйте составить синквейн (запись на доске) - Возможный вариант Процент Сложные, высокие, Переводятся, используются, вычисляются, Обозначение части целого Сотая часть -Оцените степень усвоения новой темы и заполните лист самооценки (Слайд 20) - Оцените работу класса - А сейчас вернемся с вами к эпиграфу нашего урока «Гений- это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота» - Как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с Т. Эдисоном? Отдельным учащимся выставляются оценки. | Ответы учащихся. Обсуждение, записывают на доске Заполняют лист самооценки, сдают Обсуждают, высказывают свое мнение. |
8. Информация о домашнем задании | Метапредметные УУД: познавательные: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Слайд 21. Домашнее задание: п. 40, стр.238 (учимся говорить правильно; решить на выбор: А) №1598,1599 Б)№1563 Дополнительно: познакомиться с историей процента. Ваши вопросы по домашнему заданию. -Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме? Ребята, наш урок окончен. Спасибо за урок! | Ребята записывают в дневники домашнее задание |