СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики по теме "Проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики по теме "Проценты"»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Фролова Марианна Владимировна, учитель математики МОУ СОШ с. Большой Вьяс


Предмет

Математика

Класс

5

Тип урока

Открытие новых знаний.

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Проценты (1 урок)

Цель

Создать условия для формирования представления о процентах, умений переводить проценты в дроби и обратно.

Основные термины, понятия

Процент, сотая часть, вся величина



Планируемый результат

Предметные умения

Уметьпереводить десятичные дроби в проценты и проценты в десятичные дроби.















Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; ответственность за общее дело


Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение


Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; строить логическую цепочку рассуждений


Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; уметь выражать свои мысли четко, полно и точно



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная (Ф), работа в парах(П), индивидуальная(И).







Книгопечатная продукция:

Учебник: Математика. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений\Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и дрМ.:Мнемозина 2013

Технические средства обучения:

Компьютер, проектор



Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный(этап мотивации)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Актуализация опорных знаний и умений

Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия

Постановка учебной проблемы

Выявление и фиксация места и причины затруднения.

Создать условия для формирования и осознания понятия «процент».

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Открытие нового знания

Построение и фиксация нового знания

Первичная проверка понимания

применение нового знания в типовых заданиях.


Применение новых знаний

Включение нового знания в систему знаний, отработать на примерах навык представления процента в виде десятичной дроби и наоборот, выполнить самостоятельную работу (тест) с самопроверкой

Рефлексия учебной деятельности

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Технология изучения


Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Проценты»

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент

Личностные УУД:самоопределение.
Метапредметные УУД:

Регулятивные: целеполагание. 
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»


- Эпиграф нашего урока :

«Гений- это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота» Томас Эдисон (записан на доске)

- В конце нашего сегодняшнего урока вы мне попробуйте объяснить, как вы понимаете данное высказывание и согласны ли с ним

- Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.



Включаются в деловой ритм урока.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Предметные УУД:

повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей,правила умножения и деления на 100, сравнение десятичных дробей




Метапредметные УУД:

познавательные:

- уметь отличать новое от уже известного;

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- искать и выделять необходимую информацию.

-структурирование собственных знаний

регулятивные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


коммуникативные:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.





-Сегодня нам предстоит открыть с вами новые знания, а для этого нужно првести разминку.

Устный опрос Слайд 2-3

1)Читаем пример и называем ответ, если все согласны - поднимаем 2 руки, если кто-то не согласен 1.


2,3+1,5= 3,8 4,1-2= 2,1 3,5: 0,7= 5

1,2- 0,9=0,3 6,5:5= 1,3 4,8: 0,06=80

0.6*7= 4,2 1- 0,4= 0,6 10:4= 2,5

2:5= 0,4 5,1:5,1 =1

-Какие правила нам помогли справиться с заданием?


2) Следующее задание:



Выполните вычисления и ответы запишите в таблицу в порядке возрастания.

-Обсудим полученные результаты. Какие правила использовали?




- Молодцы, ребята, теперь вы готовы продолжать путь к новым знаниям. Пришла пора узнать тему нашего урока. Для этого выполните следующее задание.

3) Работа с текстом. Прочитайте предложения. Разделите их на две группы. (Слайд 4,5)

1)Всхожесть семян составляет 98 процентов;

2) В классе 1/ 4всех учащихся обучаются на отлично по математике.

3) Среди собранных грибов 2/5 составляли белые грибы.

4)Кандидат Иванов набрал 48 процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах.

5) Длина участка в 1,5 раза больше его ширины.

6) В выборах президента России приняли участие 65 процентов избирателей;

7) Концентрация раствора кислоты – 50 процентов;

8) Озеро Байкал достигает в глубину 1642 м.


- Какие предложения вы включили в 1 группу, а какие во вторую?

- По какому признаку вы распределили предложения на группы?

-Что вы знаете про проценты? Где встречались с данным термином?

Хотели бы вы узнать о них больше?




Аргументируют ответы



Вспоминают правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей




Вычисляют, называют ответы.

Сверяют с правильным ответом







Формулируют правила умножения и деления на 100, сравнение десятичных дробей

















Обосновывают свой выбор














Высказывают свое мнение, из личного опыта




3.Целеполагание и мотивация 


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.


-Как вы считаете, как звучит тема сегодняшнего урока?


- Записываем в тетрадь тему урока (Запись на доске)

- В нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты ( и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору и в школе.)

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ). Тему процентов использовали в своих произведения писатели (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов и т.д.)


-Чтобы понять, о чем идет речь, надо знать смысл этого слова.

Как вы считаете какие цели мы поставим для изучения данной темы?

- Какая цель нашего урока?


- Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить? 


Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Проценты»








Формулируют цель: познакомиться с понятием процента, вычислять проценты



Формулируют задачи: 
1)  изучить материал учебника по этой теме; 
3) внимательно слушать учителя; 
4) делать необходимые записи в тетрадях 


4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Предметные УУД: формировать у учащихся понятие о процентах, навыки представления процентов в виде дроби и наоборот.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт)


Регулятивные:

  • уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно;

  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата


коммуникативные:

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

  • умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

  • аргументация своего мнения


А сейчас я предлагаю вам ответить на следующие вопросы

Слайд 6-8

-Что общего в данных соотношениях?

- Ребята, действительно, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения,которые связаны с одной сотой частью

-Вспомните как называют доли

½ -половина; 1/3 – треть, ¼ -четверть, 1/100 -?

(дается определение процента)

- Посмотрите на квадрат. сколько клеточек в данном квадрате? Какую часть составляет в нем одна клеточка? Слайд 9-10

-Запишите в тетрадь 1% =1/100 или 1%=0.01

- Откуда появилось это слово? (слайд11)

-Если 1% составляет 1/100 величины(или числа), то какую часть составляет 100% величины ?

Вывод 100% величины- это вся величина
- Какая величина принята за 100% в предложениях: Слайд 12

- В школьной библиотеке 36% всех книг – учебники.

- Азот составляет 75,5 % массы воздуха.

-Математический кружок посещает 1 % учащихся школы.

- Назовите применение процентов в жизни человека(Слайд13)



-Зная, что 1%=1/100=0.01, то любое количество % можно записать в виде обыкновенной, десятичной дроби.

- Попробуйте сформулировать правила:(Слайд 14)

- Чтобы представить десятичную дробь в процентах надо умножить ее на 100

- Чтобы проценты представить в виде десятичной дроби надо число разделить на 100.



-







Отвечают на вопросы.

Высказывают мнения, обсуждают. Вывод: во всех соотношениях присутствует одна сотая часть












Отвечают 100/100



Дают ответы, высказывают свое мнение.









Анализируют, выводят правила



Физкультминутка


А сейчас немного отдохнём и проведем физкультминутку.

учащиеся встают со своих мест и выполняют вместе с учителям упражнения



5.Первичная проверка понимания

Предметные УУД:

  • знать определение процента, части числа, правила перевода процентов в дроби и наоборот.

  • уметь представлять десятичную дробь в виде процента и наоборот

Метапредметные (УУД):


познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание


регулятивные:

  • уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно;

  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

  • коммуникативные:

  • уметь слушать и понимать других; оформлять мысли в устной и письменной форме


Итак, приступаем к работе с учебником. ( Слайд № 16)


№ 1561

- Как перевести проценты в десятичную дробь?

№ 1562

-как записать в процентах десятичную дробь?




№ 1565 прочитайте задачи

- Сколько книг в библиотеке?

- Сколько книг прочитала Маша?

- Как по-другому называется одна сотая часть?

- Значит, сколько книг прочитала Маша?

- Сравните эти две задачи. Что вы можете о них сказать?

- Что можно сказать о количестве книг, которые прочли Маша и Сережа?









- А сейчас предлагаю вам выполнить задание. Заполнить таблицу (выразить числа в виде десятичной, обыкновенной дроби и процентов) Работу организуем в парах с соседом по парте, таблицы у вас на столах.

- Результаты проверяем ( слайд 17)

Отвечают на вопросы учителя и выполняют решения в тетрадках.

(работают в группах) с последующей проверкой


- В библиотеке 7000 книг.

- Маша прочитала 70 книг.

- Одну сотую называют, один процент.

- Маша прочитала 70 книг.

- Маша прочитала столько же книг, сколько и Сергей.



Отвечают устно



Работа в парах заполняют Таблица № 1



Обсуждают результат






6. Организация первичного контроля

Предметные УУД:

-уметь представлять десятичную дробь в виде процента и наоборот

Регулятивные:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

  • осознание качества и уровня усвоения;

    Личностные: самоопределение.

- Предлагаю Вам проверить как вы усвоили сегодняшнюю тему.

Решите тест. (слайд 18)

1. Процент- это:

а) тысячная часть числа; б) сотая часть числа;

в) десятая часть числа.

2. Представьте 8% в виде десятичной дроби:

а) 0,08; б) 0,8; в) 0,008; г) 0,0008.

3. Представьте 0,269 в процентах:

а) 269%; б) 2,69%; в) 26,9%; г) 0,269%.

4. 25% класса –это:

а) половина учеников класса; б) четверть учеников класса

в) пятая часть класса; г) двадцать пятая часть класса

5. 0,05 – это:

а) 5%; б) 50%; в) 500%; г) 0,5%.

.

- сообщаются критерии оценивания теста (проверка Слайд 19)



Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.

Выставление оценки



7. Подведение итогов урока.
Рефлексия

Предметные УУД:

Осознание, осмысление учащимися нового понятия


Метапредметные УУД:

познавательные:

  • классифицировать и обобщать факты и явления;

  • строить логически обоснованное рассуждение


регулятивные:

  • осознавать конечный результат решения проблемы.

  • оценивание собственной деятельности на уроке


коммуникативные:

  • умение анализировать собственные успехи, неудачи,

  • определять пути коррекции.


- Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Как мы поняли, что такое процент?

Попробуйте составить синквейн (запись на доске)
- Возможный вариант

Процент

Сложные, высокие,

Переводятся, используются, вычисляются,

Обозначение части целого

Сотая часть

-Оцените степень усвоения новой темы и заполните лист самооценки (Слайд 20)

- Оцените работу класса
- А сейчас вернемся с вами к эпиграфу нашего урока «Гений- это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота»

- Как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с Т. Эдисоном?


Отдельным учащимся выставляются оценки.


Ответы учащихся.

Обсуждение, записывают на доске




Заполняют лист самооценки, сдают

Обсуждают, высказывают свое мнение.


8. Информация о домашнем задании

Метапредметные УУД:

познавательные:

  • Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слайд 21. Домашнее задание: п. 40, стр.238 (учимся говорить правильно; решить на выбор:

А) №1598,1599

Б)№1563

Дополнительно: познакомиться с историей процента. 

Ваши вопросы по домашнему заданию. 

-Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме?

Ребята, наш урок окончен. Спасибо за урок!

Ребята записывают в дневники домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!