СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики (Функциональная грамотность)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю организовать деятельность учащихся для закрепления изученных тем на понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания.  Развивает функциональную грамотность учащихся, демонстрирует связь предмета в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики (Функциональная грамотность)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Функциональная грамотность (математика)

Класс: 3 класс

Тема: «Выходной с пользой»

(с компонентом безопасного поведения в общественном транспорте для формирования функциональной грамотности учащихся)

Дата проведения: 01.11.2022 г.

Программа: УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И.

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: Урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока: Организовать деятельность учащихся для закрепления изученных тем на понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, связь предмета в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: Активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Закреплять знание учащихся на сложение и вычитание двузначных чисел.

Расширять знания учащихся об использовании математических знаний в практических жизненных ситуациях.

Развивающие: Формировать универсальные учебные действия.

Способствовать развитию ключевых компетенций учащегося.

Развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение.

Развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.

Воспитательные: Формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения.

Воспитание ответственного отношения к безопасному участию в общественном транспорте.

Формирование навыков функциональной грамотности.

Индивидуальные достижения учащихся:


Планируемые результаты

Предметные:


  1. Понимает смысл арифметических действий сложения и вычитания, в том числе отношений «больше/меньше на».

  2. Выполняет арифметические действия сложения и вычитания устно в пределах 100.

  3. Решает простые расчеты семейного бюджета;

4. Планирует ход решения;

5. Использует математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

6. Проводит математические рассуждения;

7. Осуществляет поиск другого способа решения;

8. Оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления.

9. Понимает роль математики в мире, высказывает обоснованные суждения и принимает решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Личностные:


  1. Умеет слушать.

  2. Осознает личную ответственность за свои поступки;

  3. Участвует в диалоговом общении с учителем.

  4. Участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах.

  5. Строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

  6. Проявляет учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом.

  7. Овладевает начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Метапредметные:


  1. Умеет работать с информацией.

  2. Приобретёт опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

  3. Освоит способы решения проблем творческого и поискового характера.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

  1. Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  2. Принимает и сохраняет учебную задачу.

  3. Участвует в планировании учебных действий.

  4. Контролирует и оценивает свои действия, вносит соответствующие коррективы в их выполнение;

  5. Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя

Познавательные:

  1. Использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  2. Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  3. Овладевает логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные:

  1. Слушает и понимает речь других.

  2. Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов

  3. Передает информацию, выражает свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображает предметное содержание и условия деятельности в речи;

  4. Выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.

Оборудование: компьютер для аудио воспроизведения, конструктор Лего, муляжи российских денег, фломастеры.


План урока:

  1. Орг момент - 2 мин

  2. Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование – 8 мин

  3. Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации – 8 мин

  4. Физкультпауза – 7 мин

  5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации – 15мин

  6. Рефлексия (подведение итогов урока) – 5 мин



Этапы работы

Задачи этапа работы

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Организационный

- установление взаимодействия между всеми субъектами на уроке

Цели для учащихся:

- настроиться на работу в рамках урока;

Цели и задачи для учителя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Методы организации работы:

-диалоговое общение

-эмоциональная рефлексия

Форма организации работы: фронтальная

Приветствует учащихся у двери в кабинет

-Всем здравствуйте, ребята!

-Как ваше настроение? Я предлагаю поприветствовать друг друга по вашему желанию. Для этого вы прикасаетесь к выбранной форме приветствия и повторяете его.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Учитель отвечает ученику на выбранное им приветствие.

Дети заходят в класс и садятся за парты (каждый ряд – автобус)


- Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. Ваше настроение передалось и мне.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.


Слушают учителя


Приветствуют учителя



Участвуют в эмоциональной рефлексии


Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия


II

Актуализация опорных знаний. Совместное смыслообразование

- Обеспечить мотивацию учения;

- Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- включиться в учебно-познавательную деятельность;

Цели и задачи для учителя:

- поставить перед учащимися проблему;

- показать социальную и практическую значимость изучаемого материала;

- способствовать развитию речи как показателю интеллектуального и общего развития ученика.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах



- Ребята, сегодня на уроке мы оказались в общественном транспорте?

-Какие городские общественные транспорты вы знаете?

- Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?

-Я с вами согласна, в общественном транспорте, мы ведем себя тихо, разговариваем тихо, уступаем место старшим и обязательно оплачиваем проезд!


-Как можно оплатить проезд?

- Ребята, расскажите, а как быть, если вы случайно забыли проездной или потеряли деньги?


-Обратитесь за помощью к кондуктору и объясните ситуацию. Попросить покинуть автобус вас не имеют право! Если есть возможность, позвоните маме. Если нет, запишите телефон кондуктора. Родители свяжутся и оплатят ваш проезд позже.


-Очень хорошо, что мы с вами не забыли деньги и сможем оплатить проезд. У вас на столах уже есть кошельки с монетками.

-Попрошу вас приготовить деньги за проезд! Стоимость билета 24 рубля.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Учащиеся достают нужное количество денег из кошелька.


-Давайте проверим какими монетками можно рассчитаться за проезд. (разбиение числа 24 на разрядные слагаемые 24=20+4= 10+10 +4)


Каждый рассказывает какие монеты он выбрал для оплаты проезда.


После проверки учитель отдает по два проездных билета.


- Ребята, вы получили билеты. Предлагаю узнать, у кого попался «счастливый билетик»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


-Кто знает, что значит «счастливый билет»?

-Верно, чтобы узнать, счастливый ли у вас билетик, нужно найти сумму первых и последних трех чисел. Если суммы равны, значит у вас «счастливый билет».



Учитель выслушивает ответы учащихся, всем классом проверяем вычисления.

Участвуют в диалоге с учителем:

Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух






Участвуют в диалоге с учителем


Прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.





Воспринимают информацию на слух















Участвуют в математической разминке.

Выполняют задания



Участвуют в проверке по эталону

Воспринимают информацию визуально на слайде


Участвуют в диалоге с учителем

Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения социальных и финансовых задач.










Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.








Регулятивные УУД

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют учебные действия.







III

Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации

- Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися изученного материала

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий

Цели и задачи для учителя:

- Организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- Организовать условия для воспроизведения имеющихся знаний и способов действий учащимися.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- постановка и решение задач, конструирование.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

- Ребята, мы сели в автобус, помня о правилах поведения и безопасности, купили билеты.


-Что дальше?

-Правильно, нам надо узнать маршрут!

-Перед вами небольшая карта части города, которая поможет нам выяснить на каких остановках автобус будет останавливаться.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)


-Посмотрите на карту, определите место, где мы сейчас находимся и откуда начнет путь наш автобус?

-Правильно, наш маршрут начнет от нашей школы.

-Именно с этого места мы начнем строитть наш маршрут.


Организует графический диктант на карте.

( 10 клеток вправо, 10 клеток вправо, 5 леток вверх, 4 клетки вправо, 12 клеток вниз, 11 клеток наискосок вниз влево).


- На каких остановках могут выйти пассажиры этого автобуса?

Выслушивает ответы детей.



Выполняют указания учителя




Приемы «Своя опора»

Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы





Выполняют графический диктант на рабочих листах.








Участвуют в диалоге с учителем

.

Познавательные УУД

Пользуются алгоритмом выполнения графического диктанта


IV

Физкультминутка

- Обеспечить мотивацию учения и активный отдых

Цели для учащихся:

- В ходе совместной активной двигательной и познавательной и деятельности, продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий

Цели и задачи для учителя:

- Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

- Дело в том, что в этом автобусе есть еще один человек, который, как и вы. должен выйти на определенной остановке. Ваша задача найти его.


-Для это вы должны найти в классе шифр из цифр, воспользовавшись знаниями об алфавите, разгадать его и получить одно слово из словосочетания. Найди пассажира со вторым словом этого словосочетания и займите место в автобусе вместе. Это словосочетание и есть название автобусной остановки.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)


Дети активно передвигаются по классу. Звучит веселая музыка.

Выполняют двигательную физкультминутку совместно со смысловым чтением

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

V

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Актуализация изученных знаний.

- Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях.

Цели и задачи для учителя:

- Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно и в группах применять знания в разнообразных ситуациях.

- Показать практическую значимость изучаемого материала;

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- конструирование

Форма организации работы: работа в группах

- Все заняли свои места. Наш автобус отправляется в путь по маршруту.

-Осторожно, двери закрываются.

-Какая следующая станция?


-Правильно, следующая остановка «Лего клуб»

-Вам предстоит поработать в группах. Вам необходимо собрать фигурки лего так, чтобы заполнить поле полностью.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)


-Осторожно, двери закрываются. Займите свои места в автобусе.

-Какая следующая остановка? Правильно, продуктовый магазин.

-Перед вами продуктовая корзина с покупками из этого магазина. Проверьте, все ли в порядке.

-Что будем обязательно проверять?

-Молодцы, проверим чек, правильно ли нам выбили чек и соответствует ли цена товара и в чеке, количество товара, срок годности)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)



В продуктовой корзине: молоко с неправильным сроком годности, снежок, консерва, хлеб, лампочка из электротоваров, чек).


- Давайте посмотрим, хватит ли у вас денег на оплату этой покупки? Сделайте вывод.


Дети проверяют корзину и выполняют вычисление. Суммируют товары в чеке и сравнивают с количеством денег в их кошельках. Делают вывод.


Воспринимают информацию на слух




Составляют головоломку из лего конструктора




Участвуют в проверке по эталону

Воспринимают информацию визуально на чеке.


Прием «Лови ошибку»

Цель - найти и исправить намеренно допущенные ошибки.


Выполняют учебное задание в группах



Представляют результат работы групп


Участвуют в диалоге с учителем


Выполняют учебное задание










Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия





Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь других.

Договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов


Познавательные УУД

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.


Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VI

Рефлексия


-Осторожно, двери закрываются

-Мы подъехали к последней остановке, которая поможет нам отдохнуть и закончить занятие.


(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Дети на ощупь собирают лицо для рефлексии


Я благодарю вас за путешествие и хочу открыть секрет. Выходя из кабинета, мы можете заглянуть в коробку и узнать, чья работа и активность мне понравилась на сегодняшнем занятии больше всего.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Участвуют в диалоге с учителем


Рефлексируют свое настроение



Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК




  1. Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/10/04/programma-funktsionalnaya-gramotnost-1-4-klass


  1. Электронный конструктор урока https://cloud.mail.ru/attaches/16449077221882155404%3B0%3B1


  1. https://ru.depositphotos.com/63517813/stock-illustration-cute-children-cartoon-waving-hand.html





























ПРИЛОЖЕНИЕ 1






ПРИЛОЖЕНИЕ 2.






ПРИЛОЖЕНИЕ 3













ПРИЛОЖЕНИЕ 4.





ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!