Учитель | Селифонкин Денис Николаевич | Учебный предмет | Математика |
Класс | 9 класс (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями) | Тип урока | комбинированный |
Цели урока: | образовательная: | |
воспитательная: | воспитывать интерес к математике, показать практическую направленность задач на нахождение процентов от числа; воспитывать самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания; воспитывать нравственные качества: любовь, бережное отношение к природе и памятникам архитектуры. |
коррекционно-развивающая: | коррекция и развитие мыслительной деятельности посредством решения математических задач по нахождению процентов от числа; коррекция и развитие зрительных восприятий, образно-логического мышления и внимания посредством упражнений: «Путешествие», «Выбери вертолёт», пространственный диктант «Полёт на вертолёте»; корригировать непроизвольное внимание и память посредством работы с просмотренным видеоматериалом «Камчатка» и слайдом «Рацион питания»; развитие слухового восприятия посредством просмотра видеофрагмента «Камчатка»; |
Технологии Технология коррекционно-развивающего обучения; Технология разноуровневого обучения; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). | Межпредметные связи с предметными областями география (при решении задачи и работе с видеороликом) |
Опорные понятия, термины: процент, десятичная дробь, цена, стоимость. | Новые понятия, термины: скидка |
Планируемый результат |
Предметный (ПР): | закрепят навык нахождения процентов от числа, научатся анализировать текстовые задачи, научатся контролировать правильность выполнения действий с числами. |
Личностный (ЛР): | Обучающиеся имеют мотивацию к учебной деятельности |
Метапредметный (МР) | регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по алгоритму, контролировать правильность выполняемых действий; познавательные – научатся находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. |
Организация пространства |
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: мультимедийный комплекс, лазерная указка (на каждого учащегося). Дидактический (раздаточный) материал:слайдовое сопровождение урока, карточки с тестовым заданием (2 варианта различного уровня сложности), карточка-ключ к тесту; карточки-подсказки для дифференцированной работы, карточки с цифрами от 1 до 6. |
Организация деятельности на уроке |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
Оргмомент | Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и с улыбкой произносит: Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовёт: - меру времени; - меру длины; - меру массы; - меру стоимости; - обыкновенную дробь; | Примерные ответы: - час, минута, месяц, - метр, дециметр, километр, - тонна, грамм, килограмм, - рубль, копейка, - , , , |
Математическая разминка | - 1. Представьте: а) в виде процентов число 0,45; 1,6; 3; б) в виде десятичной дроби 27%; 150%; 209%; в) в виде обыкновенной дроби 70%;123% 2. Верно ли, что 25% - это половина? 3. Найдите число, если 10% его равны 3. 4. В классе 30 учеников, из них 20% занимаются спортом. Сколько ребят занимаются спортом? 5. Из 60 семян гороха взошли 30. Определите процент всхожести семян. 6. Возможно ли такое распределение дневной нормы питания человека (Почему?): - утренний завтрак – 25%, - второй завтрак – 15%, - обед – 45%, - ужин – 15%? - Именно такую норму питания рекомендуют врачи.( Слайд выключается) -А сейчас давайте выясним, запомнили ли вы как нужно распределять питание в течение дня. - Сколько процентов должно приходиться на утренний завтрак? - Сколько процентов должно приходиться на второй завтрак? - Сколько процентов должно приходиться на ужин? - Сколько процентов должно приходиться на обед? - Каким цветом был написан утренний завтрак? - Каким цветом был написан обед? - Каким цветом был написан второй завтрак? - Каким цветом был написан ужин? (Развитие непроизвольной зрительной памяти) | Примерный ответ: а) 45%, 160%, 300% б) 0,27; 1,5; 2,09 в) = ; - нет; - 30; - 6 учеников - 50%; -Да, т.к. в сумме получается 100%, т.е. полный суточный рацион. - утренний завтрак – 25%, - второй завтрак – 15%, - ужин – 15% - обед – 45%, - жёлтым, - красным, - синим, - чёрным. |
Проверка домашнего задания | - Назвать самый большой из ответов. - Назвать самый маленький из ответов. (Коррекция внимания) | Обучающиеся внимательно смотрят в тетради, находят ответы с наибольшим и наименьшим числами, 2 учащихся читают эти ответы. |
Задание на внимание | - Посмотрите внимательно на доску. Двигаясь по стрелкам, вы прочитаете слово, которое я зашифровала. | Обучающие составляют слово «путешествие» и первый из составивших читает его вслух. |
Повторение | - Ребята я вам предлагаю отправиться в путешествие. Но сначала давайте вспомним, какую тему вы изучаете? - Что такое процент? - Как найти процент от числа? Мы с вами всё повторили и теперь готовы отправиться в путь. Но куда же мы поедем? Давайте определим с вами маршрут нашего путешествия. Для этого вам надо правильно решить тестовое задание. Оно у вас на партах. Послушайте внимательно инструкцию по работе с тестом: в тесте 8 вопросов, к каждому из которых предлагается три варианта ответа. Каждый вариант отмечен своей буквой. Вы читаете внимательно вопрос, ищете правильный вариант ответа и букву правильного ответа вписываете в карточку-ключ. В итоге вы узнаете цель нашего путешествия сегодня. На это задание вам отводится до 5 минут. Работа над тестом (развитие навыка самостоятельной работы, умения исключать лишнее) - Куда же мы отправимся с вами сегодня? - Правильно, а кто знает, что такое Камчатка? Я приглашаю вас посетить Камчатку. Наша экскурсия будет виртуальной. | - Мы изучаем тему «Проценты» - Процент –это сотая часть числа. - Нужно разделить это число на 100, а затем полученный результат умножить на количество процентов. Обучающиеся решают задания и заполняют таблицу-ключ. I вариант 1.Представьте в виде десятичной дроби 15%. А. 1,5 Б. 0,015 К. 0,15 2. Представьте дробь 0,6 в виде процентов. Д. 6% А. 60% О. 0,6% 3. Верно ли, что ½ - это 50%? Ж. нет К. нельзя определить М. да 4.Найдите число, если 10% его равны 9 Ч. 90 У. 0,9 Р. 900 5.Верно ли, что 20%-это ¼ часть числа? Ф. да А. нет У. нельзя определить 6.В твороге содержится 5% жира. Сколько гамм жира в 200 г творога? Т. 10г А. 1г О. 100г 7.Может ли выполнятся такое условие: Во вторник Коля прочитал 36% книги, в среду – 49%, а в четверг – остальные 25%? С. да Ю. нельзя определить К. нет 8.Тракторист вспахал 75% поля. Какая часть поля не вспахана? И. А. Е. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | К | А | М | Ч | А | Т | К | А | II вариант 1.Представьте в виде десятичной дроби 27%. А. 2,7 Б. 0,027 К. 0,27 2.Представьте дробь 0,08 в виде процентов. Д. 80% А. 8% О. 800% 3. Верно ли, что ¼ - это 10%? К. да М. нет Ж. нельзя определить 4.Найдите число, если 20% его равны 7. Ч. 35 У. 28 Р. 140 5.Верно ли, что 75%-это ¾ части числа? Ф. нет А. да Е. нельзя определить 6.Банк выплачивает 2% годовых. Какую прибыль получит вкладчик, если положит на счёт 500 р.? Т. 10р. А. 100р. О. 1р. 7. Может ли выполнятся такое условие: Танцами занимаются 13% учащихся класса, спортивные секции посещают 43% класса, остальные 44% ничем не увлекаются? Э. нет Ю. нельзя определить К. да 8. Маляр покрасил 70% стены. Сколько ему осталось покрасить? И. 40% А.30% Е.20% 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | К | А | М | Ч | А | Т | К | А | Примерные ответы: - Мы отправимся на Камчатку? - Это полуостров на Дальнем Востоке. |
Просмотр видеоролика о Камчатке | Я предлагаю вам немного отдохнуть. Примите удобную позу и посмотрите небольшой ролик о Камчатке и Кроноцком заповеднике, который находится на этом полуострове. Смотрите и слушайте внимательно, после просмотра я задам вам несколько вопросов. (Просмотр ролика 2 мин 20 с) - Сколько действующих вулканов на полуострове Камчатка? - Какой процент от общей площади полуострова занимают заповедники? - Как называется гейзер, который выбрасывает воду на высоту 30 м? - Какова протяжённость туристических маршрутов в Кроноцком заповеднике? (Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти) | Обучающиеся смотрят видеоролик. Примерные ответы: - 29 вулканов - 27% - Гейзер называется Великан. - Протяжённость туристических маршрутов составляет 500 км. |
Решение задач | Ребята, вы посмотрели, какие удивительные места мы можем увидеть на Камчатке. А теперь я предлагаю вам узнать, сколько будет стоить поездка в эти красивейшие места. Для этого надо решить задачу: Авиабилет на рейс Москва-Петропавловск-Камчатский стоит 17000 р. Детям до 11 лет предоставляется скидка 25%. Сколько денег потребуется семье из двух взрослых и одного ребёнка 10 лет, чтобы долететь до Петропавловска-Камчатского? | Обучающиеся читают текс задачи (текст на экране, дублирующий индивидуальный вариант на каждой парте). Авиабилет на рейс Москва-Петропавловск-Камчатский стоит 17000 р. Детям до 11 лет предоставляется скидка 25%. Сколько денег потребуется семье из двух взрослых и одного ребёнка 10 лет, чтобы долететь до Петропавловска-Камчатского? |
Учитель осуществляет фронтальный опрос по тексту прочитанной задачи: | Обучающиеся развернуто отвечают на поставленный вопрос: |
Вопрос 1. О чём говорится в задаче? | Примерный ответ. В задаче говорится о авиабилетах |
Вопрос 2. Сколько стоит полный билет? | Примерный ответ. Полный билет стоит 17000р. |
Вопрос 3.Какую скидку предоставляют детям до 11 лет? | Примерный ответ. Скидка составляет 25%. |
Вопрос 4.Что нужно найти в задаче? | Примерный ответ. Нужно найти деньги необходимые для перелёта семье из 2 взрослых и 1 ребёнка |
Вопрос 5. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? | Примерный ответ. Сразу нельзя ответить на вопрос задачи, потому что неизвестно стоимость детского |
Вопрос 6. Можете ли вы найти стоимость детского билета? Какое действие необходимо выполнить для этого? | Примерный ответ. Мы сможем найти детского билета узнав размер скидки в деньгах. Затем отнять эту скидку от стоимости билета. |
Вопрос 7.Можем ли мы после этого найти сумму , потраченную на взрослые билеты? Что необходимо для этого сделать? | Примерный ответ. Да, можно вычислить, если стоимость билета умножить на 2. |
| Вопрос 8. Как найти все затраты на билеты? | Примерный ответ. Чтобы найти все деньги нужно к стоимости 2 взрослых билетов прибавить стоимость детского билета . |
Мы с вами проанализировали задачу. Вы можете приступать к ее решению у себя в тетрадях. А одному ученику я предложу решить эту задачу у доски (ребята не видят запись решения). Ставится оценка за решение задачи. | Обучающиеся решают задачу, опираясь на краткую запись на экране Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка Правильность решения проверяется путём сравнения решения на доске (доска поворачивается) |
Задание на развитие внимания и зрительно- моторной реакции | | |
- Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. Добраться до Кроноцкого заповедника можно только на вертолёте. Я предлагаю вам найти вертолёт, на котором мы полетим в заповедник. - Найдите вертолёт,который отличается от других. Это и будет наш вертолёт. -Объясните, почему выбрали именно этот вертолёт? | Обучающиеся находят «лишний» вертолёт (№5) и поднимают карточки с номером. Примерный ответ. Этот вертолёт отличается от всех других направлением полёта (если их выровнять) |
Задание на развитие внимания и зрительно- моторной реакции | А теперь возьмите в руки лазерные указки и внимание на экран. Я буду называть вам направление и дальность полёта вертолёта, а вы глазами будете следить по клеткам, в таком порядке, который я буду называть. Затем вы покажете клетку, в которой мы находимся лазерной указкой. 1раз - 2 клетки вправо, - 3 клетки вниз, - 2 клетки вправо. (появляется изображение вертолёта для проверки) 2 раз - 3 клетки вниз, - 3 клетки влево, - 2 клетки вверх. (появляется изображение вертолёта) 3 раз- 2 клетки вправо, - 2 клетки вниз, - 3 клетки вправо (появляется изображение вертолёта) | Обучающиеся показывают клетки в которых находится вертолёт на каждом этапе с помощью лазерной указки. |
Решение задач (самостоятельно) | Я предлагаю вам самим выбрать себе задачу по уровню сложности. Задачи напечатаны на карточках разного цвета. На карточках жёлтого цвета задача более сложная, чем на карточках зелёного цвета. 1 вариант. Сувенир стоит 75 р. При покупке более 5 штук продавец сделает скидку 10% на всю покупку. Сколько нужно будет заплатить за 6 сувениров? 2 вариант. Магнитик на холодильник стоил 60 р., затем его уценили на 25%. Сколько стоит магнитик после уценки ? | Обучающиеся выходят к столу, выбирают любой вариант задачи и самостоятельно решают её. Некоторым учащимся оказывается небольшая помощь. Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка |
Домашнее задание | В домашнем задании вы должны составить и решить задачу на нахождение процентов от числа. Оформить решение с краткой записью. | Обучающиеся записывают задание в дневник |
Подведение итогов | Чему учились на уроке? Что особенно понравилось? Те, Оценка работы учащихся, выставление отметок. | Примерные ответы. На уроке мы учились находить проценты от числа и решать задачи на проценты. Особенно понравилось смотреть видеоролик. Особенно понравилось задание, когда нужно было следить за движением вертолёта по клеточкам. и.т.д. |
Рефлексия | Вы выполнили все задания и наш урок заканчивается. Ребята прикрепите свои магнитики на рабочую доску напротив той картинки, которая соответствует вашему мнению об уроке. | Обучающиеся прикрепляют к доске разноцветные магниты напротив картинок |