СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского"»

Технологическая карта урока литературы


Учитель: Игошева В.В., учитель русского языка и литературы МОУ СО школы №2 городского округа - город Галич Костромской области.

Предмет: литература

Класс: 6 класс

Учебник: «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2017г.

Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». 

Тема: История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Метод: проблемно-поисковый

Цели урока:

Выявить причины поражения героя, отказа Маши Троекуровой от помощи Дубровского.

Планируемые результаты:

Предметные — осмысление философских и эстетических проблем произведения.

Познавательные УУД: осознанное построение высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах, фронтальная работа.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, раздаточный материал

Средства обучения:

  1. Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, толковый словарь С.И. Ожегова)

  2. Технические средства обучения (ИКТ, отрывок из фильма «Дубровский»).

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (к родителям к детям, близким); постоянная сильная склонность, увлеченность; пристрастие, вкус к чему-то; инт. отношения и др.

Межпредметные связи: История, русский язык.







Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Деятельность учителя

Деятельность учающихся

Примечание

Орг. этап

Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнитесь ему, учителю.

Сегодня мы здесь, чтобы поделиться своими впечатлениями, найти ответы на авторские «загадки». Чтобы работа была интересной и чтобы каждый имел возможность высказаться, вы объединились в группы. Не забывай об основных правилах работы в группе: выслушивай одноклассника, не критикуй, не перебивай. У каждого на столе оценочный лист. Вы оцениваете себя, а работу группы - эксперты.

Самоопределение, оценивание готовности к уроку.





Оценочный лист (ОЛ)


Этап повторения изученного.

Словарная работа. Постановка проблемы

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь определять и формули-ровать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

- Ребята, мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». Я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока, просмотрев отрывок из фильма. Внимание на экран (просмотр отрывка):

- Каких героев вы узнали? В чём признаётся Владимир Маше?

- У Пушкина много произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф урока (строки из стихотворения).

«Я Вас любил так искренне, так нежно

Как дай вам Бог любимой быть другим»

- Как вы думаете, почему именно эти строки взяты в основу нашего урока?

- Итак, какая же тема нашего урока?

Запишем в тетрадь тему урока и эпиграф.

- Какие поставите цели?














- Какое влияние на человека оказывает любовь?

- Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь?


- Эти проблемные вопросы мы будем сегодня исследовать.


- Давайте подумаем над тем, что же такое любовь?!

- Найти определение слова любовь в словаре.

Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках.

Называют главных героев и что общего между ними.

(ОЛ)





Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о такой любви, которая помогает героям и сохранить свою честь.

Формулируют тему урока, цели.




Запись на доске:

  • Понять взаимоотношения Маши и Владимира

  • Учиться подтверждать ответы цитатами.

  • Воспитывать в себе «чувства добрые».











Работа со словарем, высказывание личного мнения

Отрывок из художественного фильма «Дубровский» (1988)


Слайд№1



Слайд №2
























Слайд №3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Поиск решения проблемы




























Познавательные: поиск и выделение необходи-мой информации, осоз-нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информа-ции из текста, преобразо-вание текста с целью выявления общих зако-нов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учите-лем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

В словаре несколько определений слова любовь, но для нас подойдет следующее:

Любовь – глубокое эмоциональное сердечное чувство.

Красивое высокое чувство. Люди знают, что оно сильнее смерти, прекраснее жизни.


- Такой ли была любовь Владимира Дубровского? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к гл.12. Прочитаем сцену объяснения Владимира с Машей и найдем те слова, которые помогут ответить на этот вопрос.


Прощаясь с Марьей Кирилловной, Дубровский обращается к ней с просьбой. Какой? Найдите. А вот что она значит, вы скажете после прослушивания отрывка…..


-Что означает обещание «не отвергнуть преданности»?














Дети внимательно слушают, следят по тексту.

Высказывают свое мнение.




Прослушивание


У средневековых рыцарей существо-вала традиция служить своей даме, не требуя от нее ничего взамен.

Слайд №4
















Этап контроля и самоконтроля.





















































































Этап коррекции знаний и способов действий



Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь высказывать своё мнение

Познавательные: уметь перерабатывать получен-ную информацию: нахо-дить ответы на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт

Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки лю-дей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.



































































Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос

Регулятивные:

умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

- Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Он просит, чтобы она не отвергала его помощь.

Сейчас вам придется ответить на очень сложный вопрос:

- Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести?

Ведь нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой.


Работа в группах.


1 группа:

-Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?

Создать текст (до 4-5 предложений)

- Любовь рождает в человеке лучшие качества. Ради благополучия Маши Троекуровой Владимир готов на все. Он говорит: «Я отказался от мщения, как от безумства». Дубровский понимает, что нельзя отвечать на зло злом, надо научиться прощать обиды.


2 группа:

-Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский?

-Маша Троекурова, обвенчавшись с князем Верейским, отказывается бежать с Дубровским, так как она дала клятву перед Богом о верности своему мужу. Долг и честь для неё дороже любви.


3группа:

- Какое решение герой принимает в конце романа и почему?

-Дубровский уезжает за границу, так как разбойничество не делает чести человеку, надо жить по совести и по законам жизни. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести.


- Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете?

- Почему?

- Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира?

- Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести?


- Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни?


Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь?

- Какое влияние оказывает это чувство на человека?

- Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир, по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль.








Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя, отвечают на проблемные вопросы.



Работа в группах.

Учащиеся обсуждают. Заслушиваются ответы.

(ОЛ)
























Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

(ОЛ)













































Записать основную мысль в тетрадь, зачитать.




















































































Слайд №5


Этап информации о домашнем задании


Творческое задание:

Предположите свой вариант развития дальнейших событий (т.к. роман остался незавершенным)

Записывают домашнее задание

Слайд №6

Этап подведения итогов


Этап рефлексии

Личностные:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- Сегодня на уроке мы с вами поговорили об истории любви Маши и Владимира.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту ещё остались?

– Чью бы роль хотел исполнить в фильме?

- Я предлагаю вам проанализи-ровать свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы, оценивая себя.

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами.



Самоанализ. Оценочный лист.

Озвучивание результатов.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!