Орг. этап | Личностные: внимание, уважение к сверстникам; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнитесь ему, учителю. Сегодня мы здесь, чтобы поделиться своими впечатлениями, найти ответы на авторские «загадки». Чтобы работа была интересной и чтобы каждый имел возможность высказаться, вы объединились в группы. Не забывай об основных правилах работы в группе: выслушивай одноклассника, не критикуй, не перебивай. У каждого на столе оценочный лист. Вы оцениваете себя, а работу группы - эксперты. | Самоопределение, оценивание готовности к уроку. Оценочный лист (ОЛ) | |
Этап повторения изученного. Словарная работа. Постановка проблемы | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: уметь определять и формули-ровать цель на уроке с помощью учителя Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | - Ребята, мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». Я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока, просмотрев отрывок из фильма. Внимание на экран (просмотр отрывка): - Каких героев вы узнали? В чём признаётся Владимир Маше? - У Пушкина много произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф урока (строки из стихотворения). «Я Вас любил так искренне, так нежно Как дай вам Бог любимой быть другим» - Как вы думаете, почему именно эти строки взяты в основу нашего урока? - Итак, какая же тема нашего урока? Запишем в тетрадь тему урока и эпиграф. - Какие поставите цели? - Какое влияние на человека оказывает любовь? - Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Эти проблемные вопросы мы будем сегодня исследовать. - Давайте подумаем над тем, что же такое любовь?! - Найти определение слова любовь в словаре. | Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках. Называют главных героев и что общего между ними. (ОЛ) Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о такой любви, которая помогает героям и сохранить свою честь. Формулируют тему урока, цели. Запись на доске: Понять взаимоотношения Маши и Владимира Учиться подтверждать ответы цитатами. Работа со словарем, высказывание личного мнения | Отрывок из художественного фильма «Дубровский» (1988) Слайд№1 Слайд №2 Слайд №3 |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Поиск решения проблемы | Познавательные: поиск и выделение необходи-мой информации, осоз-нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информа-ции из текста, преобразо-вание текста с целью выявления общих зако-нов; анализ, умение доказывать; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учите-лем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы | В словаре несколько определений слова любовь, но для нас подойдет следующее: Любовь – глубокое эмоциональное сердечное чувство. Красивое высокое чувство. Люди знают, что оно сильнее смерти, прекраснее жизни. - Такой ли была любовь Владимира Дубровского? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к гл.12. Прочитаем сцену объяснения Владимира с Машей и найдем те слова, которые помогут ответить на этот вопрос. Прощаясь с Марьей Кирилловной, Дубровский обращается к ней с просьбой. Какой? Найдите. А вот что она значит, вы скажете после прослушивания отрывка….. -Что означает обещание «не отвергнуть преданности»? | Дети внимательно слушают, следят по тексту. Высказывают свое мнение. Прослушивание У средневековых рыцарей существо-вала традиция служить своей даме, не требуя от нее ничего взамен. | Слайд №4 |
Этап контроля и самоконтроля. Этап коррекции знаний и способов действий | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь высказывать своё мнение Познавательные: уметь перерабатывать получен-ную информацию: нахо-дить ответы на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки лю-дей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос Регулятивные: умение анализировать и делать выводы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | - Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Он просит, чтобы она не отвергала его помощь. Сейчас вам придется ответить на очень сложный вопрос: - Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести? Ведь нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой. Работа в группах. 1 группа: -Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести? Создать текст (до 4-5 предложений) - Любовь рождает в человеке лучшие качества. Ради благополучия Маши Троекуровой Владимир готов на все. Он говорит: «Я отказался от мщения, как от безумства». Дубровский понимает, что нельзя отвечать на зло злом, надо научиться прощать обиды. 2 группа: -Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? -Маша Троекурова, обвенчавшись с князем Верейским, отказывается бежать с Дубровским, так как она дала клятву перед Богом о верности своему мужу. Долг и честь для неё дороже любви. 3группа: - Какое решение герой принимает в конце романа и почему? -Дубровский уезжает за границу, так как разбойничество не делает чести человеку, надо жить по совести и по законам жизни. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести. - Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете? - Почему? - Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира? - Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести? - Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни? Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека? - Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир, по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль. | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя, отвечают на проблемные вопросы. Работа в группах. Учащиеся обсуждают. Заслушиваются ответы. (ОЛ) Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. (ОЛ) Записать основную мысль в тетрадь, зачитать. | Слайд №5 |
Этап подведения итогов Этап рефлексии | Личностные: Самооценка на основе успешности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | - Сегодня на уроке мы с вами поговорили об истории любви Маши и Владимира. – С каким героем хотел бы встретиться? – Какие вопросы по тексту ещё остались? – Чью бы роль хотел исполнить в фильме? - Я предлагаю вам проанализи-ровать свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы, оценивая себя. Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами. Самоанализ. Оценочный лист. Озвучивание результатов. | |