СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Город Калинов и его обитатели.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка адресована учителю литературы, преподающему  в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Город Калинов и его обитатели.»






Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Тема: Город Калинов и его обитатели





Автор: Воеводина Вера Витальевна

Место работы: МКОУ «Василёвская СОШ» п. Василёво Костромского района Костромской области

Должность: учитель русского языка и литературы





Предмет: литература

Класс: 10

Тема урока: Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «тёмного царства». Молодое поколение в драме «Гроза»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. Проанализировать созданный автором образ города Калинова;

2. Проанализировать образы его жителей, обратив внимание на разницу взглядов представителей разных поколений.

3. Проанализировать быт и нравы «тёмного царства»

Планируемые результаты:

- личностные: - осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления; ставить цель и достигать её в процессе деятельности на уроке.

- метапредметные: умение работать со справочным материалом, умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

- осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- предметные: знать особенности жанра «драма»; уметь находить ответ в тексте; подтверждать свои догадки авторскими монологами и диалогами из текста, применять средства речевой выразительности.

Формируемые на уроке УУД:

Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;

-умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей и чужой деятельности на уроке.

Познавательные:

-умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, схема и т.д.;

-умение воспринимать текст как смысловое целое;

-умение находить ответы на вопросы в тексте;

-умение делать выводы;

- умение кратко вести запись выводов в ходе урока.

Коммуникативные:

-умение общаться и взаимодействовать в паре, группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-саморегуляция эмоционального состояния;

Личностные:

-умение определять правила работы в группах;

-умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;

-саморефлексия.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Ресурсы: УМК под ред. Ю.В.Лебедева, «Поурочные разработки по литературе» под ред. Н.В. Егоровой, Т.И. Михайловой, И.В.Золотарёвой, текст драмы «Гроза» - у каждого ученика. (распечатка текстов для самостоятельной работы),

ИКТ (мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку).








Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная, групповая .

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент

Длительность 1 мин.

Организовать направление внимания на начало урока

Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на урок.

Слово учителя.

Приготовление к уроку. Приветствие учителя.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

1.Определение

жанра произведения.

2. Целеполагание.

2.Проверка домашнего задания.

Длительность этапа – 9 мин.



1.Проверить выразительность чтения наизусть выбранного отрывка из драмы:

«Жестокие нравы,сударь..(д.1,явл.3)

или «Вот какой у нас, сударь, городишко» (д.3,явл.3)

Учитель следит за правильностью и выразительности

рассказов детей и просит оценить своё выступление и выступление одноклассников.


Учащиеся слушают, выступают, оценивают работу друг друга.


(Слайд 3)

вопрос (1-2 рассуждения).

Проявление познавательной активности в оценивании выступлений одноклассников.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Повторение теоретического материала о трагедии:

1. Была написана в 1859 году, напечатана в 1860

3.Постановка целей урока и определение темы урока.

Длительность этапа – 3 мин.



Подвести детей к самостоятельной постановке целей и темы урока.

Слово учителя.

С первых страниц пьесы обращаем внимание на на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером на берегу Волги в общественном саду-это даёт возможность читателям познакомиться с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта. Красота приволжского пейзажа контрастна душной атмосфере жизни калиновцев.

Ученики рассуждают о том, что им необходимо, чтобы достичь поставленной цели («необходимо быть внимательными и бережными к слову»).


Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетради, а учитель – на доске


Развитие чувства любви к классической литературе.

Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя, умения создавать собственное высказывание.


4.Работа в группах с текстом пьесы.

20 мин.

























5.Физминутка для глаз.

Длительность этапа – 1 мин.





Проанализировать прочитанное,

учить работать с текстом, находить нужную информацию.

Учитель раздаёт учащимся карточки с вопросами для работы в паре.

Демонстрирует слайд 4, учащиеся рассматривают слайд,

1 группа отвечает на вопрос о том, способна ли красота природы смягчить жестокие нравы города Калинова?




Слайд 5 – (д.3, явл.2) демонстрируется портрет Дикого.

-Нарисуйте словесный портрет Дикого, расскажите о его взаимоотношениях с домочадцами и жителями города, дайте его речевую характеристику.




Организовывает

физминутку для глаз.










Слайд 6 посвящен Кулигину.

-Каково значение его имени?

- К чём прогрессивность его взглядов?

-способен ли он своей деятельностью изменить «тёмное царство»?



Слайд 8- разговор с Феклушей . (д.2,явл.1)

-О чём рассказывает Феклуша?

-Как речь Феклуши отражает её характер?

- Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях».

- О чём рассказывает Феклуша в д.2, явл.1.



Учитель демонстрирует слайд 10 –Марфа Игнатьевна Кабанова.

-Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову.

- Каков её душевный облик? Черты её характера, взаимоотношения с другими героями?


Демонстрируется слайд 12 – молодое поколение

в драме.

-Каковы взаимоотношения между Тихоном и Катериной?

-Как относится Варвара к Катерине?

(Зачитайте явл.6)

- Как относятся к Кабанихе и её поручениям Тихон, Варвара и Катерина?

- Какой способ противодействия самодурам избрал Кудряш?




Учащиеся делятся напары, распределяют обязанности внутри своей группы, находят соответствующий материал в учебнике или тексте драмы «Гроза».

От каждой группы выступает 1 учащийся. Остальные слушают, комментируют выступление, исправляют ошибки (если они есть).

На экране слайд 4. показывающий

город Калинов.

учащиеся 1 группы отвечают на вопрос учителя, подтверждают свои выступления цитатами из текста.

Делают вывод о том, что красота пейзажа, Волги не способна смягчить жестокие нравы Кабанихи и Дикого, необразованные жители Калинова не тянутся к знаниям, не видят и не ценят красоты.

2-я группа рассказывает о жизненной позиции Дикого, обращая внимание на грубость,архаичность его речи, делают вывод, что это самодур и тиран, унижающий домашних и обижающий всех, кто к нему обращается.


Под музыку выполняют зарядку для глаз.





3- группа анализирует образ Кулигина, отвечая на вопросы учителя, рассказывая о взаимоотношених героя с Диким, Борисом, изобретениях.

Учащиеся делают вывод, что Кулигин выступает как просветитель,но не борец, а мечтатель, его изобретения никому не нужны, он ничего не сможет изменить в «тёмном царстве». Во время разговора Кулигина с Диким,когда он просит денег на громоотвод и часы, Дикой его ругает, а толпа горожан явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеётся над изобретателем.

4-я группа отвечает на вопросы учителя о Феклуше.

Делает вывод о том, что Феклуша и Кабаниха скорбят о конце старого времени, осуждают новые порядки, понимают, что новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроя. Патриархальный мир кабановых и диких доживает последние дни, над ними собирается гроза.


5 группа характеризует образ Кабанихи как символа патриархальной старины, она груба, невежественна, тиранична, выступает за домостроевские порядки в семье.

Зачитывают характеристику Кабановой из 1 д. явл.3,5.

Делается вывод о том, что уже в 1-м действии перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв.






Группа 6 анализирует внутри семейные отношения Кабановых и приходит к заключению, что Тихон, хотя и говорит о любви к Катерине, но не в силах её защитить, он слаб и безволен, думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится уехать из дома, вырваться из-под опеки матери. В конце драмы мы слышим его обвинительный голос по отношению к матери.

Варвара про себя иронизирует над матерью, осуждает её: «Нашла место наставления читать». Она убеждена, что без обмана и притворства здесь не проживёшь, учит Катерину лгать и жить в своё удовольствие.

И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве: «Напраслину-то терпеть кому же приятно». Она человек бесхитростный, открытый и честный, ей особенно тяжело в «тёмном царстве» после свободы и любви в доме родителей. Она страдающая личность, живёт с ощущением неминуемости греха.

Только её учащиеся называют духовной личностью.

Ваня Кудряш вступает в перепалку с Диким, но изменить своё зависимое положение и усовестить грубияна он не в силах.

Побег Варвары из родного дома с Кудряшом- это негласный протест против деспотичных порядков в семье и стремление вырваться из «тёмного царства» к светлой жизни.



Оценивают выступающих и работу учащихся внутри группы.





Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Выявление собственного отношения к материалу.









Способность извлекать информацию из учебника, текста произведения, анализируют связь драмы с временным отрезком – предреформенный период.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.



Способность осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Работа текстом драмы справочным материалом учебника. Грамотное построение устного высказывания.



6.Фронтальный опрос.

Длительность

7 минут


Формировать умение определять

главную мысль, кратко формулировать ответ, опираясь на содержание пьесы.

Проявлять инициативу, совершенствовать речевое высказывание.

Явл.7. В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы?

В чём её своеобразие?


ть значение терминов;

применять знания и умения в новой ситуации; конструирование нового способа действия.


Вопросы учителя обращены ко всему классу.

Слайды 14, 15

-Зачитайте эпизоды и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города Калинова.

-Явл.7. В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы?

В чём её своеобразие?


- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?


- Что мы узнаём о жизни Катерины в доме родителей?

- Как сказалось на речи Катерины явление народной поэзии и церковной литературы?

-В чём сущность Катерины?

-Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой?

- Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на её речи?

На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.


Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры-доказательства.

Знакомятся с мнением А.И.Ревякина, считающего, что завязкой драмы нужно считать признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины.


Критик Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы.

Учащиеся делают вывод и записывают:

Сущность драмы нельзя сводить только к любовной интриге.

В основе конфликта лежит столкновение самодуров и жертв.


Мы застаём героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.


Речь Катерины соответствует облику женщины из народа.

Ученики находят в её речи повторы,

риторические вопросы, инверсии, восклицания, которые придают её речи задушевность, напевность.

Через речь видим двойное влияние на характер Катерины:

1. От песенного народного творчества-порыв к свободе, счастью, свету;

2. От церкви- смирение, самоотречение.





Проверяют, сверяясь с записями на экране.








Проявление познавательной активности.



Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.



Знание терминов

пьеса,

драма, конфликт,

завязка,

кульминация,

композиция,

образ героя,

реалистическое произведение,

развязка.



7. Рефлексия деятельности. Длительность этапа -2 мин.

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Организует оцени- вание учащимися собственной дея- тельности. Слово учителя:

-Оценим наши знания по теме на этот момент.

- Кто улучшил свои знания?

-Кому было трудно?

-Что показалось интересным?

-Что вас удивило?

Выставление оценок и комментирование их.

(Слайд 15)

Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор) Я понял, что... Я узнал... Теперь я могу... Я научился...

Мне было трудно…

Мне показалось интересным…

Меня удивило…

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Понимание личной ответственности за результаты деятельности.

Самооценка.

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивание своей деятельности на уроке. Умение формулировать собственное мнение.

Оценивание своей деятельности на уроке

8. Домашнее задание.

Длительность этапа - 1 мин.

Самостоятельное закрепление материала.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.


Спасибо всем за работу.

Записывают домашнее задание по вариантам: слайд 16, копируют таблицы.


1.Таблица для вар.1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)».

2.Таблица для вар.2: Город Калинов

глазами героев пьесы».

3. Индивидуальное задание: «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева».

Проявление познавательной активности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Умение находить информацию, анализировать, сопоставлять, создавать письменный текст.

Умение составлять тексты, используя изученный материал.

Закрепление знаний, полученных на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!