2.Проверка домашнего задания. Длительность этапа – 9 мин. | 1.Проверить выразительность чтения наизусть выбранного отрывка из драмы: «Жестокие нравы,сударь..(д.1,явл.3) или «Вот какой у нас, сударь, городишко» (д.3,явл.3) | Учитель следит за правильностью и выразительности рассказов детей и просит оценить своё выступление и выступление одноклассников. | Учащиеся слушают, выступают, оценивают работу друг друга. (Слайд 3) вопрос (1-2 рассуждения). | Проявление познавательной активности в оценивании выступлений одноклассников. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. | Повторение теоретического материала о трагедии: 1. Была написана в 1859 году, напечатана в 1860 |
4.Работа в группах с текстом пьесы. 20 мин. 5.Физминутка для глаз. Длительность этапа – 1 мин. | Проанализировать прочитанное, учить работать с текстом, находить нужную информацию. | Учитель раздаёт учащимся карточки с вопросами для работы в паре. Демонстрирует слайд 4, учащиеся рассматривают слайд, 1 группа отвечает на вопрос о том, способна ли красота природы смягчить жестокие нравы города Калинова? Слайд 5 – (д.3, явл.2) демонстрируется портрет Дикого. -Нарисуйте словесный портрет Дикого, расскажите о его взаимоотношениях с домочадцами и жителями города, дайте его речевую характеристику. Организовывает физминутку для глаз. Слайд 6 посвящен Кулигину. -Каково значение его имени? - К чём прогрессивность его взглядов? -способен ли он своей деятельностью изменить «тёмное царство»? Слайд 8- разговор с Феклушей . (д.2,явл.1) -О чём рассказывает Феклуша? -Как речь Феклуши отражает её характер? - Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях». - О чём рассказывает Феклуша в д.2, явл.1. Учитель демонстрирует слайд 10 –Марфа Игнатьевна Кабанова. -Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову. - Каков её душевный облик? Черты её характера, взаимоотношения с другими героями? Демонстрируется слайд 12 – молодое поколение в драме. -Каковы взаимоотношения между Тихоном и Катериной? -Как относится Варвара к Катерине? (Зачитайте явл.6) - Как относятся к Кабанихе и её поручениям Тихон, Варвара и Катерина? - Какой способ противодействия самодурам избрал Кудряш? | Учащиеся делятся напары, распределяют обязанности внутри своей группы, находят соответствующий материал в учебнике или тексте драмы «Гроза». От каждой группы выступает 1 учащийся. Остальные слушают, комментируют выступление, исправляют ошибки (если они есть). На экране слайд 4. показывающий город Калинов. учащиеся 1 группы отвечают на вопрос учителя, подтверждают свои выступления цитатами из текста. Делают вывод о том, что красота пейзажа, Волги не способна смягчить жестокие нравы Кабанихи и Дикого, необразованные жители Калинова не тянутся к знаниям, не видят и не ценят красоты. 2-я группа рассказывает о жизненной позиции Дикого, обращая внимание на грубость,архаичность его речи, делают вывод, что это самодур и тиран, унижающий домашних и обижающий всех, кто к нему обращается. Под музыку выполняют зарядку для глаз. 3- группа анализирует образ Кулигина, отвечая на вопросы учителя, рассказывая о взаимоотношених героя с Диким, Борисом, изобретениях. Учащиеся делают вывод, что Кулигин выступает как просветитель,но не борец, а мечтатель, его изобретения никому не нужны, он ничего не сможет изменить в «тёмном царстве». Во время разговора Кулигина с Диким,когда он просит денег на громоотвод и часы, Дикой его ругает, а толпа горожан явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеётся над изобретателем. 4-я группа отвечает на вопросы учителя о Феклуше. Делает вывод о том, что Феклуша и Кабаниха скорбят о конце старого времени, осуждают новые порядки, понимают, что новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроя. Патриархальный мир кабановых и диких доживает последние дни, над ними собирается гроза. 5 группа характеризует образ Кабанихи как символа патриархальной старины, она груба, невежественна, тиранична, выступает за домостроевские порядки в семье. Зачитывают характеристику Кабановой из 1 д. явл.3,5. Делается вывод о том, что уже в 1-м действии перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Группа 6 анализирует внутри семейные отношения Кабановых и приходит к заключению, что Тихон, хотя и говорит о любви к Катерине, но не в силах её защитить, он слаб и безволен, думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится уехать из дома, вырваться из-под опеки матери. В конце драмы мы слышим его обвинительный голос по отношению к матери. Варвара про себя иронизирует над матерью, осуждает её: «Нашла место наставления читать». Она убеждена, что без обмана и притворства здесь не проживёшь, учит Катерину лгать и жить в своё удовольствие. И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве: «Напраслину-то терпеть кому же приятно». Она человек бесхитростный, открытый и честный, ей особенно тяжело в «тёмном царстве» после свободы и любви в доме родителей. Она страдающая личность, живёт с ощущением неминуемости греха. Только её учащиеся называют духовной личностью. Ваня Кудряш вступает в перепалку с Диким, но изменить своё зависимое положение и усовестить грубияна он не в силах. Побег Варвары из родного дома с Кудряшом- это негласный протест против деспотичных порядков в семье и стремление вырваться из «тёмного царства» к светлой жизни. Оценивают выступающих и работу учащихся внутри группы. | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Выявление собственного отношения к материалу. | Способность извлекать информацию из учебника, текста произведения, анализируют связь драмы с временным отрезком – предреформенный период. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Способность осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | Работа текстом драмы справочным материалом учебника. Грамотное построение устного высказывания. |
6.Фронтальный опрос. Длительность 7 минут | Формировать умение определять главную мысль, кратко формулировать ответ, опираясь на содержание пьесы. Проявлять инициативу, совершенствовать речевое высказывание. Явл.7. В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы? В чём её своеобразие? ть значение терминов; применять знания и умения в новой ситуации; конструирование нового способа действия. | Вопросы учителя обращены ко всему классу. Слайды 14, 15 -Зачитайте эпизоды и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города Калинова. -Явл.7. В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы? В чём её своеобразие? - Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7? - Что мы узнаём о жизни Катерины в доме родителей? - Как сказалось на речи Катерины явление народной поэзии и церковной литературы? -В чём сущность Катерины? -Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? - Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на её речи? На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры-доказательства. Знакомятся с мнением А.И.Ревякина, считающего, что завязкой драмы нужно считать признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Критик Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Учащиеся делают вывод и записывают: Сущность драмы нельзя сводить только к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и жертв. Мы застаём героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. Ученики находят в её речи повторы, риторические вопросы, инверсии, восклицания, которые придают её речи задушевность, напевность. Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1. От песенного народного творчества-порыв к свободе, счастью, свету; 2. От церкви- смирение, самоотречение. Проверяют, сверяясь с записями на экране. | Проявление познавательной активности. | Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. | Знание терминов пьеса, драма, конфликт, завязка, кульминация, композиция, образ героя, реалистическое произведение, развязка. |
8. Домашнее задание. Длительность этапа - 1 мин. | Самостоятельное закрепление материала. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Спасибо всем за работу. | Записывают домашнее задание по вариантам: слайд 16, копируют таблицы. 1.Таблица для вар.1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)». 2.Таблица для вар.2: Город Калинов глазами героев пьесы». 3. Индивидуальное задание: «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева». | Проявление познавательной активности. Осознание учащимися своей учебной деятельности. | Умение находить информацию, анализировать, сопоставлять, создавать письменный текст. | Умение составлять тексты, используя изученный материал. Закрепление знаний, полученных на уроке. |