I.Организационный момент. Формирование установки на восприятие учебного материала. | Психологический настрой детей на урок. Учитель: - Доброе утро, ребята. Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Посмотрим, друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!» | - Мне приятно тебя видеть! | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
Мотивация к учебной деятельности. Формирование желания познакомиться с творчеством поэта. Формулировка проблемы. | Учитель: - Окружающий нас мир богат и разнообразен. Скажите, какие вы знаете способы восприятия окружающего нас мира? - Да, мир мы воспринимаем с помощью зрения – видим, слуха - слышим, обоняния – чувствуем запах, осязания – ощущаем холод, тепло, форму предметов. Но каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений. Чаще всего мы так воспринимаем музыку и цвет. - Сядьте поудобнее. Давайте вместе послушаем музыку, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка. Почувствуйте настроение музыкального отрывка, представьте его цветовую гамму, постарайтесь представить ту картину, которую в музыке изобразил композитор (Звучит музыка П.И. Чайковского «Ноябрь») - (По завершении музыкального фрагмента) Какие цвета вы увидели? -А что вы почувствовали, слушая музыку? Создание проблемной ситуации: Сделаем предположение, что сочетание звуков, цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех. Проследим, как незаметно для нас цвет, звук приобретают смысловое содержание. | Размышляют над вопросом, дают ответы. - Мир мы слушаем, чувствуем и видим. Слушают музыкальный фрагмент. Размышляют над вопросом, дают ответы. - Желтый, синий, красный, коричневый, белый - Спокойствие, умиротворение, холод, грусть… | предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли. |
Актуализация знаний Постановка цели (целеполагание) Организация деятельности по восприятию и анализу стихотворения А. А. Фета поэта. | Учитель: - А помогут нам в этом великие поэты. Послушайте стихотворения, которые подготовили для выразительного прочтения ваши одноклассники. - Вы прослушали чтение стихотворений. Скажите, есть что-то объединяющее все эти стихотворения? - А сумели ли вы определить, какие средства выразительности использовали поэты? - Мы продолжаем с вами работу по изучению творчества А. А. Фета. Сделайте предположение, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? - Вы правы, говорить мы сегодня будем о природе и тема урока: «Анализ стихотворения А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…» - Природой восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях, наполненных звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу поэтов. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя. - Вы - читатели, какие поставите перед собой цели? - Чтобы достичь поставленные цели, нужно быть не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, и слова Н. Рыленкова будут нашим девизом: «Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Здесь мало услышать, Здесь вслушаться надо….» - Как вы понимаете выражение Н. Рыленкова? - Сейчас наш класс превращается в творческую лабораторию исследователей, которым предстоит ответить на ряд вопросов и заполнить карточку исследователя, которая станет вашим учебным пособием при анализе выразительных средств. | Выразительное чтение наизусть стихотворений А. Пушкина «Зимнее утро», И. Бунина «Листопад», фрагмента стихотворения Н. Некрасова «Зеленый шум» Вступают в диалог. - Все эти стихотворения посвящены описанию природы. - Олицетворение, сравнение, метафоры, цветовые эпитеты - Образ природы в стихотворениях А. А. Фета. - Понять содержание прочитанного текста, почувствовать настроение лирического героя, научиться выразительно читать стихотворения. Размышляют над вопросом, дают ответы. - Чтобы увидеть какие-то изменения в окружающем мире, что-то хорошо понять, надо быть внимательным к тому, что происходит вокруг. | познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; |
Открытие обучающимися нового знания. Проблемное изложение нового материала. Физкультминутка Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, снятие тревожности. | Учитель: - Начнём мы свое исследование с прочтения стихотворения А. А. Фета. -Какая картина создана в стихотворении? Опишите, какие образы вы увидели, прослушав данное стихотворение? Обсудите этот вопрос в группе. - На слайде презентации к уроку вы видите несколько пейзажных зарисовок. Скажите, какая из них соответствует содержанию прочитанного текста, обоснуйте свой ответ. - Какое время года и суток изображено в стихотворении? Докажите словами из стихотворения. - Какое художественное средство является ведущим в стихотворении? Почему? - Да, действительно, глаголы - дают динамическую характеристику окружающим нас предметам и явлениям, а прилагательные - статичные признаки. Какие еще приемы использует автор для изображения природы? - Какой цвет преобладает в стихотворении? - Фет в этом стихотворении только единожды дает посыл на цвет. Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото: блеск колосьев («жаркой нивой»), подсвеченных ярким долгим закатом, «огнедышащее око» солнца — все это сливается в одной гамме, чувствуется тепло, нежность и даже запах свежеиспеченного хлеба. - Какие ассоциации возникают у вас с этим цветом? Упражнение «Зеркальное рисование». Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (круг, сердечко, восьмерка). Вывод - Какова тема данного стихотворения? - Какова идея стихотворения? | Работа с учебником. Выразительное прочтение учащимся стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой… » Размышляют над вопросом, дают ответы. Устное словесное рисование. Отвечают представители групп. Дают аргументированный ответ на вопрос. Отвечают на вопрос, приводя примеры из текста. (Заполняют карточку исследователя) - Середина лета («зреет рожь»), день подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул». Это время, когда месяц уже появился на небе, но солнце еще не ушло окончательно. Именно в середине лета бывают самые короткие ночи, вот такое состояние природы и описал Фет. - Основным средством выразительности является олицетворение: «гонит ветер прихотливый», «робко месяц смотрит», «месяц изумлен», «на миг смежает небо огнедышащее око». Автор использует глаголы, и природа показана как живое существо, которое имеет собственную волю. И человек может лишь любоваться ею, восхищаться. - Эпитеты: «жаркая нива», «прихотливый ветер», «золотые переливы», «безбрежная жатва», «огнедышащее око»; ассонанс: «нивы», «переливы», «прихотливый». - Золотой («золотые переливы»). - Тихая радость, спокойствие, умиротворение… - Рисуют руками в воздухе. - Тема природы. Мы увидели описание природы в разгар лета и то, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. - Пробудить чуткое отношение к природе, передать настроение лирического героя. | предметные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; личностные: нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности; |
Первичное закрепление | - Продолжаем работу с учебником. Теперь самостоятельно проанализируйте стихотворение А. А. Фета «Целый мир от красоты…» - Как вы поняли содержание данного стихотворения? О чем оно? (Оценивание ответов учащихся) - В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова В. Солоухина: «Природой нужно любоваться, только тогда она пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость». Как вы понимаете значение этих слов? | Учащиеся работают в группах, анализируя стихотворение «Целый мир от красоты…», обращают внимание на средства выразительности, на образы, которые создал автор в стихотворении. Представители групп защищают подготовленный анализ. Размышляют над вопросом, дают ответы. | предметные: - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - поиск и выделение необходимой информации смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; регулятивные: составление плана и последовательности действий; коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация логические: - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение логической цепочки рассуждения; |