СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы по теме "Анализ стихотворений А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению и анализу стихотворений А. А. Фета "Зреет рожь над жаркой нивой" и "Целый мир от красоты"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме "Анализ стихотворений А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…»"»

Технологическая карта урока литературы

Тема урока. Анализ стихотворений А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…»

Учитель русского языка и литературы: Закаменных В. Ф.

Предмет: литература.
Класс: 8 класс

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цели урока:

образовательная: расширить представления учащихся о восприятии мира; развивать умение понимать содержание прочитанного текста и проводить его анализ; рассмотреть образную систему изучаемого стихотворения; повторить изобразительно – выразительные средства художественной речи (олицетворение, эпитет, метафора).

развивающая: формировать интерес к изучаемому предмету, способствовать формированию чувств учащихся, показав, как лирический герой воспринимает природу; создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь).

воспитывающая: продолжить воспитание нравственных качеств личности ученика, умения работать в микрогруппе (уважать мнение высказывающего, ценить взаимопомощь и поддержку одноклассников).

Задача урока:

- провести анализ стихотворений А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты».

Дидактические средства:

  • для учителя: презентация, аудиофайлы;

  • для учащихся: тетрадь, учебник, карточки для групповой и индивидуальной работы.





«Природой нужно любоваться,

только тогда она пригласит тебя в собеседники,

только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт,

только тогда она и приносит радость».

(В. Солоухин)

 Планируемые результаты:

предметные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;

личностные УУД:  самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к природе, Родине), гражданской идентичности;

регулятивные УУД:  целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.

Предварительная подготовка: учащиеся разбиты на группы, у каждой группы свое задание.

Индивидуальное задание

- выразительное чтение, восприятие, предварительный анализ стихотворений: А. Пушкин «Зимнее утро», И. Бунина «Листопад», фрагмента стихотворения Н. Некрасова «Зеленый шум».

Методические приёмы: слово учителя, анализ стихотворного текста, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, презентация.

Используемые технологии: проблемно-диалогическое обучение, развитие исследовательских навыков, ИКТ.






Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный момент. Формирование установки на восприятие учебного материала.


Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

- Доброе утро, ребята. Прозвенел у нас звонок, начинается урок.

Посмотрим, друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»




- Мне приятно тебя видеть!



личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Мотивация к учебной деятельности.

Формирование желания познакомиться с творчеством поэта.

Формулировка проблемы.


Учитель:

- Окружающий нас мир богат и разнообразен. Скажите, какие вы знаете способы восприятия окружающего нас мира?



- Да, мир мы воспринимаем с помощью зрения – видим, слуха - слышим, обоняния – чувствуем запах, осязания – ощущаем холод, тепло, форму предметов.

Но каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений. Чаще всего мы так воспринимаем музыку и цвет.

- Сядьте поудобнее. Давайте вместе послушаем музыку, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка. Почувствуйте настроение музыкального отрывка, представьте его цветовую гамму, постарайтесь представить ту картину, которую в музыке изобразил композитор (Звучит музыка П.И. Чайковского «Ноябрь»)




- (По завершении музыкального фрагмента) Какие цвета вы увидели?



-А что вы почувствовали, слушая музыку?


Создание проблемной ситуации:

Сделаем предположение, что сочетание звуков, цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех. Проследим, как незаметно для нас цвет, звук приобретают смысловое содержание.



Размышляют над вопросом, дают ответы.

- Мир мы слушаем, чувствуем и видим.











Слушают музыкальный фрагмент.







Размышляют над вопросом, дают ответы.

- Желтый, синий, красный, коричневый, белый

- Спокойствие, умиротворение, холод, грусть…


предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

личностные: самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее его мотивом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.


Актуализация знаний

Постановка цели (целеполагание)

Организация деятельности по восприятию и анализу стихотворения А. А. Фета поэта.


Учитель:

- А помогут нам в этом великие поэты. Послушайте стихотворения, которые подготовили для выразительного прочтения ваши одноклассники.





- Вы прослушали чтение стихотворений. Скажите, есть что-то объединяющее все эти стихотворения?



- А сумели ли вы определить, какие средства выразительности использовали поэты?



- Мы продолжаем с вами работу по изучению творчества А. А. Фета. Сделайте предположение, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Вы правы, говорить мы сегодня будем о природе и тема урока: «Анализ стихотворения А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

- Природой восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях, наполненных звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу поэтов. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя.

- Вы - читатели, какие поставите перед собой цели?






- Чтобы достичь поставленные цели, нужно быть не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, и слова Н. Рыленкова будут нашим девизом:

«Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться надо….»

- Как вы понимаете выражение Н. Рыленкова?





- Сейчас наш класс превращается в творческую лабораторию исследователей, которым предстоит ответить на ряд вопросов и заполнить карточку исследователя, которая станет вашим учебным пособием при анализе выразительных средств.

Выразительное чтение наизусть стихотворений А. Пушкина «Зимнее утро», И. Бунина «Листопад», фрагмента стихотворения Н. Некрасова «Зеленый шум»


Вступают в диалог.

- Все эти стихотворения посвящены описанию природы.


- Олицетворение, сравнение, метафоры, цветовые эпитеты



- Образ природы в стихотворениях А. А. Фета.












- Понять содержание прочитанного текста, почувствовать настроение лирического героя, научиться выразительно читать стихотворения.







Размышляют над вопросом, дают ответы.

- Чтобы увидеть какие-то изменения в окружающем мире, что-то хорошо понять, надо быть внимательным к тому, что происходит вокруг.


познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

предметные:  

самостоятельное выделение и формулирование  

познавательной цели;

личностные: самоопределение, 

побуждение к деятельности;

регулятивные:

планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;



Открытие обучающимися нового знания. Проблемное изложение нового материала.






































































Физкультминутка

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, снятие тревожности.










Учитель:

- Начнём мы свое исследование с прочтения стихотворения А. А. Фета.



-Какая картина создана в стихотворении? Опишите, какие образы вы увидели, прослушав данное стихотворение? Обсудите этот вопрос в группе.



- На слайде презентации к уроку вы видите несколько пейзажных зарисовок. Скажите, какая из них соответствует содержанию прочитанного текста, обоснуйте свой ответ.



- Какое время года и суток изображено в стихотворении? Докажите словами из стихотворения.













- Какое художественное средство является ведущим в стихотворении? Почему?














- Да, действительно, глаголы - дают динамическую характеристику окружающим нас предметам и явлениям, а прилагательные - статичные признаки.

Какие еще приемы использует автор для изображения природы?




- Какой цвет преобладает в стихотворении?



- Фет в этом стихотворении только единожды дает посыл на цвет. Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото: блеск колосьев («жаркой нивой»), подсвеченных ярким долгим закатом, «огнедышащее око» солнца — все это сливается в одной гамме, чувствуется тепло, нежность и даже запах свежеиспеченного хлеба.


- Какие ассоциации возникают у вас с этим цветом?



Упражнение «Зеркальное рисование».

Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (круг, сердечко, восьмерка).





Вывод

- Какова тема данного стихотворения?





- Какова идея стихотворения?



Работа с учебником.

Выразительное прочтение учащимся стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой… »


Размышляют над вопросом, дают ответы. Устное словесное рисование. Отвечают представители групп.


Дают аргументированный ответ на вопрос.










Отвечают на вопрос, приводя примеры из текста. (Заполняют карточку исследователя)

- Середина лета («зреет рожь»), день подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права.

«Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул».

Это время, когда месяц уже появился на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

Именно в середине лета бывают самые короткие ночи, вот такое состояние природы и описал Фет.

- Основным средством выразительности является олицетворение: «гонит ветер прихотливый», «робко месяц смотрит», «месяц изумлен», «на миг смежает небо огнедышащее око». Автор использует глаголы, и природа показана как живое существо, которое имеет собственную волю. И человек может лишь любоваться ею, восхищаться.



- Эпитеты: «жаркая нива», «прихотливый ветер», «золотые переливы», «безбрежная жатва», «огнедышащее око»; ассонанс: «нивы», «переливы», «прихотливый».



- Золотой («золотые переливы»).










- Тихая радость, спокойствие, умиротворение…


- Рисуют руками в воздухе.








- Тема природы. Мы увидели описание природы в разгар лета и то, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя.

- Пробудить чуткое отношение к природе, передать настроение лирического героя.

предметные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

личностные:

нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;


Первичное закрепление

- Продолжаем работу с учебником. Теперь самостоятельно проанализируйте стихотворение

А. А. Фета «Целый мир от красоты…»






- Как вы поняли содержание данного стихотворения? О чем оно?

(Оценивание ответов учащихся)





- В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова В. Солоухина: «Природой нужно любоваться, только тогда она пригласит тебя в собеседники,

только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость». Как вы понимаете значение этих слов?


Учащиеся работают в группах, анализируя стихотворение «Целый мир от красоты…», обращают внимание на средства выразительности, на образы, которые создал автор в стихотворении.


Представители групп защищают подготовленный анализ.






Размышляют над вопросом, дают ответы.


предметные:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- поиск и выделение необходимой информации смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

коммуникативные:

- инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические:  

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение логической цепочки рассуждения;

Итог урока.

Рефлексия деятельности.


- Наш урок подошел к концу. Обратите ваше внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них. Определите своё внутреннее состояние через цвет. Пользуясь подсказкой на экране:

Мое отношение к уроку

Красный цвет

понравилось на уроке

Черный цвет

не понравилось на уроке

Желтый цвет

узнал новое на уроке

Зеленый цвет

я был активен на уроке

Синий цвет

я бы хотел, чтобы такие уроки были еще

Помогите нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

- С каким настроением вы уходите с занятия?

- Что полезного взяли для себя с этого занятия?



личностные:

- оценивание результатов учебной деятельности;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные:

- соотношение полученного результата с поставленной целью;

- саморегуляция.  


Домашнее задание

Домашнее задание

Какое мастерство вы хотели бы проявить при выполнении домашнего задания? (Быть актером, художником, поэтом)

Художник (иллюстрирует стихотворения)

Актер (выразительное чтение или прочтение наизусть)

Поэт (сочини свое стихотворение)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!