2.Постановка проблемы. Определение цели урока. Постановка задач урока. Эвристическая беседа | 1.Беседа Эпиграф к уроку: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» А.И.Куприн (Слайд 2) С такими словами обращается к вам писатель Александр Иванович Куприн - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? -Сформулируйте тему нашего урока, задачи урока. - Жизнь людей на Земле не бывает простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают людей. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, самым дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в самую критическую минуту, воспринимается как ЧУДО. - Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком СЛУЧАЕ, КОТОРЫЙ ПОВЕДАЛ НАМ А.И. КУПРИН… -Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на нашем уроке( Слайд 4) | Высказывают свое мнение после обобщения всех ответов (Чудеса совершают люди) - Предлагают варианты темы урока, ставят цель и задачи урока. о добре, сострадании, милосердии рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия; найти проблему в тексте, проанализировать рассказ, охарактеризовать главных героев, воспитывать доброе отношение к людям и т.п.) | Регулятивные: - целеполагание, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания - умение структурировать знания, |
3. Актуализация знаний Воспроизведение ранее изученного, установление связей между прежними и новыми знаниями | 2.Запишите в тетрадях тему урока. Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»._ - А вы любите эти удивительные праздники: Новый год и Рождество? - Сколько рассказчиков в этом произведении? Повествование рассказа необычно. Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”. (Слайд 5) - С какой целью автор использует такое построение? | Милосердие- это гуманизм, сострадание к ближнему. Проверка- обмен мнениями Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого … Чтобы убедить читателя в правдивости, реальности происходящего . | 1) Регулятивные: - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания 1) Регулятивные: умение интегрировать информацию 2) личностная культура работы с информацией |
1.Открытие нового знания. Анализ рассказа -раскрытие сущности новых понятий.(финансовая грамотность) -самостоятельно осмыслить содержание и проникнуть в мотивы поступков героев путём выделения ключевых слов (деталей) -систематизация информации 5.Формирование собственной позиции | Ребята, все мы посещаем магазины, торговые центры, где мы постоянно сталкиваемся с рекламой, различными «выгодными акциями», маркетинговыми приемами, главная цель которых стимулировать нас именно к этой покупке, потратить наши деньги именно в этой торговой точке. Такую рекламу мы видим и в рассказе «Чудесный доктор» (Слайд 6-8) 1. Прочитайте описание витрины гастронома. Как вы думаете, чем она привлекла внимание мальчиков? 2. Найдите детали ,которые передают атмосферу праздника? - А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником. Какие чувства испытываете вы при приближении Нового года и Рождества? - Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. Вот и в нашем рассказе герои вначале в полном отчаянии, несмотря на приближающийся праздник. - Итак, для Гриши и Володи атмосфера праздника осталась позади, что же впереди? (Потянулись пустыри…уже более года…) – читаем и комментируем. - Далее автор сгущает краски. И мы точно понимаем, что семья в беде! 2.Иллюстрация «В квартире Мерцаловых». –Назовите эпизод, изображенный художником. -Найдите описание подземелья в тексте.( Слайд 9) Назовите основные детали описания. Составьте сравнительную таблицу Зачем автор помещает рядом описание праздничного города и бедного подвала? -Что мы узнаем о семье Мерцаловых из этого эпизода? -Почему семья оказалась в таком бедственном положении? (Слайд 10 ) -Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой? 1. Найдите в тексте диалог. Прочитайте выразительно (мама, Гриша, Володя) 2. Как вы думаете, о чём говорилось в письме? ( 3. Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал? -Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых Какие пословицы подходят к ситуации, сложившейся в семье Мерцаловых По доходу и расход; Скупой платит дважды; Плакали наши денежки; Деньга деньгу родит; К копейке копейка– проживёт семейка; Без копейки рубля нет. Слайд 11 Проблема: Бедность семьи Мерцаловых. Проблемный вопрос: Как помочь семье Мерцаловых? Отчаяние гонит Мерцалова из дома и приводит в городской сад. Найдем в рассказе пейзаж, прочитаем. (Слайд 12) С помощью чего создается красота пейзажа? - Какой литературный прием вновь использует Куприн? - О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия? И в этой торжественной тишине, в преддверии Рождества, как будто ангел спустился с небес. -Кто был этим ангелом? (Слайд 13) 5. Доктор в подземелье у Мерцаловых. Слайд 14 -Что же сделал этот ангел? -Что же купил на три рубля ,полученные от доктора , Мерцалов? (Слайды 16-19) -А вы знаете. что можно купить сейчас на эти три рубля? – Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора? – Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?). ( – Почему доктор сам не назвал себя? Давайте мы сами узнаем о Николае Ивановиче Пирогове (Слайд 20-21) -Почему автор приписывает доктору эпитет «чудесный»? -Какое чудо он совершает? (Слайд 22) -Дайте нравственную оценку поступкам доктора. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых после встречи с Пироговым? Как вы понимаете смысл слов, произнесённых доктором на прощание:“…главное никогда не падайте духом”? | Понятие «реклама», «маркетинговый ход» 1.Работа с текстом (в парах ) Найти контраст (антитезу) Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюбленно-жадный взгляд”. 2.Выборочное чтение текста рассказа Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда 4.Составление сравнительной таблицы 6. Работа в парах Атмосфера праздника: | Атмосфера бедного дома: | Гастрономическая выставка, | Подземелье, | Сияющие елки, | Сырость стен, | Веселая полька, | Ужасный запах керосинового чада, | Прекрасные магазины, | Детское грязное белье, | Праздничное оживление толпы | Крысы, | Смеющиеся лица нарядных дам. | Больной ребенок. | автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других Просьба помочь семье. Очевидно, швейцар – жестокий и злобный человек -глава семьи заболел тифом; - все скудные сбережения ушли на лечение; - потеря рабочего места; - болезнь детей; - смерть девочки Высказывают варианты решения проблемы Пожалеть, посочувствовать Предложить денег Дать мальчикам одежду Предложить переехать в другую квартиру Дать работу отцу. Срочно купить Машутке лекарства Выразительное чтение отрывка на фоне музыки метафоры, олицетворения, эпитеты антитезу: тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. тоже захотел такой же тишины. Им овладевает отчаяние и даже мысли о смерти читают о том, какие же действия начинаются в семье Мерцаловых крупные кредитные билеты Аптечный ярлычок на лекарстве Скромность, помощь от души, а не за благодарность Индивидуальное задание Рассказ о Пирогове Пирогов Николай Иванович (1810-1881 гг.) – великий русский врач, основоположник военно-полевой хирургии. Профессор медико-хирургической академии в Петербурге. Исследования Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в Европе. Он первым применил наркоз при операции, ввел в практику неподвижную гипсовую повязку… - Николай Иванович дважды принимал участие в боевых действиях, где оказывал помощь раненым. Жизненный принцип «жить не только себя» - считал основой милосердия. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России. Позднее это движение стало называться Общество Красного Креста. - «Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», - писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Рассказ Куприна «Чудесный доктор» - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова. | 1. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция |
Формирование собственной позиции | -В чем заключается нравственный смысл рассказа? Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? Работа со высказыванием А.Чехова (Слайд 24) За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье». (А.Чехов) Итак, чудо помощи человеку без ожидания благодарности должно стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся Каждый день по телевидению мы слышим истории больных детей, которым нужна помощь. Многие люди оказывают финансовую помощь. Конечно. у вас пока нет такой возможности .чтобы отправить при помощи СМС посильную помощь. Но вы можете подсказать вашим близким, у которых эта возможность есть. Ведь для этих людей ,в дом которых пришла беда, дорога каждая копейка. В Казани действует «Подари жизнь», цель которого помочь больным детям. На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова. (Слайды 25) | Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе | Познавательные: построение логической цепи рассуждения - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности |
3.Анализ собственного мнения. | -Как вы считаете, в какие чудеса нужно верить? - Что вы открыли для себя на уроке? У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке | Обмен мнениями. Кладут бусинки в хрустальную вазу | Познавательные: построение логической цепи рассуждения - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности |